План по самообразованию воспитателя младшей группы по теме «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок»

5
1
Материал опубликован 19 February 2021

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 181 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»










План по самообразованию воспитателя младшей группы «Цыплята»

Николайчук О.В.


по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок»


















2020-2021 учебный год








Пояснительная записка


«Сказка – это зёрнышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребёнком жизненных явлений»

В.А. Сухомлинский.

Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло, где царили чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждались.

Ребенок, читая или слушая сказку, входит в многогранный и сложный мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. Поэтому при помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. А ведь известно, что воспитание нравственности в подрастающем поколении – это одна из главных задач общества, реализуемая, в частности, и через сказки. В детстве личность человека только начинает формироваться, поэтому этот период жизни – самый благоприятный для формирования моральных принципов и убеждений.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить младшего дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность:

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.


Цель:

Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А.Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи

Задачи:

- побуждать у детей интерес к сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В.А.Сухомлинского, К.И. Чуковского);

- способствовать формированию представления о доброте и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.;

- помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.


Ожидаемые результаты:

Вводя в свою работу с детьми чтение сказок, ожидаю формирование у воспитанников богатого внутреннего мира, развитие их способности рассуждать, нестандартно мыслить, выводить свои суждения и составлять собственное мнение о прочитанном, а так же сформировать у детей моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло, каким бы могущественным оно ни было. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения.



Примерный план


Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок», постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».


Октябрь.

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Репка», рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «О важности чтения сказок детям».

-Чтение сказки К. Чуковского «Таракан»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.


Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Колобок»

- Чтение сказок: Волк и козлятки», «Теремок» .

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Воспитание Сказкой».

3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.


Декабрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»




Январь.

1. Изучение темы: «Сказка, как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки: «Три медведя».

-Консультация для родителей: «как правильно читать ребенку сказки».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.


Февраль.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».


Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей: «Какие сказки читать детям».

-В уголке для родителей: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».


Апрель.

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.


Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».



Литература:


- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;

-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

- Закон «Об образовании в Алтайском крае» (Официальный сайт органов власти Алтайского края www.altairegion22.ru)

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)

 Ведерникова В.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975.

 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка - дошкольника. - М.: Мозайка-Синтез, 2009.

 Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.

 Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). - М.: Просвещение, 2003.

Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Пирадова В.И. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). СПб.: Детство - Пресс, 2000.

 Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. - М.: Либерия ,2001.

 Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.

Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.

 Сухомлинский А.И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Педагогика, 1981

 Флёрина Е.А. Художественное рассказывание детям. Художественное слово дошкольникам. - М.: 1952.

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.

В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова

Ильин И.: «Духовный мир сказки».

Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за распространение опыта работы!

19 February 2021

Похожие публикации