План открытого занятия по теме «Мерчендайзинговый подход к выкладке товаров в магазине»
Рецензия
На методическую разработку учебного занятия по учебной дисциплине «Мерчендайзинг»
Современные условия деятельности предприятий торговли характеризуются постоянно растущей сложностью работ и предъявляют к специалистам, работающим в этой области, значительно более высокие требования.
Тема «Мерчендайзинговый подход к выкладке товаров в магазине» дисциплины «Мерчендайзинг» является необходимой для изучения при подготовке специалиста в области торговли. Так как современная ситуация на товарном рынке характеризуется высоким уровнем конкуренции товаров, для каждого торгового предприятия важно: увеличение объема продаж в целом по магазину, отдельных марок, создание конкурентного магазина. Только специалист с хорошим уровнем знаний и практических навыков в области мерчендайзинга сможет найти оптимальные подходы к эффективному продвижению товара с целью стимулирования продаж, повышению приверженности к торговой марке. Сформированные у студентов умения в правильном размещении и выкладке товара в торговом зале будут высоко оценены при трудоустройстве.
Тема данного занятия является значимой для изучения последующих разделов программы дисциплины «Мерчендайзинг». Использование на занятии разнообразных интерактивных заданий, позволяет сформировать у студентов прочные теоретические знания, развить умения выполнять действия по выкладке товара различными способами, анализировать эффективность выкладки товара и вносить предложения по совершенствованию деятельности в этом направлении. В результате студенты сформируют профессиональные компетенции будущего специалиста в сфере торговли, такие как:
- умение извлекать необходимую информацию для решения ситуации;
- навыки работы в команде;
- способность брать на себя ответственность;
- продуктивное воображение;
- умение контролировать себя и других;
- логическое мышление;
- наблюдательность.
Развитие профессиональных компетенций студента проводится через выполнение разнообразных заданий, направленных на осознание важности изучаемой темы. Студенты самостоятельно, но под руководством преподавателя, выполняющего роль координатора, стремятся достичь поставленных перед ними целей.
В результате студенты должны продемонстрировать умение применять полученные знания на практике, осознанно подходить к выбору эффективного способа выкладки товара, и соблюдая при этом правила все необходимые правила.
План учебного занятия
Дисциплина | Мерчендайзинг. |
Тема | Мерчендайзинговый подход к выкладке товаров в магазине. |
Цель занятия | Обучающие: сформировать у студента знания: - о подходах к выкладке товара; - о мерчендайзинговых приемах представления товара; - об основных правилах выкладки товаров на полках; -об рекламных материалах используемых для привлечения внимания к товару. Воспитывающие: - способствовать формированию у студентов интереса к избранной профессии; - способствовать воспитанию у студентов трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям; - способствовать формированию у студентов чувства взаимовыручки при работе в малых группах и коллективе; позитивного опыта общения. Развивающие: - способствовать формированию у студентов умения убеждать и отстаивать свою точку зрения; - содействовать формированию внутренней самооценки. |
Формируемые компетенции: ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7 Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров. ПК 1.2 Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании. ПК 1.4 Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов. ПК 2.2 Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку. ПК 2.7 Изучать спрос покупателей. | |
Студент должен: Иметь практический опыт: - выявления ошибки при выкладке товара в торговом зале. Уметь: распределять товары с учетом мерчендайзингового подхода, составлять принципиальную схему размещения оборудования, стимулирующую количество продаж. Знать: значение выкладки товаров, особенности распределения познавательных ресурсов и формирования поведения посетителей торгового зала, правила установки оборудования с учетом принципов мерчендайзинга. | |
Тип занятия | комбинированный |
Вид занятия | Урок-путешествие |
Форма организации учебной деятельности. | Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстрированный, исследовательский, практический. |
Межпредметные связи | УД Организация и технология розничной торговли. МДК 01.01 Розничная торговля продовольственными товарами. МДК 01.02 Техническое оснащение торговли продовольственными товарами. МДК 02.01 Розничная торговля непродовольственными товарами. МДК 02.02 Техническое оснащение торговли непродовольственными товарами. |
Средства обучения: 1. Дидактический материал: план занятия, карточки-бонусы, лист задания. 2. Техническое средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация. |
