Перспективный план в 1 младшей группе по образовательной области «Познание»
Перспективный план
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Актуальность
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познавательное развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Достижению целей и задач рабочей программы активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведѐн отбор содержания материала, его структурирование, выбраны перспективные принципы организации содержания рабочей программы. Актуальными при работе с детьми являются принципы:
- принцип гуманизациии педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;
- принцип развивающего обучения — способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребѐнка в целом;
- принцип индивидуального подхода –предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребѐнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребѐнка в отдельности;
- принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;
- принцип научности обучения и его доступности – означающий, что
- детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания
Познавательное развитие естественно связывают с процессом учения, характер которого состоит в направленности на развитие и саморазвитие субъекта в процессе активного познания окружающей действительности. Отсюда основным механизмом развивающего обучения является диалог. Диалоговые ситуации классифицируются следующим образом: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа детей, ребенок-родители. Диалогичность в процессе обучения создает условия для проявления познавательной активности детей. Именно в диалоге ребенок высказывает свое мнение, свою точку зрения, которые выслушиваются и принимаются педагогом.
Тактика активизации познавательной деятельности детей в процессе обучения может быть реализована путем создания проблемной ситуации. В основе инновационных методик, используемых в обучении дошкольников, лежит идея проблематизации содержания социокультурного опыта (В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, А.Н.Поддьяков). В дошкольном обучении в качестве объектов, ситуаций для проблематизации можно выбирать новые ситуации для детей, а также – учить видеть необычное в уже известном (А.Н.Поддьяков).
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра . Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка.
В процессе познания формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы;
происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. Эмоции называют центральной психической функцией дошкольного периода развития. Следовательно, познавательное содержание должно быть эмоционально окрашенным, находить эмоциональный отклик и быть интересным ребѐнку.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с формированием мотивов обучения. Процесс познания окружающей действительности должен побуждаться адекватными мотивами. На протяжении дошкольного возраста при правильной организации обучения познавательное отношение к действительности характеризуется переходом
от игровой, практической деятельности к интеллектуальной, характеризующейся познавательными мотивами.
Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:
а) получение детьми различных знаний (развитие представлений ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, человеческих отношениях);
б) освоение способов их получения (развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью).
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Соблюдение принципа развивающего обучения, решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребѐнка обеспечивают формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему
организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
Рабочая программа построена на основе учѐта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования
осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие» составляют:
1. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.
- концу первого года жизни ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее близких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими от собственного тела
- извне, складываются начальные формы предметного восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения наглядно-действенного мышления.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.
Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок проводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни ("свои" и "чужие"); осваивает собственное имя; формирует представление о "территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит к себе, о чем сможет сказать "мое"). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.
Целевые ориентиры образовательного процесса
- соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша
- пр.) и умеет пользоваться ими. Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, знает названия окружающих предметов и игрушек;
Промежуточные планируемые результаты
1 – 3 года
Сенсорное развитие:
свободно ориентируется в цвете предметов. Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии);
ориентируется в величине предметов;
ориентируется в плоскостных и объѐмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
конструирует несложные постройки из 2–3 деталей, обыгрывает их, с помощью взрослого выполняет различные конструкции, используя природный и бросовый материал.
Формирование элементарных математических представлений
может образовать группу из однородных предметов, различает один и много, много и мало предметов;
различает предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы), называет их размер;
ориентируется в предметах разной формы, узнаѐт шар и куб; ориентируется в окружающем пространстве группы, участка
детского сада, в частях собственного тела.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
имеет представления о человеке и о себе – внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей;
имеет представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда;
имеет представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные – обитатели леса, птицы;
имеет представления о неживой природе;
имеет представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей;
имеет представления о явлениях общественной жизни: знает некоторые профессии, транспорт праздники.
Задачи перспективного плана
Развивать детскую любознательность, познавательную мотивацию; Способствовать становлению сознания, первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Содействовать формированию познавательно-исследовательских действий;
Развивать воображение и творческую активность;
Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к малой родине и Отечеству, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициями праздникам,
Расширять круг представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира.
Конкретизация задач по возрастам:
Сенсорное развитие
1-3 года
Развивать элементарные представления о величине, форме, цвете, объѐме
Поощрять называние цвета, формы и величины предметов Развивать сенсорно-аналитическую деятельность – ориентировка в
плоскостных и объѐмных фигурах, осуществление действий подбора форм по предлагаемому образцу и слову.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
1 – 3 года
Побуждать к конструированию несложных построек из 2-3 деталей и обыгрыванию их с помощью взрослого.
