Персонализированная программа профессионального развития педагога дополнительного образования под руководством наставника

1
0
Материал опубликован 30 May

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования местной администрации

Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

t1748621693aa.jpg«Средняя общеобразовательная школа им. А.Ю. Байсултанова»

с.п. Яникой Чегемского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

















Индивидуальная программа профессионального развития

педагога дополнительного образования под руководством наставника

на 2023-2024 учебный год





Разработчик:

Биттирова С.В.,

старший педагог

дополнительного образования

с.п. Яникой

2023 г.

Пояснительная записка

Форма наставничества: «Учитель – учитель»

Ролевая модель: «Опытный учитель – молодой специалист».

Ф.И.О., должность наставляемого: Биттирова Дж.М., педагог дополнительного образования, руководитель ДООП социально-гуманитарной направленности «Веселый английский», «Английский клуб», руководитель ДООП художественной направленности «Театральное объединение «Диалог»; уровень квалификации соответствует занимаемой должности, педагогический стаж – 3 года.

Ф.И.О., должность наставника: Биттирова С.В., старший педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования, руководитель ДООП художественной направленности «Креатив», педагогический стаж – 12 лет.

Срок реализации программы: с 25.08.2023 по 30.05.2024.



В настоящее время дополнительное образование в Кабардино-Балкарской Республике получило новый импульс к развитию и выходит на флагманский уровень. Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка», открытие Центров образования «Точка роста», комплексное обновление материально-технического оснащения образовательных учреждений, а так же повышение статуса педагогических профессий в обществе привлекает к работе с детьми новых специалистов. Наставничество в дополнительном образовании призвано создать все условия для развития и роста профессионального уровня обучающего контингента и максимальной сохранности ценных педагогических кадров. Одним из инструментов повышения качества реализации профессионального потенциала является индивидуальная программа профессионального роста педагога дополнительного образования, разработанная наставником в парадигме системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов с учетом новых тенденций в образовании и вызовов времени.

Правовое поле для разработки данной индивидуальной программы профессионального роста педагога дополнительного образования определено следующими нормативно-правовыми актами:

­ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Национальный проект «Образование». 

Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».

Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г.  № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 

Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 

Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 

Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).

Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Письмо Минпросвещения России, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657 "О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях".

Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций".

Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».

Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г.  № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».

Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».

Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».

Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)».

Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

Приказ Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР №22/169 от 05.03.2022 г. «О внедрении во всех образовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Приказ Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2023 г. N 22/294 "Об утверждении Положения о системе наставничества в образовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике".

Положение о наставничестве в МКОУ «СОШ им. А.Ю. Байсултанова» с.п. Яникой Чегемского муниципального района

Актуальность разработки индивидуальной программы развития молодого специалиста в сфере дополнительного образования заключается в необходимости ускоренной адаптации педагога к новым и быстро изменяющимся условиям работы, повышения профессиональной и личностной мотивации, профилактики раннего выгорания, а также создания положительного образа педагогической профессии в обществе. Именно выполнение вышеперечисленных условий может способствовать наиболее полной реализации потенциала педагога, его ориентированности на собственное профессиональное развитие и эффективное достижение образовательных результатов обучающихся, что способствует, с одной стороны, сохранности контингента обучающихся в рамках дополнительных общеразвивающих программ, с другой стороны, возрастанию интереса к дополнительному образованию.

Новизна данной программы индивидуального развития педагога дополнительного образования заключается в формах и методах организации взаимодействия наставника и наставляемого. На основе диагностики профессиональных дефицитов разработан годовой индивидуальный план (траектория) профессионального развития молодого специалиста, состоящий из тематических мероприятий в формате практико-ориентированных занятий – семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, проектных сессий, решения кейсовых заданий и т.д. В результате непрерывного взаимодействия участников наставничества, точечной либо комплексной диагностики качественных изменений уровня компетенций наставляемого и полученной от него обратной связи, анализа и рефлексии осуществляется необходимая коррекция индивидуального плана. Такой гибкий метод взаимодействия участников программы наставничества позволит наиболее быстро и эффективно достичь поставленной цели и получить запланированные программой результаты.

Программа разработана на основе оценки компетенций педагога согласно модели контекстных (жестких) и кроссконтекстных (мягких) навыков. Это является отличительной особенностью данной программы. В связи с тем, что наставляемый уже имеет некоторый опыт работы в сфере дополнительного образования, приоритет остается за развитием метапредметности. К метапредметным, или мягким, компетенциям педагога дополнительного образования относятся коммуникативные навыки (умение выстраивать общение с учениками, родителями, коллегами, аргументировать свою точку зрения, умение сотрудничать и т.д.), управленческие навыки (умение ставить цели и распределять задачи, организовать, контролировать, систематизировать работу и т.д.), когнитивные навыки (логическое, критическое, творческое, проектное, системное мышление). Личностные навыки (управление временем, умение планировать, нацеленность на результат, саморегуляция и самомотивация, гибкость и стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты и т.д.) часто выделяют в отдельную категорию самонавыков или экзистенциальных компетеций.

