Учебно-методический материал «Перспективы применения регуляторов роста растений в исследовательской работе учащихся»
Методики исследования по биологии и экологии растений
Перспективы применения регуляторов роста растений
в исследовательской работе учащихся
Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской
Активизации опытнической; работы учащихся может способствовать использование в школьных экспериментах с растениями регуляторов роста. Действие их на растения обычно проявляется очень ярко;
резко увеличиваются высота растений, размеры и количество плодов, стимулируется образование корней , наступает раннее зацветание и т. д. Эти эффекты привлекают внимание ребят, заинтересовывают и увлекают их, убеждают школьников возможности управлять ростом, развитием и продуктивностью растений. Все это способствует развитию познавательной активности учащихся, их интереса к сельскохозяйственным работам. Ознакомление школьников с практикой использования регуляторов роста, выработка навыков их применения могут стать важным элементом трудовой подготовки .для: тех учащихся, которые после окончания школы будут трудиться в отрасли растениеводства (в сельскохозяйственном производстве регуляторы роста применяются очень широко).
В данной статье излагаются сведения о действии регуляторов роста на различные растения, рассматриваются возможности применения регуляторов в опытнической работе учащихся на школьных учебно-опытных участках, в лесничествах, на полях ученических производственных бригад.
Регуляторы роста
К регуляторам роста относятся органические вещества, которые в низких концентрациях оказывают влияние на растения, ускоряя или замедляя процессы их роста и развития.
Выделяют три группы регуляторов роста.
Первую группу составляют фитогормоны (гормоны растений) природные регуляторы роста и развития растений.
К фитогормонам Относятся ауксины, гиббереллины, цитокинины, абсцизины и этилен. Фитогормоны образуются непосредственно в растении и присутствуют в очень небольших количествах в течение всей его жизни.
Фитогормоны обладают способностью к дистанционному действию: образуясь в одних клетках, они влияют на рост других клеток, распространяясь по растению. Так, ауксины в большом количестве синтези- руются в точках роста стебля, откуда они, распространяясь вниз по стеблю, поступают к боковым побегам и подавляют их рост. Значительная часть гиббереллинов синтезируется в листьях, а действие их проявляется в других частях растения, например в точках роста, расположенных на верхушках побегов. В точках роста гиббереллины вызывают усиление клеточных делений, что приводит к резкой стимуляции роста растения в высоту. Цитокинины образуются .в большом количестве в корнях, откуда они передвигаются вверх по стеблю к листьям и вызывают их старение.
Каждый фитогормон имеет специфический спектр действия. В целом на растение их влияние как бы переплетается, образуя систему гормональной регуляции, которая обеспечивает согласованность и последовательность осуществления всех процессов жизнедеятельности растительного организма: прорастания семени, рост и пророст.
Вторую группу регуляторов роста составляют искусственно синтезируемые физиологические аналоги фитогормонов. Это ве- у « щества, близкие по химическому строению « к фитогормонам; они оказывают подобное Ч действию фитогормонов влияни на растения, но в тканях растений не встречаются. Например, индолилуксусная кислота (ИУК) — фитогормон ауксин, а индолил- масляная кислота (ИМК) — синтетический аналог ауксина, отличающийся от природного лишь числом групп СН в молекуле.
Третью группу регуляторов роста составляют вещества, которые не имеют никакого структурного сходства с фитогормонами, но обладают способностью оказывать мощное физиологическое влияние на растения.
К ним относятся дефолианты, десиканты и ретарданты. Дефолианты вызывают опадение листьев; применяются они при уборке хлопчатника. Десиканты вызывают обезвоживание растений; применяются при уборке зерновых. Ретарданты тормозят рост растений; применяются для борьбы с полеганием хлебов и др.
Рассмотрим подробнее, для каких целей используются регуляторы роста и какое: применение они могут найти в опытнической работе школьников и их общественно полезном труде.
