Статья «Теоретические и методологические проблемы современного образования»

0
0
Материал опубликован 19 November 2021 в группе







Педагогическая статья


"Теоретические и методологические проблемы современного образования"


Подготовила социальный педагог

Глазнёва К.А.

Ноябрь 2021
























Сегодня в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей.

В этих условиях проблемы образования находятся на гребне событий. Поскольку треть населения России учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования, значение его реформирования, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества.

На систему образования в России оказывают влияние множество факторов: геополитические, социально-экономические, демографические, технологические и другие. Центральной задачей модернизации системы образования является обеспечение единства образовательного пространства, путем формирования общей гражданской культуры и предоставления каждому равных возможностей для получения качественного образования.

В настоящее время успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является доступность образования, формирование условий для комфортного и доступного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных и информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.

Но все же в системе российского образования существует ряд проблем, которые необходимо обозначить.

Одной из главных проблем является снижение качества образования, которое происходит по многим причинам. На сегодняшний день, учащиеся больше направлены на теоретические знания, чем на практические, а ведь главное в образовании – это умение применять знания на практике.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить  основные  показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за  качеством знаний  (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка  приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

неведение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная,   системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное     и интегрированное обучение…);

 потеря связи с родительской общественностью.

Учащиеся стали меньше рассуждать, искать альтернативные пути решения проблемы, проще все ответы найти в интернете в готовом виде. Вся информация в свободном доступе и зачастую система ЕГЭ становится не настолько информативной и эффективной, как должна быть. Речевые навыки учащихся ухудшаются, если раньше нужно было все учить наизусть и очень многое искать самому, рассуждать и додумывать, то сейчас не обязательно, в этом минус информационных технологий. Конечно, современные технологии, в то же время, открывают море возможностей, но их нужно уметь применить, нужна систематизированная схема, как правильно использовать ресурсы, как с помощью технологий заставить рассуждать и включать критическое мышление. В этом, система образования ставит рамки: в плане ЕГЭ, в плане самой структуры урока, учебников, которые нам диктует система. Мы говорим об личностно - ориентированном подходе, но в то же время не можем использовать зачастую ту программу, которая подошла бы данному классу, т. к. ее нет в списке программ, и лучше было бы использовать разные программы для учащихся. Тут мы сталкиваемся еще с одной проблемой системы образования – нехватка бюджетных средств. В этих условиях проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план, так как они вызваны в первую очередь недостатком финансовых ресурсов. Школа не может себе позволить такое количество программ, учебников и соответствующего оснащения в кабинетах. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие, падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

Еще одной важной проблемой системы образования является нехватка квалифицированных специалистов, причиной которой не редко становится низкая оплата труда при большой нагрузке. Чтобы получать достойную зарплату учитель вынужден брать много часов, качество образования при этом снижается, ведь кроме часов еще и множество бумаг, планов, отчетов, при этом с каждым годом система контроля усложняется и учитель становится заложником ситуации. Учителю не под силу решить эти проблемы самому, нужна поддержка государства, муниципалитета, модернизация всей системы образования в целом. Нужно постараться разгрузить как учителей, так и детей, изменить образовательную программу так, чтобы в ней уделяли внимание не только основным предметам. Школа должна подготовить всесторонне-развитую личность в разных направлениях и выполнять не только обучающую, но и воспитательную функцию, что чаще откладывается на второй план, а ведь это так важно. Возможно, если уровень воспитанности молодого поколения будет выше, то уровень жизни общества тоже.

Конечно, проблем в современном образовании много, и одному учителю их не решить, нужна слаженная система, но все же учитель может и своим примером, и использованием методов, игр поднять уровень заинтересованности учащихся, их мотивацию, что является залогом успешного качества образования, ведь именно мотивация заставляет учащихся к чему-то стремиться, что-то изменить. На своих уроках я уделяю много времени этой проблеме, подбираю различные задания, игры, методы и формы в соответствие с индивидуальными особенностями учащихся. Если ученик заинтересован, то ему проще запомнить и у него лучше получается, он готов идти вперед, совершенствоваться и улучшать свои знания.

Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели). Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Под качеством образования понимается уровень достижений человека в процессе обучения и воспитания, определяемый на основе государственного образовательного стандарта, а также степень соответствия содержания и уровня образования социально-экономическим условиям в обществе.

Вопрос о качестве образования возник не сегодня, он существовал всегда. Но в последнее время он лишь обострился, приобрел особую злободневность, особенно в России, по следующим причинам:

изменение в системе духовных ценностей, кризис прежних традиционных духовных парадигм, основанных на безрелигиозном гуманизме, абсолютизации роли науки;

возникновение в этих кризисных условиях вариативности, многообразия в содержании и формах образования, его регионализация, вызвавшая острую потребность в определении общих подходов к оценке его качества;

реальная угроза разрушения единого общероссийского образовательного пространства, создавшая серьезные трудности при переходе учащихся из одного учебного заведения в другое, а также от одной ступени образования к другой;

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания.

Какие же изменения произойдут в системе оценивания при переходе на новые стандарты обучения?

Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания будет выступать как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Оценка делиться на – внутреннею оценку и внешнюю оценку. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик, родитель и учитель. Рассмотрим, как осуществляется это совместное оценивание немного попозже.

Предлагается три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание.

Система образования не совершенна, но нужно стараться решить хотя бы те проблемы, которые способны повысить качество образования.

Качественный результат будет достигнут только в том случае, если будет обеспечиваться не только функционирование учебного заведения, но и его развитие, если образовательный процесс будет носить инновационный характер.

Нужно тщательно проверять, по возможности объективно оценивать достигнутый результат, реальное качество образования, его соответствие поставленным целям, образовательным стандартам.

Во всей работе по обеспечению качества образования особенно важно учитывать, что качество образования как объект управления требует вдумчивой работы по проектированию, планированию, прогнозированию, участия в этой работе всех без исключения участников образовательного процесса — от министра до учителя и ученика. При этом научным методам прогнозирования можно и нужно учиться.

Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что воспитательный процесс носит многофакторный характер, что на его результаты воздействуют и личность воспитанника, и характер образовательного процесса, и та социальная среда, в которой находится учебное заведение.

Весьма важно также, чтобы цели, определяющие будущие результаты образования, его качество, были именно операциональными, конкретными, чтобы они не были псевдоцелями. Нельзя допускать отождествления целей с намерением, общим пожеланием, направлением деятельности. Нужно учитывать, что цель — это предельно конкретный, охарактеризованный качественно и количественно образ желаемого результата, которого обучаемый должен достичь к строго определенному времени. Этого надо добиться, несмотря на то что прогнозируемые результаты обучения бывают отдалены от момента их планирования на 10 и более лет.

Причем важно определить не только итоги обучения, но и способы проверки степени достижения поставленных целей.

Но как же в самом деле добиться точного определения достигнутых результатов обучения, его качества?

Ответ на этот вопрос настолько сложен, что некоторые работники образования до сих пор считают, что определить истинные результаты образования невозможно, и на этом основании действуют по известному принципу: «сказала Настя, як удастся». Согласно этой точке зрения ориентироваться надо на процесс, а не на результат.

Несмотря на шокирующий характер этой позиции, следует признать, что для ее существования есть некоторые причины. Среди этих причин указываются, например: множественность факторов, влияющих на результаты образования; отсроченность реализации тех или иных формируемых качеств, таких как готовность к семейной жизни, исполнению гражданских обязанностей, сформированность духовно-нравственных качеств и т.п.

Все же неприемлемость этой позиции связана с тем, что отрицание возможности определения результата означает тем самым и отрицание возможности и необходимости управления образованием по схеме «цель — результат». Но альтернативой управлению, организации, упорядочиванию любой системы, в том числе и целевой системе качества образования, может быть только хаос, беспорядок, неразбериха.

Другая крайность в вопросе о возможности точной оценки результатов образования представлена технократическим подходом. Сторонники его считают, что в любой сфере можно и нужно предвидеть и точно измерить результат и сфера образования здесь не является исключением. Хотя эта позиция и привлекает своим оптимизмом, следует все же отметить, что слабость технократической позиции состоит в преувеличении возможностей точного определения результатов образовательной деятельности.

Истина в решении этого сложного вопроса находится, по-види- мому, где-то посредине. Она предполагает исключение крайностей, признание возможности количественного и качественного определения результатов образования. Однако эта возможность может быть реализована только при условии учета его особенностей. Эти особенности состоят в том, что одни его параметры определяются быстро и с достаточной степенью точности, другие могут быть оценены только качественно, третьи поддаются только интуитивной, т.е. весьма субъективной, оценке, поскольку эти параметры относятся к таким сферам, которые, по выражению А.С. Пушкина, невозможно «поверить алгеброй».

Но можно и должно, как этого требует современный менеджмент всеобщего качества, постоянно отслеживать обоснованность, грамотность организации учебно-воспитательного процесса во всех составляющих его элементах, от чего и зависит итоговая оценка качества образования. Именно в этом и состоит общая установка по проблеме возможности или невозможности менеджмента качества образования. Ответ здесь достаточно ясен: такое управление возможно, хотя оно, конечно, и более сложно, чем управление качеством промышленной продукции.

Для успеха в решении этой сложной задачи следует использовать и соответствующие специфике сферы образования методы определения его качества.

Количественные методы, примером которых могут служить определение скорости чтения по количеству слов в минуту, выставление балльной оценки за диктант в зависимости от количества допущенных ошибок, определение доли правильных ответов при использовании техники тестирования и т.п.

Качественные методы используются преимущественно при оценивании результатов изучения таких дисциплин, как история, литература, физика, химия, хотя они и имеют форму балльных оценок.

Квалификационные методы (описательный, экспертный) имеют весьма широкое распространение в учебных заведениях, особенно в вузах. Именно так осуществляется итоговая проверка выпускников вузов. На выпускных квалификационных экзаменах комиссии оценивают на основе представленной выпускной работы или проекта не только профессиональную подготовленность выпускников, но и уровень их личностного развития, воспитанности, креативности и т.п.

Конечно, методы педагогических измерений всех видов должны быть хорошо продуманы, апробированы. Эта работа ведется у нас еще недостаточно, что, в частности, подтверждается качеством тестов, используемых на Едином государственном экзамене. Качество этих тестов заслуженно подвергается острой критике со стороны нашей общественности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что любые виды педагогических измерений по степени своей точности, надежности носят не абсолютный, а относительный, вероятностный характер. Однако это не исключает их необходимости, поскольку и все человеческое познание, как утверждают философы, носит не абсолютный, а относительный, объект-субъектный характер. Но это не препятствует великим достижениям научного познания во всех сферах человеческой жизни. Хочется верить, что со временем будут значительно усовершенствованы и методы педагогических измерений.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и общее будущее страны. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации