12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубовая Ирина Вячеславовна175

Конспект открытого урока

«Письма любви»

А счастье было так возможно,

так близко…

А.С. Пушкин.


Тип урока: интегрированный (литература, английский язык, МХК)

Класс: 9А и 9В9 (выборочно)

Место урока: четвёртый урок при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Учителя: Дорогова Е.А., учитель английского языка

Дубовая И.В., учитель русского языка и литературы

Цель: провести сопоставительный анализ писем.

Планируемые результаты

Предметные: совершенствовать навыки аналитической деятельности; уметь определять позицию автора и героя; формулировать тему, идею; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Познавательные УУД: извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; самостоятельно предполагая, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Личностные УУД: формулировать собственное отношение к произведениям А.С. Пушкина, их оценка; осознать эстетические ценности художественного произведения на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей; формировать положительную учебную мотивацию и стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и аргументировать его,

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки.

Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь сотрудничать с учителем и одноклассниками при выполнении учебной задачи ,владеть грамотной письмен­ной речью

Техническое обеспечение урока: компьютер, портрет А.С. Пушкина, портреты Татьяны, иллюстрации, тексты романа Пушкина «Евгений Онегин» иллюстрации с изображением Татьяны и Онегина, раздаточный материал.

Проверка индивидуальных заданий. Чтение учениками писем, написанных Татьяне и Онегину.

Психологический настрой. Звучит музыка. ОПЕРА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Оформление:

t1588923862aa.jpg


Первая стадия – вызов.

Основным для стадии «Вызов» является приём «Верно - неверно». Это тонкие вопросы, на которые учащиеся отвечают утверждением или отрицанием.

Слово учителя: Учитель №1.

Доброе утро!

Верите ли вы что, что это будет урок литературы?

Верите ли вы, что мы будем говорить о любви?

Верите ли вы, что роман в стихах «Евгений Онегин» написал Михаил Лермонтов?

А кто автор этого произведения?

Слово учителя №2:

Верите ли вы, что любовь прекрасное чувство?

Верите ли вы в глубину чувств Татьяны?

Верите ли вы, что письма сейчас вышли из моды?

А вот и нет!

Верите ли вы, что письмо первым написал Евгений Онегин?

Верите ли вы, что письма писали оба героя?

Какая тема нашего урока?

Ответ учеников «Письма любви» запись на доске, в тетради запись темы и эпиграфа.

Учитель №2.

На доске записано слово письмо, любовь. Какие ассоциаций с этим словом? (составление кластера), (ребята по одному отвечают, создавая свои ассоциации).

КЛАСТЕР

t1588923862ab.gif

-А что такое любовь? Какой смысл вы бы вложили в это слово? А какие возникают ассоциации к слову любовь?

t1588923862ac.gif

t1588923862ad.jpgt1588923862ae.jpg

Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне.

А что такое эпистолярный жанр письмо? Нам расскажет ученик, подготовивший сообщение.

1. Сообщение ученика об эпистолярном жанре.

Эпистолярный жанр – (от греч. Epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются люди, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих лет переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. Люди давно стали писать письма.

Новгородцы писали на бересте. Конец восемнадцатого-начало девятнадцатого века по праву считают эпохой классического письма: россияне умели и любили писать друг другу.

Письма могут быть разными. Деловые письма, Частные, Рекомендательные, Поздравительные, любовные.

А что значит любовь? Нам расскажет ученица, которая приготовила сообщение.

2 Сообщение ученика о любви А. С. Пушкина

Любовь – это высшая ценность в жизни человека. Именно данное качество делает жизненный путь людей светлее и радостнее.

Любовь – это самое прекрасное чувство, которое может испытывать любой человек на планете. Она учит быть добрым, терпеливым, мудрым и великодушным.

Любовь – это чувство, которое просто не передать словами, это дар божий, который может испытать каждый человек. Она может вскружить голову, и подтолкнуть человека на головокружительные поступки и действия.

Такое толкование слова даёт «Толковый словарь».

А что же любовь для А.С. Пушкина?

Любовь для А.С. Пушкина – предмет высокой поэзии. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, но и воспел Женщину.

Сам Пушкин, влюблённый в Наталью Гончарову писал:

"Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня мадмуазель Натали. У меня не хватало мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии..."

Вторая стадия – осмысление.

Учитель№2. Беседа по вопросам:

- Легко ли сказать люблю?

- Почему герои выбирают эпистолярный жанр для объяснения в любви? (Это жанр литературного произведения, выраженный в форме личных писем).

- Почему в начале 19 века популярны письма? (Дань моде, пришедшей из Франции).( Вести переписку было модным. Мода пришла к нам из Франции и Англии).