Использование регуляторов роста для стимуляции процесса корнеобразования
Ускорить и усилить корнеобразование бывает необходимо при черенковании древесных и кустарниковых растений, пересадке сеянцев, саженцев и даже взрослых деревьев. Для этой цели с успехом используются ауксины: индолил-3-уксусная кислота (ИУК, или гетероауксин), индолил-масляная кислота (Й’МК), нафтилуксусная кислота (НУК),
анафтилуксусная кислота (АНУК) и др.
Наиболее широко применяются ауксины для размножения черенками различных древесных культур, особенно при проведении работ по лесовозобновлению, облесению склонов, оврагов, интродукции, озеленению городов и поселков, когда возникает потребность в больших количествах посадочного материала.
При черенковании с маточного растения срезают черенок — часть побега с 3—4 узлами (узлом-называют место прикрепления листьев) Можно использовать и зелёные, и одревесневшие черенки.
Зеленым черенком называют верхние неодревесневшие участки побегов-текущего года древесных, или кустарниковых пород, срезаемые в период интенсивного роста растения. Одревесневшие черенки — это участки побегов, срезанные с 1—2— 3-летних побегов древесных растений. Длина черенков (18—23 см).
Черенки складывают параллельно друг другу по 25—50 или 100 штук, перевязывают поперек шпагатом, опускают нижним концом в раствор того или другого ауксина и выдерживают несколько часов в затененном месте. Затем черенки помещают в смесь торфа с песком (1:1) и располагают в парнике или теплице с полиэтиленовым покрытием. Атмосфера вокруг черенков должна быть постоянно влажной. Если возможно, использует установку искусственного тумана. В южных районах с сильным солнечным освещением применяется частичное укрытие теплицы полиэтиленовой пленкой с боков, а в верхней части на пленку натягивается белая ткань в виде навеса. При понижении интенсивности солнечного света (утром и вечером) ткань , снимается. В северных районах покрывать теплицу сверху не нужно.
Для стимуляции укоренения черенков травянистых растений используют раствор ИУК в концентрации 50—70 мг/л, ИМК — 20—25 мг/л, раствор калиевой соли (КАНУ) в концентрации 15'—-20 мг/л; черенки выдерживают в растворе 5—7 ч.
Для ускорения укоренения зеленых черенков их обычно обрабатывают в течение 8—10 ч раствором ИУК в концентрации
100-150 мг/л, или ИМК — 30—50, или КАНУ — 75—90 мг/л. Одревесневшие черенки выдерживает в растворах ауксинов
более длительное время (18—24час.) и используют растворы более высоких концентраций: ИУК — до 200—250 мг/л, ИМК —,50—70, КАНУ — 100—150 мг/л.
С помощью регуляторов роста можно вызвать быстрое образование корней как у, легко-укореняемых растений (тополя, ивы), умеренно-укореняемых (березы, клена красного) и других, так и у трудоно-уко- реняемых растений ( вишни, сливы, яблони, груши, персика, дуба, каштана, вяза, бука, хвойных, орехоплодных) и др.
Образование корней на черенках можно более ускорить, если- добавить в раствор ауксина витамин С (1— г на 1 л раствора), витамин В| или никотиновую кислоту (100—200 мг/л).
Хороший эффект дает применение регуляторов роста при пересадке рассады томатов, капусты, свеклы и др. Корневую мочку рассады помещают в раствор ИУК (15—20 мг/л) или ИМК (5—г10 мг/л) на 4 часа или обмакивают в сметанообразную глиняную пасту, содержащую регулятор роста, и сразу высаживают.При пересадке сеянцев и взрослых деревьев для лучшей прижива-емости их корневую систему обмакивают в глиняную пасту сметанообразной консистенции, приготовленную на 0,001-процентном растворе ИУК или ИМК.
Применение регуляторов роста для стимуляции корнеобразования у черенков, сеянцев и саженцев способствует повышению эффективности работ по выращиванию огородных и садовых культур, по озеленению, лесовозобновлению, осуществлению противоэрозионных мероприятий, интродукции растений.
В этом важном деле посильное участие могут принять и школьники — учащиеся V—X классов.
