12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самсонова Анна Владимировна512
Россия, Челябинская обл., Миасс



Перспективный план

Образовательная область

«Познавательное развитие»


                                  







                     

















Актуальность


Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познавательное развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.


Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.


Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,


любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).


Достижению целей и задач рабочей программы активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведѐн отбор содержания материала, его структурирование, выбраны перспективные принципы организации содержания рабочей программы. Актуальными при работе с детьми являются принципы:


  • принцип гуманизациии педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;


  • принцип развивающего обучения — способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребѐнка в целом;


  • принцип индивидуального подхода –предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребѐнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребѐнка в отдельности;


  • принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;

    • принцип научности обучения и его доступности означающий, что


  • детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания


Познавательное развитие естественно связывают с процессом учения, характер которого состоит в направленности на развитие и саморазвитие субъекта в процессе активного познания окружающей действительности. Отсюда основным механизмом развивающего обучения является диалог. Диалоговые ситуации классифицируются следующим образом: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа детей, ребенок-родители. Диалогичность в процессе обучения создает условия для проявления познавательной активности детей. Именно в диалоге ребенок высказывает свое мнение, свою точку зрения, которые выслушиваются и принимаются педагогом.


Тактика активизации познавательной деятельности детей в процессе обучения может быть реализована путем создания проблемной ситуации. В основе инновационных методик, используемых в обучении дошкольников, лежит идея проблематизации содержания социокультурного опыта (В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, А.Н.Поддьяков). В дошкольном обучении в качестве объектов, ситуаций для проблематизации можно выбирать новые ситуации для детей, а также – учить видеть необычное в уже известном (А.Н.Поддьяков).


Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра . Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка.


В процессе познания формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы;


происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. Эмоции называют центральной психической функцией дошкольного периода развития. Следовательно, познавательное содержание должно быть эмоционально окрашенным, находить эмоциональный отклик и быть интересным ребѐнку.


Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с формированием мотивов обучения. Процесс познания окружающей действительности должен побуждаться адекватными мотивами. На протяжении дошкольного возраста при правильной организации обучения познавательное отношение к действительности характеризуется переходом


от игровой, практической деятельности к интеллектуальной, характеризующейся познавательными мотивами.


Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:


а) получение детьми различных знаний (развитие представлений ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, человеческих отношениях);


б) освоение способов их получения (развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью).


Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Соблюдение принципа развивающего обучения, решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребѐнка обеспечивают формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.


Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему


организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Познавательное развитие»


Рабочая программа построена на основе учѐта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования


осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.


Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие» составляют:


1. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения


  1. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


  1. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155


  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и


осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»


  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"


Характеристика возрастных особенностей воспитанников


Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.


    • концу первого года жизни ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее близких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими от собственного тела


  • извне, складываются начальные формы предметного восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения наглядно-действенного мышления.


Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.


Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок проводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни ("свои" и "чужие"); осваивает собственное имя; формирует представление о "территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит к себе, о чем сможет сказать "мое"). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.


Целевые ориентиры образовательного процесса


    • соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка:


Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:


- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;


- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша


  • пр.) и умеет пользоваться ими. Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;


- владеет активной речью, знает названия окружающих предметов и игрушек;




Промежуточные планируемые результаты


1 – 3 года

Сенсорное развитие:

 свободно ориентируется в цвете предметов. Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии);

ориентируется в величине предметов;


ориентируется в плоскостных и объѐмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову.


Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:


конструирует несложные постройки из 2–3 деталей, обыгрывает их, с помощью взрослого выполняет различные конструкции, используя природный и бросовый материал.


Формирование элементарных математических представлений

может образовать группу из однородных предметов, различает один и много, много и мало предметов;

 различает предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы), называет их размер;

ориентируется в предметах разной формы, узнаѐт шар и куб; ориентируется в окружающем пространстве группы, участка

детского сада, в частях собственного тела.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

имеет представления о человеке и о себе – внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей;

 имеет представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда;

 имеет представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные – обитатели леса, птицы;

имеет представления о неживой природе;


имеет представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей;

 имеет представления о явлениях общественной жизни: знает некоторые профессии, транспорт праздники.




Задачи перспективного плана


Развивать детскую любознательность, познавательную мотивацию; Способствовать становлению сознания, первичных представлений о


себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),


Содействовать формированию познавательно-исследовательских действий;


Развивать воображение и творческую активность;


Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к малой родине и Отечеству, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициями праздникам,


Расширять круг представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира.


