12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щипачева Наталья Владимировна71
Россия, Свердловская обл., Каменск-Уральский

План урока обучения грамоте


Учитель: Щипачева Наталья Владимировна

Дата: 19.11.2021

Класс: 1 «А»

УМК: Школа России

Тема урока: Согласная буква Г и звуки [г] и [г`]

Планируемые результаты

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к чтению в процессе работы со звуками, проявляют любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу в совместной с учителем деятельности, способны к волевому усилию;

познавательные УУД: производят звуковой анализ слова посредством наводящих вопросов учителя, адекватно воспринимают информацию на слух;

коммуникативные УУД: отвечают на вопросы учителя с помощью беседы, владеют диалогической формой общения посредством беседы.

Выполняют артикуляционную гимнастику с опорой на эталон (показ учителем). Умеют читать слоги.

Предметные: узнают и отличают ранее изученные буквы, знают букву Г, звуки [г], [г`] и умеют различать их, знают понятия «гласный звук» и «согласный звук», «твердый звук» и «мягкий звук», «звонкий звук» и «глухой звук», определяют сколько букв в слове, ставят ударение, делят слово на слоги, умеют составлять схему для слов, умеют читать слоги из букв.

Цель урока: формирование познавательных УУД в процессе знакомства с буквой Г и звуками [г] и [г`].

Задачи

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению в процессе работы со звуками, любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Коррекционно-развивающие: формировать:

регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу в совместной с учителем деятельности, способность к волевому усилию;

познавательные УУД: умение производить звуковой анализ слова посредством наводящих вопросов учителя, умение адекватно воспринимать информацию на слух;

коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя с помощью беседы, владение диалогической формой общения посредством беседы.

Развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством артикуляционной гимнастики. Корректировать нарушение чтения посредством чтения слогов.

Образовательные: отрабатывать навыки узнавания и отличия, ранее изученных букв, буквы Г, звуков [г], [г`] и умение различать их, актуализировать понятия «гласный звук» и «согласный звук», «твердый звук» и «мягкий звук», «звонкий звук» и «глухой звук», отработать навыки определения количества букв в слове, постановки ударение, деления слов на слоги, составления схем для слов, чтения слогов из букв.

Принципы обучения и воспитания (педагогика):

Принципы воспитания:

Создание положительно эмоционального подъема,

Воспитание через взаимодействие.

Формирование личного стиля

Принципы обучения:

Принцип наглядности,

Принцип систематичности и последовательности,

Принцип доступности,

Принцип целостности,

Принцип деятельности,

Принцип психической комфортности.

Методы воспитания: (педагогика учебное пособие для студентов)

Методы формирования социального опыта: педагогическое требование.

Методы осмысления социального опыта: беседа, объяснение.

Методы стимулирования: создание ситуации успеха.

Методы обучения:

Методы организации самостоятельной деятельности:

Методы получения новых знаний: объяснение, организация наблюдения, демонстрация.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение, практическая работа.

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

Методы стимулирования познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

Организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)


План урока

- Добрый день, ребята!

- Урок хочу начать со стихотворения:

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку.

- У вас на парте должны лежать азбука, тетради для печатания, пенал.

Начнём урок обучения грамоте.

- Почему так называется урок? Чему мы учимся на этом уроке? (потому что на этих уроках мы учим буквы и звуки, учится читать и писать слоги и слова.)

- Сегодня у нас будет необычный звук, который мы часто слышим в своей речи. Хотите узнать о нем?

1. Для начала подготовим к работе наши губы.

- Перед вами чистоговорка, сначала проговорю я, а вы внимательно слушаете, а потом повторим вместе.

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – на лугу бегу.

Го-го-го – стоит вагон.

- Давайте повторим еще раз.

- Какие звуки повторялись? (Гэ)

-В ваших ответах были неточности. Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, дадим им правильную характеристику, научимся их слышать, составлять с ними слова. Узнаем, как печатаются буквы, обозначающие эти звуки, будем читать с ними слоги, слова, предложения, текст.

2. Тема урока

- Как вы уже поняли, темой сегодняшнего урока будет «Согласная буква Г».

- Сегодня перед нами стоит 2 вопроса.

- Как будет звучать первый вопрос, если нам нужно узнать характеристику новых звуков?? (Узнать какие звуки обозначает буква Г)

- Первый вопрос: «Узнать какие звуки обозначает буква Г».

- С чем еще мы будет сегодня знакомиться, кроме звуков? (с буквой, обозначающей эти звуки)

- Второй вопрос: «Познакомиться с новой буквой».