Работу учащихся целесообразно организовать следующим образом:
вначале на школьном учебно-опытном участке путем постановки опытов подобрать оптимальные условия применения регуляторов роста для приживаемости черенков (сеянцев, саженцев или рассады) избранной культуры, т. е. подобрать оптимальные концентрации растворов регуляторов роста и продолжительность обработки с учетом условий выращивания укоренившихся растений (почва, увлажнения, освещение, затенение и т. д.);
2) затем проверить в производственных условиях правильность установленного опытным путем способа применения регуляторов роста, т. е. поставить производственный эксперимент на полях ученической производственной - бригады, в школьном лесничестве;
3) если эксперимент дает положительный результат, следует этот установленный и проверенный способ применения регуляторов роста внедрить в практику: использовать его в работе ученической производственной бригады, школьного - лесничества и других трудовых объединений школьников или предложить вниманию руководителей близлежащего хозяйства (колхоза, совхоза, лесничества и др.).
Содержание опытнической работы школьников определяется теми задачами, которые предстоит решить с использованием регуляторов роста. ,
Задачи могут быть следующими:
1. Подбор условий подготовки добротного посадочного материала для озеленения территории школы, поселка, создания сада у школы, облесения близлежащего склона или оврага, проведения работ по лесовозобновлению на местах бывших вырубок или .пожаров и т. п.
2.Подбор условий для укоренения черенков деревьев и кустарников новых ценных пород, не произрастающих в данном регионе'(интродукция).
3. Выращивание крепкой рассады томатов, капусты и других овощных культур для огородных участков ученической производственной бригады, для колхоза или. совхоза.
В зависимости от поставленных задач, а также почвенно-климатических условий данного региона производится выбор культуры для исследовательской работы учащихся. |
Для озеленения, создания сада, лесовозобновления, осуществления противоэрозионных мероприятий целесообразно выбирать те породы и культуры, которые произрастают в данном регионе.
В Центрально-Черноземном районе— сосна, ель, лиственница, дуб, клены; плодово-ягодные.
В Нечерноземье — сосна, ель, пихта, лиственница, ясени, клены, различные кустарники; плодово-ягодные культуры.
На севере европейской части нашей страны — ель, сосна, лиственница, карельская береза и ... другие лиственные породы; плодовые и ягодные культуры.
Как показывает практика, для исследовательской работы школьников можно рекомендовать, следующую примерную тематику экспериментов по изучению влияния регуляторов роста на укоренение черенков древесных, кустарниковых и травянистых растений.
Тема 1.Изучение влияния продолжительности действия и концен-трации ауксина на укоренение черенков.
Тема 2. Изучение влияния витамина С (в сочетании с ауксином) на укоренение черенков.
Тема 3. Изучение влияния условий выращивания на укоренение черенков.
По первой теме для черенков каждого типа можно провести 2—3 опыта, в которых изучается действие разных ауксинов, например: в опыте 1 изучается влияние гетероауксина, в опыте 2ИМК, в опыте 3 — АНУК. Каждый опыт проводится в двух вариантах, отличающихся продолжительностью обработки черенков, ауксином.
Варианты опыта:
1.Выдерживание зеленых черенков в течение 10 ч в растворе
гетероауксина: 1-я группа черенков — концентрация гетеро- ауксина 50 мг/л, 2-я — 100 мг/л, 3-я — 150, 4-я 200 мг/л, 5-я — контроль выдерживание черенков в воде в; течение 10 ч.
2.Выдерживание зеленых череуков в течение 20 ч в растворе гетероауксина: 1. труппа — 50' мг/л, 2-я — 100, 3-я —г 150, 4-я — 200 мг/л, 5-я : контроль (выдерживание в воде: в течение 20 ч).