Конкретизация задач по возрастам:


Сенсорное развитие


1-3 года


Развивать элементарные представления о величине, форме, цвете, объѐме


Поощрять называние цвета, формы и величины предметов Развивать сенсорно-аналитическую деятельность – ориентировка в


плоскостных и объѐмных фигурах, осуществление действий подбора форм по предлагаемому образцу и слову.


Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность


1 – 3 года


Побуждать к конструированию несложных построек из 2-3 деталей и обыгрыванию их с помощью взрослого.


Привлекать внимание к выполнению различных конструкций из природного и бросового материала.




Формирование элементарных математических представлений

1-3 года

Способствовать овладению  действиями  по  образованию группы   из


однородных предметов, различению один и много, много и мало предметов. Учить различать и называть предметы контрастных размеров (большие


и маленькие предметы), разной формы.


Развивать пространственное мышление ( ориентировка в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела)




Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

1-3 года


Обогащать познавательный опыт, формируя у детей представления о человеке и о себе – внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей.


Организовывать деятельность по накоплению представлений о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда.


Создавать условия для накопления представлений о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные – обитатели леса, птицы;


Способствовать накоплению представлений о неживой природе, явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей;


Знакомить с явлениями общественной жизни: профессии, транспорт праздники.



Особенности организации образовательного процесса


Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:


непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);


образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; образовательная деятельность в семье.


При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.


  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).


  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).


  • открытый  временной  конец  занятия  (каждый  работает  в  своем

темпе).


Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, еѐ интеграцию с другими видами детской


деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).


Совместная

образовательная

деятельность






педагогов и детей




Самостоятельная


Образовательная



Непосредственно

Образовательная



деятельность

в



деятельность детей


образовательная

деятельность

в

семье







деятельность


режимных моментах







Основные

формы:

Решение



Деятельность


Решение



игра,

занятие,

образовательных задач

ребенка

в

образовательных



наблюдение,


входе

режимных

разнообразной,


задач в семье



экспериментировани

моментов



гибко  меняющейся




е, разговор, решение




предметно-





проблемных





развивающей

и




ситуаций,  проектная




игровой среде





деятельность и др.










Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.


Двигательная деятельность организуется при проведении физкультминуток при проведении занятий познавательного цикла.


Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.


Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.


Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.


Ежедневный объѐм непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.


Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.











Примерный план тем на год


Сроки

Примерные темы

1-я неделя сентября


«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

2-я неделя сентября

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

3-я неделя сентября

«Урожай»

4-я неделя сентября

«Краски осени»

1-я неделя октября

«Животный мир»

2-я неделя октября

«Я – человек»

3-я неделя октября

«Народная культура и традиции»

4-я неделя октября

«Наш быт»

1-я неделя ноября

«Дружба», «День народного единства» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

2-я неделя ноября

«Транспорт»

3-я неделя ноября

«Здоровей-ка»

4-я неделя ноября

«Кто как готовится к зиме»

1-я неделя декабря

«Здравствуй, зимушка-зима!»

2-я неделя декабря

«Город мастеров»

3-я неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

4-я неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

3-я неделя января

«В гостях у сказки»

4-я неделя января

«Этикет»

1-я неделя февраля

«Моя семья»

2-я неделя февраля

«Азбука безопасности»

3-я неделя февраля

«Наши защитники»

4-я неделя февраля

«Маленькие исследователи»

1-я неделя марта

«Женский день»

2-я неделя марта

«Миром правит доброта»

3-я неделя марта

«Быть здоровыми хотим»

4-я неделя марта

«Весна шагает по планете»

1-я неделя апреля

«День смеха», «Цирк», «Театр» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

2-я неделя апреля

«Встречаем птиц»

3-я неделя апреля

«Космос», «Приведем в порядок планету»

4-я неделя апреля

«Волшебница вода»

1-я неделя мая

«Праздник весны и труда»

2-я неделя мая

«День победы»

3-я неделя мая

«Мир природы»

4-я неделя мая

 «Вот мы какие стали большие»


Проектирование образовательного процесса педагог выстраивает на основе, выбранной или разработанной самостоятельно оптимальной модели.