Привлекать внимание к выполнению различных конструкций из природного и бросового материала.
Формирование элементарных математических представлений
1-3 года
Способствовать овладению действиями по образованию группы из
однородных предметов, различению один и много, много и мало предметов. Учить различать и называть предметы контрастных размеров (большие
и маленькие предметы), разной формы.
Развивать пространственное мышление ( ориентировка в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела)
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
1-3 года
Обогащать познавательный опыт, формируя у детей представления о человеке и о себе – внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей.
Организовывать деятельность по накоплению представлений о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда.
Создавать условия для накопления представлений о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные – обитатели леса, птицы;
Способствовать накоплению представлений о неживой природе, явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей;
Знакомить с явлениями общественной жизни: профессии, транспорт праздники.
Особенности организации образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:
непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; образовательная деятельность в семье.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем
темпе).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, еѐ интеграцию с другими видами детской
деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Совместная | образовательная | деятельность | |||||||
педагогов и детей | Самостоятельная | Образовательная | |||||||
Непосредственно | Образовательная | деятельность | в | ||||||
деятельность детей | |||||||||
образовательная | деятельность | в | семье | ||||||
деятельность | режимных моментах | ||||||||
Основные | формы: | Решение | Деятельность | Решение | |||||
игра, | занятие, | образовательных задач | ребенка | в | образовательных | ||||
наблюдение, | входе | режимных | разнообразной, | задач в семье | |||||
экспериментировани | моментов | гибко меняющейся | |||||||
е, разговор, решение | предметно- | ||||||||
проблемных | развивающей | и | |||||||
ситуаций, проектная | игровой среде | ||||||||
деятельность и др. |
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.
Двигательная деятельность организуется при проведении физкультминуток при проведении занятий познавательного цикла.
Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.
Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ежедневный объѐм непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
Примерный план тем на год
Сроки | Примерные темы |
1-я неделя сентября | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» - тема определяется в соответствии с возрастом детей |
2-я неделя сентября | «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» - тема определяется в соответствии с возрастом детей |
3-я неделя сентября | «Урожай» |
4-я неделя сентября | «Краски осени» |
1-я неделя октября | «Животный мир» |
2-я неделя октября | «Я – человек» |
3-я неделя октября | «Народная культура и традиции» |
4-я неделя октября | «Наш быт» |
1-я неделя ноября | «Дружба», «День народного единства» - тема определяется в соответствии с возрастом детей |
2-я неделя ноября | «Транспорт» |
3-я неделя ноября | «Здоровей-ка» |
4-я неделя ноября | «Кто как готовится к зиме» |
1-я неделя декабря | «Здравствуй, зимушка-зима!» |
2-я неделя декабря | «Город мастеров» |
3-я неделя декабря | «Новогодний калейдоскоп» |
4-я неделя декабря | «Новогодний калейдоскоп» |
3-я неделя января | «В гостях у сказки» |
4-я неделя января | «Этикет» |
1-я неделя февраля | «Моя семья» |
2-я неделя февраля | «Азбука безопасности» |
3-я неделя февраля | «Наши защитники» |
4-я неделя февраля | «Маленькие исследователи» |
1-я неделя марта | «Женский день» |
2-я неделя марта | «Миром правит доброта» |
3-я неделя марта | «Быть здоровыми хотим» |
4-я неделя марта | «Весна шагает по планете» |
1-я неделя апреля | «День смеха», «Цирк», «Театр» - тема определяется в соответствии с возрастом детей |
2-я неделя апреля | «Встречаем птиц» |
3-я неделя апреля | «Космос», «Приведем в порядок планету» |
4-я неделя апреля | «Волшебница вода» |
1-я неделя мая | «Праздник весны и труда» |
2-я неделя мая | «День победы» |
3-я неделя мая | «Мир природы» |
4-я неделя мая | «Вот мы какие стали большие» |
Проектирование образовательного процесса педагог выстраивает на основе, выбранной или разработанной самостоятельно оптимальной модели.
