План работы учителя-тьютора (наставника) обучающихся 1–4 классов на 2021/2022 учебный год
Коучинг в школьном образовании: организация работы учителя-наставника |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов
в образовательном учреждении»
«План работы учителя-тьютора (наставника)
обучающихся 1-4-ых классов
на 2021/2022 учебный год»
Работу выполнила:
учитель начальных классов высшей квалификации
Вишняк Ольга Вячеславовна
г.Новокузнецк
Кемеровская область
2021/2022
Содержание
№ п/п | Название раздела | Страницы |
1 | Пояснительная записка……………………………………………………………………..................... | 2 |
2 | Описание направлений работы……………………………………………………………................... | 4 |
3 | Описание ожидаемых результатов………………………………………………………………......... | 5 |
4 | План работы……………………………………………………………………………………………... | 6 |
5 | Результаты реализации тьюторского сопровождения……………………………………………….. | 9 |
6 | Обоснование возможности применения результатов в профессиональной деятельности……….. | 10 |
Пояснительная записка
Данная модель тьюторского сопровождения реализуется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала обучающихся начальной школы. Целью реализации данного плана работы является формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремления заниматься учебной и внеурочной деятельностью, способствующей самореализации личности.
Уникальность данной программы тьюторского сопровождения позволяет применять ее для выполнения следующих задач:
● помочь обучающимся, которые оказались недостаточно мотивированы к учебе, испытывают трудности с адаптацией в школьном коллективе;
● создать условия талантливым обучающимся («Одаренные дети»), которым сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы;
● оказать помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым приходится преодолевать психологические барьеры (условия: сохранность интеллекта, самостоятельное передвижение по маршруту: «Дом-школа-дом», желание учиться и получать знания, наличие дисциплины и умение себя вести в общественных местах, самостоятельность, участие в творческих, спортивных и интеллектуальных мероприятиях).
В данной программе не могут принимать участие дети-аутисты и дети-инвалиды, для этого есть специальные учебные организации.
Программа тьюторского сопровождения способствует решению следующих задач:
раскрытие потенциала каждого младшего школьника;
адаптация обучающихся в новом учебном коллективе;
повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через посещение занятий внеурочной деятельности, занятий с логопедом и психологом;
создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, имеющие ослабленный иммунитет, дети, получившие травмы в результате спортивных соревнований, одаренные дети);
формирование ценностей и активной гражданской позиции обучающегося;
развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям в образовательном процессе, менять виды деятельности, принимать участие в проектной и исследовательской деятельностях и конкурсах различного вида).
Модель тьюторского сопровождения опирается на следующие принципы:
гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов действия;
непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса;
индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов младших школьников;
открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью;
умение слушать и слышать школьников;
честность, надежность, ответственность, последовательность;
принятие обучающегося таким, какой он есть;
вариативности – определение форм и способов работы с обучающимися;
коммуникативность - умение задавать вопросы и предусматривать варианты ответов.
Основными формами тьюторского сопровождения обучающихся являются:
индивидуальные и групповые консультации;
круглый стол с младшими школьниками;
тьюторские уроки;
участие в конкурсах, в научно-исследовательских конференциях, в олимпиадах;
составление индивидуального образовательного маршрута;
экран фиксации траектории индивидуального движения школьника;
уроки с личным тренером (спорт);
проведение рефлексии.
Описание направлений работы
Основными направлениями работы тьюторского сопровождения младших школьников являются:
диагностическое, включающее сбор данных об уровне развития, личностных данных, способностях младших школьников, планах и намерениях обучающихся, его интересах, склонностях, мотивах (выполнение упражнений);
проектировочное, предусматривающее разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения младших школьников в образовательном процессе, соответствующим его индивидуальным особенностям, направленная на выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у школьников трудностей, совместная работа с педагогами, психологом и др. специалистами;
реализационное, включающее оказание помощи по сопровождению обучающихся в образовательном пространстве;
аналитическое, направленное на анализ и коррекцию процесса и результатов развития младших школьников.
Описание ожидаемых результатов
В результате реализации данного плана работы будут достигнуты следующие результаты тьюторского сопровождения со стороны детей младшего школьного возраста:
достижение каждым младшим школьником своего личностного уровня в области «Школьное образование»;
определение обучающимися своего пути в курсе начальной школы и формирование ответственности за свои будущие успехи и достижения;
увеличение количества обучающихся (или сохранение количества школьников), которые будут принимать участие в мероприятиях разного уровня;
включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность;
совершенствование системы работы по форме «ученик-ученик», «ученик в роли «учителя» - ученик»;
выявление собственной роли ученика в целом, в детском коллективе и в семье.
В результате реализации данного плана работы будут достигнуты следующие результаты тьюторского сопровождения со стороны педагога-тьютора:
совершенствование взаимодеятельности между классным руководителем, педагогом-предметником и психологом, а также учет рекомендаций логопеда (если понадобится);
развитие взаимосвязи между планом работы тьютора и учебным планом;
включение уроков психологии в план работы тьюторского сопровождения обучающихся начальной школы;
построение системы работы по оказанию тьюторской помощи младшим школьникам;
включение в систему работы тьюторского сопровождения родителей;
развитие системы работы по формам «родитель-ученик», «ученик-родитель», «тьютор-родитель-ученик», «тьютор-классный руководитель», «тьютор-учитель-предметник».