Формы и приемы организации - образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие»


Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,

Игры с предметами

Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

Сценарии активизирующего общения двигательная активность;

 

Наблюдения

 

Совместная игровая деятельность детей

Игры в парах и совместные игры

Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей

 



Программно-методический комплекс образовательного процесса


  1.  Е.И.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных»
  2. А.Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром»
  3. Р.И.Жуковская «Родной край»
  4. Л.А. Каменева «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
  5. Э.К. Гульянц «Что можно сделать из  природного материала»
  6. Г.А. Урунтаева «Знакомим малышей с окружающим миром»
  7. Н.Н. Пддьякова «Сенсорное воспитание в детском саду»
  8. Д.Альтхауз «Цвет, форма, количество»
  9. Т.И. Гризик «Познаю мир»
  10. Е.В. Соловьёва «Математика и логика для дошкольников»
  11. Т.И. Гризик «Познавательное развитие от 2 – до 7 лет»
  12. Е.В. Соловьёва «Формирование математических представлений от 2 до 7 лет»




Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ

Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:


  • столы-поддоны с песком и водой;
  • плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.);
  • разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, неработающая кофемолка, телефон и пр.);
  • приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки);
  • игрушки из материалов разного качества и разной плотности (из тканей, резины, дерева, пластика и др.;
  • мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);
  • пластические материалы (глина, тесто);
  • материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);
  • трубочки для продувания, просовывания;
  • игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций);
  • игрушки со светозвуковым эффектом;
  • «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками;
  •   игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантинная дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.);
  • наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья. Кустарники. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.);
  • книги, открытки, альбомы, аудио-, видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.






Примерный набор материалов, необходимых для организации познавательной деятельности



1-3 года


Для детей младшего возраста необходимы простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки используются


  • разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т.п. (см. в разделе "Материалы для игровой деятельности").


Примерный набор материалов

для первой младшей группы


Тип материала

Наименование

Количество на



группу

Объекты для

Пирамидки ( 3-5 элементов),

6 разные

исследования в

окрашенные в основные цвета


действии

Напольная пирамида (из 6-7 элементов)

1


Стержни для нанизывания с цветными

8


кольцами, шарами, катушками,




полусферами (5-7 элементов)



Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6

4


элементов), 4-х цветов



Дидактический стол

1


Объемные вкладыши из 3 элементов

6-8


(миски, конусы)



Матрешки (3 элемента)

5 разные


Доски-вкладыши (с основными

5 разные


формами)



Набор объемных тел (кубы,

1


цилиндры,бруски, шары, диски)



Рамки-вкладыши с геометрическими

8


формами, разными по величине, 4-х



цветов



Мозаика (восьмигранная, цветная,

3


крупная)



Набор кубиков с цветными гранями (4

1


цвета)



Ящик с прорезями основных

1


геометрических форм для сортировки



объемных тел



Емкости с крышками разного размера и

10


цвета (для сортировки мелких



предметов)



Рамки с одним видом застежки

3


(шнуровка, пуговицы, кнопки)



Игрушки-забавы с зависимостью

10


эффекта от действия (неваляшка,



клюющие курочки, дерущиеся бараны,



прыгающие лягушки и т.п.)



Ящик для манипулирования со звуко-

1


световыми эффектами



Набор для забивания: молоточек с

2


втулочками (пластмассовые)



Набор шумовых коробочек (по

1


Монтессори)



Звучащие игрушки, контрастные по

по 1-2 каждого


тембру и характеру звукоизвлечения

наименования


(колокольчики, барабан, резиновые



пищалки, погремушки)



Мягконабивная игрушка (крупная

1


напольная) из тканей разной фактуры



Набор для экспериментирования с

1


водой: стол-поддон, емкости 2-3




размеров и разной формы, предметы-



орудия для переливания и вылавливания



— черпачки, сачки



Набор для экспериментирования с

1


песком: стол-песочница, формочки



разной конфигурации, емкости разного



размера, предметы-орудия — совочки,



лопатки


Образно-

Наборы картинок для группировки, по

по 1 набору

символический

3-4 в каждой группе (реалистические

каждой

материал

изображения): животные, животные с

тематики


детенышами, птицы, овощи, фрукты,



одежда, посуда, мебель, транспорт,



предметы обихода, игрушки



Наборы парных картинок (предметные)

10 разные


для сравнения, той же тематики



Наборы парных картинок типа "лото"

5-6 разные


(из 2-3 частей), той же тематики



Разрезные (складные) кубики с

3 разные


предметными картинками,



разделенными на 2-4 части



Разрезные картинки, разделенные на 2

10 разные


части по прямой



Серии из 2-3 картинок для установления

10 разные


последовательности действий и событий



(сказочные, бытовые ситуации)



Сюжетные картинки (с различной

20-30 разные


тематикой, близкой ребенку - сказочной,



социобытовой), крупного формата

















Мониторинг освоения программы образовательной области

«Познавательное развитие»


п/п


Ф.И. ребёнка

Познавательное   развитие


Свободно ориент-ся  в цвете предметов. Называет некоторые цвета.