- Как вы думаете, чем еще мы будем заниматься на уроке? (читать слоги и слова с этой буквой, составлять схемы)

- Для того чтобы решить эти вопросы нам надо быть внимательными и активными на уроке.

Давайте попробуем решить первый вопрос.

3. Отгадай загадку:

Весь Антошка –

Шляпка да ножка.

Дождь пойдёт –

Он подрастёт. (Это гриб)

- Как догадались, что это гриб? (говорится о шляпке и ножке как у гриба)

Выделение звуков.

(Учебник закрыт, на доске поместить картинки гриба, чтобы дети САМИ составляли схемы).

г р и б

а) -произнесем слово медленно, чтобы все звуки были слышны.

(гггг рррррр` ииии ппп)

в) -Назовите 1 звук. (г)

- Знакомы ли мы с этим звуком? (нет)

- Сейчас все про него узнаем!

- Пронаблюдаем, как он произносится: повернитесь друг к другу, произнесите звук 3 раза и пронаблюдайте, есть ли преграда при произнесении? (есть). Делаем вывод: это согласный звук.

- Определяем звонкость-глухость. Пронаблюдаем: рука на гортани – ощущаем вибрацию? (да). Значит, в произношении участвует шум и голос, звук звонкий.

- Твердо или мягко произносится звук в этом слове?

- Но для начала вспомните, при каких условиях звук становится мягким? (Если после этого звука стоит звуки [е] или [и]).

- Есть ли после этого звука гласные? (нет)

- Значит звук как произносится? (твердо)

- Значит каким цветом закрасим квадрат? (синим цветом)

- Повторим полную характеристику звука г.

- Звук согласный, звонкий, твердый. (сначала вместе, потом еще несколько человек).

Физминутка

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

г) Следующая загадка.

Я смотрю – у чемпиона

Штанга весом в четверть тонны.

Я хочу таким же стать,

Чтоб сестренку защищать!

Буду я теперь в квартире

Поднимать большие…(гири)

а) -произнесем слово медленно, чтобы все звуки были слышны.

(гггг` ииии рррр` ииии)

в) -Назовите 1 звук. (г`)

- Знакомы ли мы с этим звуком? (нет)

- Пронаблюдаем, как он произносится: повернитесь друг к другу, произнесите звук 3 раза и пронаблюдайте, есть ли преграда при произнесении? (есть). Делаем вывод: это согласный звук.

- Определяем звонкость-глухость. Пронаблюдаем: рука на гортани – ощущаем вибрацию? (да). Значит, в произношении участвует шум и голос, звук звонкий.

- Твердо или мягко произносится звук в этом слове?

- Но для начала вспомните, при каких условиях звук становится мягким? (Если после этого звука стоит звуки [е] или [и]).

- Есть ли после этого звука гласные? (да, гласный звук [и])

- Значит звук как произносится? (мягко)

- Значит каким цветом закрасим квадрат? (зеленым цветом)

- Повторим полную характеристику звука г`.

- Звук согласный, звонкий, мягкий. (сначала вместе, потом еще несколько человек).

- Сколько слогов в слове «гири»? (2)

- Почему 2? (два гласных звука)

- Какие гласные образовали слоги?(гласные и)

- Смог ли новый звук образовать слог? (да)

- Давайте повторим полную характеристику звуков г и г: согласные, потому что при произношении есть преграда, звонкие, потому что при произношении чувствуется преграда, могут произноситься твердо и мягко.

- Решили ли мы с вами первый вопрос? (да)

4. Развитие фонематического слуха.

- Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить интересное упражнение.

- Встаньте все около своих мест. Я буду называть слова, если в них есть изученные сегодня нами звуки – вы приседаете, если нет – поднимаете руки вверх.

- Бегемот. (дети приседают)

- Где находится звук? – в середине слова.

Другие слова: грач, гребут, Гена, голуби, горох, год, пирог, рагу.

- Молодцы, вы отлично справились.

- Приготовьте зеленый и синий сигналик. Теперь вам нужно определить твердость-мягкость произношения. Если звук твердый, то поднимаем… (синий), а если мягкий … (зеленый)

Слова: дуга, игла, ангел, ангина, бег, бригада, год, груз, гонг, гигант.

- Молодцы, а теперь нам предстоит решить второй вопрос урока. Что нам нужно сделать? (Познакомиться с новой буквой Г).

Работа с изображением

- Откройте учебник на с.118. Рассмотрите иллюстрацию.