План работы
№п/п | Содержание деятельности | Участники | Сроки исполнения | Планируемые результаты |
1 | Обсуждение плана работы на МО учителей начальной школы при зам.директоре по УВР, психологе, логопеде, спортивном тренере и зам.директора по НР. | руководитель МО и тьютор, психолог, логопед, тренер, зам.директора, учителя начальной школы | август | Принятие плана работы и внесение коррективов |
2 | Организация встреч тьюторов начального звена, определение целей и задач | заранее назначенные приказом директора образовательной организации тьюторы | август | Определение точек соприкосновения, формирование единой системы работы |
3 | Индивидуальные консультации с обучающимися начальной школы | тьютор,школьник | в течение учебного года | Построение индивидуального образовательного маршрута |
4 | Организация встреч школьников и их родителей с психологом, классным руководителем, учителями-предметниками и логопедом (если таковой имеется), спортивным тренером | классный руководитель, учитель-предметник, родитель, школьник, психолог, логопед, тренер | в течение учебного года, по необходимости | Положительная мотивация обучающихся начальной школы к образовательному процессу |
5 | Групповые консультации с младшими школьниками | тьютор, обучающиеся начальной школы | в течение учебного года | Развитие личностно-мотивационной сферы и коммуникативных навыков |
6 | Участие в конкурсах и проектно-исследовательской деятельности, участие в спортивных соревнованиях | тьютор, школьники, родители, личный тренер, научный руководитель | в течение учебного года согласно расписанию конкурсных мероприятий | Определение интересов обучающихся, развитие индивидуальных качеств и особенностей младших школьников, совершенствование личности, наличие положительной динамики |
7 | Выступление тьютора на МО учителей начальных классов, на педсовете | тьютор, учителя начальной школы,психолог, тренер, зам.директора по УВР, директор ОО | в течение учебного года согласно утвержденного графика работы | Взаимодействие тьютора с разными участниками образовательного процесса, наличие положительного опыта работы |
8 | Проведение ряда упражнений со школьниками | тьютор, школьники | в течение учебного года | Становление и укрепление личности младшего школьника |
9 | Формирование банка данных тьюторского сопровождения | тьютор, школьники | постоянно | Развитие системы тьторского сопровождения обучающихся начальной школы |
10 | Проведение круглых столов | тьютор, школьники | в течение учебного года | Развитие умения работать в малых группах, обсуждение проблем и достижений |
11 | Организация и проведение тьюторских уроков | тьютор, школьники | в течение учебного года | Установление положительного контакта между тьютором и школьниками, выявление проблем и пути их решения |
12 | Презентация и отчет о результатах тьюторского сопровождения младших школьников | тьютор, участники педагогического процесса | май | Укрепление позиции тьютора в начальной школе, знакомство с положительным опытом работы и перспектива на будущий учебный год |
13 | Анализ деятельности тьютора (фотоотчет, презентация, видеообращение и т.д.) | тьютор, школьники, психолог, учителя-предметники, классный руководитель, родители, тренер | в конце каждой четверти | Подведение итогов работы, рефлексия (выявление плюсов и минусов в работе), демонстрация экрана результативности тьюторского сопровождения |
Результаты реализации тьюторского сопровождения
Данный план работы является проектом в системе плана работы образовательной организации, в котором приняли участие обучающиеся начальной школы, а конкретно младшие школьники первых-четвертых классов и педагоги, проявившие заинтересованность в оказании непосредственной помощи школьникам, а также родители с целью повышения успеваемости, развития и укрепления личности обучающегося (позиции «Я»), закрепление его авторитета в детском коллективе и среди одноклассников, а также укрепление здоровья.
Согласно разработанному плану работы младшие школьники научатся жить и работать по законам школьной жизни, принимать активное участие в работе класса, образовательной организации и за ее пределами, устанавливать межличностные отношения с одноклассниками, дружить и общаться между собой, с педагогами, соблюдать субординацию между ровесниками и взрослыми, стремиться к положительным результатам в учебном процессе и в спорте, достигать определенных высот, другими словами – активная жизненная позиция.
Обучающиеся начальной школы получат возможность демонстрировать свой положительный опыт среди одноклассников, презентовать свои знания и умения, видеть свои положительные стороны и недостатки, а также пытаться их устранить с помощью тьютора, педагога или родителя, тренера.
Проведенная работа по тьюторскому сопровождению поможет дополнить полный «портрет выпускника начальной школы» согласно требованиям ФГОС НОО.
Обоснование возможности применения результатов в профессиональной деятельности
Разработанный мною план работы может быть использован в профессиональной деятельности в качестве эксперимента в начальной школе, а точнее являться составляющей частью ФГОС НОО. Результаты работы могут быть озвучены на семинарах и конференциях города, опубликованы в педагогических сборниках и принимать участие в конкурсах, а конкретно, как диссимиляция собственного педагогического опыта.
Кроме того, положительный опыт тьютора может быть описан в заявлении на аттестацию для подтверждения квалификационной категории.
В ближайшем будущем, по согласованию с администрацией образовательной организации, школа (лицей, гимназия) может выступать как экспериментальная площадка по внедрению тьюторского сопровождения обучающихся начальной школы.
Для взаимодействия с другими учебными организациями на уровне района, города может быть организовано методическое объединение тьюторов с целью усовершенствования работы педагогов-тьюторов и реализации своего собственного потенциала.
10