Ориентируется в величине предметов

Ориентируется в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу

Конструирует несложные постройки из 2—3 деталей, обыг-рывает их

С помощью взрослого выполняет различные конструкции, ис-пользуя природный и бросовый материал

Может образовать группу из однородных предметов, различа-ет один и много, много и мало предметов

Различает предметы контрастных размеров (большие и ма-ленькие)

Имеет представления о человеке и о себе

Имеет представления о предметах, действиях с ними, их на-значении

Имеет представления о живой природе, неживой природе

Имеет представления о явлениях природы: временах года.

Имеет представления о явлениях общественной жизни: знает некоторые профессии, транспорт праздники

итог




























































































































































































































































































































ИТОГО по группе, %

В -                   С -                     Н -

В -                   С -                     Н -


Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:


  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребѐнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);


  1. оптимизации работы с группой детей.


При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).


Участие ребѐнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).


Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей 1 .

  • соответствии с п.3.2.3. Стандарта при реализации программы педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Карта освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребѐнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития. [2]




Перспективное планирование

 по  познавательному развитию детей


ОКТЯБРЬ

ОО

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Познавательное развитие

Познание


Знакомство с названием, расположением и предназначением отдельных помещений, с групповой комнатой, размещением игрушек и предметов обихода.


 «Путешествие в спальню»

Цель: знакомство с пастельными принадлежностями. 


Игра «Проблемы игрушек» «Кукле неудобно спать без матраса и одеяла»

Цель: закрепление пастельных принадлежностей.


 «Игрушки» по одноимённому циклу стихотворений А.Барто (2 стихотворения на выбор)

Цель: отрабатывать умение называть игрушку и её части, звукоподражание.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Чудесный мешочек» Познакомить с органами чувств и их назначением.

«Поиграем с ветерком» Обнаружить движение воздуха в природе.

«Разноцветные шарики» Познакомить со свойствами воды, как возможно ее окрасить.

«Почему осенью бывает грязно» Познакомить с тем, что почва   по-разному пропускает воду.

Игры с дидактическим материалом(математика)



Знакомство детей с красным цветом.

1.Д/и «Подбери такой же»

2. Рассматривание  тематического альбома «Цвета»

3. Д/ и «Подбери по цвету»



Знакомство детей с зелёным цветом.

1. Д/и «Подбери такой же»

2. Д/ и «Подбери по цвету»

3. Игра с геометриком

4.  «Осенние листья» - классификация предметов по символам  /цвет, величина/.



Знакомство детей с синим цветом.

1. Д/и «Подбери такой же»

2. Д/ и «Подбери по цвету»

3. Игрушка забава «Клюющие курочки»

4. Д/и «Такой же», «Одинаковый»




Знакомство детей с жёлтым цветом.

1.Игра с мозаикой различного размера

2.Рассматривание картинок  с изображением жёлтого цвета.

3.Подбери по цвету.

4. П/и «Пузырь»

















НОЯБРЬ

ОО

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Познавательное развитие

Познание

 

Игра-беседа «В гостях у бабушки» (продолжать знакомить с домашними животными й их детенышами).



«Паровозик»

Цель: умение называть части игрушки, подражать.



 Проблема игрушек «Грузовик сломался»

Цель: учить детей принимать решения, познакомить детей с частями машины и их назначением.



 

«Путешествия игрушек»

Цель: закрепление названий  животных, звукоподражание, части тела.



Опытно-экспериментальная деятельн-ть

 «Легкий – тяжелый»Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять и группировать по весу.

«Найди по звуку» Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

«Пластилин, его качества и свойства»

Игры с дидактическим материалом (математика)



1. Чтение сказки  «Колобок» «Последовательность»

1. Знакомство детей с прилагательными, обозначающими размер предметов. Введение слов «длинный, короткий».

