План урока обучения грамоте в 1 классе «Согласная буква Г и звуки [г] и [г`]»
План урока обучения грамоте
Учитель: Щипачева Наталья Владимировна
Дата: 19.11.2021
Класс: 1 «А»
УМК: Школа России
Тема урока: Согласная буква Г и звуки [г] и [г`]
Планируемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к чтению в процессе работы со звуками, проявляют любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют:
регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу в совместной с учителем деятельности, способны к волевому усилию;
познавательные УУД: производят звуковой анализ слова посредством наводящих вопросов учителя, адекватно воспринимают информацию на слух;
коммуникативные УУД: отвечают на вопросы учителя с помощью беседы, владеют диалогической формой общения посредством беседы.
Выполняют артикуляционную гимнастику с опорой на эталон (показ учителем). Умеют читать слоги.
Предметные: узнают и отличают ранее изученные буквы, знают букву Г, звуки [г], [г`] и умеют различать их, знают понятия «гласный звук» и «согласный звук», «твердый звук» и «мягкий звук», «звонкий звук» и «глухой звук», определяют сколько букв в слове, ставят ударение, делят слово на слоги, умеют составлять схему для слов, умеют читать слоги из букв.
Цель урока: формирование познавательных УУД в процессе знакомства с буквой Г и звуками [г] и [г`].
Задачи
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению в процессе работы со звуками, любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Коррекционно-развивающие: формировать:
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу в совместной с учителем деятельности, способность к волевому усилию;
познавательные УУД: умение производить звуковой анализ слова посредством наводящих вопросов учителя, умение адекватно воспринимать информацию на слух;
коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя с помощью беседы, владение диалогической формой общения посредством беседы.
Развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством артикуляционной гимнастики. Корректировать нарушение чтения посредством чтения слогов.
Образовательные: отрабатывать навыки узнавания и отличия, ранее изученных букв, буквы Г, звуков [г], [г`] и умение различать их, актуализировать понятия «гласный звук» и «согласный звук», «твердый звук» и «мягкий звук», «звонкий звук» и «глухой звук», отработать навыки определения количества букв в слове, постановки ударение, деления слов на слоги, составления схем для слов, чтения слогов из букв.
Принципы обучения и воспитания (педагогика):
Принципы воспитания:
Создание положительно эмоционального подъема,
Воспитание через взаимодействие.
Формирование личного стиля
Принципы обучения:
Принцип наглядности,
Принцип систематичности и последовательности,
Принцип доступности,
Принцип целостности,
Принцип деятельности,
Принцип психической комфортности.
Методы воспитания: (педагогика учебное пособие для студентов)
Методы формирования социального опыта: педагогическое требование.
Методы осмысления социального опыта: беседа, объяснение.
Методы стимулирования: создание ситуации успеха.
Методы обучения:
Методы организации самостоятельной деятельности:
Методы получения новых знаний: объяснение, организация наблюдения, демонстрация.
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение, практическая работа.
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
Методы стимулирования познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения.
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
Организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
План урока
- Добрый день, ребята!
- Урок хочу начать со стихотворения:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку.
- У вас на парте должны лежать азбука, тетради для печатания, пенал.
Начнём урок обучения грамоте.
- Почему так называется урок? Чему мы учимся на этом уроке? (потому что на этих уроках мы учим буквы и звуки, учится читать и писать слоги и слова.)
- Сегодня у нас будет необычный звук, который мы часто слышим в своей речи. Хотите узнать о нем?
1. Для начала подготовим к работе наши губы.
- Перед вами чистоговорка, сначала проговорю я, а вы внимательно слушаете, а потом повторим вместе.
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – на лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.
- Давайте повторим еще раз.
- Какие звуки повторялись? (Гэ)
-В ваших ответах были неточности. Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, дадим им правильную характеристику, научимся их слышать, составлять с ними слова. Узнаем, как печатаются буквы, обозначающие эти звуки, будем читать с ними слоги, слова, предложения, текст.
2. Тема урока
- Как вы уже поняли, темой сегодняшнего урока будет «Согласная буква Г».
- Сегодня перед нами стоит 2 вопроса.
- Как будет звучать первый вопрос, если нам нужно узнать характеристику новых звуков?? (Узнать какие звуки обозначает буква Г)
- Первый вопрос: «Узнать какие звуки обозначает буква Г».