Технологическая карта учебного занятия
I Организационно-мотивационный этап | |
Организация начала занятия. | |
Цель этапа | Включение студентов в деятельностный ритм. Создание благоприятного климата в коллективе. ОК6. |
Деятельность педагога | Приветствует, организация внимания, проверка присутствующих, визуальный осмотр внешнего вида студентов, их готовность к занятию. |
Деятельность студентов | Доклад дежурного о готовности группы к учебному занятию. |
Метод деятельности | Словесный. |
Средства | Журнал теоретического обучения. |
Форма деятельности | Фронтальная. |
Подготовка к основному этапу занятия. | |
Цель этапа | Подготовить к основной деятельности на занятии. |
Деятельность педагога | Сообщение темы занятия, постановка целей занятия. |
Деятельность студентов | Слушают, воспринимают, записывают тему в тетради. |
Метод деятельности | Словесный. |
Средства | Ноутбук, мультимедийный проектор, слайды. |
Формы деятельности | Фронтальная. |
Мотивация учебной деятельности. | |
Цель этапа | Побуждение познавательного интереса к теме у студентов. |
Деятельность педагога | Убедительно раскрывает сущность предстоящей работы, показывает практическую значимость темы занятия. |
Деятельность студентов. | Слушают, воспринимают, работают с заданием на слайдах. |
Метод деятельности | Словесный, сравнительный анализ. |
Средства | Ноутбук, мультимедийный проектор, слайды, компьютерная презентация. |
Формы деятельности | Фронтальная. |
II Основной этап. | |
Теоретическая часть «Путешествие» | |
Цель этапа. | Объяснение нового материала. |
Деятельность педагога. | Выступает в роли мерчендайзера, управляет «путешествием» : дополняет экскурсоводов, задает вопросы студентам, излагает часть нового материала. |
Деятельность студентов. | Основная часть студентов слушают, делают записи и зарисовки в рабочей тетради, задают вопросы, отвечают на вопросы, размышляют, студенты играющие роль экскурсоводов-продавцов по очереди выходят к доске и объясняют новый материал. |
Метод деятельности. | Словесный, наглядный. |
Средства. | Ноутбук, мультимедийный проектор, слайды, компьютерная презентация, интеллектуальная карта. |
Форма деятельности. | Фронтальная, индивидуальная. |
Обобщение изученного материала. | |
Цель этапа. | Обобщить полученные знания. |
Деятельность педагога. | Кратко обобщить изученный материал. |
Деятельность студентов. | Слушают, воспринимают. |
Метод деятельности. | Словесный. |
Форма деятельности. | Фронтальная. |
Закрепление нового материала. | |
Цель этапа. | Закрепить знания, выяснить, нет ли неусвоенного материала. |
Деятельность педагога. | Производит фронтальный опрос, вручает «бонусы» за каждый правильный ответ. |
Деятельность студентов. | Отвечают на вопросы, получают «бонусы». |
Метод деятельности. | Словесный: устный опрос. |
Средства. | Ноутбук, мультимедийный проект, слайды. |
Формы деятельности | Фронтальная. |
Самостоятельная часть. | |
Цель этапа. | Сформировать самостоятельные навыки при проверке на ошибки при выкладке товаров в торговом зале. |
Деятельность педагогов. | Инструктаж студентов по выполнению самостоятельного задания. Наблюдение за ходом выполнения самостоятельной работы. Корректировка деятельности студентов (при необходимости). |
Деятельность студентов. | Выполнение самостоятельной работы. Описание ошибок допущенных при выкладке товара в торговом зале. |
Метод деятельности | Самостоятельная работа в малых группах. |
Средства. | Компьютерная презентация. |
Форма деятельности. | Групповая. |
III Заключительный этап. | |
Подведение итогов занятия. | |
Цель этапа. | Анализ и оценка успешности достижения целей. |
Деятельность педагога. | Учитывает результаты деятельности студентов, отражает полученные оценки в журнале. |
Деятельность студентов. | Слушают, получают информацию о результатах работы. |
Метод деятельности. | Словесный, сравнительный анализ. |
Средства. | Журнал теоретического обучения. |
Формы деятельности. | Фронтальная. |
Рефлексия. | |
Цель этапа. | Осознание студентами своей деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всей группы. |
Деятельность педагога. | Организует рефлексию и самооценку студентов собственной деятельности. Задает вопросы. |
Деятельность студентов. | Отвечают на вопросы. Делают выводы. |
Метод деятельности | Словесный, практический. |
Средства. | Анкета-рефлексия. |
Формы деятельности. | Фронтальная. |
Информация о домашнем задании. | |
Цель этапа. | Способствовать закреплению знаний при выполнении домашнего задания. |
Деятельность педагога. | Обеспечивает понимание цели и содержания домашнего задания. |
Деятельность студентов. | Слушают, записывают. |
Метод деятельности. | Словесный, наглядный. |
Средства. | Ноутбук, мультимедийный проектор, слайды. |
Формы деятельности. | Фронтальная. |
План конспект учебного занятия.