2. Д/и с матрёшками «Большие, маленькие»

3. игра с различными видами конструктора.

4. Рассматривание картины «Дети играют в кубики»

5. П/и «Кот и мыши»

6. Игры с ленточками.




1. Д/и «Подбери правильно»

2. Игры с пирамидками. (Обучать последовательности)

3. С/Р «Дом»  «Угостим кукол чаем» (посуда по цвету).

4. Разбираем и собираем пирамидку.

5. П/и «Из обруча в обруч»

 

1. Подарки от синего принца

2. Рассматривание тематическго альбома.

3. Провести беседу с детьми во время одевания на прогулку о цветовой гамме одежды.

4. Самостоятельное рисование в уголке изо.

5. Д/и «Большой, маленький»

     

1.Подарки от красного принца.

2.П/и «Семья»

3.Рассмотреть буклеты «Пожарная безопасность»

4.         Д/и «Длинный, короткий»

5.         Д/и «Далеко, близко»














ДЕКАБРЬ


ОО

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Познавательное развитие

Познание

                                              «Наблюдение за снегом»           Цель: познакомить детей со свойствами снега, признаки зимы.                                        


                                           «Встреча с ёлкой»                                   Цель: знакомство со свойствами ёлки, ёлка показывает детям своих лесных друзей – другие деревья (клён, тополь). Закрепить зелёный цвет.

                                                      «Проблемы игрушек» «В гости ёлочка пришла. Что с ней делать?»                                                         Цель: формировать умение самостоятельно находить решение.


Т.И.Гризик                                                            «Экспериментирование со снегом»                                                                   Цель: продолжить знакомить детей со свойствами снега.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Горячо – холодно» Научить определять температуру веществ и предметов.

«Чудесный мешочек» Познакомить с предметами, проводящими тепло, определять на ощупь самый твердый предмет.

«Окрашивание воды» Закреплять свойства воды.

«Снег, какой он» Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, липкий).

Игры с дидактическим материалом

(математика)


Д/и «Что за форма»

Д/и «Матрёшки»

Д/и «Соберем пирамидку»,

Д/и «Сделаем кукле бусы»,

Игры с конструктором разного вида.



Сказка  «Репка»  (последовательность)

Д/и «Матрёшки»

П/и «Поезд»

Магнитная сказка «Репка»

Д\и «Вложи стаканчики по размеру»



«Чудесный мешочек»

Д/и «Разрезные картинки» - из 2 и 3 частей.                    Д/и «Подбери предмет» - форма                                                                    Н/п «Геометрик»                                   «Логический куб»                                                                                                                                       

Е.В. Соловьёва

Д/и «Подбери по цвету»

С/р «Угостим куклу чаем»(посуда по цвету)                                   Игра с мозаикой                                                 

Д/и «Собери пирамидку»

















ЯНВАРЬ


ОО

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Познавательное развитие

Познание

                                        

 

   Рассматривание картин с изображением зимы (уточнить знания о зимних явлениях природы, формировать эстетическое отношение к окружающей природе, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зима»).                                         


Д/и «Проблемы игрушек»

(в группу пришла новая кукла, где её жить).

Цель: учить детей самостоятельно находить решение.                                              

Т.И.Гризик

Д/и «Кто в домике живёт» (по одноимённой сказке)

Цель: решаются задачи по закреплению представлений о животных.                                               

Опытно-экспериментальная деятельн-ть

 «Снег, какой он» Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестит, сверкает).

«Как из снега получить воду» Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

«Как воду превратить в лед» Познакомить со свойствами воды (превращение в лед при низких температурах).

«Свойства снега» Закрепление

Игры с дидактическим материалом

(Математика)


Чтение сказок «Репка», «Теремок»

Цель: развивать и тренировать способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд.


«Когда это бывает. Время суток»

«Цель: учить называть время суток


Д/и «Когда это бывает «Время года».

Цель: учить называть время года.

Е.В. Соловьёва

Д/и «Собери матрёшку»

Цель:  учить последовательно собирать и разбирать матрёшку.



ФЕВРАЛЬ


ОО

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Познавательное развитие

Познание


 Составление рассказа «У меня живет котенок…» (продолжать знакомство с домашними животными, формировать умение правильно обращаться с животными).


 

«Жители теремка ждут гостей»

Цель: закрепление представлений о посуде.