По такой же схеме проводятся опыты с другими ауксинами, а также опыты с одревесневшими и травянистыми черенками. (Напоминаем, что в каждой группе должно быть по 25—30. черенков, которые связывают вместе и основанием погружают в раствор ауксина
После обработки ауксинами черенки высаживают в грунт для укоренения, тщательно занося в этикетку каждой труппы чере’н- ков дату и номер опыта, а также номер варианта и группы. Через 45—50 дней после высадки черенков в грунт проверяют результаты опыта: определяют количество укоренившихся черенков и выражают этот показатель в процентах. Вычисление показателя ведут по формуле:
п- 100
N
где Р — процент укоренившихся черенков, N—общее число черенков в группе, п — число укоренившихся черенков Величину Р определяют для каждой группы каждого варианта опыта. Наибольшая- величина Р соответствует оптимальным условиям обработки черенков регулятором роста.
По второй теме —при изучении влияния витамина С в сочетании с ауксином на укоренение черенков -— можно провести 2— 3 опыта, в которых используются разные ауксины.
Опыты ведутся по следующим схемам:
Вначале заготавливают 5 групп черенков, затем1 закладывают опыт в пяти вариантах, отличающихся концентрацией ауксина и витамина С.
Варианты о п ы т а могут быть такими :
Выдерживание черенков в растворе ауксина (50 мг/л).
Выдерживание черенков в растворе ауксина (.50 мг/л) и витамина С (1 г/л).
Выдерживание черенков в растворе ауксина' (100 мг/л) и витамина С (1,5 г/л).
4. Выдерживание черенков в растворе ауксина (200 мг/л) и витамина С (2 г/л).
5.. Контроль: выдерживание черенков в воде.
Во всех вариантах опыта черенки выдерживают в растворах в течение 10 ч. После этого, так же как и в опытах по предыдущей теме, черенки высаживают в грунт и через 45—50 дней учитывает результаты опыта. При этом определякзт . не только процент укоренившихся черенков, но и.дру* гие показатели: .число корней, «0 общун? длину, число листьев На одном черенке (средняя арифметическая). Все эти показатели заносят в таблицу (см. табл. 2).
-Вариант ;оп ытц |
Число укоренив шихся черенков, |
Число корней : (на 1 йр- ; ! ренок), . штук . |
Общая длина; корнрй (на 1 черенок.), см |
Число листьев (ц.а I че- Р.енрк) , штук '• |
Оптимальными считают такие условия обработки черенков, при которых все показатели оказываются наиболее высокими.
По третьей теме можно провести нет сколько опытов, в которых выясняют ВЛИЯ’Т ние на укоренение черенков условий выращивания: состава грунта, степени освещенности, способов увлажнения и др* Каждый опыт проводится в 2-г—3 вариантах.
Приведём примеры;
Опыт 1
« Изучение влияния состава грунта на. укоренение черенков»
В разных вариантах этого опыта черенки высаживают для укоренения в грунт разного состава
смесь торфа и песка (1:1), ...... I .
смесь дерновой земли с перегноем (2:1) слоем в 15—20 см толщиной и сверху кварцевый песок слоем в 5 см. И др.
Опыт 2.
« Изучение влияния освещенности на укоренение черенков»
В разных вариантах оНыта черенки выращивают:
' в теплицах» покрытых пленкой,
то же, но поверх пленки днем натягивается ткань для затенения черенков,
Опыт 3.
Изучение влияния условий увлаж¬нения на укоренение черенков.
В вариантах олыта применяют полив в грунт, опрыскивание, полив утренний, дневной, вечерний
Опыт 4.
Изучение влияния проветривания теплицы на укоренение черенков
В опыте в а р ь и р у ют число и продол^ жительность проветриваний Теплицы, в од= ном из вариантов черенки выращивают без проветривания теплицы.
При определении результатов опытов учитывают показатели, приведенные в табл. 2.
Укоренившиеся черенки после окончания опытов переносят в так называемую шко^у доращивания. Это площадка с рыхлой пло¬дородной землей без сорняков, укрытая от’ветра. Здесь черенки подращивают ДФ посадки на постоянное место в течение примерно 0,5—1 года.
Мь| рассмотрели тематику и содержание опытов .по изучению влияния регуляторов ■роста на укоренение Черенков/Примерно по этим же темам проводятся опыты С рассадои томатов, капусты, саженцами древесных и кустарниковых пород и т. п.