I этап: Организационно-мотивационный.
организация начала занятия:
- адаптация студентов к учебному занятию;
- сообщение темы и цели , хода учебного занятия.
Преподаватель:
Здравствуйте дорогие ребята! Я рада всех вас видеть. Все ли готовы к занятию? Есть ли отсутствующие?
Ответ старосты:
1.2 Подготовка к основному этапу занятия.
Преподаватель:
Тема сегодняшнего занятия «Мерчендайзинговый подход к выкладке товаров в магазине». Сегодня необычное занятие, он будет состоять из двух частей. В первой части мы с вами совершим виртуальную экскурсию в торговый центр «Магнит», познакомимся с подходами к выкладке товара; мерчендайзинговыми приемами представления товара; правилами выкладки товара; рекламными материалами.
Цель нашего занятия: сформировать знания о мерчендайзинговом подходе к выкладке товаров в магазине.
Преподаватель:
Выкладка товаров является особым инструментом достижения целей мерчендайзинга. Практика показала, что отдельные точки пространства торгового зала магазина неодинаково стимулируют продажи. Следовательно, товары и их марки могут получить конкурентные преимущества в зависимости от занимаемых ими мест на стенах, прилавках, стеллажах и иных конструкциях зала, предназначенных для позиционирования. Для этого необходимо знать инструменты и приемы мерчендайзинга, которые используют при представлении товаров.
Для того чтобы узнать инструменты и приемы мерчендайзинга, которые используются при выкладке товара в торговом зале нам необходимо совершить увлекательную экскурсию в торговый центр «Магнит», где нас будут встречать экскурсоводы-продавцы. Я же буду выступать в роли мерчендайзера.
Собираясь в дальнейший путь, положите в багаж: знания, внимание, терпение, наблюдательность, уважение друг к другу.
Перед тем как отправиться в путь, мы должны вспомнить методы выкладки товаров в торговом зале, эти знания нам пригодятся на всех маршрутах экскурсии.
Назовите тип выкладки товара в торговом зале которые изображены на слайдах:
Студенты:
Вертикальная (предусматривает расположение однородных товаров несколькими рядами на всех полках стеллажей сверху вниз)
Горизонтальная (предполагает размещение однородных товаров по всей длине оборудования);
Дисплейная (В этом случае используется отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанная к основной точке продажи данного товара.
Навалом ( товары «навалены» на прилавок) .
II этап: Основной этап.
2.1 Теоретическая часть «Путешествия» изучение нового материала.
Итак, пришло время начать экскурсию. В добрый путь!
Я хочу познакомить вас с маршрутом путешествия, который начнется со станции «Подход к выкладке товара» Нас встречает экскурсовод –продавец Шульц Ольга.
(Выходит студент, на груди бейджик с его именем и говорит с чем познакомится группа во время экскурсии. Обращаясь к студентам , рассказывает подход к выкладке товара.)
Преподаватель: Розничные торговцы используют следующие подходы к выкладке товара:
Студент экскурсовод-продавец:
Идейное представление товара. В основе этого подхода обычно лежит какая-то идея или имидж магазина. Например, торговые предприятия, продающие кухонную мебель по образцам, расставляя ее в магазине, как правило, стараются создать интерьер современной кухни.
Представление по видам и стилям. В продовольственных и хозяйственных магазинах этот подход применяется в отношении всех категорий товаров. Часто так представляют и промышленные товары. Когда покупатель ищет определенный предмет гардероба, скажем плащ, он надеется найти все плащи в одном месте.
Представление по цветовой гамме. Обычно используется в магазинах, торгующих промышленными товарами с высокой наценкой для обеспеченной категории потребителей.
Представление по ценовым категориям дает покупателям возможность выбрать товар по определенной цене.
Фронтальное представление. Данный подход к выкладке товара заключается в представлении покупателям привлекательной стороны товара. Для этого одну единицу расположенного на стеллажах товара представляют в развернутом виде.
Объемное представление предполагает представление товаров в больших количествах. Потребители связывают большие объемы однородных товаров с низкой ценой. Товар представляет сам себя.
Преподаватель: Спасибо! Продолжаем нашу экскурсию. Мы следуем по торговому залу к следующей станции под названием «Мерчендайзинговые приемы представления товара», нас встречает экскурсовод-продавец Лазарева Екатерина.