 

«Посуда заблудилась…»

Цель: учить детей находить решение в сложившейся ситуации.

  

Д/и «Кто  что умеет делать»

Цель: животные которые умеют плавать,  прыгать,  летать.

Опытно-экспериментальная деятельнть

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с одним из свойств воды.

«Мороз и снег»

Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

«Свойства льда»

Познакомить со свойствами льда.

«Ветер по морю гуляет»

Познакомить с природным явлением – ветер.

Игры с дидактическим материалом

(математика)


 «Форма»

Цель:  закреплять у детей понятие  о геометрическими формами

 

«Д/и «Какой»

Цель: учить детей различать и называть основные цвета.


Д/и «Большой - маленький»

Цель: закрепить понятие о величине предметов.

 

Д/и «Что внутри»

Цель: учить детей понимать слова «внутри», «снаружи».














МАРТ


ОО

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

Познавательное развитие

Познание

 

Беседа «Знакомство с городом» (напомнить название города, в котором живут дети, название улицы, закрепить умение называть родной город, улицу, на которой живут, развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации с видами города, отвечать на вопросы).


«Чудесные коробки»

Цель: рассматривание одежды, называние частей.


 

«Проблемы игрушек «Кукла не хочет на празднике быть лохматой»

Цель: находить решение из сложившейся ситуации.

 

Д/и «Мамы и малыши»

Цель: закреплять название животных и их детёнышей.

 

Опытно-экспериментальная деятельность

«Плавает – тонет»

Учить определять легкие и тяжелые предметы.

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость) и свойства (рвется, режется).

«Посадка лука»

Уточнить представления о луковице, показ, необходимое наличие света и воды для роста растений.

«Поплывет – не поплывет»

Дать представления о весе предметов.

 

Игры с дидактическим материалом



Д/у «Положи правильно»

Цель: учить проговаривать название предметов.

 

Д/и «Один-два»

Цель: продолжать знакомить детей с количественной характеристикой предметов.

 

Разучивание считалок с использованием чисел.

Цель: помочь детям запомнить правильность числового ряда.

 

Д/у «Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память.



















АПРЕЛЬ


ОО

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Познавательное развитие

Познание

  

«Игры с талой водой»

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды. (кораблик)


«Как зайчик ёжика угощал»

Цель: закрепление представлений об овощах и фруктах.

 

«Проблемы игрушек «Игрушки хотят есть. Что?»

Цель: развивать внимание сообразительность.

  

«Где обедал воробей»

Цель: знакомство с животными других климатических зон (лев, обезьяна, крокодил)

Опытно-экспериментальная деятельность

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Дать представления о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отражающийся от зеркала.

«Веточка березы»

Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

«Древесина,  ее качества и свойства»

Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качества.

«Что в пакете»

Дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть теплым, холодным, влажным и т. д.

Игры с дидактическим материалом



Д/у «Найди отличая»

Цель: развивать зрительную память детей.

 


Д/и

«Найди одинаковые»

Цель: учить правильно называть предметы, развивать внимание.



Д/и «Подбери по цвету»

Цель: закреплять умение  называть и подбирать цвета.



Д/и «Кого не стало»

Цель: развивать зрительную память.























МАЙ


ОО

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Познавательное развитие

Познание


«Экспериментирование с песком»

Цель: свойства песка


«Дидактическая игра «Игрушки зимы и лета»

Цель: закрепить особенности времён года и относящиеся к этому времени года игрушки.


Д/и «Проблемы игрушки» «В пакете разгремелись формочки и игрушки. чего они хотят».

Цель: учить находить решение. Развивать сообразительность.

  

Развлечение «Солнечные зайчики»

Цель: создать детям радостное настроение.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Спрячь пуговку»

Способствовать накоплению представлений о свойствах воды.

«Пирожки для Мишки»

Расширить знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться.

«Сравнение песка, почвы и глины»

Познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

«Ткань,  ее качества и свойства»

Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, прозрачность, мягкость) и ее свойства (мнется, режется).

Игры с дидактическим материалом

(математика)



«Сказка теремок»

Цель: закрепить понятие о цикличности и последовательности.


 


Д/и «Много мало»

Цель: продолжать учить детей различать предметы по количеству.

 


Д/и «Собери матрёшку 3-х местную»

Цель: закрепить понятие о свойствах предметов.

 


Д\и «Подбери по цвету»

Цель: продолжать учить детей подбирать предметы по цвету.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.