Пушкин переводит письмо Татьяны «Я должен буду письмо Татьяны перевесть», т.к. Татьяна «по – русски плохо знала, писать по – русски она не умела.

Инсценировка. Чтение письма Татьяны на английском языке.

Tatyana's letter to Onegin.

I write this to you - what more can be said? What more can I add to that one fact? For now I know it is in your power To punish me contemptuously for this act. But you, keeping for my unhappy lot Even one drop of sympathy Will not entirely abandon me. At first I wished to remain silent; Believe me, my shame, my agony, You never ever would have heard. As long as hope remained preserved That rarely, even once a week, I'd see you in our country house, To hear your voice, to hear you speak, To say a few words, and then, and then To think, and think, and think again All day, all night, until the next meeting.

Слово учитель английского языка:

Мы прослушали письмо Татьяны на английском языке. На столе лежит у Вас глоссарий трудно читаемых слов в письме.

Глоссарий.

Vocabulary

Add гл. - добавлять, прибавлять, увеличивать

[æd]

Power сущ. - сила, энергия, мощь

[ˈpaʊə]

Punish гл. - наказывать, карать, наказать

[ˈpʌnɪʃ]

Contemptuously нареч. - презрительно, высокомерно, пренебрежительно

[kənˈtɛmpʧuəsli]

Sympathy сущ. - симпатия, сочувствие, сострадание

[ˈsɪmpəθɪ]

Entirely нареч. - полностью, совсем, совершенно

[ɪnˈtaɪəlɪ]

Abandon гл. - отказываться, отказаться

[əˈbændən]

Silent прил. - тихий, молчаливый, безмолвный

[ˈsaɪlənt]

Shame сущ. - стыд, позор

[ʃeɪm]

Agony сущ. - агония, мука

[ˈægənɪ]

Vocabulary

Add гл. - добавлять, прибавлять, увеличивать

[æd]

Power сущ. - сила, энергия, мощь

[ˈpaʊə]

Punish гл. - наказывать, карать, наказать

[ˈpʌnɪʃ]

Contemptuously нареч. - презрительно, высокомерно, пренебрежительно

[kənˈtɛmpʧuəsli]

Sympathy сущ. - симпатия, сочувствие, сострадание

[ˈsɪmpəθɪ]

Entirely нареч. - полностью, совсем, совершенно

[ɪnˈtaɪəlɪ]

Abandon гл. - отказываться, отказаться

[əˈbændən]

Silent прил. - тихий, молчаливый, безмолвный

[ˈsaɪlənt]

Shame сущ. - стыд, позор

[ʃeɪm]

Agony сущ. - агония, мука

[ˈægənɪ


Давайте попробуем перевести первые строчки. (Время на перевод)


Проверка. Чтение строчки на английском языке и перевод.

Д.З. Составить синквейн на английском языке по теме урока.

t1588923862ai.png

В: Это произведение было популярно, что его перевели на английский язык.

Учитель №1. А теперь давайте зачитаем письмо Татьяны к Евгению и письмо Евгения к Татьяне и сравним. (учащиеся читаю).

Многие критики считают письмо Татьяны исповедью любви.

Словарная работа.

Что такое исповедь?

Что такое проповедь?

Что такое отповедь?

ОТПОВЕДЬ - Строгое наставление.

ПРОПОВЕДЬ - это речь религиозно направленная содержания

каких – нибудь идей, знаний, истин, учений.

ИСПОВЕДЬ - это таинство, когда верующий исповедуются в своих грехах священнику.


Давайте сравним письма любви.

Перед вами таблица, посмотрите, посовещайтесь и заполните её.

Защита героев: мальчикам предлагается встать на защиту Татьяны, а девочкам – Онегина.

Звучит музыка. ОПЕРА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Работа с таблицей в тетрадях.

Письмо Татьяны к Онегину

Письмо Онегина к Татьяне

Кто сделал первый шаг?

Татьяна


2.Что письмо означало?



3.Какие основные мысли, чувства письма?

Первые чувства

Поздние чувства

4. Что общего в письмах?

Тоска, переживание, волнение, видеть друг друга

5. В чём различия?

обращение

мольба

6. Восприятие письма?

оскорбление

насмешка


Защита героев: учащиеся защищают

А теперь мы предлагаем вам написать своё письмо любви по кругу.

Зачитывание писем.

t1588923862ak.jpgt1588923862al.jpg


Третья стадиярефлексия.

Рефлексия: «Лист откровений в форме сердца» Учащиеся откровенно высказываются об уроке. О том, что запомнилось.

Выставление оценок.

Итог: Два письма помогают раскрыть внутренний мир героев, мотивацию их поступков, показывают родство душ героев, а также являются способом противопоставления героев.

Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления. Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком.

А счастье было так возможно,

так близко…

А.С.Пушкин.

Домашнее задание: сочинение - эссе

«Могли ли Евгений Онегин и Татьяна Ларина обрести общее счастье?»

Каким вы видите современного Онегина.

Какой вы видите современную Татьяну.

Составить синквейн.

Самоанализ урока

Тип урока: интегрированный (литература, английский язык, МХК)

Класс: 9А и 9В9 (выборочно)

Место урока: четвёртый урок при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Учителя: Дорогова Е.А., учитель английского языка

Дубовая И.В., учитель русского языка и литературы

Цель: провести сопоставительный анализ писем.

Сегодняшний урок был четвертым в системе уроков, связанных с романом в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

Тема урока была «Письма любви», а эта тема является одной из центральных при изучении текста: понимании личности героев, их духовного мира и внутреннего состояния в момент «безысходной» любви. К изучению данной темы мы приступили после изучения таких тем как «Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни», «Изображение поместного дворянства. Татьяна и Ольга»; «Татьяна как «милый идеал» Пушкина». Поэтому данный урок занимает очень важное место в системе, он работает на более глубокое осмысление произведения.

Его цель - провести сопоставительный анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне.

К предметным УУД мы отнесли совершенствование навыков аналитической деятельности; умение определять позицию автора и героя; формулировать тему, идею; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; умение понимать и переводить текст на английский язык и обратно, на русский.

К познавательным УУД мы отнесли: извлечение информации из текстов, умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; самостоятельно предполагая, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Личностные УУД: формулирование собственного отношения к произведению А.С.Пушкина, его оценка; осознание эстетической ценности художественного произведения; формирование положительной учебной мотивации и стремление к координации различных действий в сотрудничестве, формулирование собственного мнения и его аргументирование.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь сотрудничать с учителем и одноклассниками при выполнении учебной задачи, владеть грамотной речью.

Содержание урока, на наш взгляд, было отобрано удачно в соответствии с поставленной целью.

Данный урок по типу являлся уроком усвоения новых знаний, он включал в себя 3 основных стадии: вызова, осмысления и рефлексии. Основным этапом был, конечно, этап осмысления. Но необходимо отметить то, что внутренняя рефлексия осуществлялась не только в конце, но и на протяжении всего урока (дети ориентируются в художественном тексте, критически подходят к оценке новых знаний, делают выводы и обобщают материал в процессе размышления). Еще Конфуций говорил, что «размышление – это самый благородный путь к знанию».

Для достижения цели урока нами были подобрана информация о том, что такое эпистолярный жанр (для чего писали письма, почему они стал модными). Подача материала была связана с такими школьными дисциплинами как МХК, английский язык.

Материал оказался интересным для ребят.

На первом этапе вызова мы использовали прием верных и неверных утверждений, так как для того чтобы перейти к изучению нового материала, необходимо закрепить уже имеющиеся знания, связанные с пройденным. Также на стадии вызова было осуществлено целеполагание и составлен кластер по теме к слову «письмо». На стадии осмысления мы прибегли к короткой инсценировке чтения письма на английском языке и прорабатыванию трудночитаемых слов (глоссарий). После прослушивания сообщений учащихся была проведена словарная работа со словами «отповедь», «проповедь» и «исповедь», представление информации из словарей, что благотворно влияет и на прорабатывание темы 9.3 в сочинении ОГЭ по русскому языку. Так же на стадии осмысления учащимся было предложено поработать с сопоставительной таблицей сходств и различий писем, а после написать свое письмо любви, «письмо по кругу».

На стадии рефлексии ребята заполняли «Лист откровений» в форме сердца.

В начале урока учащиеся работа преобладала фронтальная. На этапе же осмысления была организована работа в группах.

Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, так как это является одной из главных особенностей урока по ФГОС: ребята учатся самостоятельно добывать информацию, а мы как учителя им способствуем в этом.

Задания на протяжении всего урока работали на развитие и творческого мышления, например, задание «Письмо по кругу», где ребятам нужно было подключать свою фантазию.

Учащиеся имели возможность выбора домашнего задания, что также является важной составляющей при развитии личности ребенка.

Время. (удалось уложиться или нет…)

Темп, рациональность

Нам было (легко?) вести урок, ученики включались в работу…

Порадовали, удивили, огорчили, потому что…

Цель урока можно считать достигнутой, мы полагаем, что все научились…

Надеемся, что домашнее задание не вызовет затруднений.

В целом урок можно считать



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Максакова Наталья Михайловна, 08.05.20 в 11:36 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок, спасибо!
Волкова Светлана Ивановна, 10.05.20 в 07:46 0Ответить Пожаловаться
Хороший материал, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.