- С чем еще мы будет сегодня знакомиться, кроме звуков? (с буквой, обозначающей эти звуки)
- Второй вопрос: «Познакомиться с новой буквой».
- Как вы думаете, чем еще мы будем заниматься на уроке? (читать слоги и слова с этой буквой, составлять схемы)
- Для того чтобы решить эти вопросы нам надо быть внимательными и активными на уроке.
Давайте попробуем решить первый вопрос.
3. Отгадай загадку:
Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт –
Он подрастёт. (Это гриб)
- Как догадались, что это гриб? (говорится о шляпке и ножке как у гриба)
Выделение звуков.
(Учебник закрыт, на доске поместить картинки гриба, чтобы дети САМИ составляли схемы).
г р и б
а) -произнесем слово медленно, чтобы все звуки были слышны.
(гггг рррррр` ииии ппп)
в) -Назовите 1 звук. (г)
- Знакомы ли мы с этим звуком? (нет)
- Сейчас все про него узнаем!
- Пронаблюдаем, как он произносится: повернитесь друг к другу, произнесите звук 3 раза и пронаблюдайте, есть ли преграда при произнесении? (есть). Делаем вывод: это согласный звук.
- Определяем звонкость-глухость. Пронаблюдаем: рука на гортани – ощущаем вибрацию? (да). Значит, в произношении участвует шум и голос, звук звонкий.
- Твердо или мягко произносится звук в этом слове?
- Но для начала вспомните, при каких условиях звук становится мягким? (Если после этого звука стоит звуки [е] или [и]).
- Есть ли после этого звука гласные? (нет)
- Значит звук как произносится? (твердо)
- Значит каким цветом закрасим квадрат? (синим цветом)
- Повторим полную характеристику звука г.
- Звук согласный, звонкий, твердый. (сначала вместе, потом еще несколько человек).
Физминутка
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
г) Следующая загадка.
Я смотрю – у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие…(гири)
а) -произнесем слово медленно, чтобы все звуки были слышны.
(гггг` ииии рррр` ииии)
в) -Назовите 1 звук. (г`)
- Знакомы ли мы с этим звуком? (нет)
- Пронаблюдаем, как он произносится: повернитесь друг к другу, произнесите звук 3 раза и пронаблюдайте, есть ли преграда при произнесении? (есть). Делаем вывод: это согласный звук.
- Определяем звонкость-глухость. Пронаблюдаем: рука на гортани – ощущаем вибрацию? (да). Значит, в произношении участвует шум и голос, звук звонкий.
- Твердо или мягко произносится звук в этом слове?
- Но для начала вспомните, при каких условиях звук становится мягким? (Если после этого звука стоит звуки [е] или [и]).
- Есть ли после этого звука гласные? (да, гласный звук [и])
- Значит звук как произносится? (мягко)
- Значит каким цветом закрасим квадрат? (зеленым цветом)
- Повторим полную характеристику звука г`.
- Звук согласный, звонкий, мягкий. (сначала вместе, потом еще несколько человек).
- Сколько слогов в слове «гири»? (2)
- Почему 2? (два гласных звука)
- Какие гласные образовали слоги?(гласные и)
- Смог ли новый звук образовать слог? (да)
- Давайте повторим полную характеристику звуков г и г: согласные, потому что при произношении есть преграда, звонкие, потому что при произношении чувствуется преграда, могут произноситься твердо и мягко.
- Решили ли мы с вами первый вопрос? (да)
4. Развитие фонематического слуха.
- Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить интересное упражнение.
- Встаньте все около своих мест. Я буду называть слова, если в них есть изученные сегодня нами звуки – вы приседаете, если нет – поднимаете руки вверх.
- Бегемот. (дети приседают)
- Где находится звук? – в середине слова.
Другие слова: грач, гребут, Гена, голуби, горох, год, пирог, рагу.
- Молодцы, вы отлично справились.
- Приготовьте зеленый и синий сигналик. Теперь вам нужно определить твердость-мягкость произношения. Если звук твердый, то поднимаем… (синий), а если мягкий … (зеленый)
Слова: дуга, игла, ангел, ангина, бег, бригада, год, груз, гонг, гигант.
- Молодцы, а теперь нам предстоит решить второй вопрос урока. Что нам нужно сделать? (Познакомиться с новой буквой Г).
Работа с изображением
- Откройте учебник на с.118. Рассмотрите иллюстрацию.