Таким образом, целью реализации данной индивидуальной программы профессионального роста педагога дополнительного образования является создание условий для максимально полного раскрытия профессионального и личностного потенциала молодого специалиста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить уровень профессиональной и психологической подготовки молодого специалиста к деятельности в сфере дополнительного образования МКОУ «СОШ им. А.Ю. Байсултанова»

Разработать план мероприятий по оптимизации процесса адаптации молодого специалиста в новых условиях деятельности и компенсации выявленных личностных, предметных и метапредметных дефицитов и профессиональных затруднений

Стимулировать у педагога дополнительного образования потребность в саморазвитии и самообразовании путем проведения обучающих мероприятий и использования возможности самостоятельно транслировать полученный опыт

Повысить мотивацию к профессиональной деятельности путем создания ситуации успеха через подготовку к участию в конкурсах профессионального мастерства и мероприятиях педагогического сообщества муниципального, регионального и всероссийского уровня

Систематически проводить корректировку плана развития педагога с учетом актуальной обратной связи и изменения образовательных и профессиональных потребностей наставляемого

Провести комплексный анализ качественных изменений профессионального самоопределения молодого специалиста по истечении срока реализации плана индивидуального развития и составить на его основе перспективный план профессионального роста (зона ближайшего развития) педагога с учетом его личных и профессиональных приоритетов.

Формы взаимодействия участников программы: беседа, наблюдение, взаимное посещение занятий, анкетирование, тестирование, семинар, практикум, тренинг, проектная деятельность, мастер-класс, квиз решение кейсовых задач и другие.

План индивидуального профессионального развития

педагога дополнительного образования Биттировой Дж.М.

на 2023-2024 учебный год

п/п

Содержание деятельности

Срок

Планируемый результат

Итог

Подготовительный этап

(диагностика профессиональных дефицитов)

1.1

Провести многоуровневую (беседа, тестирование) диагностику на предмет выявления профессиональных дефицитов и определения приоритетных направлений профессионального развития

до 25.06. 2023

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития

Результаты диагностики

1.2

Разработать программу мер с целью компенсации выявленных дефицитов и развития профессиональных компетенций молодого специалиста

до 25.06. 2023

Разработан перечень мер по преодолению профессиональных трудностей

План индивидуального роста

2.1. Основной этап (методическая подготовка)

2.1

Провести обучающий семинар «Дополнительная общеразвивающая программа как основной инструмент работы педагога дополнительного образования»

до 30.06. 2023

Изучены основные нормативно-правовые акты, определяющие работу педагога дополнительного образования, в том числе локальные нормативно-правовые акты МКОУ «СОШ им. А.Ю. Байсултанова» (Положение о дополнительном образовании, Положение о дополнительной общеразвивающей программе и прочее), Методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы (РМЦ ЦНППМ КБР). Рассмотрены структура и содержание дополнительной программы и программы воспитания, особенности их составления.

3 ДООП на 2023-2024 учебный год (одобрены экспертами, утверждены директором)

2.2

Провести обучающий практикум «Персонифицированное дополнительное образование»

до 05.09. 2023

Знакомство с системой персонифицированного дополнительного образования, сертификатом дополнительного образования, работа в личном кабинете навигатора pfdo.ru, особенности зачисления обучающихся на программы дополнительного образования, работа с электронным журналом.

Активный личный кабинет в системе pfdo.ru

2.3

Провести тренинг «Маркетинг в дополнительном образовании – как привлечь на кружок детей и родителей»

до 15.09. 2023

Рассмотрены и внедрены различные способы привлечения обучающихся на дополнительную программу (развитие коммуникации с ученическим и родительским сообществом).

Завершен набор на ДОП, занятосто мест – 100 %

2.2. Основной этап

(развитие метапредметных и личностных компетенций)

3.1

Организовать семинар с участием педагога-психолога «Психологические и возрастные особенности учащихся начальной, основной и средней школы»

до 10.10. 2023

Изучены психологические и возрастные особенности учащихся, которые учитываются при подготовке и проведении занятий кружка.

Соответствует задачам семинара

3.2

Провести мастер-класс «Тайм-менеджмент педагога дополнительного образования: практика достигатора»

до 30.10. 2023

Изучены технологии управления временем и способы их внедрения в работу педагога дополнительного образования: эффективное планирование и целеполагание (SMART), приемы оптимизации рабочего распорядка и режима чередования труда и отдыха.

