План открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Вид глагола»
План открытого урока русского языка в 5 классе.
Тема: Вид глагола.
Цель урока: формирование орфографических умений по теме урока.
Задачи урока:
Предметные.
1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.
2. Познакомить учащихся с основным условием выбора и графическим обозначением орфограммы.
3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Метапредметные
1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия
2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.
3. Развивать умение формулировать собственное мнение, обосновывать свой ответ.
Личностные
1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению, интереса к изучению языка.
2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками.
3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2..Языковая разминка.
Синтаксический разбор предложения, построение его схемы.(1 уч-ся выполняет это задание у доски).
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. ( Из какого произведения взята эта строчка?)
( Самооценка ответа уч-ся).
- Обозначьте орфограмму-гласную в корне слова. (Темнице, царевна – «Проверяемая безударная гласная в корне слова»).
3. Введение в тему. Постановка проблемы.
- Ребята, дома вы работали со словариком на с. 198. Какое задание вы выполняли? (Распределить глаголы в два столбика : глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? Определить переходность – непереходность глаголов. (Проверка задания. Слайд №1..) Ответ одного уч-ся, самооценка.
Что делать? Что сделать?
Исчезать Вообразить
Кипятить Посвятить
Оберегать Приобрести
Печатать Рассчитать
Пренебрегать
Преподавать
Преследовать
Присягать
Расставаться
- Определите вид этих глаголов.
- Вы смогли выполнить это задание? Почему? Какой вопрос у вас возникает?
( Как определить вид глагола?)
Запись проблемы: Как определить вид глагола?
- А что мы должны выяснить, чтобы ответить на этот вопрос?
Предположения уч-ся по проблеме. (Что такое вид глагола? Сколько видов у глаголов? Как они называются? Чем различаются? Слайд №2).
4. Решение проблемы.
Наблюдение. Слайд №1(глаголы), записывается вывод: 1.Вид глагола – это постоянный морфологический признак глагола. 2. У глагола два вида.
Работа со слайдом №3.
Книги дают полезные советы.
Ребята научились многому у героев произведений.
Сейчас они читают интересный рассказ.
А недавно дети прочитали роман «Три мушкетера».
.
- Какие действия обозначают глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И какое - на вопрос что сделать?
- Как могут называться виды глаголов?
Запись выводов. Слайд №4.
Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? обозначают законченное, совершившееся действие и называются глаголами совершенного вида.
Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? обозначают незаконченное, длящееся действие и называются глаголами несовершенного вида.
- Сравним наши выводы с определением, данным в учебнике.
5.Чтение определения в учебнике (с.117.)
- Ребята, исходя из этих выводов, можем мы ответить на наш вопрос «Как определить вид глагола?». – Чтобы определить вид глагола, нужно поставить к нему вопрос.
Если глагол отвечает на вопрос что делать?, то он несовершенного вида, а если на вопрос что сделать? – совершенного вида.
(Слайд №5)
- Работа в парах (уч-ся устно задают друг другу вопросы по тексту определения и отвечают на них).
5.Закрепление, развитие учебно-языковых умений.
а) Распределительное списывание - упр. 548. ( 1В.- Глаголы сов. вида, 2В. – глаголы несов. вида). Первые два примера под руководством учителя, остальные – самостоятельно с последующей проверкой.( дополнительное задание - подчеркнуть возвратные глаголы).
б) Работа с пословицами.
1) «Угадай пословицу». (Инсценирование пословиц «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится»).
2) Запись пословиц, объяснение их смысла; нахождение глаголов и определение их вида.
6) Подведение итогов.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Кто был самым активным на уроке? Чьи ответы вам сегодня понравились?
7) Домашнее задание: определение на с.117, упражнение 549.
Потамошнева Наталья Алексеевна