- Что изображено на иллюстрации? (лесной город)
- Посмотрите, что необычного вы видите в этом городке? (вместо домиков – грибы)
- Посмотрите на человечков, кого они напоминают? (это гномы)
- Давайте дадим каждому гному имя, но такое, что в нем был звук [г] или [г`].
5. Знакомство с буквой.
а) Послушайте стихотворение и скажите мне, на что похожи новые буквы?
Гусь гогочет букве «Г»:
Я почти родня тебе;
Шею длинную имею,
Букву «Г» писать умею.
- На что же похожи буквы? (На шею гуся). – На что еще похожи буквы Гг? (ответы детей)
- Почему их 2? (маленькая и большая).
- Когда употребляется большая? (Когда мы пищем имена, фамилии, отчества, названия городов и др.) Приведите примеры. (ответы детей)
- В каких словах напишете маленькую? (в названиях предметов) Приведите примеры. (ответы детей)
- Перед вами лежит карточка, вам нужно обвести все буквы Г.
Работа с карточкой
- Проверьте правильность выполнения задания с карточкой на слайде.
Правильное решение на слайде.
- Переверните карточку. Вы вилите новые буквы. Обведите их пальчиком.
б) Место в ленте букв.
- Посмотрите на ленту букв. В каком ряду находится новая буква? (верхний ряд)
- Почему? (она обозначает звонкие звуки).
- Откройте тетрадь для печатания. Пропишите Заглавную и прописную буквы Гг по одной строке. (пример на слайде)
6. Чтение.
а) чтение слогов
- Давайте с вами прочитаем слоги с новой буквой.
На слайде слоги, читают все дети.
га, го, гу, ге, гы, ги.
- В каких слогах звуки твердые? (га, го, гу, гы) Почему? (после согласной стоит гласная а, о, у, ы.)
- В каких слогах звук произносится мягко? (ге, ги) Почему? (е, и - указывают на мягкость предыдущего согласного).
- Давайте составим слова со слогом га, го, ге,.. (по 3-4 слова).
Га… (гараж, Галя, галстук)
Го… (горох, город, гол)
Гу… (гуси, огурец, галька)
Ге…(герой, Гена, герб)
Гы…
Ги… (гимн, гиря, ноги)
- Напечатаем слоги в тетради под диктовку в столбик. (пример на слайде)
б) чтение столбиков слов: по слогам, целым словом, с ударением.
- Давайте откроем Азбуку на с.119 и прочитаем слова, выделенные жирным шрифтом.
- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. (Галя, Гена) Почему они написаны с заглавной буквы? (это имена)
- Прочитайте слово, в котором 1 слог. (гриб).
- Как из слова гриб получили слово грибы? (добавили гласную ы) Чем отличаются эти слова? (количество, был один, стало много)
- Прочитайте слова, обозначающие предмет, в которых складываются различные предметы. (корзина, корзинка)
Физминутка
Включается видеоролик
7. Работа с текстом: первичное знакомство.
- Давайте прочитаем текст на с.119.
- О чем этот текст? (о том, как дети собирали грибы).
- Прочитайте сами по слогам шёпотом. Я хожу и слушаю ваше чтение. (Дети читают текст шёпотом)
- Скажите, сколько предложений? (3 предложения)
- Как вы определили количество предложений? (предложения начинаются с большой буквы, а на конце ставится точка)
- Прочитаем текст вслух, первое предложение читает Ксюша. Второе предложение читает Тимофей. Третье предложение читает Ульяна. (дети читают предложения вслух)
- Почему это предложение? (1 - о том что ребята набрали много грибов; 2 – У Гали боровики; 3 – у Гены поганки)
- Прочитайте ответы на мои вопросы из текста.
- Что Гена и Галя собрали? (много грибов)
- Какие грибы набрала Галя? (Боровики)
- Какие грибы у Гены? (поганки)
- Прочитайте слова, в каких встретилась новая буква. Где её место в слове? Какой звук она обозначает? (согласный, звонкий, мягкий/твердый)
8. Итог урока (из задач).
- Что нового узнали? (новую букву, новые звуки)
- Дайте им характеристику. (Согласные, так как при произношении есть преграда, звонкие, потому что при произношении чувствуется преграда, могут произноситься твердо и мягко.)
- Что мы учились делать? (писать новые буквы)
9. Детская рефлексия.
- Вот наш урок подходит к концу. Перед вами лежат карточки трех цветов – зеленая, желтая, красная. Поднимите одну из этих карточек, если:
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
10. Дома обязательно расскажите родителям о новом необычном звуке!