Соответствует задачам мастер-класс

3.3

Провести семинар «Традиции и современность: новые технологии и возможности искусственного интеллекта на занятиях успешного педагога дополнительного образования»

до 20.11. 2023

Изучен опыт организации и проведения тематических квестов, использования настольных игр и интернет-технологий на занятиях кружка социально-гуманитарной направленности

Соответствует задачам семинара

3.4

Провести практикум с участием педагога-психолога «Выстраивание эффективной коммуникации с педагогическим, ученическим и родительским сообществом: алгоритм поведения педагога в конфликтной ситуации»

до 10.12. 2023

Рассмотрен набор возможных конфликтогенов в сфере деятельности педагога дополнительного образования, отработаны алгоритмы поведения педагога в зависимости от причины конфликта и психологического типа конфликтующих сторон

Соответствует задачам практикума

3.5

Провести педагогический квиз «Функциональная грамотность: развитие креативного мышления на занятиях социально-гуманитарной направленности»

до 20.01. 2024

Изучены технологии мозгового штурма, кейс-метода, ТРИЗ-метода и других приемы развития креативности и их возможности для развития творческого мышления на занятиях социально-гуманитарной направленности.

Соответствует задачам занятия

3.6

Провести проектную мастерскую «Индивидуальная траектория развития – путь к успеху педагога дополнительного образования»

до 10.02. 2024

Изучены особенности построения индивидуальной траектории развития обучающихся и индивидуальной траектории саморазвития и реализации профессионального и творческого потенциала педагога дополнительного образования. Изучены возможности дальнейшего профессионального роста педагога дополнительного образования посредством формального и неформального обучения. Составлен индивидуальный план повышения профессионального уровня и реализации творческого потенциала педагога дополнительного образования

Соответствует задачам мастерской, продукт проекта - план самореализации педагога

3.7

Организовать мастерскую «Развитие эмоционального интеллекта педагога дополнительного образования: фейк или осознанная необходимость?»

до 10.03. 2024

Рассмотрены способы развития эмоционального интеллекта, методы управления эмоционально-психологическим состоянием и саморегуляции.

Соответствует задачам семинара

3.8

Организовать семинар «Реализация творческого потенциала педагога дополнительного образования как ключ к повышению профессиональной мотивации»

до 01.04. 2024

Проведен анализ содержания понятия мотивации, рассмотрены способы повышения профессиональной мотивации педагога дополнительного образования как возможности профилактики раннего профессионального выгорания. Проведен обзор очных и дистанционных конкурсных мероприятий для педагогов и обучающихся социально-гуманитарной направленности, а так же площадок для транслирования педагогического опыта.

Соответствует задачам семинара

3.9

Провести практикум «Имидж педагога: правила самопрезентации»

20.05. 2024

Рассмотрены понятие «имидж», особенности построения и составляющие элементы образа педагога. Раскрыты правила самопрезентации педагога и представления педагогического опыта на разных уровнях.

Соответствует задачам практикума

3. Заключительный этап

(анализ качества реализации программы наставничества)

4.1

Провести сравнительный анализ качественных изменений в профессиональном и личностном уровне педагога дополнительного образования

до 15.06. 2024

Проведены беседы, анкетирование, тестирование, комплексная диагностика с целью выявления качественных изменений в профессиональном уровне педагога дополнительного образования. Проведено сопоставление полученных результатов с планируемыми результатами, проведен анализ с последующей рефлексией и экспертным заключением.

Диагностическая карта

4.2

Составить перспективный план дальнейшего профессионального роста педагога дополнительного образования

до 30.06. 2024

Составлен перспективный план дальнейшего профессионального роста педагога дополнительного образования

Перспективный план



Обратная связь наставляемого в форме беседы, анкетирования, рефлексии проводимых занятий с последующей корректировкой плана индивидуального развития (при необходимости) и других осуществляется еженедельно либо чаще по мере потребности.











Планируемые результаты

реализации плана профессионального роста педагога дополнительного образования:

Определен уровень профессиональной и психологической подготовки молодого специалиста к деятельности в сфере дополнительного образования МКОУ «СОШ им. А.Ю. Байсултанова»

Разработан план мероприятий по оптимизации процесса адаптации молодого специалиста в новых условиях деятельности и компенсации выявленных личностных, предметных и метапредметных дефицитов и профессиональных затруднений

Актуализирована потребность к саморазвитию и самообразованию молодого специалиста путем проведения обучающих мероприятий и предоставления возможности самому транслировать полученный опыт

Простимулирована мотивация к профессиональной деятельности путем создания ситуации успеха через участие в конкурсах профессионального мастерства и мероприятиях педагогического сообщества муниципального, регионального и всероссийского уровня

Проведена текущая корректировка плана развития молодого специалиста с учетом актуальной обратной связи и изменения образовательных и профессиональных потребностей

Проведен комплексный анализ качественных изменений в профессиональном самоопределении молодого специалиста по истечении срока реализации плана индивидуального развития и составлен на его основе перспективный план профессионального роста (зона ближайшего развития) педагога с учетом его личных и профессиональных приоритетов

Условия реализации программы

Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций.

