Статья «Теоретические и методологические проблемы современного образования»
«Теоретические и методологические проблемы современного образования»
Ровенская Татьяна Геннадьевна
Методист, педагог дополнительного образования
МУДО «Майнский центр детского творчества им. Г. Ф. Кныша»
В настоящий момент вся система образования переживает переломный момент из-за стремительного ускорения темпа роста цифровизации во всех областях деятельности. Государственная политика Российской Федерации направлена на повышение доступности качественного образования, соответствие программ современным тенденциям. Активно идет процесс модернизации, совершенствования материально-технической базы образовательных учреждений: в учреждениях открываются «Точки роста», создаются «новые места» в дополнительном образовании, открываются технопарки «Кванториум», организуют свою работу мобильные технопарки «Кванториум».
Но всё же в системе образования есть ряд проблем, требующих решения.
На мой взгляд, одной из самых важных проблем является снижение качества образования. Согласно проведенному статистическому опросу (фонд «Общественное мнение», июль 2020 года) 45% россиян оценивают качество образования удовлетворительным, 20% - хорошим, 22 – плохим. По данным исследования большинство россиян (73%) считают, что сохранение дистанционного формата обучения отрицательно скажется на качестве образования.
Во-первых, сказывается глобальная информатизация общественной жизни в целом, которая неизбежно реформирует систему образования. Молодое поколение теряет мотивацию к получению знаний, постепенно разрушается способность к поиску новых решений, анализу полученной информации. Все ответы им проще найти в интернете, в готовых домашних заданиях, чем применить свои знания, снижается мотивация к достижению успеха, главное - избежать неудачи, неудовлетворительной оценки. Образовательная деятельность направлена на передачу большого объёма теоретических знаний от педагога к обучающемуся, которые, вследствие информационной загруженности, дети не успевают в достаточном объеме отрабатывать на практике. Это явление приводит к тому, что уровень усвоения знаний снижается и, как следствие, снижается интеллектуальный капитал страны.
Во-вторых, снижение качества образования обуславливается снижением требований к уровню педагогической деятельности. К сожалению, уровень подготовки специалистов, их мотивация к повышению профессиональной компетенции находится на недостаточно высоком уровне. Молодому педагогу, чтобы получить достойную заработную плату, необходимо брать большое количество часов и другие дополнительные опции, предлагаемые руководством. Учителям и педагогам некогда готовиться к занятиям, они тонут в бесконечных отчетах, журналах, что в свою очередь убивает интерес к саморазвитию. Большинство педагогов старшего поколения не могут приспособиться к электронному документообороту или освоить дистанционные образовательные технологии, иногда просто не в состоянии понять потребности поколения Z и поколения «Альфа». Большой процент специалистов не могут в полной мере воспользоваться всеми возможностями тех материально-технических средств, которые сейчас поставляют в образовательные учреждения, не готовы к тому, чтобы использовать их потенциал полностью.
В-третьих, большая информационная загруженность детей. Каждый педагог считает свой предмет самым главным, старается максимально загрузить учеников информацией. При этом не учитываются особенности детей. Кто-то схватывает материал быстро, а кто-то с трудом. При наличии низкой эффективности занятий (10 минут - организационные вопросы, 15 минут на проверку домашнего задания, 20 минут на подачу нового материала и его закрепление) уровень знаний падает. Дети не успевают применить полученные знания на практике в классе, им большой объём заданий на дом. А ведь у детей, помимо школьных предметов есть кружки по интересам и т.д., требующие так же большого количества времени.
В-четвертых, бюрократизм. Например, учитель математики поставил за домашнюю работу «3» ребёнку только потому, что он отступил не четыре клеточки от классной работы, а две. При условии, что все задания домашней работы были выполнены верно. Кому нужны эти правила, если в итоге ребёнок за свои правильно применённые знания получает занижение самооценки и низкую мотивацию к учебе? Ориентир должен быть на личность ребенка, на его знания и потенциал, а не на то, чтобы он усвоил правило «без бумажки ты - букашка».
В-пятых, проблема современного образования состоит в гонке за показателями, за количеством, а не за качеством. У каждой образовательной организации свой рейтинг, чем он выше, тем больше бонусов и преференций организация может получить.
В-шестых, на данный момент требования, предъявляемые к каждой образовательной организации высокие, но модернизация на данный момент прошла не везде, и, как следствие, не каждая организация может соответствовать запросам общества.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
высокое качество образования включает в себя ряд показателей:
- хорошая материально-техническая база в каждом образовательном учреждении не только городских округов, но и сельских поселений;
- подготовка высококвалифицированных кадров;
- эффективный и результативный учебно-воспитательный процесс;
- многообразные дополнительные образовательные услуги;
- успешность выпускников в жизни;
- образование, в полной мере отвечающее запросам общества и экономики.