План конспект «Общественно-политическое развитие России в 1894–1904 гг.»
Пояснительная записка к презентации
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА УЧИТЕЛЯ-Практиканта ИСТОРИИ Бондаренко Виктории Геннадиевны
ТЕМА: Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
Учебник: История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3
Класс: 9
Дата проведения урока: 14.09.2017 г.
Цель урока:
Образовательные |
Ученики должны проанализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций; сравнить цели и задачи различных политических течений начала XX века и сделать вывод о том, что внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего от царя решительных реформ. |
Воспитательные |
Способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке политических событий данного периода; подвести учащихся к самостоятельному осмыслению политических событий концу XIX –начала XX вв., формируя тем самым любовь к предмету. |
Развивающие |
Продолжить развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения событий, отраженных на слайдах презентации; умение работать с материалом учебника; умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов. |
Практико-ориентированные |
Ученики должны уметь работать с документами, учебными пособиями с целью применения исторических знания о начале правления Николая II; о состоянии страны в данный период времени для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; сравнения событий и явлений прошлого и настоящего. Работая в группах по составлению кластера продолжить развивать умения анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций. |
Форма проведения занятия- урок
Тип урока – комбинированный урок
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Презентация «Политические партии»
Раздаточный материал
Видеоролик «Создание политических партий»
Литература для учителя |
Литература для учащихся |
||
1. |
История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3 |
|
История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3 |
2. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [эл.ресурс]. – URL.: http://school-collection.edu.ru |
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [эл.ресурс]. – URL.: http://school-collection.edu.ru |
3. |
История России. XX - начало XXI века. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразо- ват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с. |
|
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX - начало XXI века. Часть 1. Рабочая тетрадь. 9 класс В 2-х частях. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с. |
4. |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX - начало XXI века. Часть 1. Рабочая тетрадь. 9 класс В 2-х частях. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с. |
|
История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 438 с. |
5. |
История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 438 с. |
|
I. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:
Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы говорили об экономической жизни России конца XIX в. - начала XX в., и затронули общественно-политическое развитие страны. Давайте вспомним, что Россия в начале XX века по уровню экономического развития была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой. Первоочередной являлась задача модернизации сельского хозяйства.
Проверка ранее изученного материала в виде самостоятельной работы
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Запишите лишний термин в данном логическом ряду: картель, концерн, синдикат, трест, фабрика. 2. Год проведения финансовой реформы С.Ю. Витте 1897 3. Дайте определение понятию «Индустриальное общество» |
1. Продолжите предложение. Основной формой монополии в России были _______(синдикаты) 2. Годы создания легальной рабочей организации 1901–1902 3. Дайте определение понятию «Зубатовский социализм» |
Давайте вернемся к документу, с которым вы должны были поработать дома. (Документ на стр.21 «Из записи С.В. Зубатова»)
Вопросы к источнику:
1.Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
2. Что должно противопоставить ей правительство?
Молодцы, ребята, и давайте постараемся сделать вывод по прошлому уроку. Таким образом, внутренняя политика Николая 2, являющаяся прямым продолжением политики предыдущего царствования, не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего от царя решительных реформ. Оппозиционные царю силы встали на путь организационного оформления политических партий. О чем мы с Вами сегодня и поговорим.
Выставление оценок за опрос
II. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:
Тема урока: Политические партии России в начале XX века
Какую цель урока мы должны поставить: Чем различались позиции революционных и либеральных партий?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Приемы и средства преподавания |
Основные вопросы плана и их краткое содержание |
Приемы и средства учения Познавательные задания и вопросы |
Работа с кластером |
Для решения поставленной цели, я вам предлагаю разделиться на 4 группы для заполнения кластера. У каждой группы будет своя политическая партия или организация. С опорой на учебник и дополнительный материал вам необходимо заполнить кластер, а после выйти к доске озвучить цели и программу своей политической партии. 1 группа – РСДРП 2 группа – ПСР 3 группа – Либеральные организации 4 группа – Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского |
Но главное, нам необходимо в конце представления своих партий или организаций, определить чем различались позиции революционных и либеральных сил? |
См. приложение №1
Записи в тетради
Работа с учебником стр. 22-23 «Из программы РСДРП» |
Российская социал-демократическая рабочая партия Предполагаемые ответы учащихся: 1. На II съезде РСДРП в 1903 г. в Брюсселе и Лондоне были приняты устав и программа партии. 2. Программа-минимум предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление; право наций на самоопределение и их равноправие; возвращение крестьянам отрезков, отмену выкупных и оброчных платежей, возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; восьмичасовой рабочий день, отмену штрафов и сверхурочных работ. Программа-максимум ориентировала на победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата, переход к социализму Что является частью программы-максимум, т.к. в источнике говорилось о диктатуре пролетариата. В.И. Ленин и его сторонники получили название «большевики», за Л. Мартовым закрепилось название «меньшевики». Ленин и его сторонники выступали за создание «партии нового типа» – замкнутой, законспирированной организации со строгой дисциплиной, жестким подчинением меньшинства большинству. Российскую буржуазию они считали контрреволюционной силой, возможность успешных реформ отвергали и выступали за революционный слом самодержавия в ходе вооруженного восстания. Главную силу революции большевики видели в рабочем классе, крестьянство относили к его союзникам. Сторонники Мартова полагали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения и в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды. Либеральную буржуазию они считали главной силой будущей революции, а пролетариат – ее союзником. В крестьянстве меньшевики видели реакционную силу. |
Вопросы:
|
См. приложение №2
Записи в тетради.