Формы и приемы организации - образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, Игры с предметами Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) Сценарии активизирующего общения двигательная активность;
| Наблюдения
| Совместная игровая деятельность детей | Игры в парах и совместные игры Совместная продуктивная и игровая деятельность детей
|
Программно-методический комплекс образовательного процесса
- Е.И.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных»
- А.Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром»
- Р.И.Жуковская «Родной край»
- Л.А. Каменева «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
- Э.К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»
- Г.А. Урунтаева «Знакомим малышей с окружающим миром»
- Н.Н. Пддьякова «Сенсорное воспитание в детском саду»
- Д.Альтхауз «Цвет, форма, количество»
- Т.И. Гризик «Познаю мир»
- Е.В. Соловьёва «Математика и логика для дошкольников»
- Т.И. Гризик «Познавательное развитие от 2 – до 7 лет»
- Е.В. Соловьёва «Формирование математических представлений от 2 до 7 лет»
Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ
Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
- столы-поддоны с песком и водой;
- плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.);
- разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, неработающая кофемолка, телефон и пр.);
- приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки);
- игрушки из материалов разного качества и разной плотности (из тканей, резины, дерева, пластика и др.;
- мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);
- пластические материалы (глина, тесто);
- материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);
- трубочки для продувания, просовывания;
- игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций);
- игрушки со светозвуковым эффектом;
- «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками;
- игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантинная дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.);
- наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья. Кустарники. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.);
- книги, открытки, альбомы, аудио-, видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
Примерный набор материалов, необходимых для организации познавательной деятельности
1-3 года
Для детей младшего возраста необходимы простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки используются
- разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т.п. (см. в разделе "Материалы для игровой деятельности").
Примерный набор материалов
для первой младшей группы
Тип материала | Наименование | Количество на |
группу | ||
Объекты для | Пирамидки ( 3-5 элементов), | 6 разные |
исследования в | окрашенные в основные цвета | |
действии | Напольная пирамида (из 6-7 элементов) | 1 |
Стержни для нанизывания с цветными | 8 | |
кольцами, шарами, катушками, |
полусферами (5-7 элементов) | ||
Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 | 4 | |
элементов), 4-х цветов | ||
Дидактический стол | 1 | |
Объемные вкладыши из 3 элементов | 6-8 | |
(миски, конусы) | ||
Матрешки (3 элемента) | 5 разные | |
Доски-вкладыши (с основными | 5 разные | |
формами) | ||
Набор объемных тел (кубы, | 1 | |
цилиндры,бруски, шары, диски) | ||
Рамки-вкладыши с геометрическими | 8 | |
формами, разными по величине, 4-х | ||
цветов | ||
Мозаика (восьмигранная, цветная, | 3 | |
крупная) | ||
Набор кубиков с цветными гранями (4 | 1 | |
цвета) | ||
Ящик с прорезями основных | 1 | |
геометрических форм для сортировки | ||
объемных тел | ||
Емкости с крышками разного размера и | 10 | |
цвета (для сортировки мелких | ||
предметов) | ||
Рамки с одним видом застежки | 3 | |
(шнуровка, пуговицы, кнопки) | ||
Игрушки-забавы с зависимостью | 10 | |
эффекта от действия (неваляшка, | ||
клюющие курочки, дерущиеся бараны, | ||
прыгающие лягушки и т.п.) | ||
Ящик для манипулирования со звуко- | 1 | |
световыми эффектами | ||
Набор для забивания: молоточек с | 2 | |
втулочками (пластмассовые) | ||
Набор шумовых коробочек (по | 1 | |
Монтессори) | ||
Звучащие игрушки, контрастные по | по 1-2 каждого | |
тембру и характеру звукоизвлечения | наименования | |
(колокольчики, барабан, резиновые | ||
пищалки, погремушки) | ||
Мягконабивная игрушка (крупная | 1 | |
напольная) из тканей разной фактуры | ||
Набор для экспериментирования с | 1 | |
водой: стол-поддон, емкости 2-3 |
размеров и разной формы, предметы- | ||
орудия для переливания и вылавливания | ||
— черпачки, сачки | ||
Набор для экспериментирования с | 1 | |
песком: стол-песочница, формочки | ||
разной конфигурации, емкости разного | ||
размера, предметы-орудия — совочки, | ||
лопатки | ||
Образно- | Наборы картинок для группировки, по | по 1 набору |
символический | 3-4 в каждой группе (реалистические | каждой |
материал | изображения): животные, животные с | тематики |
детенышами, птицы, овощи, фрукты, | ||
одежда, посуда, мебель, транспорт, | ||
предметы обихода, игрушки | ||
Наборы парных картинок (предметные) | 10 разные | |
для сравнения, той же тематики | ||
Наборы парных картинок типа "лото" | 5-6 разные | |
(из 2-3 частей), той же тематики | ||
Разрезные (складные) кубики с | 3 разные | |
предметными картинками, | ||
разделенными на 2-4 части | ||
Разрезные картинки, разделенные на 2 | 10 разные | |
части по прямой | ||
Серии из 2-3 картинок для установления | 10 разные | |
последовательности действий и событий | ||
(сказочные, бытовые ситуации) | ||
Сюжетные картинки (с различной | 20-30 разные | |
тематикой, близкой ребенку - сказочной, | ||
социобытовой), крупного формата |
Мониторинг освоения программы образовательной области
«Познавательное развитие»
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Познавательное развитие | ||||||||||||
Свободно ориент-ся в цвете предметов. Называет некоторые цвета. | Ориентируется в величине предметов | Ориентируется в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу | Конструирует несложные постройки из 2—3 деталей, обыг-рывает их | С помощью взрослого выполняет различные конструкции, ис-пользуя природный и бросовый материал | Может образовать группу из однородных предметов, различа-ет один и много, много и мало предметов | Различает предметы контрастных размеров (большие и ма-ленькие) | Имеет представления о человеке и о себе | Имеет представления о предметах, действиях с ними, их на-значении | Имеет представления о живой природе, неживой природе | Имеет представления о явлениях природы: временах года. | Имеет представления о явлениях общественной жизни: знает некоторые профессии, транспорт праздники | итог | ||
ИТОГО по группе, % | В - С - Н - | В - С - Н - |
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребѐнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребѐнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей 1 .
- соответствии с п.3.2.3. Стандарта при реализации программы педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Карта освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребѐнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития. [2]
Перспективное планирование
по познавательному развитию детей
ОКТЯБРЬ
ОО | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||||
Познавательное развитие | Познание | Знакомство с названием, расположением и предназначением отдельных помещений, с групповой комнатой, размещением игрушек и предметов обихода. | «Путешествие в спальню» Цель: знакомство с пастельными принадлежностями. | Игра «Проблемы игрушек» «Кукле неудобно спать без матраса и одеяла» Цель: закрепление пастельных принадлежностей. | «Игрушки» по одноимённому циклу стихотворений А.Барто (2 стихотворения на выбор) Цель: отрабатывать умение называть игрушку и её части, звукоподражание. | |||
Опытно-экспериментальная деятельность | «Чудесный мешочек» Познакомить с органами чувств и их назначением. «Поиграем с ветерком» Обнаружить движение воздуха в природе. «Разноцветные шарики» Познакомить со свойствами воды, как возможно ее окрасить. «Почему осенью бывает грязно» Познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду. | |||||||
Игры с дидактическим материалом(математика) | Знакомство детей с красным цветом. 1.Д/и «Подбери такой же» 2. Рассматривание тематического альбома «Цвета» 3. Д/ и «Подбери по цвету» | Знакомство детей с зелёным цветом. 1. Д/и «Подбери такой же» 2. Д/ и «Подбери по цвету» 3. Игра с геометриком 4. «Осенние листья» - классификация предметов по символам /цвет, величина/. | Знакомство детей с синим цветом. 1. Д/и «Подбери такой же» 2. Д/ и «Подбери по цвету» 3. Игрушка забава «Клюющие курочки» 4. Д/и «Такой же», «Одинаковый» | Знакомство детей с жёлтым цветом. 1.Игра с мозаикой различного размера 2.Рассматривание картинок с изображением жёлтого цвета. 3.Подбери по цвету. 4. П/и «Пузырь» | ||||
НОЯБРЬ
ОО | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |||
Познавательное развитие | Познание | Игра-беседа «В гостях у бабушки» (продолжать знакомить с домашними животными й их детенышами). | «Паровозик» Цель: умение называть части игрушки, подражать. | Проблема игрушек «Грузовик сломался» Цель: учить детей принимать решения, познакомить детей с частями машины и их назначением. |
«Путешествия игрушек» Цель: закрепление названий животных, звукоподражание, части тела. | ||
Опытно-экспериментальная деятельн-ть | «Легкий – тяжелый»Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять и группировать по весу. «Найди по звуку» Определять и различать издаваемые шумовые звуки. «Пластилин, его качества и свойства» | ||||||
Игры с дидактическим материалом (математика) | 1. Чтение сказки «Колобок» «Последовательность» 1. Знакомство детей с прилагательными, обозначающими размер предметов. Введение слов «длинный, короткий». 2. Д/и с матрёшками «Большие, маленькие» 3. игра с различными видами конструктора. 4. Рассматривание картины «Дети играют в кубики» 5. П/и «Кот и мыши» 6. Игры с ленточками. | 1. Д/и «Подбери правильно» 2. Игры с пирамидками. (Обучать последовательности) 3. С/Р «Дом» «Угостим кукол чаем» (посуда по цвету). 4. Разбираем и собираем пирамидку. 5. П/и «Из обруча в обруч» | 1. Подарки от синего принца 2. Рассматривание тематическго альбома. 3. Провести беседу с детьми во время одевания на прогулку о цветовой гамме одежды. 4. Самостоятельное рисование в уголке изо. 5. Д/и «Большой, маленький» | 1.Подарки от красного принца. 2.П/и «Семья» 3.Рассмотреть буклеты «Пожарная безопасность» 4. Д/и «Длинный, короткий» 5. Д/и «Далеко, близко» | |||
ДЕКАБРЬ
ОО | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |||
Познавательное развитие | Познание | «Наблюдение за снегом» Цель: познакомить детей со свойствами снега, признаки зимы. | «Встреча с ёлкой» Цель: знакомство со свойствами ёлки, ёлка показывает детям своих лесных друзей – другие деревья (клён, тополь). Закрепить зелёный цвет. | «Проблемы игрушек» «В гости ёлочка пришла. Что с ней делать?» Цель: формировать умение самостоятельно находить решение. | Т.И.Гризик «Экспериментирование со снегом» Цель: продолжить знакомить детей со свойствами снега. | ||
Опытно-экспериментальная деятельность | «Горячо – холодно» Научить определять температуру веществ и предметов. «Чудесный мешочек» Познакомить с предметами, проводящими тепло, определять на ощупь самый твердый предмет. «Окрашивание воды» Закреплять свойства воды. «Снег, какой он» Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, липкий). | ||||||
Игры с дидактическим материалом (математика) | Д/и «Что за форма» Д/и «Матрёшки» Д/и «Соберем пирамидку», Д/и «Сделаем кукле бусы», Игры с конструктором разного вида. | Сказка «Репка» (последовательность) Д/и «Матрёшки» П/и «Поезд» Магнитная сказка «Репка» Д\и «Вложи стаканчики по размеру» | «Чудесный мешочек» Д/и «Разрезные картинки» - из 2 и 3 частей. Д/и «Подбери предмет» - форма Н/п «Геометрик» «Логический куб» | Е.В. Соловьёва Д/и «Подбери по цвету» С/р «Угостим куклу чаем»(посуда по цвету) Игра с мозаикой Д/и «Собери пирамидку» | |||
ЯНВАРЬ
ОО | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Познавательное развитие | Познание |
| Рассматривание картин с изображением зимы (уточнить знания о зимних явлениях природы, формировать эстетическое отношение к окружающей природе, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зима»). | Д/и «Проблемы игрушек» (в группу пришла новая кукла, где её жить). Цель: учить детей самостоятельно находить решение. | Т.И.Гризик Д/и «Кто в домике живёт» (по одноимённой сказке) Цель: решаются задачи по закреплению представлений о животных. |
Опытно-экспериментальная деятельн-ть | «Снег, какой он» Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестит, сверкает). «Как из снега получить воду» Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). «Как воду превратить в лед» Познакомить со свойствами воды (превращение в лед при низких температурах). «Свойства снега» Закрепление | ||||
Игры с дидактическим материалом (Математика) | Чтение сказок «Репка», «Теремок» Цель: развивать и тренировать способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд. | «Когда это бывает. Время суток» «Цель: учить называть время суток | Д/и «Когда это бывает «Время года». Цель: учить называть время года. | Е.В. Соловьёва Д/и «Собери матрёшку» Цель: учить последовательно собирать и разбирать матрёшку. |
ФЕВРАЛЬ
ОО | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Познавательное развитие | Познание | Составление рассказа «У меня живет котенок…» (продолжать знакомство с домашними животными, формировать умение правильно обращаться с животными). | «Жители теремка ждут гостей» Цель: закрепление представлений о посуде. | «Посуда заблудилась…» Цель: учить детей находить решение в сложившейся ситуации. | Д/и «Кто что умеет делать» Цель: животные которые умеют плавать, прыгать, летать. |
