Статья «Теоретические и методологические проблемы современного образования»
В настоящее время в образовательной системе происходят существенные изменения, поскольку готовится к внедрению и реализации федеральный стандарт нового поколения. В связи с этим к педагогам предъявляется ряд требований по подходам к обучению, предметно-окружающей среде и образовательным учреждениям в целом.
Нововведения обнажают теоретические и методологические проблемы современного образования, такие как отставание модернизации технологической базы, неэффективность классно-урочной системы, слабое развитие учебной литературы и мультимедийных пособий, невосприимчивость интерактивного обучения, консерватизм и многое другое.
В этой статье я хотела бы поделиться своими путями эффективного решения теоретических и методологических проблем современного образования.
Я живу в областном центре, но, тем не менее, это маленький город с населением до сорока тысяч жителей. У нас имеет место отставание модернизации технологической базы, такое как недостаток компьютеров, ноутбуков, проекторов и интерактивных досок в школе. Мы решаем эту проблему так: ходим на некоторые уроки в те кабинеты, где они есть. Конечно, много таких уроков провести не удаётся, но мы рады и тому, что успеваем. Лично мною было приобретено два музыкальных центра для проведения уроков с аудированием, разминок и физкультминуток под музыку, а также разучивания песен на иностранных языках.
Детям очень тяжело пережить 6-8 уроков в день. Классно-урочная система не кажется особенно эффективной в таких условиях, потому что дети сильно устают, а дома вынуждены делать домашнее задание. То есть ребёнок учится круглосуточно. Конечно, эта систему уже укоренилась у нас, но мы стараемся сгладить её негативные последствия: применяем здоровьесберегающие технологии, проводим разминки и физкультминутки,
делаем музыкальные паузы. Таким образом, дети меньше устают,
снимается напряжения и вот они уже готовы к новым свершениям.
Слабое развитие учебной литературы и мультимедийных пособий также даёт о себе знать. У некоторых УМК нет ни поурочных разработок, ни планирований для уроков. Бывает трудно и найти рабочую программу. Мы сами составляем все эти необходимые средства обучения. Даже если мультимедийные пособия и есть, в школе на уроках негде работать по ним каждый день, а дома учащиеся ленятся их использовать. Педагогам приходится перерабатывать материал учебников, создавать свои собственные разработки, приближая УМК к идеальному.
Невосприимчивость интерактивного обучения – ещё одна из проблем современного образования. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на активном взаимодействии преподавателя и учащихся. Зачастую в наше время дети неохотно идут на контакт, погружены в свои гаджеты, не хотят взаимодействовать с педагогом. Мы решаем эту проблему при помощи создания комфортных условий и благоприятной эмоциональной среду на уроках, а также единства и равенства всех участников учебного процесса.
Консерватизм в школе – пожалуй, одна из самых главных проблем в современном образовании. Средний возраст учителя в России составляет 45-47 лет. Когда человек работает на своей должности 20-25 лет, ему становится сложным адаптироваться к происходящим изменениям, учиться чему-то новому и менять свой стиль преподавания. Преподавать так, как ты преподавал в начала своей карьеры, гораздо легче, да и все нужные средства обучения уже приобретены или созданы. Эту проблему нужно решать, проходя курсы повышения квалификации и постоянно обучаясь самостоятельно. Учителю необходимо самому быть учеником, чтобы идти в ногу со временем, а также обучать своих подопечных всему новому. Таким образом, и они не будут отставать от жизни. Преподавателю очень важно освоить компьютер, уметь самому создавать упражнения и презентации.
Таким образом, в своей работе я сталкиваюсь со многими проблемами, но стараюсь их решать быстро и конструктивно.