Применение регуляторов роста дня ускорения наступления плодоношения
С помощью регуляторов роста удается ускорить наступление плодоношения дре*: весны» растений.
Как известно, у разных видов, древесных растений длительность ювенильного период да и время перехода к плодоношению различны. Яблоня, например, начинает плодоносить в возрасте 7-^8 лет, еоена и ель образуют шишки в возрасте 20—25 лет, секвойя г^. в возрасте 30—40 лет. Такая продолжительность ювенильного периода значительно /затрудняет работы по ищен' сификации садоводства и селекции пород "лесных деревьев. В связи с этим' очень важное практическое значение имеют' разработанные учеными способы ускорения перехода растений к периоду плодоношения. Основу этих способов составляет применение регуляторов роста.
Для яблонь, вишен, груш, черешен эффективно применение регуляторам роста алара.
Найдены эффективные регуляторы рост, и для сокращения ювенильного периода у хвойных растений. Опрыскивая растворами гиббереллийов (РКз, гибберсиб и др.) молодые растения кипарисовых и таксодие- вых (туи, кипарисы, секвойи, криптомерии и др.), можно вызвать у них раннее фор- мирование шишек. Так, например, у секвойи гигантской отмечается появление шишек в 1-2-летнем возрасте (а не в 30— 40 лет, как обычно). Значительно ускоряется появление шишек у сосны и ели. Опрыскивая регуляторами, роста молодые посадки сосны и ели на л<есосемеиных плантат циях, можно вызвать образование щищ$К У 6т^-12'5Л#ТНИ)5 растений. Это позволит обеспечить. лепное хозяйство нужным количеством семян, ,а также дает возмож-г ность собирать шишки с невысоких деревьев, исключая тем самым сложный и трудоемкий способ сбора шицлек с помощью подъемников или обрубания'ветвей. Кроме1 тбгр, сокращение ювенильного пег рйода и получение семян" от Молодых де-; ревьев ценных пород и привоев позволяет' ускорить селекционно-генетические исследования по созданию высокопродуктивных, устойчивых к болезням лесных пород.
Для опытнической работы школьников можно рекомендовать эксперименты как с плодовыми деревьями, так и с хвойными лесными породами.
Учащиеся могут, например* опытным путем подобрать оптимальную концентрацию алара для тех или иных плодовых культур, произрастающих в данном регионе.
Опыт И, Изучение влияния алара на наступление плодоношения. 1
Варианты опыта: .1. Опрыскивание деревьев яблони (или груши) 0,5>-процентным раствором алара.
То же, концентрация алара 0,3 %.
То же, концентрация 0,4 %.
4. Т'о же, 0,5 %. ^
5. Контроль -гг опрыскивание водой в те же сроки, •
Опыты проводят с деревьями одного возраста, по 3—5 деревьев в варианте (можно опрыскивать отдельные ветки дерерьеч). На следующий год подсчитывают число цветков на деревьях в ка>кдрм варИанте и результаты з^нрсят в таблицу (сд^. таб'Л- 3). школьных лесничествах учащиеся могут провести опыты по применению регулятр- ров роста для ускорения сроков плодоношения хройных пород.
Опыт- 1, Изучение влияния гйбберелли'на на сроки образования шишек у лредста? вителей семейств таксодиевы* и кипари- сфвЦ* (туи, криптомерии, мржжевельники, кипарисы, кипарисовики, кунингамии, метасеквойи, секвойи и др.).
Варианты опыта:
Опрыскивание гиббереллино/у» (100 мг/л) 1-я-2-летних сеянцев 2 раза в неделю: 1-я
,,>пуппа сеянцев -г- в апреле, 2-я — в мае, ЛД» г-г: в июне, 4.-я, в июле, 5тя -гг- в ав-т густе, 6-я —г в сентябре.
2. То >к$, концентрация гиббереллина 200 мг/л.
3. То же, концентрация 300 мг/л. ,
4. То же, концентрация 400 мг/л.
5. То же, концентрация 500 мг/л.
Павкина Галина Геннадьевна