Работа с учебником стр. 25 «Из программы ПСР» |
Партия социалистов-революционеров. Предполагаемые ответы учащихся: 1. Центральный комитет ПСР возглавил В. М. Чернов 2. Программа партии была утверждена на I съезде ПСР в конце декабря 1905-начале января 1906 3. Ядро партии составляли учителя, инженеры, агрономы, ветеринары, врачи. 4. Главную задачу эсеры видели в подготовке народа к революции. Они считали, что в ликвидации самодержавия 5. Цель: использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал как общинные, так и вообще трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства. 6. Программа: Они выступали за свержение самодержавия и установление режима, который определяли термином «народовластие» создание федеративного государства аграрный вопрос. эсеры выступали за индивидуальный террор. Они видели в нем средство революционизирования масс и устрашения власти. 7.Партия стоит за социализацию всех частновладельческих земель, т.е. за изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократических организационных общие и территориальных союзов общин на началах уравнительного пользования. |
Вопросы:
|
См. приложение №3
Записи в тетради |
Либеральные организации. Предполагаемые ответы учащихся: 1.В 1902 г. за границей начал выходить журнал «Освобождение» 2. Заявление историка с требованием: политических свобод и бессословного народного представительства «в постоянно действующем и ежегодно созываемом верховном учреждении с правом высшего контроля, законодательства и утверждения бюджета» 3. Речь, таким образом, шла о созыве представительного законодательного органа парламентского типа. 4.В 1904 г. в Петербурге была создана нелегальная организация либералов «Союз освобождения». Цель: призывы завершить реформы Александра II и ввести парламентское правление. |
Вопросы:
|
См. приложение №4
Записи в тетради |
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ П.Д. СВЯТОПОЛК-МИРСКОГО Предполагаемые ответы учащихся: 1.Требования: Включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум. Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления.
2. Произошли некоторые социальные, национальные и религиозные послабления. |
Вопросы:
|
Прослушав доклады группы, давайте же постараемся ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока: «Чем различались позиции революционных и либеральных сил?»
Партии революционных сил обычно используют трудное социальное положение в стране. В свою очередь, либеральные партии предпочитают более демократический приход к власти, в том числе и с помощью официальных, легальных выборов в отдельно взятой стране. Однако, в некоторых случаях и странах, "Либеральные партии" могут выражать вполне консервативные или же наоборот, левые идеи. Зачастую название партии не отражает реального положения вещей.
IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Таким образом, в России в начале XX в. существовал широкий спектр политических партий. Особенностью является то, что их деятельность всячески тормозилась самодержавным политическим режимом. Это предопределило оппозиционный характер большинства партий, слабость политического центра.
Давайте закрепим наш урок ответами на вопросы:
-
Каковы были личные качества и политические взгляды Николая II?
В чём причины роста недовольства в обществе политикой Николая II?
Какие требования были включены в программу РСДРП?
Каковы особенности программы и тактики эсеров?
Выставление оценок за урок
V. РЕФЛЕКСИЯ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
Давайте оценим свою работу:
Понял
Узнал
Задумался
Я Удивился
Огорчился
Буду помнить
VI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Параграф 3 стр. 22-26, заполнить таблицу «Политические партии/организации в начале XX века»
Название партий/организации |
Направление |
Социальный состав |
Лидер |
Программа |
РСДРП |
||||
ПСР |
||||
Либеральные организации |
Группа № 1 Приложение №1
РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
Дата и место создания:
Программа - максимум
Программа - минимум
(отношение к революции, какие идеи отвергали,за что выступали)
Представитель:
Течение:
Название:
Представитель:
Течение:
Название:
Группа № 2 Приложение №2
ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ (эсеры)
Федеративное государство –
Задача:
Цель:
Лидер:
Участники:
Программа
Группа № 3 Приложение №3
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В 1904 г. в Петербурге была создана нелегальная организация либералов «________________________».
Цель:
Заявление историка П.Н. Милюков «От русских конституционалистов»
Требования:
Группа №4 Приложение №4
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ П.Д. СВЯТОПОЛК-МИРСКОГО
Министр внутренних дел либерально настроенный князь
_______________________________________
Какие политические требования предлагал?
Итог: