12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергей87

Теоретические и методологические проблемы 

современного образования .


Что вообще происходит с образованием в России? Система образования претерпевает существенные изменения.

Советская система образования в своё время была признана лучшей в мире – зачем же было менять эту систему образования?

Школа не даёт тех знаний, которые нужны для успешной сдачи ЕГЭ.

Кроме того, школа теперь не помогает родителям в воспитании детей. Увеличивается разрыв между педагогической теорией и педагогической практикой.,что существенно приведет к противоречию между ними.

Где-то есть хорошие преподаватели, которые работают ещё по старинке, кого-то можно называть учителем от Бога. Но в основном это безликая серая масса – к тому же малообразованная и забитая кучей бумажек, чрезмерными требованиями к составлению разных программ, обиженная несправедливым распределением стимулирующих надбавок к зарплатам. И всю эту злость, как правило, вымещают они на детях.

Простите, никого не хочу обидеть конкретно, но оглянитесь, уважаемые педагоги: к какой категории каждый себя отнесёт? Повторюсь: да, дети пошли не те, да, родители агрессивны, да, закон не на вашей стороне. Но кто ж тогда будет учить и воспитывать детей?

События последних лет заставляют наше сообщество задуматься и пересмотреть свои взгляды на место образования в современном мире. Всемирная глобализация постепенно проникает во все слои нашей жизни и в систему образования, не для кого не секрет что происходит в школах и в образовании в целом, формируется новый мировой порядок в образовании.

Очень верно подмечено,что у учащихся подавляющее количество уроков в основной школе и семь и восемь,кто то учится и по субботам, нарушен явный баланс,дети устают. И говорить про теорию и методологию здесь уже как то не уместно. И все это на глобальном уровне. Рассматриваемая концепция образования практически мало чего имеет общего с процессами создания гуманистической образовтельной среды.

Ни для кого не секрет, что уровень образования в стране снижается с каждым годом. И началось все это с того года, когда власти изменили систему проверки знаний и ввели все эти ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, ВПР. С тех пор в школах учат непонятно как, непонятно чему и учат ли вообще.

Нынешнюю систему проверки знаний и проведения экзаменов наши власти скопировали у Америки, однако при этом не потрудились разобраться в том, где и как у них применяется подобная система. А все очень просто. В Америке с помощью таких тестов оценивают знания детей, имеющих умственные и психические отклонения. Такие дети не могут сформулировать свои мысли, однако вполне справляются с выбором правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.

Ну а в России подобную систему проверки знаний ввели для всех. В результате, современные дети не могут нормально общаться, не умеют формулировать свои мысли, делать выводы, рассуждать, обосновывать свой ответ. Даже зная правильный ответ на поставленный вопрос, многие дети не могут его озвучить.

Чему учат в современных школах? Имея пятерку по английскому языку, дети не могут ответить даже на элементарный вопрос и часто даже не понимают, о чем их спросили. И ведь подобная ситуация по очень многим предметам. И дальнейшее образование, к сожалению, тоже не лучше. И плоды этого образования уже созрели.

Молодые врачи в больницах достаточно часто ищут диагноз для больного в интернете, по имеющимся у человека симптомам, вбивая их с поисковую систему. И часто делают это в присутствии пациента. И, что хуже всего, там же ищут и способы лечения. А в более сложных случаях отправляют больных в другие медицинские учреждения, к другим специалистам, в частные клиники.

Молодые учителя не дают детям практически никаких знаний. В лучшем случае они выдают тот материал, который написан в учебнике, а чаще всего, дети изучают учебник самостоятельно, дома, с помощью родителей, а учителя в школе только проверяют то, как дети выполнили задание и выучили материал дома. И при этом в учебниках по разным предметам то и дело попадается «посмотрите в Интернете», «найдите в Интернете» и т.д.

И ведь такая ситуация практически в любой сфере. Что же будет в стране лет через 10? Страшно даже представить. Во времена Советского Союза наш уровень образования считался одним из лучших в мире. В те времена в общей линейке стран СССР занимал 3-е место по уровню образования. А сегодня Россия находится ниже 50-го места, и по уровню образования нас обходит даже Руанда

Сегодня Россия является просто сырьевой страной третьего мира. Властям не нужно много людей, имеющих хорошее образование. Объясняют они это тем, что таких людей просто некуда трудоустраивать. Хороший специалист, имеющий высокую квалификацию и огромный багаж знаний, не согласится работать в качестве обычного рядового сотрудника за мизерную заработную плату. А кресел начальников на всех не хватает. И если все будут начальниками и руководителями, то кто же будет работать?

В результате, квалифицированные специалисты с отличным уровнем образования, которых не ценят в родной стране, стремятся переехать за границу, в страны Европы, где получают хорошие рабочие места и высокий уровень дохода. Но наше правительство не желает готовить хорошие кадры для других стран. В первую очередь для Америки, Австралии, Канады и многих стран Европы. Ведь в будущем эти кадры могут быть использованы против России.