(Выходит студент, на груди бейджик с его именем и говорит с чем познакомится группа во время экскурсии. Обращаясь к студентам, рассказывает мерчендайзинговые приемы представления товара.)
Преподаватель:
При представлении товара используют ряд инструментов и приемов мерчендайзинга. Выделяют следующие мерчендайзинговые приемы представления товара.
Студент экскурсовод-продавец:
Коллекционность. Весь товар, представленный в магазине, оформляется коллекционно (например, если это магазин спортивной одежды, то по видам спорта). Смешение стилей не допускается. Между собой коллекции разделяются баннерами. Для того чтобы оказать сильное воздействие на покупателя, необходимо представлять коллекции в полном объеме (одежда вместе с обувью и аксессуарами).
Баланс. Если оформляемую стену делят пополам, то две части должны являть собой зеркальное отображение друг друга, т.е. находиться в равновесии. Хорошо, если все приспособления (полки, подставки и т.д.) будут расположены одинаково с каждой из сторон, создавая эффект зеркального равновесия. Такой баланс называют зеркальным (формальным).
Точка фокуса. Когда человек смотрит на стену, его взгляд обычно фокусируется на ее середине. Это место называется точкой фокуса. Начинать оформлять стену необходимо именно с этой точки. Здесь размещают объект, определяющий тему оформляемой коллекции. Точка фокуса должна привлечь внимание покупателя; в качестве такой точки могут выступать логотип, название коллекции, выделяющийся товар, дисплей.
Преподаватель: Спасибо! Продолжаем нашу экскурсию. Мы следуем по торговому залу к следующей станции под названием «Правило выкладки товара», нас встречает экскурсовод-продавец Бакастова Галина.
Студент экскурсовод-продавец:
Существуют основные правила выкладки товара на полках:
1. Размещайте ассортимент рядом друг с другом. Товар одной товарной группы не может находиться в разных местах зала.
2. Границы категорий товаров должны быть четко обозначены. Выкладка товара должна быть строго по ассортименту, без перемешивания.
3. Вся продукция одной торговой марки, относящаяся к одной товарной категории, должна быть выложена единым блоком, не разъединяясь товаром конкурентов.
4. Чтобы покупатель не спутал марки, упаковки одинакового цвета разных марок не должны стоять рядом.
5. Можно сочетать блоки из товаров различных цветов, вызывающие приятные ассоциации у покупателей. Например, блоки розового и белого цветов в отделе постельных принадлежностей.
6. Выкладка, занимающая менее 40 см на полке стеллажа, неэффективна. Оптимально 50 - 190 см.
7. Покупатель должен иметь возможность свободно взять товар и столь же свободно поставить его на место, не боясь при этом что-нибудь уронить.
8. В торговом зале не должно быть пустых полок.
9. Товары с высокой скоростью реализации должны занимать большую площадь, нежели медленно реализуемые товары.
10. Товары импульсивного спроса размещаются вокруг товаров с высоким уровнем спроса.
11. Наиболее удачны товарные полки, находящиеся на уровне глаз или на уровне руки покупателя.
12. На самой полке наиболее эффективным считается размещение товара посредине либо на краю полки, в зависимости от типа магазина и самого товара.
13. На самых нижних полках должны размещаться товары, которые покупаются, как правило, осознанно.
14. Для каждой категории товаров существуют свои особенные требования к выкладке.
Например, сковородки Tefal должны висеть дном к покупателю, т.к. только с этой стороны становится очевидным технологическое различие между различными моделями.
Упаковки йогуртов лучше видны сверху, поэтому их следует располагать на нижних полках стеллажей. Там же должна находиться продукция для детей.
15. Покупатель должен иметь возможность четко идентифицировать предлагаемый ему товар и однозначно определить его цену.
16. Если товар на полке из разных поставок с разными датами производства, то ближе к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации ближе к завершению. Такой принцип помогает избежать остатков просроченных товаров.
17. Никогда нельзя забывать о правиле чистоты и аккуратности. Необходимо, чтобы внутри зала соблюдался порядок, торговое оборудование и рекламные материалы находились в целости и сохранности.
Преподаватель: Спасибо! Продолжаем нашу экскурсию. Мы следуем по торговому залу к следующей станции под названием «Рекламные материалы», нас встречает экскурсовод-продавец Кузнецова Юля.
(Выходит студент, на груди бейджик с его именем и говорит с чем познакомится группа во время экскурсии. Обращаясь к студентам, рассказывает о рекламных материалах.)
