План работы учителя-тьютора (наставника) обучающихся 1–4 классов на 2021/2022 учебный год

2
0
Материал опубликован 1 June 2022 в группе


Коучинг в школьном образовании: организация работы учителя-наставника




Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью

«Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов

в образовательном учреждении»



«План работы учителя-тьютора (наставника)

обучающихся 1-4-ых классов

на 2021/2022 учебный год»





Работу выполнила:

учитель начальных классов высшей квалификации

Вишняк Ольга Вячеславовна





г.Новокузнецк

Кемеровская область

2021/2022


Содержание



п/п

Название раздела

Страницы

1

Пояснительная записка…………………………………………………………………….....................

2

2

Описание направлений работы……………………………………………………………...................

4

3

Описание ожидаемых результатов……………………………………………………………….........

5

4

План работы……………………………………………………………………………………………...

6

5

Результаты реализации тьюторского сопровождения………………………………………………..

9

6

Обоснование возможности применения результатов в профессиональной деятельности………..

10



Пояснительная записка


Данная модель тьюторского сопровождения реализуется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала обучающихся начальной школы. Целью реализации данного плана работы является формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремления заниматься учебной и внеурочной деятельностью, способствующей самореализации личности.

Уникальность данной программы тьюторского сопровождения позволяет применять ее для выполнения следующих задач:

помочь обучающимся, которые оказались недостаточно мотивированы к учебе, испытывают трудности с адаптацией в школьном коллективе;

создать условия талантливым обучающимся («Одаренные дети»), которым сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы;

оказать помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым приходится преодолевать психологические барьеры (условия: сохранность интеллекта, самостоятельное передвижение по маршруту: «Дом-школа-дом», желание учиться и получать знания, наличие дисциплины и умение себя вести в общественных местах, самостоятельность, участие в творческих, спортивных и интеллектуальных мероприятиях).

В данной программе не могут принимать участие дети-аутисты и дети-инвалиды, для этого есть специальные учебные организации.

Программа тьюторского сопровождения способствует решению следующих задач:

раскрытие потенциала каждого младшего школьника;

адаптация обучающихся в новом учебном коллективе;

повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через посещение занятий внеурочной деятельности, занятий с логопедом и психологом;

создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, имеющие ослабленный иммунитет, дети, получившие травмы в результате спортивных соревнований, одаренные дети);

формирование ценностей и активной гражданской позиции обучающегося;

развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям в образовательном процессе, менять виды деятельности, принимать участие в проектной и исследовательской деятельностях и конкурсах различного вида).


Модель тьюторского сопровождения опирается на следующие принципы:

гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов действия;

непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса;

индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов младших школьников;

открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью;

умение слушать и слышать школьников;

честность, надежность, ответственность, последовательность;

принятие обучающегося таким, какой он есть;

вариативности – определение форм и способов работы с обучающимися;

коммуникативность - умение задавать вопросы и предусматривать варианты ответов.


Основными формами тьюторского сопровождения обучающихся являются:

индивидуальные и групповые консультации;

круглый стол с младшими школьниками;

тьюторские уроки;

участие в конкурсах, в научно-исследовательских конференциях, в олимпиадах;

составление индивидуального образовательного маршрута;

экран фиксации траектории индивидуального движения школьника;

уроки с личным тренером (спорт);

проведение рефлексии.


Описание направлений работы


Основными направлениями работы тьюторского сопровождения младших школьников являются:

диагностическое, включающее сбор данных об уровне развития, личностных данных, способностях младших школьников, планах и намерениях обучающихся, его интересах, склонностях, мотивах (выполнение упражнений);

проектировочное, предусматривающее разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения младших школьников в образовательном процессе, соответствующим его индивидуальным особенностям, направленная на выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у школьников трудностей, совместная работа с педагогами, психологом и др. специалистами;

реализационное, включающее оказание помощи по сопровождению обучающихся в образовательном пространстве;

аналитическое, направленное на анализ и коррекцию процесса и результатов развития младших школьников.


Описание ожидаемых результатов


В результате реализации данного плана работы будут достигнуты следующие результаты тьюторского сопровождения со стороны детей младшего школьного возраста:

достижение каждым младшим школьником своего личностного уровня в области «Школьное образование»;

определение обучающимися своего пути в курсе начальной школы и формирование ответственности за свои будущие успехи и достижения;

увеличение количества обучающихся (или сохранение количества школьников), которые будут принимать участие в мероприятиях разного уровня;

включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность;

совершенствование системы работы по форме «ученик-ученик», «ученик в роли «учителя» - ученик»;

выявление собственной роли ученика в целом, в детском коллективе и в семье.


В результате реализации данного плана работы будут достигнуты следующие результаты тьюторского сопровождения со стороны педагога-тьютора:

совершенствование взаимодеятельности между классным руководителем, педагогом-предметником и психологом, а также учет рекомендаций логопеда (если понадобится);

развитие взаимосвязи между планом работы тьютора и учебным планом;

включение уроков психологии в план работы тьюторского сопровождения обучающихся начальной школы;

построение системы работы по оказанию тьюторской помощи младшим школьникам;

включение в систему работы тьюторского сопровождения родителей;

развитие системы работы по формам «родитель-ученик», «ученик-родитель», «тьютор-родитель-ученик», «тьютор-классный руководитель», «тьютор-учитель-предметник».

