План работы с одаренными детьми по литературе и русскому языку (5–11 класс)
Муниципально общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №13»
Благодарненского район
(2018 -2019 учебный год)
Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Булгакова Лариса Ивановна
Цель работы с одарёнными детьми.
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи:
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными учащимися;
творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
Выявление одарённых детей по разным направлениям.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
Организация работы с одарёнными обучающимися
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе. |
Сентябрь |
2 |
Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. |
Сентябрь |
3 |
Создание банка данных одарённых детей. |
Сентябрь |
4 |
Проведение работы с родителями одарённых детей. Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка». |
В течение года |
5 |
Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы |
В течение года |
6 |
Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. |
В течение года |
7 |
Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий. |
В течение года |
8 |
Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих. |
В течение года |
9 |
Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся |
В течение года |
10 |
Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык). |
Сентябрь-октябрь |
11 |
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады (литература, русский язык). |
Октябрь |
12 |
Выполнение олимпиадных заданий по предметам на уроках и внеурочное время. |
Октябрь-ноябрь |
13 |
Неделя русского языка и литературы. Участие в предметных мероприятиях. |
По плану работы МО |
14 |
Консультационная работа на уроке и во внеурочное время. |
В течение года |
15 |
Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания. |
В течение года |
16 |
Работа в Интернете по поиску и использованию информации при выполнении домашних заданий. |
В течение года |
17 |
Подбор заданий повышенного уровня сложности. |
В течение года |
18 |
Вовлечение в активную внеклассную творческую работу. |
В течение года |
19 |
Создание портфолио учащихся «Творческие и исследовательские работы по русскому языку и литературе». |
В течение года |
20 |
Выставка творческих работ учащихся. |
Апрель |
21 |
Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. |
В течение года |
22 |
Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности. |
В течение года |
23 |
Занятия по составленному плану 3 раза в месяц |
В течение года |
24 |
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. |
В течение года |
Банк одарённых обучающихся
№ п/п |
Фамилия, имя |
Класс |
Способности |
1 |
Коноваленко Ангелина |
7 |
По уровню: средние; По личностной сфере: умственные, исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
2 |
Самойлова Елизавета |
6 |
По уровню:высокие; По личностной сфере: умственные, исполнительские, Творческие (нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
3 |
Абдулхаликова Ангелина |
8 |
По уровню:высокие; По личностной сфере: умственные, исполнительские, Творческие (нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
4 |
Дорожко Алена |
8 |
По уровню:высокие; По личностной сфере: умственные, исполнительские, Творческие (нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п |
Темы занятий |
Форма организации учебных занятий |
Творческие работы |
Ф.И ученика |
Сроки проведения занятий |
1 |
Фонетическая система современного русского языка. Понятие о сильной и слабой позиции. |
Учебная лекция. Практическое занятие. |
Создание презентации |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Сентябрь |
2-3 |
Подготовка к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. |
Выполнение олимпиадных заданий |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Сентябрь |
|
4 |
Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. |
Практические занятия |
Составление оригинального словарика |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Сентябрь |
5-6 |
Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе. |
Участие в олимпиаде |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Октябрь |
|
7-8 |
Основы русского стихосложения. |
Лекция с элементами беседы + практическое занятие |
Составление вопросов викторины по теме |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Октябрь |
9-10 |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе |
Практические занятия |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Ноябрь |
|
11-13 |
Ученые - лингвисты |
Лекция с элементами беседы |
Буклет «Ученые -лингвисты» |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Ноябрь-декабрь |
14-15 |
Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке. |
Практическое занятие |
Составление оригинального словарика |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Декабрь |
16-17 |
Жаргонизмы в пользовании компьютером |
Практическое занятие |
Создание проекта |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Декабрь-январь |
18-19 |
Творчество любимого писателя- классика |
Лекция с элементами беседы + практическое занятие |
Создание презентации, чтение наизусть |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Январь |
20 |
Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова. |
Устный журнал |
Подготовка реферата |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Январь |
21 |
«Живая классика» Чтение прозы |
Лекция с элементами беседы + практическое занятие |
Создание презентации, чтение наизусть прозаического произведения |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Февраль |
22-23 |
Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. |
Учебная лекция. Тестовые задания |
Ролевые игры. Создание альбома «Фразеологизмы в рисунках» |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Февраль |
24 |
Морфемный анализ слова. |
Презентация + практические занятия |
Защита творческого проекта, презентация |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Февраль |
25-26 |
Великий и могучий школьный сленг. |
Исследовательская деятельность |
Совместный проект |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Март |
27 |
Словообразовательные цепочки и гнёзда. |
Практическое занятие. |
Представление результатов работы |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Март |
28-29 |
Лингвистические сказки |
Исследовательская деятельность |
Ролевые игры. Сочинение сказок. Иллюстрирование |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Март-апрель |
30 |
Имя существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. |
Практическое занятие |
Защита научно-исследовательской работы |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Апрель |
31 |
Научно-практическая конференция «Благодарненские чтения» |
Исследовательская деятельность |
Создание проекта |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Апрель |
32 |
Сложные синтаксические конструкции. |
Практическое занятие |
Сочинение |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Май |
33 |
Говорящие фамилии в произведениях писателей |
Исследовательская деятельность |
Создание презентации |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Май |
34 |
Литературные места Ставрополья. |
Исследовательская деятельность |
Создание проекта |
Коноваленко А, Самойлова Е, Дорожко А, Абдулхаликова А |
Май |