- Что изображено на иллюстрации? (лесной город)

- Посмотрите, что необычного вы видите в этом городке? (вместо домиков – грибы)

- Посмотрите на человечков, кого они напоминают? (это гномы)

- Давайте дадим каждому гному имя, но такое, что в нем был звук [г] или [г`].

5. Знакомство с буквой.

а) Послушайте стихотворение и скажите мне, на что похожи новые буквы?

Гусь гогочет букве «Г»:

Я почти родня тебе;

Шею длинную имею,

Букву «Г» писать умею.

- На что же похожи буквы? (На шею гуся). – На что еще похожи буквы Гг? (ответы детей)

- Почему их 2? (маленькая и большая).

- Когда употребляется большая? (Когда мы пищем имена, фамилии, отчества, названия городов и др.) Приведите примеры. (ответы детей)

- В каких словах напишете маленькую? (в названиях предметов) Приведите примеры. (ответы детей)

- Перед вами лежит карточка, вам нужно обвести все буквы Г.

Работа с карточкой

- Проверьте правильность выполнения задания с карточкой на слайде.

Правильное решение на слайде.

- Переверните карточку. Вы вилите новые буквы. Обведите их пальчиком.

б) Место в ленте букв.

- Посмотрите на ленту букв. В каком ряду находится новая буква? (верхний ряд)

- Почему? (она обозначает звонкие звуки).

- Откройте тетрадь для печатания. Пропишите Заглавную и прописную буквы Гг по одной строке. (пример на слайде)

6. Чтение.

а) чтение слогов

- Давайте с вами прочитаем слоги с новой буквой.

На слайде слоги, читают все дети.

га, го, гу, ге, гы, ги.

- В каких слогах звуки твердые? (га, го, гу, гы) Почему? (после согласной стоит гласная а, о, у, ы.)

- В каких слогах звук произносится мягко? (ге, ги) Почему? (е, и - указывают на мягкость предыдущего согласного).

- Давайте составим слова со слогом га, го, ге,.. (по 3-4 слова).

Га… (гараж, Галя, галстук)

Го… (горох, город, гол)

Гу… (гуси, огурец, галька)

Ге…(герой, Гена, герб)

Гы…

Ги… (гимн, гиря, ноги)

- Напечатаем слоги в тетради под диктовку в столбик. (пример на слайде)

б) чтение столбиков слов: по слогам, целым словом, с ударением.

- Давайте откроем Азбуку на с.119 и прочитаем слова, выделенные жирным шрифтом.

- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. (Галя, Гена) Почему они написаны с заглавной буквы? (это имена)

- Прочитайте слово, в котором 1 слог. (гриб).

- Как из слова гриб получили слово грибы? (добавили гласную ы) Чем отличаются эти слова? (количество, был один, стало много)

- Прочитайте слова, обозначающие предмет, в которых складываются различные предметы. (корзина, корзинка)

Физминутка

Включается видеоролик

7. Работа с текстом: первичное знакомство.

- Давайте прочитаем текст на с.119.

- О чем этот текст? (о том, как дети собирали грибы).

- Прочитайте сами по слогам шёпотом. Я хожу и слушаю ваше чтение. (Дети читают текст шёпотом)

- Скажите, сколько предложений? (3 предложения)

- Как вы определили количество предложений? (предложения начинаются с большой буквы, а на конце ставится точка)

- Прочитаем текст вслух, первое предложение читает Ксюша. Второе предложение читает Тимофей. Третье предложение читает Ульяна. (дети читают предложения вслух)

- Почему это предложение? (1 - о том что ребята набрали много грибов; 2 – У Гали боровики; 3 – у Гены поганки)

- Прочитайте ответы на мои вопросы из текста.

- Что Гена и Галя собрали? (много грибов)

- Какие грибы набрала Галя? (Боровики)

- Какие грибы у Гены? (поганки)

- Прочитайте слова, в каких встретилась новая буква. Где её место в слове? Какой звук она обозначает? (согласный, звонкий, мягкий/твердый)

8. Итог урока (из задач).

- Что нового узнали? (новую букву, новые звуки)

- Дайте им характеристику. (Согласные, так как при произношении есть преграда, звонкие, потому что при произношении чувствуется преграда, могут произноситься твердо и мягко.)

- Что мы учились делать? (писать новые буквы)

9. Детская рефлексия.

- Вот наш урок подходит к концу. Перед вами лежат карточки трех цветов – зеленая, желтая, красная. Поднимите одну из этих карточек, если:

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

10. Дома обязательно расскажите родителям о новом необычном звуке!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.