Студент экскурсовод-продавец:
Для привлечения внимания к товару используются рекламные материалы:
стикеры - самоклеящиеся рекламные листовки;
шелфтокер - картонная полоса, которая крепится на торец полки, чтобы отделить товары одной торговой марки от других;
диспенсер - лоток для листовок для распространения информации о товаре-новинке;
воблер - небольшой рекламный указатель на пластиковой гибкой ножке на полке или стеллаже, на котором изображается логотип или рисунок с надписью. Применяется для выделения границ выкладки товара конкретного производителя, торговой марки, а также привлечения внимания к новому товару;
баннер - вертикальная или горизонтальная перетяжка большого размера над точкой продажи;
мобайл - подвесная конструкция, фигурный плакат на жесткой основе или объемное изображение товара. Крепится, как правило, к потолку. Служит для указания места выкладки товара;
муляж - увеличенная копия упаковки товара, крепится к потолку или устанавливается на верхней полке стеллажа;
плакаты или постеры формата A3 или А2 - используются для оформления задних стен отделов, делают акцент на определенной торговой марке или виде товара;
спец. ценники - яркого цвета с указанием цены в период распродажи.
Преподаватель: Давайте поблагодарим гостеприимных экскурсоводов за содержательную экскурсию. И так наша экскурсия подошла к концу. Мы возвращаемся в учебный класс, наш багаж знаний стал тяжелее. Мы узнали, какой должен быть подход к выкладке товара, познакомились с мерчендайзинговым приемом представления товара, выучили правила выкладки товара, ознакомились с рекламными материалами.
3.Закрепление материала.
Преподаватель: А для начала, я хочу проверить, насколько вы были наблюдательными и внимательными во время экскурсии. Поэтому ответьте сейчас на несколько вопросов. За каждый правильный ответ вы получите «бонус» (бумажный желтый ценник, который можно будет предъявить в конце учебного занятия для выставления дополнительной оценки).
Услуга, предназначенная для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создание потребительских предпочтений, называется (выкладкой товара).
Часть процесса маркетинга, определяющая методику успешности продажи товара в магазине: оформление торговых прилавков, витрины, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре. (Мерчендайзинг).
Место в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о покупке (точка продаж).
Преподаватель: Молодцы! Вы готовы к выполнению самостоятельной работе, по нахождению ошибок при выкладке товара.
4.Самостоятельная часть.
Преподаватель: У вас на столе лежат рисунки, где изображены прилавки, с выложенными на них товаром. Ваша задача внимательно рассмотреть рисунок, выявить допущенную ошибку при выкладке товара, её озвучить и предложить рекомендации по её устранению. Приступаем к работе, на неё вам отводится 3 минуты.
(Студенты выполняют самостоятельную работу на листках и сдают преподавателю)
Преподаватель: Вы выполнили самостоятельную работу. Я как мерчендайзер сделаю своё заключение о выполненной работе и оценю её.
III.Заключительный этап.
Преподаватель: Наше учебное занятие, подходит к завершению. Прошу сдать ваши «бонусы» где написаны ваши фамилии.
Что нового вы узнали и чему научились сегодня на учебном занятии?
(Ответ студентов)
Сегодня на занятии вы узнали мерчендайзинговый подход к выкладке товаров в магазине.
3.1 Подведение итогов путешествия.
(Преподаватель отмечает хорошую работу экскурсоводов- продавцов и остальных студентов, показавших хорошее знание в ходе учебного занятия).
Рефлексия.
Преподаватель: Ну вот ребята, сегодня мы с вами провели необычное занятие, мне бы хотелось узнать понравилось или не понравилось вам такое занятие? Услышать Ваше мнение. (Студенты отвечают)
И прошу вас выразить ваши впечатления от занятия, выбрав цвет яблока и прикрепить его на яблоню:
Красное яблоко- урок очень интересный, мне все понравилось;
Желтое яблоко – мне понравился урок, но я не совсем справился;
Зеленое яблоко – было скучно, я ничего не выполнил.
(Студенты выбирают яблоко и приклеивают на яблоню)
Информация о домашнем задании.
Преподаватель:
Посетить магазин «Пятерочка» и определить визуальные компоненты атмосферы магазина.
Эмоциональная заключительная часть.
Преподаватель: Правильное применение стратегий визуального марчендайзинга способно кардинальным образом увеличить объем продаж магазина, улучшить имидж и повысить лояльность клиентов.
Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии.
Мне очень интересно общаться с вами.
Спасибо за работу на учебном занятии!
6