Первый урок по геометрии в 7 классе

5
1
Материал опубликован 9 February 2017

Пояснительная записка к презентации

«Загадочный мир Геометрии» (Начальные геометрические сведения)

Цель Сформировать у учащихся представление о предмете “геометрия”, целях и задачах его изучения, сформировать устойчивое понимание основных геометрических понятий.

Задачи:

Образовательная Познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости; рассмотреть свойство прямой. Формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнения других.

Воспитательная Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Создание благоприятных условий для проявления индивидуальности.

Развивающая Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли. основных геометрических понятий.

Сценарий урока

Учитель. Со словом геометрия вы уже знакомы. Уже в начальной школе вы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами, изучили их свойства, научились вычислять площади некоторых фигур и решать много других задач. Вы уже поняли, что геометрия – это наука о фигурах и некоторых их свойствах. Но знаете, ребята, что интересно? Мы с вами начнём изучать геометрию с нуля. Почему? Скажите мне, пожалуйста, что мы называем прямоугольником? (учащиеся дают определения, при этом употребляют слово «четырёхугольник»)… А что мы называем четырёхугольником? (снова звучат ответы учащихся, появляются слова «угол», «отрезки» и т.д.). Сегодня вы приступаете к полноценному изучению этого предмета. Вы сейчас выходите на новый уровень изучения этой науки более строгий, более чёткий, такой, какой он был в античных школах, где изучали геометрию несколько тысяч лет назад… (слайды 1,2,3,4,5).

Геометрия возникла на основе практической деятельности людей, а в дальнейшем сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. Геометрия помогает нам лучше ориентироваться в мире, в котором мы живём, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира.

Подумайте и сформулируйте тему нашего урока, а также сформулируйте вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе урока (учащиеся предлагают тему урока и формулируют цели урока, учитель помогает).

Вопросы:

Что означает слово «геометрия»?

Когда, как и с какой целью зародилась наука – геометрия?

Кого можно считать основоположниками геометрии?

Как называлось первое дошедшее до нас научное изложение геометрии?

Что изучает геометрия?

Как можно объяснить, что такое точка, прямая, отрезок?

Далее следует краткий рассказ учителя об истории развития геометрии.

Геометрия – одна из древнейших наук. Она зародилась в Древнем Египте. В этом государстве плодородные земли были расположены на очень узком участке земли – в долине реки Нил. При разливе реки смывались границы участков, менялись их площади. Тогда пострадавшие обращались к фараону, он посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь и установить размер налога. Знания постепенно накапливались и систематизировались. Так около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур. Попытки греческих учёных привести геометрические факты в систему начинаются уже с V века до н. э.

Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого учёного Евклида, жившего в Александрии в III в. до н. э. Сочинение Евклида “Начала” почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. Эта книга была переведена на языки многих народов мира, а сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией. Далее учитель говорит о Фалесе Милетском, о Пифагоре Самосском (слайды 6, 7,8,9).

Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов. Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки.

«Все боится времени, но само время боится пирамид».

Учитель предлагает ребятам творческие работы по темам «История возникновения и развития геометрии», «Великие учёные древности», «Загадочные пирамиды» и другие.

Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».

Слайд 10. (Вопрос классу-ответы учащихся).

Слайд 11. Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию.

Такие фигуры, как отрезок, луч, треугольник, круг, прямоугольник ... являются плоскими, то есть целиком укладываются на плоскости. В стереометрии мы познакомимся с такими пространственными фигурами, как куб, шар, конус, цилиндр, параллелепипед и т. д. Планиметрия изучает свойства фигур на плоскости, а стереометрия – в пространстве.

Мы начнём изучение геометрии с планиметрии.

Слайд 12. Любой сложный механизм складывается из маленьких деталей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. Конечно, самая главная - это точка (слайд 13).

Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия. Однако эти слова вошли в русский язык не через греческий, а через латинский язык (слайд 14).

Давайте вспомним, какие чертёжные инструменты нам понадобятся при изучении геометрии? (слайд 15).

Повторение известного материала о точках и прямых и их расположении относительно друг друга.

(слайды 16,17). Давайте вспомним, как обозначают на чертеже прямые и точки

(прямая безгранична, поэтому на чертеже изображают часть прямой; прямые обозначают двумя заглавными латинскими буквами, соответствующим двум точкам на прямой или одной маленькой буквой). Точки обозначают заглавными латинскими буквами. Знак принадлежности .

Выполнить задание (слайд 18).

Решение тренировочных заданий (устно) (слайд 19).

Рефлексия.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке (поднятием руки).

Рюкзак – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Итоги урока.

На все ли вопросы вы получили сегодня ответы? (Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные в начале урока, и просит кратко еще раз на них ответить.)

Выставление оценок за тест.

 

Скачать презентацию к уроку

 

Предварительный просмотр презентации

<номер>

<номер> «…никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия!» Ле Корбюзье

«Гео» - это «ЗЕМЛЯ», «Метр» - это единица измерения длины (от греческого слова «метрео» - «измеряю». Геометрия (с греческого) – это «измерение земли» или «землемерие». <номер>

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать» Г. Галилей Геометрия - важный раздел математики. Ее возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано, прежде всего, с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением окружающего мира <номер>

Однажды египетский царь Птолемей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах. " В геометрии нет царской дороги". Ученый гордо ответил: <номер>

Как же возникла геометрия? По дошедшим до нас египетским папирусам и древневавилонским текстам видно, что уже за 2 тыс. лет до н. э. люди умели определять пло­щади треугольников, прямоугольников, тра­пеций, приближенно вычислять площадь кру­га. В VI в. до н. э. в одном из древнегреческих государств на острове Самос был построен водопровод, по которому вода в город поступала из источника, лежащего за горой Кастро. <номер>

В III в. до н.э. древнегреческий ученый Евклид написал книгу под названием «Начала». Евклид подытожил накопленные к тому времени геометрические знания. В течение 2000 лет всюду преподавание геометрии велось либо по переводам, либо по незначительным переработкам книги Евклида. Например, таким пособием был учебник А. П. Киселева, по которому советская школа работала до середины прошлого столетия. <номер>

Геометрия , по свидетельству греческих историков, была перенесена в Грецию из Египта в 7 в. до н. э. Здесь на протяжении нескольких поколений она складывалась в стройную систему Великий ученый Фалес Милетский основал одну из прекраснейших наук – геометрию. Фалес Милетский имел титул одного из семи мудрецов Греции. <номер>

Пифагор одни геометрические проблемы впервые доставил из Египта, другие открыл сам. Все семнадцать теорем Евклида исходят от Пифагора. В благодарность за ее открытие он принес богам в жертву быка, слепленного из пшеничного теста. Пифагор открыл теорему: «в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Пифагор Самосский (около 570 – около 500 до н. э.) – древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель <номер>

5 1 7 6 8 Разделите фигуры на две группы: 2 3 4 <номер> 1, 5, 6,7– на плоскости 2,3,4,8– в пространстве

<номер>

Какие вам уже известны геометрические фигуры? Какие из них могут лежать в основе остальных фигур? ТОЧКА ПРЯМАЯ <номер>

Первое геометрическое понятие происходит от латинского глагола "ткнуть", а равнозначное Первое геометрическое понятие происходит от латинского глагола "ткнуть", а равнозначное слово "пункт" - от латинского глагола punktum ("укол"), т. е. ? ТОЧКА Точка – в русском языке означала конец заточенного гусиного пера Точка – результат мгновенного касания, укол <номер>

Линия – лён, льняная нить. Луч – «свет», т. е. линия, вдоль которой движется световая энергия. Отрезок - общеславянское слово, производное от "резать". ЛОМАНАЯ - общеславянское слово, производное от "лом", "ломать". Назовите точки, лучи, прямые и отрезки на данном рисунке. ДАЛЬШЕ <номер>

Чертежные инструменты. Для проведения прямых линий на бумаге или классной доске пользуются линейкой. Плотники, каменщики, столяры для обозначения прямой линии пользуются шнуром, который натирается углем или мелом. Натянутый шнур оттягивают, затем отпускают. На доске или на стене остается след шнура в виде прямой линии. А зачем эти инструменты? <номер>

Взаимное расположение точек и прямых <номер>

а). Если прямые имеют общую точку, то говорят, что прямые пересекаются. в). Две прямые либо имеют только одну общую точку, либо не имеют общих точек. а) а  АВ = К в) а   в <номер>

А В С Построить отрезок, длина которого, больше длины самой линейки. Провешивание прямой. <номер>

Проверим себя! 1). Сколько точек принадлежит отрезку АВ? 4 2). Сколько прямых можно провести через 1 точку? много 3). Сколько прямых можно провести через две точки? 1 <номер>

ТЕСТ 1). Точка С лежит на отрезке АВ. Какая из точек А, В или С лежит между двумя другими? а) А б) В в) С г) нет верного ответа. 2). Если точка В — середина отрезка АС, то а) АС + СВ = АС б) АВ = АС в) АВ = 2АС г) АС = 2АВ 3). Сколько отрезков изображено на рисунке? а) 8 б) 4 в) 20 г) нет верного ответа. <номер>

Быстренько, не задумываясь, выберите из предложенных пяти фигур ту, которая вам больше понравилась. Прямоугольник Круг Ломаная (Зигзаг) Квадрат Треугольник тест Геометрия изучает фигуры и их свойства. А могут ли фигуры рассказать о нас?

Вот что говорят фигуры о нас Соответствует трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство. Любит раз и навсегда заведенный порядок. Это временная форма личности, ищет лучшее положение. Поэтому любознателен, пытлив, интересно все происходящее, и смел. Символ лидерства. Способен концентрироваться на главной цели. Энергичен, неудержим, сильная личность. Самая доброжелательная фигура. Способен сопереживать, сочувствовать. Счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Символ творчества. Нравится комбинировать, создавать что-то новое, оригинальное. Самый восторженный и возбудимый.

Фигуры много знают о нас. Поэтому и мы должны узнать о них как можно больше. Что же мы будем изучать в 7 классе? Глава 1. Начальные геометрические сведения. Глава 2. Треугольники. Глава 3. Параллельные прямые. Глава 4. Соотношения между сторонам и углами треугольника Логическая цепочка: начальные понятия –определения – аксиомы - теоремы Поможет нам в этом – учебник. Авторы нашего учебника: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С, Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

спасибо большое!

3 September