План конспект урока «Изучение экзерсиса у станка на начальном этапе обучения классическому танцу учащихся 3 класса отделения «хореографическое творчество»

0
0
Материал опубликован 2 December

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств»

г. Верхняя Пышма»














Открытый урок с методическим сообщением на тему

«Изучение экзерсиса у станка на начальном этапе обучения классическому танцу учащихся 3 класса отделения «хореографическое творчество»







Преподаватель хореографии

Чекменева Анастасия Сергеевна












Г. Верхняя Пышма

2025

Классический танец – основа хореографического искусства. Именно при изучении данного вида танца происходит гармоничное развитие физических и хореографических способностей обучающихся: формируется осанка, выворотность, aplomb (от фр. – «устойчиовсть»), прыжок и т.д. Также посредством изучения классического танца происходит нравственное и культурное развитие учеников.

Согласно методике обучения классическому танцу Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, урок состоит из нескольких частей: разогрев, exercise у станка, exercise на середине и allegro. И у каждого этапа урока есть свои задачи, направленные на получение обучающимися определенных навыков классического танца [4].

Разогрев. Главной задачей этой части урока является подготовка обучающихся к занятию. В этот этап включены физические упражнения, направленные на разогрев всех групп мышц. Важно не пропускать данный этап урока во избежание получения обучающимися травм во время исполнения движений на других этапах занятия.

Exercise (от фр. – «упражнение») у станка. Данная часть урока является отправной точкой к дальнейшему изучению классического танца, так как все элементы, исполняемые на середине, берут свое начало в exercise у станка. На начальном этапе изучения классического танца exercise у станка выполняется лицом к палке. Это правило помогает обучающимся следить за постановкой корпуса, рук и ног, а также сосредоточиться на правильном выполнении движений у станка. Задача exercise у станка – в равной мере развить и укрепить двигательный аппарат обучающихся, а также обучить правильному выполнению элементов классического танца, которые в дальнейшем будут исполняться на середине зала [6].

Exercise на середине. На начальном этапе изучения классического танца на середине ученики изучают позиций рук и ног, а также port de bras. После успешного освоения элементов классического танца у станка, обучающиеся переходят на середину зала и выполняют те же движения, но уже без помощи станка. Развить тело, устойчивость, научить свободно выполнять элементы классического танца на середине зала, путем специально подобранных, методически грамотных и регулярно выполняемых движений – основная задача данного этапа урока.

Allegro (от фр. – «скоро, живо»). Самая технически сложная, но в то же время самая эффектная часть урока – прыжки. На начальном этапе обучения прыжки выполняют у станка, чтобы дать обучающимся возможность освоить технику прыжков, требующую координацию тела, выворотность ног и стоп, грамотное исполнение plié. Задачей данного этапа является достижение синхронности прыжков, грамотности исполнения и их эффектности.

Известный педагог В. А. Звездочкин в своем труде «Классический танец» перечислил несколько методологических принципов обучения классическому танцу, которые включают в себя aplomb, центр тяжести корпуса, строгое соблюдение правил симметрии частей тела во время исполнения движений классического танца [5].

На начальном этапе изучения классического танца все движения изучаются медленно, поэтапно, отдельно, с минимальным сочетанием с другими элементами классического танца. Основная задача первого года обучения – постановка корпуса, рук, головы и ног, изучение основных элементов классического тренажа. Все нижеперечисленные упражнения exercise у станка выполняются строго лицом к станку, держась обеими руками за него, чтобы обучающимся было легче контролировать постановку корпуса и ног в позициях на начальном этапе изучения классического танца.

По мере освоения основных движений классического танца, в урок вводятся более трудные танцевальные комбинации и прыжки, которые могут сочетать в себе множество движений классического танца одновременно.

Предложенный урок составлен в соответствии с дополнительной предпрофессиональной образовательной программой в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» 8(9) лет обучения. Представленный урок предназначен для обучения учащихся классическому танцу первого года обучения.

Учреждение: МБУДО «Детская школа искусств» г. Верхняя Пышма.

Педагог: Чекменева Анастасия Сергеевна.

Предмет: классический танец.

Тема урока: изучение основных движений экзерсиса у станка на уроке классического танца в 3 классе отделения «хореографическое творчество».

Возраст обучающихся: 9 лет.

Форма организации урока: групповая.

Форма урока: практическая работа, беседа.

Тип занятия: усвоение новых знаний, актуализация ранее полученных знаний и умений.

Продолжительность: 40 минут.

