Урок музыки в 6 классе «Первый бал. Вальс»
Тема дистанционного урока - «Бал» 6А,Б.В 21 .04.2020г
Вид урока: урок –изучение нового материала.
1. с изучением бального этикета
2.с изучением слайдов о бальном этикете
3.с изучением «Вальса» Г.Свиридова из кинофильма «Метель»
4.с изучением слайдов из кинофильма «Война и мир» - «Первый бал Наташи Ростовой
5.с изучением песни «Вальс» из мультфильма «Анастасия»
6.урок дан для учеников 6 –х классов
Цель урока: научить детей понимать историческую эпоху ПетраI; понимать и отличать бальные танцы; рассмотреть слайды к кинофильмам, в которых звучат вальсы.
Задачи:
Образовательные:
находить новые приёмы для развития интереса и любви к истории России на отдалённом обучении.
познакомить учащихся со стихами поэтов.
формировать умение анализировать поэтический текст и музыку.
Развивающие:
развивать образное мышление, речь, вокальные навыки, умение анализировать музыкальные произведения.
совершенствовать навыки эмоционального восприятия музыкального произведения
развивать выразительное исполнение песен;
Воспитательные:
развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в классе;
воспитывать любовь к поэзии, любовь к классическим музыкальным произведениям,
эстетическое воздействие на детей через музыку, слово, живопись,
развитие восприятия прекрасного через синтез искусств.
Оборудование:
музыкальный центр, проигрыватель,
музыкальное сопровождение урока;
компьютер, DVD-проигрыватель;
цифровая видеокамера;
1.Приветстсвие и вопрос «Все ли меня видят и слышат?»
2.Показ презентации №1 Звучит музыка и на фоне рассказываю о бальном этикете
Здесь молодость чарует нас.
Здесь души полны ожиданьем,
Любви нечаянным признанием.
Парит торжественно волненье,
Звучит привычное вступление.
Для всех, кто долго миг сей ждал,
Да грянет бал! Великий Бал!
Бал - от итальянского балло, баллетто, что значит, танцевать. На этом уроке мы приоткроем страницу истории России, познакомимся с её культурными традициями. В России традицию проводить балы ввел Петр 1 самом начале 18 века.
Высылались приглашения. Составлялись мини- афиши с программой бала.
Бал был школой общения для людей. Организация бала считалась хлопотным и сложным мероприятием. Балы проводились по определенной четко утвержденной традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество столов. Здесь играли, разговаривали, делились новостями. Умение танцевать и хорошо двигаться считалось обязательным компонентом воспитания молодого человека или девушки. Танцы осваивали с раннего детства. Они придавали манерам человека величавость, грацию, изящество. Преподавание бальных танцев было введено в качестве обязательного предмета во все учебные заведения и в домашнее воспитание и образование, в задачи которых помимо обучения танцам входило также преподавание хороших манер.
ДЕВУШКИ: Девушки, в ожидании праздника, заучивали и повторяли движения в танцах, вертелись около зеркал, примеряя платья,
веера, украшения, перчатки.
Дамы были одеты в платья по последней моде.
Они были открытыми и дополнялись бутоном живых или искусственных цветов.
Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Прически в 19 веке распущенные волосы были недопустимы. Это были локоны, убирающиеся в высокую причёску.
Косметику не использовали, не возбранялось пользоваться лишь пудрой.
ЮНОШИ: Молодые кавалеры также были внимательны к своей внешности в этот день, у них были свои правила: фрачная пара, белый или черный галстук. Фраки были разных цветов, и лишь к 30 годам 19 века утвердилась мода на черный цвет. Военные являлись в парадном мундире со всеми наградами. Причёска - всё было тщательно подобрано и приведено в полный порядок.
Музыка и танцы были частью образования. Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.
На балах звучала музыка полонеза, вальса, мазурки, польки, контраданса.
На это м уроке вы послушаете произведение самостоятельно назовёте, определите по настроению и напишите ответы. У каждой девушки был свой волнительный и первый бал. Такой бал был и у героини романа Льва Толстого «Война и мир» «Вальс» муз. Г Свиридова (звучание -4 минуты)За время звучания музыки показываю слайды: первый бал Наташи Ростовой слайды с 19 -29)
В дальнейшем при Елизавете Петровне балы называют «вечным праздником дворянства». Расцветом балов в России считается эпоха Екатерины 2; императрица любила повторять: «Народ, который поет и пляшет, зла не думает». Иногда, балы, особенно по специальному приглашению, собирали до 40 тысяч человек!
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Своё нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь.
Блеснуть, пленить и улететь.
Послушайте песню из мультфильма «Анастасия» - запись песни.
Текст песни:
Как узор на окне,
Снова прошлое рядом,
Кто –то пел песню мне,
Зимний вечер когда-то,
Словно в прошлом ожило,
Чьих –то бережных рук тепло,
Вальс изысканных гостей
И бег лихих коней.
Вальс кружил и нёс меня,
Словно в сказку свою маня,
Первый бал и первый вальс
Звучат во мне сейчас…
Зеркала в янтаре
Мой восторг отражают…
Кто –то пел на заре
Дом родной покидая…
Будешь ты… в декабре…
Вновь со мной дорогая…
Вопрос детям: « В каком жанре написана эта песня?»
Обобщение урока.
Домашнее задание:1) какие предмета дама всегда имела на балу?
2) Послушать песню-- «Вальс о вальсе» слова Е.Евтушенко, музыка Э.Колмановского - «Пусть проходят года, всё равно, никогда не состарится вальс!» – так утверждают авторы песни. И эта песня стала гимном вальсу.
До свидания. Наш урок окончен.
Выход из мероприятия.
Паненкова Ирина Михайловна