План работы

п/п

Содержание деятельности

Участники

Сроки исполнения

Планируемые результаты

1

Обсуждение плана работы на МО учителей начальной школы при зам.директоре по УВР, психологе, логопеде, спортивном тренере и зам.директора по НР.

руководитель МО и тьютор, психолог, логопед,

тренер,

зам.директора, учителя начальной школы




август



Принятие плана работы и внесение коррективов

2

Организация встреч тьюторов начального звена, определение целей и задач

заранее назначенные приказом директора образовательной организации тьюторы



август


Определение точек соприкосновения, формирование единой системы работы

3

Индивидуальные консультации с обучающимися начальной школы


тьютор,школьник


в течение учебного года

Построение индивидуального образовательного маршрута

4

Организация встреч школьников и их родителей с психологом, классным руководителем, учителями-предметниками и логопедом (если таковой имеется), спортивным тренером

классный руководитель, учитель-предметник, родитель, школьник, психолог,

логопед,

тренер


в течение учебного года, по необходимости

Положительная мотивация обучающихся начальной школы к образовательному процессу

5

Групповые консультации с младшими школьниками

тьютор,

обучающиеся начальной школы

в течение учебного года

Развитие личностно-мотивационной сферы и коммуникативных навыков

6

Участие в конкурсах и проектно-исследовательской деятельности, участие в спортивных соревнованиях

тьютор, школьники, родители,

личный тренер,

научный руководитель

в течение учебного года согласно расписанию конкурсных мероприятий

Определение интересов обучающихся,

развитие индивидуальных качеств и особенностей младших школьников, совершенствование личности,

наличие положительной динамики

7

Выступление тьютора на МО учителей начальных классов, на педсовете

тьютор, учителя начальной школы,психолог,

тренер,

зам.директора по УВР, директор ОО

в течение учебного года согласно утвержденного графика работы

Взаимодействие тьютора с разными участниками образовательного процесса, наличие положительного опыта работы

8

Проведение ряда упражнений со школьниками

тьютор,

школьники

в течение учебного года

Становление и укрепление личности младшего школьника

9

Формирование банка данных тьюторского сопровождения

тьютор,

школьники

постоянно

Развитие системы тьторского сопровождения обучающихся начальной школы

10

Проведение круглых столов

тьютор,

школьники

в течение учебного года

Развитие умения работать в малых группах, обсуждение проблем и достижений

11

Организация и проведение тьюторских уроков

тьютор,

школьники

в течение учебного года

Установление положительного контакта между тьютором и школьниками, выявление проблем и пути их решения

12

Презентация и отчет о результатах тьюторского сопровождения младших школьников

тьютор,

участники педагогического процесса

май

Укрепление позиции тьютора в начальной школе,

знакомство с положительным опытом работы и перспектива на будущий учебный год

13

Анализ деятельности тьютора (фотоотчет, презентация, видеообращение и т.д.)

тьютор, школьники, психолог,

учителя-предметники,

классный руководитель,

родители,

тренер




в конце каждой четверти

Подведение итогов работы, рефлексия (выявление плюсов и минусов в работе), демонстрация экрана результативности тьюторского сопровождения



Результаты реализации тьюторского сопровождения

Данный план работы является проектом в системе плана работы образовательной организации, в котором приняли участие обучающиеся начальной школы, а конкретно младшие школьники первых-четвертых классов и педагоги, проявившие заинтересованность в оказании непосредственной помощи школьникам, а также родители с целью повышения успеваемости, развития и укрепления личности обучающегося (позиции «Я»), закрепление его авторитета в детском коллективе и среди одноклассников, а также укрепление здоровья.

Согласно разработанному плану работы младшие школьники научатся жить и работать по законам школьной жизни, принимать активное участие в работе класса, образовательной организации и за ее пределами, устанавливать межличностные отношения с одноклассниками, дружить и общаться между собой, с педагогами, соблюдать субординацию между ровесниками и взрослыми, стремиться к положительным результатам в учебном процессе и в спорте, достигать определенных высот, другими словами – активная жизненная позиция.

Обучающиеся начальной школы получат возможность демонстрировать свой положительный опыт среди одноклассников, презентовать свои знания и умения, видеть свои положительные стороны и недостатки, а также пытаться их устранить с помощью тьютора, педагога или родителя, тренера.

Проведенная работа по тьюторскому сопровождению поможет дополнить полный «портрет выпускника начальной школы» согласно требованиям ФГОС НОО.


Обоснование возможности применения результатов в профессиональной деятельности


Разработанный мною план работы может быть использован в профессиональной деятельности в качестве эксперимента в начальной школе, а точнее являться составляющей частью ФГОС НОО. Результаты работы могут быть озвучены на семинарах и конференциях города, опубликованы в педагогических сборниках и принимать участие в конкурсах, а конкретно, как диссимиляция собственного педагогического опыта.

Кроме того, положительный опыт тьютора может быть описан в заявлении на аттестацию для подтверждения квалификационной категории.

В ближайшем будущем, по согласованию с администрацией образовательной организации, школа (лицей, гимназия) может выступать как экспериментальная площадка по внедрению тьюторского сопровождения обучающихся начальной школы.

Для взаимодействия с другими учебными организациями на уровне района, города может быть организовано методическое объединение тьюторов с целью усовершенствования работы педагогов-тьюторов и реализации своего собственного потенциала.

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.