Кадровое обеспечение программы

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, или прошедшие профессиональную переподготовку в области дополнительного образования, опыт профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования. К проведению занятий по мере необходимости могут быть привлечены представители адмит0нистрации образовательного учреждения, методисты, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, а так же приглашенные специалисты и эксперты.

Материально-техническое обеспечение:

учебный кабинет с типовым набором необходимой мебели;

магнитно-маркерная доска, набор цветных маркеров, губка;

персональный компьютер с необходимым программным обеспечением (создание презентаций, видеофильмов, обработка изображений, работа с документами, таблицами, диаграммами и т.д.),

интерактивная доска,

МФУ

Методы работы:

объяснительно-иллюстративные;

репродуктивные;

частично-поисковые;

творческие;

проектные.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

индивидуальная программа профессионального роста педагога дополнительного образования;

учебно-методическая литература;

мультимедийное сопровождение (презентации, видео и т.д.);

Интернет-ресурсы.

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности освоения индивидуальной программы проводятся:

стартовая диагностика с целью выявления профессиональных дефицитов педагога (проверка уровня знаний в начале учебного года)

текущая диагностика (по мере необходимости с целью корректировки индивидуального плана)

итоговая диагностика (проводится по окончании учебного года с целью выявления степени компенсации профессиональных дефицитов педагога)

К оценочным материалам относятся диагностические карты, карточки с различными упражнениями, онлайн и офлайн тесты и анкеты, критерии оценок.

Показатели эффективности реализации индивидуальной программы профессионального роста педагога

Критерии

Показатели

Проявление

в полной мере

2 балла

частично,

1 балл

не 

проявляется,

0 баллов

Оценка программы профессионального роста педагога дополнительного образования





 

Соответствие наставнической деятельности цели и задачам, по которым она осуществляется




Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям




Наличие комфортного психологического климата




Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия




Определение эффективности участников наставнической деятельности

Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности




Изменения в личности наставляемого

Активность и заинтересованность в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью




Степень применения наставляемым полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональных (учебных, жизненных) ситуациях, активная гражданская позиция




12–14 баллов – оптимальный уровень

9–11 баллов – допустимый уровень

0–8 баллов – недопустимый уровень



ЭОР для оценки эффективности индивидуальной программы развития педагога дополнительного образования используются в качестве стартовой, текущей и итоговой диагностики.

Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников https://kiro-karelia.ru/structure/sitim/test/defisit

Методика определения стрессоустойчивости https://onlinetestpad.com/ru/testview/1087-metodika-opredeleniya-stressoustojchivosti-i-socialnoj-adaptacii-kholmsa-i

Развитие профессиональной компетенции молодого педагога https://onlinetestpad.com/ru/test/1392380-razvitie-professionalnoj-kompetencii-molodogo-pedagoga

Определение личностных и профессиональных компетенций https://softskills.rsv.ru/

Колесо баланса как инструмент определения компетенций педагога https://jurijchabanov.com/koleso-balansa/





Список литературы

Наставничество: эффективная форма обучения: информационно метод. материалы / авт.-сост.: Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. Казань: ИРО РТ, 2019. 48 с.

Ванзатова, Б. Р. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Б. Р. Ванзатова // Образовательная социальная сеть. URL: https://clck.ru/QXUJg

Бондаренко, Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей / Н. Бондаренко. Текст: электронный. URL: https://clck.ru/QWQW9

Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.

Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. 100 с

Сборник материалов региональной конференции для педагогических работников «Современные формы наставничества и шефства среди обучающихся в образовательном учреждении (из опыта работы)» http://odaryonnost.ucoz.ru/konkursi/20- 21/chnz_sbornik.pdf

Методические рекомендации. Об организации наставничества в школе. https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2021/01/metodicheskie-rekomendaczii.





Приложение 1

Колесо баланса как инструмент самодиагностики в наставничестве

Колесо баланса – инструмент оценки компетентностей педагога, заполняется наставляемым по 10-балльной шкале самостоятельно в качестве элемента стартовой и итоговой диагностики, используется для отслеживания профессионального и личностного роста наставляемого как показателя эффективности индивидуальной программы профессионального роста педагога дополнительного образования.

t1748621693ab.jpg


Приложение 2

Лист корректировки

индивидуального плана профессионального развития

педагога дополнительного образования


п/п

Дата

Содержание плана, подвергаемое изменениям

Изменения, вносимые в содержание плана

Обоснование корректировки



































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.