Перспективы развития системы среднего профессионального образования при реализации программ общеобразовательного цикла (на примере иностранного языка)
Перспективы развития системы среднего профессионального образования при реализации программ общеобразовательного цикла (на примере иностранного языка)
Огинская Ю.В.
ГАПОУ РО «РКТМ», г. Ростов-на-Дону
Среднее профессиональное образование постепенно завоевывает престиж наравне с высшим образованием. Все больше обучающихся, получив аттестат после 9 класса, уходят в колледжи и техникумы, чтобы получить рабочую профессию или специальность.
Популярность СПО подтверждается действиями правительства в поддержку СПО. В 2021 году были приняты:
- Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин и утверждена Министерством просвещения РФ (распоряжение от 30.04.2021 г. № 98-Р) с целью повышения качества преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом стратегических направлений (вызовов) развития системы среднего профессионального образования и совершенствование учебного процесса организаций, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования;
- Методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающими интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-198.
Задачами данных документов являются:
- разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом интенсивного обучения;
- обновление содержания общеобразовательных учебных предметов с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности профессий и специальностей;
- введение практики интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями; внедрение в педагогическую практику преподавателей общеобразовательного цикла дисциплин эффективных образовательных технологий, в том числе технологий дистанционного и электронного обучения;
- повышение квалификации педагогов общеобразовательного цикла дисциплин (подготовка преподавателей к работе с новыми методиками преподавания общеобразовательных дисциплин).
Опираясь на данные документы хотелось бы рассмотреть в данной статье следующие тенденции в развитии системы среднего профессионального образования:
- межпредметность;
- цифровизация.
Межпредметность
ФГОС определяет межпредметность как освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
В СПО межпредметность подразумевает корреляцию общеобразовательных дисциплин с дисциплинами профессионального цикла (МДК) и с другими дисциплинами общеобразовательного цикла.
Если рассмотреть межпредметные связи СПО на примере иностранного языка, то можно установить следующие связи:
Таблица интеграции иностранного языка с другими дисциплинами
Дисциплина | Взаимосвязь с иностранным языком |
История | При работе с текстами, содержащими исторические факты, при изучении истории стран изучаемого языка |
География | При изучении страноведческих тем (при изучении стран изучаемого языка): географическое расположение, климат, националньый язык, население |
Математика | При изучении числительных, базовых математических вычислений |
Литература | При анализе и разборе текстов, прир изучении произведений иностранной литературы |
Обществознание | При изучении политического устройства стран изучаемого языка |
Физика | В физике множество терминов заимствованы из английского языка; чёткое и логичное, мышление, так как вся грамматика в английском языке основана на формулах |
Экология | При изучении темы экологических проблем, важности переработки отходов и т.д. |
Информатика | При изучении тем, связанных с компьютерами и важностью цифрового мира |
Родной язык | При изучении интернациональныхе слов, базовых понятий (синонимы, антонимы, части речи и т.д.) |
МДК | Изучение профессиональной терминологии, чемпионата WorldSkills, инструкций |
Межпредметность общеобразовательных дисциплин важна для развития всесторонне развитой личности, а в СПО при интеграции профессионального цикла с общеобразовательным циклом можно достичь следующих результатов (согласно Концепции образования):
- оптимизация сроков освоения учебных предметов;
- оптимальный отбор учебных предметов, курсов;
- интеграция содержания учебных предметов;
- отбор эффективных методов, форм, средств технологии;
- интеграция предметных результатов с общими и профессиональными компетенциями;
- обеспечение межпредметных и междисциплинарных связей;
- усиление пропедевтической направленности общеобразовательных учебных предметов.
Цифровизация (технологии дистанционного и электронного обучения)
На уроках иностранного языка цифровые технологии используются наравне, а иногда даже в большей мере, с традиционными методами обучения. Они делают процесс обучения интереснее, а студента вовлеченнее в обучение. Интерактивные доски, социальные сети, онлайн видео-ресурсы, создание презентаций базируются на индивидуальном подходе к обучающимся, при котором студенты могут проявить свой творческий потенциал, быть свободными при выполнении заданий.
Презентации в Power Point или Genial.ly делают занятия нагляднее, использование электронных библиотек с актуальной литературой позволяет улучшить качество знаний обучающихся и сделать их конкурентоспособными по окончании учебного заведения.
Возможность использования сети Интернет позволяет студентам в режиме онлайн посмотреть интересные видео по теме. Например, в ходе изучение страноведческих аспектов иностранного языка можно не ограничиваться учебником, а посмотреть онлайн экскурсию по изучаемой стране, увидеть и услышать речь носителя языка, а так же задать интересующие вопросы. Цифровизация делает образование актуальным.