Опытно-экспериментальная деятельнть | «Изготовление цветных льдинок» Познакомить с одним из свойств воды. «Мороз и снег» Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. «Свойства льда» Познакомить со свойствами льда. «Ветер по морю гуляет» Познакомить с природным явлением – ветер. | ||||
Игры с дидактическим материалом (математика) | «Форма» Цель: закреплять у детей понятие о геометрическими формами | «Д/и «Какой» Цель: учить детей различать и называть основные цвета. | Д/и «Большой - маленький» Цель: закрепить понятие о величине предметов. | Д/и «Что внутри» Цель: учить детей понимать слова «внутри», «снаружи». |
МАРТ
ОО | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
| |||||
Познавательное развитие | Познание | Беседа «Знакомство с городом» (напомнить название города, в котором живут дети, название улицы, закрепить умение называть родной город, улицу, на которой живут, развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации с видами города, отвечать на вопросы). | «Чудесные коробки» Цель: рассматривание одежды, называние частей. | «Проблемы игрушек «Кукла не хочет на празднике быть лохматой» Цель: находить решение из сложившейся ситуации. | Д/и «Мамы и малыши» Цель: закреплять название животных и их детёнышей. |
| ||||
Опытно-экспериментальная деятельность | «Плавает – тонет» Учить определять легкие и тяжелые предметы. «Бумага, ее качества и свойства» Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость) и свойства (рвется, режется). «Посадка лука» Уточнить представления о луковице, показ, необходимое наличие света и воды для роста растений. «Поплывет – не поплывет» Дать представления о весе предметов. |
| ||||||||
Игры с дидактическим материалом | Д/у «Положи правильно» Цель: учить проговаривать название предметов. | Д/и «Один-два» Цель: продолжать знакомить детей с количественной характеристикой предметов. | Разучивание считалок с использованием чисел. Цель: помочь детям запомнить правильность числового ряда. | Д/у «Что изменилось» Цель: развивать зрительную память. | ||||||
АПРЕЛЬ
ОО | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Познавательное развитие | Познание | «Игры с талой водой» Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды. (кораблик) | «Как зайчик ёжика угощал» Цель: закрепление представлений об овощах и фруктах. | «Проблемы игрушек «Игрушки хотят есть. Что?» Цель: развивать внимание сообразительность. | «Где обедал воробей» Цель: знакомство с животными других климатических зон (лев, обезьяна, крокодил) | |
Опытно-экспериментальная деятельность | «Здравствуй, солнечный зайчик» Дать представления о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отражающийся от зеркала. «Веточка березы» Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. «Древесина, ее качества и свойства» Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качества. «Что в пакете» Дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть теплым, холодным, влажным и т. д. | |||||
Игры с дидактическим материалом | Д/у «Найди отличая» Цель: развивать зрительную память детей. | Д/и «Найди одинаковые» Цель: учить правильно называть предметы, развивать внимание. | Д/и «Подбери по цвету» Цель: закреплять умение называть и подбирать цвета. | Д/и «Кого не стало» Цель: развивать зрительную память. | ||
МАЙ
ОО | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |||
Познавательное развитие | Познание | «Экспериментирование с песком» Цель: свойства песка | «Дидактическая игра «Игрушки зимы и лета» Цель: закрепить особенности времён года и относящиеся к этому времени года игрушки. | Д/и «Проблемы игрушки» «В пакете разгремелись формочки и игрушки. чего они хотят». Цель: учить находить решение. Развивать сообразительность. | Развлечение «Солнечные зайчики» Цель: создать детям радостное настроение. | ||
Опытно-экспериментальная деятельность | «Спрячь пуговку» Способствовать накоплению представлений о свойствах воды. «Пирожки для Мишки» Расширить знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться. «Сравнение песка, почвы и глины» Познакомить со свойствами песка, почвы и глины. «Ткань, ее качества и свойства» Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, прозрачность, мягкость) и ее свойства (мнется, режется). | ||||||
Игры с дидактическим материалом (математика) | «Сказка теремок» Цель: закрепить понятие о цикличности и последовательности. | Д/и «Много мало» Цель: продолжать учить детей различать предметы по количеству. | Д/и «Собери матрёшку 3-х местную» Цель: закрепить понятие о свойствах предметов. | Д\и «Подбери по цвету» Цель: продолжать учить детей подбирать предметы по цвету. | |||