12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина96

Ни для кого не секрет, что без мотивации в педагогическом процессе обойтись не возможно. Детей необходимо постоянно мотивировать, стимулировать и побуждать к действию. А вот каким образом, вопрос довольно спорный.

Существует два способа мотивации: внешний (чаще материальный) и внутренний.

Оба имеют место быть, но использоваться должны правильно.

Внешняя мотивация наиболее удобна и проста. Это наклейки, подарки, штампы, сюрпризы, похвала и т.д. Само действие не представляет интереса для ребенка, интерес заключен только в награде за него. Если пропадает поощрение, то и желание у ребенка пропадает вместе с ним.

Внутренняя мотивация находится внутри ребенка, она не связана с внешними наградами, а приносит удовольствие от самого действия, от его результата. То есть ребенок выполняет задание ради собственного удовольствия.

Я хочу поделиться своими секретами мотивации детей на занятиях в дошкольном учреждении.

На всех занятиях мной используется игровой момент, который позволяет завлечь детей, завладеть их вниманием. Здесь вариантов масса, все они известны, давно изучены и являются обязательными для использования в дошкольном возрасте. Подробно на них останавливаться не станем.

Еще один довольно распространенный метод мотивации - похвала, без нее никуда, и я ее тоже использую, но по-особенному. Считаю важным оценивать не только результат, но и старания ребенка. Пока дети рисуют, лепят, клеят или выполняют другие задания, стараюсь подойти к каждому ребенку и отметить, что у них получилось хорошо, что получилось лучше всего, давая ориентир к чему стремиться.

Таким образом, у детей появляется уверенность в себе и в том, что они делают все правильно, отсюда -  желание действовать дальше. Если, вдруг, у кого-то вижу растерянность в глазах, обязательно спрашиваю: «Я могу тебе помочь чем-то?», а не навязываю свою помощь без согласия ребенка. Так дети не боятся ошибаться и признаваться в том, что чего-то не поняли.

Обязательно нацеливаю детей на результат, говорю, что у них должно получиться по окончанию деятельности, отсюда есть стремление закончить работу.

Я стараюсь научить детей испытывать радость не от того, что их похвалили, а от того, что у них получилось это сделать. Например, получилось слепить козлика, который может стоять на ножках. Здесь моя похвала - это не просто слова: «Здорово», «Молодец», «Отлично», а «Посмотри, твой козлик стоит на ножках, теперь он сможет пойти в гости к зайчику» или «У твоего козлика такие крепкие ножки, что он больше не будет падать». То же самое можно сказать про рожки, ровную спинку и т.д. В конце занятии мы с ребятами обыгрываем наши труды - герои оживают и попадают в сказочный мир, либо отправляются на важные поручения. Дети и сами с удовольствием придумывают игровые ситуации.

Здесь важно понимать, что если даже сам процесс не так увлекает ребенка, то желание поиграть в конце занятия побуждает к деятельности, ребенок нацелен на получение результата - и это тоже мощный мотив для детей.

Еще одним моим секретом успешной мотивации является похвала не только со стороны взрослого, но и похвала самого себя. Да, я учу детей хвалить самих себя за успехи. Это придает не только уверенность в себе, но и повышает самооценку. Например, «Как ты считаешь, у тебя получилось нарисовать домик?», «Что особенно у тебя получилось сделать?»,  «Ты хорошо справился с заданием?». Все эти вопросы предполагают положительного ответа, ребенок сам делает вывод о себе, какой он молодец, справился, как хорошо у него получилось что-то сделать.

Право на ошибку - тоже мой способ мотивировать детей. «Как ?» – спросите вы. И я вам отвечу: «Я даю ребенку право ошибаться, и не быть при этом отвергнутым или опозоренным». Например, вижу, что ребенок на уроке рисования сильно расстроен, мои слова: «Ты расстроился, потому что у тебя не получается что-то нарисовать. Если хочешь, я могу тебе помочь или мы вместе попробуем еще раз вечером». «Да, не получилось, - подумает ребенок, -но, оказывается, в этом нет ничего страшного и все можно исправить. Я могу ошибаться, надо мной никто не смеется, меня не ругают и не унижают за это». Когда дети не боятся ошибок, верят в свои силы и успех, они с большим желанием приступают к деятельности.

Следующий секрет - я стараюсь вдохновить детей примером других. Здесь в качестве вдохновителя могут быть известные личности, реальные жизненные истории, родители или я сама, а также сказочные герои, художественные произведения. Когда есть представление к чему стремиться, всегда проще выполнять действия, даже если они не так интересны.

Конечно, в своей работе, я использую и другие методы и способы мотивации детей во время занятий, но они более известны и довольно часто используются, поэтому, их я описывать не стану.

Своей задачей считаю сделать так, чтобы в школе детей к новым знаниям и умениям двигало любопытство, интерес, гордость за свои достижения , а не оценки в дневнике.

Подведу итог и выделю мои неординарные методы и способы мотивации детей на занятии:

- оцениваю, прежде всего, старания ребенка;

- нацеливаю детей на результат;

- учу получать удовольствие от самого процесса и от его результата;

- обыгрываю с детьми результаты их продуктивной деятельности;

- учу детей хвалить самих себя;

- даю детям право на ошибку;

- мотивирую желанием подражать примеру других.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.