Технологии делают работу обучающихся эффективной, а вынесенные темы на самостоятельное обучение и домашние задания больше не кажутся студентам невыполнимыми, так как сейчас по любой теме представлен большой выбор материалов.
Электронная среда легко реагирует на изменения в тенденциях образования, что позволяет преподавателю вносить коррективы в ход занятия с целью удержания внимания студента, создания у него мотивации к обучению и формированию необходимых знаний и навыков.
Хотелось бы разобрать некоторые сайты и программы, которые разрабатывались не первый год и, в рамках, дистанционного обучения стали как никогда актуальными при проведении уроков иностранного языка дистанционно.
Площадки для проведения онлайн уроков
Microsoft Teams
Zoom
Google Meet
Discord
Все эти онлайн площадки имею как плюсы, так и минусы. Выбор какую площадку использовать оставляет за собой образовательная организация.
Microsoft Teams | Zoom | Google Meet | Discord | |
Демонстрация экрана | + | + | + | + |
Сохранение записи | + | + | - | - |
Чат | + | + | + | + |
Совместная работа | + | + | + | + |
Быстрый опрос | + | + | + | - |
Делиться ссылками и файлами | + | + | + | + (ограничено 8мб) |
Передавать право управления | + | + | + | + |
Деление на комнаты | + | + | - | + |
Ограничение по времени | - | 40 минут | - | - |
Ограничение по количеству участников | - | 100 участников | - | 50 участников |
Онлайн-сервисы для создания тестов
Microsoft Forms
Площадка для текущего и итогового контроля: можно загрузить изображения, схемы, графики, создавать опросы, а также легко просматривать результаты по мере их поступления. При создании опроса или формы можно пригласить других пользователей ответить на него с помощью любого веб-браузера, даже с мобильных телефонов. По мере отправки результатов можно использовать встроенную аналитику для оценки ответов. Данные форм, такие как результаты тестов, можно легко экспортировать в Excel для дополнительного анализа или оценки.
Mentimeter
Онлайн-опрос, который может включать серию вопросов с разными типами ответов: множественный выбор (один или несколько из нескольких); открытый ответ; оценка по шкале; ранжирование ответов в пределах 100%; ввод ответа в виде точки на плоской координатной плоскости.
Виртуальные доски
Доска Miro
Миро - интерактивная доска, платформа для совместной удалённой работы при помощи онлайн-доски. Доска подходит для составления проектов, креатива, дизайн-концепций, брейнсторминга и образовательных целей. На доску можно добавлять загруженные файлы и документы, рисовать, делать заметки и вставлять стикеры. Для создании доски можно использовать готовые шаблоны или создать её с нуля. Интерфейс на английском языке, но это только плюс в рамках обучению иностранному языку. Минусом доски является ограничение бесплатной версии и несовместимость с рядом оперативных систем, соответственно ее нельзя назвать универсальной.
Sboard
Sboard – бесплатная онлайн-доска с возможностью платного улучшения параметров. В базовую бесплатную версию входят функции рисования, режим планшета, добавление изображений, доступны 3 доски. В расширенной платной версии можно воспользоваться экспортом доски в pdf формат, менять фон доски и видеть курсоры участников.
ClassroomScreen
СlassroomScreen - онлайн-доска, предназначенная для улучшения проведения уроков, поэтому помимо инструментов рисования, вставки текста и изображений сервис обладает целым рядом возможностей для более эффективного управления уроком.
Scrumblr
Scrumblr – простая онлайн-доска, нетребующая регистрации, но при введение названия доски необходимо использовать только английский язык и проверить уникальность названия, иначе вам откроется уже существующая чужая доска.
Онлайн-доски сейчас заменяют свои физические аналоги тем, что вы можете подготовить доски заранее, вынести в них таблицы, аудиоматериалы, аутентичные тексты, что экономит много времени, сделать их красочными и интерактивными, что привлекает внимание обучающихся и использовать их множество раз.
Образование стремительно развивается, в том числе и среднее профессиональное образование. В ближайшие несколько лет сократятся сроки обучения в СПО в рамках введения профессионалитета (до 2 лет) и специалитета (до 3 лет), вследствие чего важны новые тенденции, такие как цифровизация, межпредметность, гуманизация и индивидуализация образования.
Использованная литература:
1. Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин и утверждена Министерством просвещения РФ (распоряжение от 30.04.2021 г. № 98-Р) с целью повышения качества преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом стратегических направлений (вызовов) развития системы среднего профессионального образования и совершенствование учебного процесса организаций, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования;
2. Методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающими интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-198.