Статья на тему «Педагогика сотрудничества: взрослый и ребёнок»

2
0
Материал опубликован 22 June 2020

«Педагогика сотрудничества: взрослый и ребёнок»

Труд воспитателя часто представляют лишь как игру с детьми, веселое времяпровождения и даже не думают, что для того, чтобы маленькие воспитанники выросли добрыми, умными, честными людьми требуются много терпения и кропотливого труда.

Как воспитать ребенка таким, чтобы он мог жить в мире людей. Как передать ему знания, нравственные ценности и понятия, накопленные человеком за тысячелетнюю историю.

Суметь найти подход к маленькому человеку, попытаться понять его и стать ему другом - вот моя основная задача как педагога. Особенно в настоящее время, когда дети мало общаются, их речевой опыт часто ограничен, языковые средство несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяются недостаточно. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Мои педагогические наблюдения показывают, что родители не умеют (а самое страшное порой и не хотят) общаться со своими детьми, дети не получают желаемого внимания от своих родителей. Всем известно, что дошкольный возраст являются решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Психолого-педагогические и социологические исследования показывают, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапов дошкольного детства. Детский сад – первый вне семейный социальный институт. Первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинаются их систематическое педагогическое просвещение.

На мой взгляд, самое сложное в работе педагога – найти контакт с родителями воспитанников. Встаёт очень трудная задача – как это сделать, как донести родителям нужную информацию, как вовлечь их в этот интересный уникальный захватывающий процесс воспитания своего ребёнка?

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, и не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Отсутствие молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребёнка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребёнка.

Тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением: либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в повышенном эмоциональном состоянии, что провоцирует развитие неврозов на детей. Беседы с родителями моих выпускников свидетельствуют, что в последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей уже при их поступлении в школу, устраивая экзамены, проводя тестирование, собеседование, родители стали требовать от воспитателей подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом родители, по моим наблюдениям, совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со своими сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордиться, т.е вопросы воспитания родители считают лишними.

Я уверена, что от совместного взаимодействия родителей и педагогов, специалистов дошкольных учреждений зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Я заметила, что часто характер общения <<педагог-семья>> явно не способствует установлению подлинного диалогического сотрудничества сторон. Преобладание оценочного стиля общения все чаще остается серьезным источником конфликтов между педагогом и родителем, взаимной критики, претензии, конфронтации, конкуренции, давления друг к другу, взаимного отчуждения. Поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Эти родители – сторонние наблюдатели, не чувствующие себя единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга. Проблема взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей не нова. Существовавшие ранее разработки по взаимодействию с семьей утратили свою актуальность так как, с каждым годом мировоззрение, принципы жизни, цели у молодых родителей меняются, поэтому старые шаблоны не эффективны к родителям нового поколения. Я полагаю что, работы воспитателя постоянно требует инновационных подходов к родителям образовательная система заложила в программу «Столичное образование- 5» внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства; дошкольного образования для детей и родителей. Поэтому вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы создать единое пространство «СЕМЬЯ-ДЕТСКИЙ САД», не развитие позитивных, мотивированных, действенных, взаимодополняющих отношений между детским садом и семьей в целях воспитания здорового, уверенного в себе и других, счастливого ребенка.

Для того, чтобы желаемое взаимодействие педагогов с семьями не находилось в противоречии с результатами, передо мной возникла необходимость выработать определенный подход, систему гармоничного дополнения друг друга. Я считаю, чем больше времени дети, родители и педагоги проводят вместе, тем меньше проблем в построении взаимоотношений.

Свою систему я разрабатывала несколько лет. В процессе взаимодействия с родителями мною выявлялось более эффективные формы, исключались малоэффективные и в результате, сформировалась система с определенными этапами, методами и формами сотрудничества с родителями. На мой взгляд, наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнерских отношений с семьей каждого ребенка лежит через установление диалога с ней. А диалог с родителями предполагает личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Я убеждена, что одно только просвещение родителей, о котором вновь сегодня рассуждают с особой силой учёные и практики – пусть даже хорошо поставленное – еще не даёт желаемого результата и ответ на вопрос: «Так для чего же родителям педагогические знания?» Необходимое продуктивное образование семьи, раскрывающее родителям возможности решать проблемы, не разрушая, а развивая отношения с детьми. Правильно заметил А.С.Макаренко: «Научить воспитывать можно только в практике на примере». Своей концепцией я хочу показать новые возможности в получении родителями образования благодаря развитию конструктивных взаимодействий детского сада и семьей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.