План-конспект развивающего занятия на тему «Учимся общаться»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Преображение»
План – конспект
развивающего занятия
Тема: «Учимся общаться»
Разработала и провела
Социальный педагог отдела содействия семье и детям
Александрова Марина Владимировна
Егорьевск, 2020
Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.
Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.
Задачи:
раскрыть понятие «общение», «агрессивное поведение»;
объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе»;
проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;
способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;
рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.
Оборудование и материалы: презентация, конверты с пословицами, притча «Сказка про гвозди», мяч, клипчарт.
Ход занятия.
Ведущий:
Здравствуйте ребята и гости! Я очень рада всех вас видеть!
Все мы с вами умеем разговаривать. С малых лет нас учат говорить. А для чего же нам нужна речь?
Дети:
Для того, чтобы понимать друг друга и понимать свои мысли.
Ведущий:
Правильно, ребят, наша речь нам нужна для того, чтобы мы могли общаться. И поэтому сегодня мы с вами будем учиться общаться. А для чего нужно уметь общаться?
Дети:
Для того, чтобы контактировать с людьми.
Ведущий:
Верно! И как вы уже поняли , тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении. А как вы понимаете, что такое общение?
Дети: Общение это -
Обмен информацией;
Взаимодействие;
Восприятие и понимание другого человека.
Ведущий: Вы все правильно назвали, давайте узнаем, какая же полная формулировка слова общение
Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, - понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.
главными целями общения являются:
Установление контакта;
Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
Обмен эмоциями;
Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)
Упражнение «Твое имя»
Ведущий:
Теперь, я предлагаю вам в качестве приветственного упражнения сделать следующее. Давайте с Вами встанем в круг, и каждый из вас будет представляться следующему человеку, стоящим за вами, передавая мячик. Каждый круг называем себя по - разному, (Катя, Катенька, Катюша).
Дети:
Встают в круг, передавая мяч соседу, называют полное имя.
Ведущий:
Какой вариант, из названных имен, вам больше всех понравился, как бы вы хотели, чтобы вас называли чаще?
Дети называют одно из имен.
Ведущий:
Очень важно то, как мы с вами обращаемся друг к другу, это влияет на дальнейший исход нашего общения.
Упражнение «Копилка народной мудрости»
Ведущий:
А теперь давайте с вами окунемся в народную мудрость и познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.
Детям раздаются пословицы отдельными словами. Они должны собрать высказывание полностью.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь
Хорошую речь, хорошо и слушать
Меньше говори, да больше делай
Дети собирают пословицы и по очереди произносят их вслух и объясняют своими словами их понимание.
Ведущий:
Правильно ребята, вы молодцы, верно объяснили все понятия данных вам пословиц» Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?
Дети:
На это влияет наше настроение во время общения, наши эмоции, которые мы испытываем во время ведения диалога, наши чувства.
Ведущий:
Правильно ребята, все зависит от наших эмоций и чувств.
Я предлагаю вам сейчас снова встать в круг и, передавая мяч назовем эмоции или чувства, мешающие общению
Дети:
(злость, агрессия, недовольство, плохое настроение, неприязнь, ярость, раздражение, гнев).
Ведущий: А теперь наоборот, назовем эмоции и чувства, помогающие общению
Дети:
(радость, веселье, сопереживание, доброта, тепло в общении, взаимопонимание, дружелюбие, удовольствие, восторг, веселье).
Ведущий:
Молодцы ребята, вы справились и с эти упражнением, давайте с вами сейчас сядем и посмотрим на наш клипчарт. Прочтите, пожалуйста, фразу, которую вы видите.
Дети читают фразу «СЕГОДНЯ ХОРОШИЙ ДЕНЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ»
Ведущий:
А теперь прочтите эту фразу с такой интонацией, будто бы вам грустно, весело, вы яростны, вопросительно, повествовательно.
Видите, мы видим с вами одну фразу, но прочитав ее с разными эмоциями, смыл ее совершенно меняется. По этому, прежде, чем что-то сказать, всегда думаете, как преподнести собеседнику эту информацию, чтобы вас правильно поняли.
Теперь я предлагаю Вам посмотреть на экран, здесь изображены различные трудности в общении, давайте по очереди прочтем, что написано в каждом из квадратов.
Дети рассматривают схему на экране. Читают в слух надпись и объясняют значение.
Не нужно отвлекаться, нужно заострить свое внимание именно на собеседнике
Прежде, чем что-то сказать,
Нужно сформулировать мысль
Выражение мысли не до конца Запоминание главной, интересующейся инф-ии
Ведущий:
Из этой схемы мы видим, что эти трудности связаны с нашими знаниями способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.
У каждого человека могут возникнуть трудности в общении, с какими трудностями вы сталкиваетесь в общении?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Ведущий:
Чтобы в общении возникало меньше трудностей, нужно помнить, что взаимное общение всегда требует внимания и заинтересованности со стороны собеседников. Если в данный момент вы будете отвлечены или размышлять о чем-то другом, могут возникнуть определенного рода недопонимания между вами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ведущий:
А сейчас я предлагаю Вам послушать притчу, только слушайте внимательно, после этого мы будем с вами отвечать на вопросы.
Притча о гвоздях
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Ведущий:
Ребята, а скажите мне какой был мальчик? вспыльчивый и несдержанный
Зачем отец дал ему мешочек гвоздей? наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик? несколько десятков гвоздей
Почему он вытащил гвозди из столба? когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Что сказал отец сыну? Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Как вы понимаете смысл этой фразы?
Дети отвечают на поставленные вопросы
Ведущий: Если вы что-то плохое сказали человеку и после попросили прощение, конечно в большинстве случаев, он простит вас, но все равно он никогда не забудет тех слов, которые вы ему сказали. Так что прежде, чем сказать, нужно обязательно задумываться о последствиях.
Наше занятие сегодня было направлено на то, чтобы научиться общаться, выражать свои эмоции и чувства, думать о том, что нужно говорить, как правильно строить фразы. Давайте подведем итог сегодняшнего занятия.
Для чего мы учимся общаться?
Какие эмоции существуют в общении? (плохие, хорошие)
Какие положительные эмоции существуют в общении?
А как вы считаете, чтобы у вас было больше друзей, какие эмоции нужно испытывать в общении?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Когда человек умеет общаться, у него всегда будут друзья, он никогда не останется одинок. Весь одиноким людям очень сложно по жизни.
Не забывайте, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».
Вы молодцы, ребята, хорошо поработали, я надеюсь, что вы всегда будете добрыми и будете правильно общаться.