Второй стороной этой медали является то, что людьми с низким уровнем образования намного проще управлять. Поколения людей, которые сегодня относятся к среднему и старшему возрасту, которые еще застали советское образование и являются квалифицированными специалистами, через пару десятков лет (а то и раньше с такой-то жизнью) полностью исчезнут. А молодое поколение неспособно думать, принимать решения, думать о благе всего народа. Да и, по большому счету, молодые люди другой жизни не видели, поэтому воспринимают ее, как должное. Такими людьми в будущем будет проще управлять.

*****

В последние время власти снова поднимают вопрос о том, сделать ли в 4-м классе ЕГЭ «на вылет» или нет. Чтобы учителя, получающие маленькую зарплату, не тратили свое время на обучение детей, которые изначально не желают учиться. Плюсом подобной меры (для властей, конечно же) станет и то, что детям, получившим справку о прослушивании курса начальной школы.

России не хватает молодых учителей. Согласно данным за 2019 год, которые ранее приводила экс-министр просвещения Ольга Васильева, количество преподавателей, не достигших пенсионного или предпенсионного возраста, колеблется в пределах 11-13% от общей доли педагогического сообщества. Как пояснил «Газете.Ru» заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Борис Чернышов, сейчас проблема подготовки и привлечения молодых специалистов в школу является одной из основных в сфере образования.

«Начинающим педагогам еще в процессе обучения нужно давать возможность приходить в школы и оценивать свои возможности, а также среду, в которой им предстоит работать. Кроме того, нам давно необходимо озаботиться улучшением условий, в которые попадают педагоги — в первую очередь, они не должны заниматься заполнением журналов и прочих бумаг. Сейчас вся эта бюрократия буквально крадет время у учителей, а потом мы сталкиваемся с такими проблемами как буллинг, жестокие нападения школьников друг на друга и на преподавателей. Все это идет из-за недостатка внимания к детям в начальной школе», — уверен Чернышов.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения этой проблемы он считает появление в школах новой должности — специалиста, который будет разбираться только с бумагами, при этом не затрагивая процесс обучения детей.

«Должна быть создана такая инфраструктура в школах, чтобы учитель приходил туда и занимался только своими непосредственными обязанностями — обучением и воспитанием. Единственное, в чем можно было бы расширить сферу его деятельности, — это детская психология на профессиональном уровне. В особенности курсы по ней пригодились бы учителям начальной школы», — считает депутат.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина в свою очередь предложила повышать квалификацию учителей, так как сейчас далеко не во всех школах начальное образование позволяет детям получить необходимые для дальнейшей жизни навыки.

«Очень важную роль играет умение работать в команде, критически и креативно размышлять, видеть варианты решения поставленных задач, обосновывать их. Эти навыки мы сейчас в недостаточной степени формируем в начальной школе. Поэтому нужно думать, как в современных условиях, не перегружая и без того уставших школьников, трансформировать форматы работы с ними. Просто сидение за партами и изучение предметов ни к чему хорошему нас не приведет», — уверена Абанкина.

Ведущей проблемой отечественного образования на сегодняшний день директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина считает потерю учащимися мотивации к обучению. Действительно, «забить» на учебу сейчас не прочь не только школьники, но и студенты со своим «кризисом профессионального самоопределения» на 2–3 курсе. А вот механизмов удержания в детях мотивации к учебе, по ее словам, у нас нет:

Внешнего давления на учащихся в России хоть отбавляй, а внутренней мотивации к обучению у ребят нет. Отсюда и чисто российский феномен, не имеющий аналогов в мире: ребенок учится не для себя, а для мамы с папой. А раз так, то и списывать не зазорно, и выкладывать задания в соцсетях, и сдавать вместо кого-то экзамены. Можно все!

Другая острейшая проблема — безумная зарегулированность нашего образования «сверху»:

Хорошие результаты PISA показывают страны с реальной автономией школ, — напоминает эксперт. — А у нас все подчинено директивам сверху. Школам совершенно не доверяют, задавив их тотальным контролем. К ним относятся как к каким-то наркоманам: короткий поводок, мелкие порции и постоянный надзор! И при этом все активнее гасят академические свободы и автономию.

Результаты этой политики, по словам Абанкиной, налицо:

Российское образование перестало быть творческой, креативной отраслью. Педагогам остается лишь талдычить годами все те же тексты уроков. А это прямой путь и к их собственному эмоциональному выгоранию, и к демотивации к образованию их учеников. Все это усугубляется острым недофинансированием образования: отрасль не получает средств, необходимых для ее нормального функционирования, и из-за этого работает на износ. Более того. Имитация финансирования ведет к имитации развития. И это уже привело к разочарованию общества в образовании и смене образовательных приоритетов. Мы профукали некогда мощнейший ресурс культа хорошего образования в нашем обществе. Отсюда и всплеск нынешней моды на семейное обучение




Список использованной литературы:

1Беляков В.В.(диссертации)

2интернет

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.