Конспект профилактическо-развивающего занятия на тему «Дорога знаний»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Д/с №22 «Город детства»
_____________ Н.Я.Литвинова
«___» _______2020 г.
Конспект профилактическо-развивающего занятия
на тему: «Дорога знаний»
Подготовил педагог-психолог:
Миронова Анна Сергеевна
Дата проведения «30» июля 2020 г.
р.п. Дрожжино
2020 г.
Цель: Профилактика и предупреждение дорожно-транспортного травматизма
Задачи:
1. Обеспечение здоровья детей.
2. Обучение правилам дорожного движения на дороге и в темное время суток.
3. Усвоить способы, которые помогут ребенку стать заметными на дороге в темное время суток.
4. Помочь ребенку усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.
5. Профилактика детского травматизма.
6. Развитие логического мышления.
7. Освоение окружающей действительности.
8. Развитие нестандартного мышления.
Используемые методы и техники — мультимодальный подход:
- Беседа.
- Ситуация (обсуждение).
- Викторина.
- Эксперимент.
- Работа с родителями (через родительский чат).
Категория участников: Дети дошкольного возраста.
Цель: Обсуждение ПДД, что такое машина (из чего состоит, ее скорость, материал из чего сделана) и сравнение с человеком (вес, пропорции, скорость).
Обсуждение опасного участка «Перекресток» (почему на перекрестке опасно, почему нельзя переходить перекресток по диагонали, а только по пешеходному перекрестку).
Материалы, оборудование: картинка перекрестка с пешеходными переходами (Приложение 1).
Хронометраж: 5-7 мин.
Этап 2. Разбор ситуации «Кто не прав».
Цель: Развить логическое и нестандартное мышление, которое поможет анализировать ситуацию.
Содержание этапа: Детям показывается картинка с дорожной ситуацией (перекресток с людьми и
Материалы, оборудование:
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 3. Викторина
Цель: Развить логическое и нестандартное мышление, которое поможет анализировать ситуацию.
Содержание этапа: Детям задаются вопросы, на которые необходимо ответить (при затруднении даются 3 варианта ответа).
Главный командир на дороге (водитель, светофор, пешеход)? Какая машина белая с синей полосой ( пожарная, полицейская скорая помощь)? Обязательный предмет в машине для безопасности маленького ребенка ( игрушка, детское авто кресло, бутылочка с водой)? Кто такие участники дорожного движения (пешеходы, пассажиры; водители транспортных средств; Все перечисленные категории)? Человек, едущий в транспорте, но не за рулем (пасажир, спортсмен, разведчик)? Какие виды транспорта кроме наземного Вы еще знаете (межгалактический; подземный, подводный, воздушный, наземный; сказочный)? Как выглядят запрещающие дорожные знаки (знаки в виде красного круга, знаки в виде синего круга, знаки в виде красного треугольника)? Могут ли машины двигаться с места, если горит желтый сигнал светофора (только в ночное время, да, нет)? Что обязан сделать каждый сидящий в автомобиле человек перед поездкой (спеть песню, пристегнуть ремень безопасности, съесть бутерброд)? Человек, управляющий транспортным средством (учитель, водитель, врач)?
Материалы, оборудование: Вопросы и ответы
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 4. Беседа «Что такое темное время суток» и как себя обезопасить на дороге.
Цель: Знакомство с понятием «темное время суток» и безопасность.
Содержание этапа: Рассказать детям, что такое «темное время суток», какие способы существуют, для того что бы Вы стали заметнее для водителя (фонарик, светлая одежда, светоотражатели).
Материалы, оборудование: Фонарик, светоотражатель.
Хронометраж: 3-4 мин.
Цель: Показать принцип работы светоотражателя.
Содержание этапа: Раздаем каждому ребенку по светоотражателю и фотографируем их со вспышкой. Светоотражатель возвращает поток света, загораясь как фонарик.
Материалы, оборудование: светоотражатель, фотоаппарат со вспышкой.
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 6. Работа с родителями.
Цель: Привлечь внимание родителей к безопасности на дороге.
Содержание этапа: Отправляем родителям отчет о занятии и просим посмотреть видеоролик:
«Организована совместная деятельность воспитателей и психолога, в рамках которой была проведена беседа с детьми о правилах безопасности на дороге и в темное время суток. Проведена викторина, в которой дети отвечали на вопросы и показали высокие знания по безопасному поведению на дороге. В качестве бонуса, каждому ребенку был выдан светоотражатель и проведен эксперимент "фото со вспышкой", который показал его принцип работы. Дети вместе с родителями приклеят светоотражатель на свой транспорт (самокаты и велосипеды), что поможет им быть заметными для водителей в темное время суток.
А так же родителям отправлена ссылка на видеоролик "Исчезнувшие", разработанный для проведения социальной компании Госавтоинспекции МВД России https://youtu.be/-6OHFFeVP1k
Будьте внимательны на дороге!»
Материалы, оборудование: ссылка, текст и фотографии занятия.
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 7. Анализ и самоанализ занятия.
Дата проведения: 30 июля 2020 годаКоличество групп | 9 |
Количество детей | 151 |
В последнее время детский травматизма на дороге с участием детей дошкольного возраста вырос. В связи с этим необходимо проводить систематическую работу как с родителями, так и с детьми, повышать их бдительность и обсуждать как необходимо вести себя рядом с проезжей частью и выходя на нее.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактические игры, рассказы, чтение художественных произведений, а так же практические в образовательной области «Художественное творчество» - это рисование, лепка, аппликация.
Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой, экспериментальной. Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, занимаясь художественным творчеством –рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность - рисование, лепку, аппликацию;
- научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;
- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме, экспериментировать;
- воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность и развивать нестандартное мышление.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение воспитанников. Такая работа требует от педагогов чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
Технологическая карта занятия «Дорога знаний»
Цель: Профилактика и предупреждение дорожно-транспортного травматизма
Задачи:
1. Обеспечение здоровья детей.
2. Обучение правилам дорожного движения на дороге и в темное время суток.
3. Усвоить способы, которые помогут ребенку стать заметными на дороге в темное время суток.
4. Помочь ребенку усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.
5. Профилактика детского травматизма.
6. Развитие логического мышления.
7. Освоение окружающей действительности.
8. Развитие нестандартного мышления.
Используемые методы и техники — мультимодальный подход:
- Беседа.
- Ситуация (обсуждение).
- Викторина.
- Эксперимент.
- Работа с родителями (через родительский чат).
Категория участников: Дети дошкольного возраста.
Этап | Назначение | Содержание этапа | Материалы и оборудование | Хронометраж |
. Беседа «На дороге опасно». | Обсуждение ПДД, что такое машина (из чего состоит, ее скорость, материал из чего сделана) и сравнение с человеком (вес, пропорции, скорость). | Обсуждение опасного участка «Перекресток» (почему на перекрестке опасно, почему нельзя переходить перекресток по диагонали, а только по пешеходному перекрестку). | Картинка перекрестка с пешеходными переходами (Приложение 1). | 5-7 мин. |
2. Разбор ситуации «Кто не прав | Развить логическое и нестандартное мышление, которое поможет анализировать ситуацию. | Детям показывается картинка с дорожной ситуацией (перекресток с людьми и | Картинка перекрестка с пешеходами, светофорами и машинами (Приложение 2). | 3-4 мин. |
3. Викторина | Развить логическое и нестандартное мышление, которое поможет анализировать ситуацию. | Детям задаются вопросы, на которые необходимо ответить (при затруднении даются 3 варианта ответа). Главный командир на дороге (водитель, светофор, пешеход)? Какая машина белая с синей полосой ( пожарная, полицейская скорая помощь)? Обязательный предмет в машине для безопасности маленького ребенка ( игрушка, детское авто кресло, бутылочка с водой)? Кто такие участники дорожного движения (пешеходы, пассажиры; водители транспортных средств; Все перечисленные категории)? Человек, едущий в транспорте, но не за рулем (пасажир, спортсмен, разведчик)? Какие виды транспорта кроме наземного Вы еще знаете (межгалактический; подземный, подводный, воздушный, наземный; сказочный)? Как выглядят запрещающие дорожные знаки (знаки в виде красного круга, знаки в виде синего круга, знаки в виде красного треугольника)? Могут ли машины двигаться с места, если горит желтый сигнал светофора (только в ночное время, да, нет)? Что обязан сделать каждый сидящий в автомобиле человек перед поездкой (спеть песню, пристегнуть ремень безопасности, съесть бутерброд)? Человек, управляющий транспортным средством (учитель, водитель, врач)? | Вопросы и ответы | 3-4 мин. |
4. Беседа «Что такое темное время суток» и как себя обезопасить на дороге. | Знакомство с понятием «темное время суток» и безопасность. | Рассказать детям, что такое «темное время суток», какие способы существуют, для того что бы Вы стали заметнее для водителя (фонарик, светлая одежда, светоотражатели). | Фонарик, светоотражатель. | 3-4 мин. |
5. Эксперимент «Вспышка и светоотражатель» | Показать принцип работы светоотражателя. | Раздаем каждому ребенку по светоотражателю и фотографируем их со вспышкой. Светоотражатель возвращает поток света, загораясь как фонарик. | Светоотражатель, фотоаппарат со вспышкой. | 2-3 мин. |
6. Работа с родителями. | Привлечь внимание родителей к безопасности на дороге. | Отправляем родителям отчет о занятии и просим посмотреть видеоролик «Организована совместная деятельность воспитателей и психолога, в рамках которой была проведена беседа с детьми о правилах безопасности на дороге и в темное время суток. Проведена викторина, в которой дети отвечали на вопросы и показали высокие знания по безопасному поведению на дороге. В качестве бонуса, каждому ребенку был выдан светоотражатель и проведен эксперимент "фото со вспышкой", который показал его принцип работы. Дети вместе с родителями приклеят светоотражатель на свой транспорт (самокаты и велосипеды), что поможет им быть заметными для водителей в темное время суток. А так же родителям отправлена ссылка на видеоролик "Исчезнувшие", разработанный для проведения социальной компании Госавтоинспекции МВД России https://youtu.be/-6OHFFeVP1k Будьте внимательны на дороге!» | Ссылка, текст и фотографии занятия. | 2-3 мин. |
Повышение уровня педагогического мастерства и продуктивности педагогической деятельности. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Развивать умение оценить свою профессиональную деятельность. | Самоанализ – это анализ собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. Анализ собственной работы. | Кабинет, письменные принадлежности, компьютер. | 15-20 мин. |
Приложение 1
Приложение 2