Цель урока: усвоение обучающимися техники выполнения основных движений экзерсиса у станка в классическом танце.

Задачи:

- Образовательные:

Обучить терминологии классического танца.

Обучить основным движениям экзерсиса у станка (demi-plie, grand plie, battement tendu, battement tendu jeté и rond dejambe par terre).

Обучить правильной технике выполнения элементов классического экзерсиса.

Обучить умению воспринимать музыкальный материал и передавать его через движения.

- Развивающие:

Развить правильную постановку корпуса, головы, рук у станка.

Развить хореографические способности обучающихся.

Развить интерес к классическому танцу и музыке.

- Воспитательные:

Сформировать дисциплину, ответственность, силу воли.

Воспитать уважительное отношение к одноклассникам и педагогу.

Сформировать культурно – нравственные ценности средствами классического танца.

Педагогические принципы:

Принцип индивидуальности предполагает перед собой учет индивидуальных особенностей каждого из учащихся.

Принцип целостности заключается в структурированном изучении материала, поддержании взаимосвязи между участниками образовательного процесса.

Принцип демократичности подразумевает свободу действий обучающихся в саморазвитии.

Методы обучения, используемые на уроке:

Метод наглядности позволяет обучающимся создать зрительное представление об упражнении.

Словесный метод дает возможность определить цель и задачи урока, донести до обучающихся правильность исполнения движений, вести диалог между педагогом и учениками.

Практический метод ориентирован на самостоятельное исполнение обучающимися упражнений.

Метод сознательности и активности заключается в понимании обучающимися цели и задач урока, активности на уроке.

Предполагаемые результаты:

Обучающиеся будут знать терминологию элементов классического экзерсиса у станка и на середине, таких как demi – plié, grand – plié, battements tendus, passé, saute, port de bras, relevé)

Обучающиеся будут уметь технически правильно выполнять элементы экзерсиса у станка в классическом танце.

Обучающиеся будут владеть такими навыками, как координация движений; пластическая выразительность; контроль положения и состояния тела.

Материальное обеспечение: хореографический зал, музыкальный центр, зеркала, станок.

Ход занятия

Вводная часть – 4 минуты.

- Вход в хореографический зал.

- Расстановка обучающихся в линии.

- Поклон педагогу.

- Беседа с обучающимися: обозначение цели и задач урока, беседа с обучающимися о значимости классического танца в хореографическом искусстве, о содержании урока классического танца.

Подготовительная часть урока – 7 минут.

- Танцевальная разминка;

- Разминка стоп, развитие подъема;

- Перестроение маршем из линий в круг;

- Разминка по кругу:

Танцевальный шаг с носка по I позиции;

Комбинация с шагом на полупальцах и на пятках по IV позиции ног;

Шаг с passé (от фр. – «проходить»);

Мелкий бег на полупальцах;

Бег с захлестом голени назад.

Основная часть урока – 25 минут.

Exercise у станка:

- Комбинация relevé (от фр. – «поднимать», «возвышать») по VI, I и II позициям ног;

- Комбинация demi – plié (от фр. – «маленькое приседание») и grand – plié (от фр. – «большое, глубокое приседание») по I и II позициям ног;

- Комбинация battements tendus в сторону (от фр. – «вытягивать, тянуть»);

- Passé по I позции ног (от фр. – «проводить, проходить»);

- Saute (от фр. – «выпрыгивать») по I и II позициям ног.

Exercise на середине:

- Relevé на полупальцах по I, II позициям ног;

- Первая форма port de bras (от фр. – «перегибы туловища»).

Allegro (от фр. – «быстро»):

- Saute по I и II позициям ног.

4. Заключительная часть – 4 минуты.

- Построение в линии.

- Поклон.

- Беседа о занятии, что запомнилось, что вызвало затруднение.



Список литературы:

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. Классический танец. Новая методика преподавания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vaganovaacademy.ru/vaganova/obrazovanie/posobiya/Klassichesky_tanets_Novaya_metodika_prepodavaniya_2016.pdf.

Александрова Н. Г. О ритмическом воспитании / Н.Г. Александрова. –М.: Муз.отдел НКП, 1920. – 7 с.

Базарова H., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-е изд.— Л.: Искусство. 1983.—207с.

Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» / А. Я. Ваганова. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 192с.

Звёздочкин В. А. Классический танец: Учебное пособие. 3-е изд. / В. А. Звездочкин. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. — 400 с.:

Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. - М.: АО Галерия. 1999. – 63с.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации