Статья «Теоретические и методологические проблемы современного образования»
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него [1].
На современном этапе в системе образования имеются проблемы, про которые необходимо говорить и находить пути их решения.
Основная проблема это система подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации. При подготовке основная задача учителя «натаскать», а не дать теоретические и практические навыки. Зачастую учащиеся не могут самостоятельно найти информацию, необходимую для решения той или иной задачи. Поэтому важно при решении каждой учебной задачи учащиеся могли пользоваться различными источниками, рассуждать, критически оценивать свою работу и работу одноклассников. Для этого в своей работе я использую такой прием: учащиеся выступают в роли учителя. На уроках закрепления знаний учащимся предлагаю подготовить задание по теме и провести фрагмент урока, где они в совместной деятельности обсуждают вопросы, которые вызвали затруднения.
В содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ не включены некоторые темы: векторы, координаты вектора. С одной стороны государственная итоговая аттестация дает возможность оценки знаний и умений. С другой стороны необходимо скорректировать структуру контрольно-измерительных материалов
Еще одна проблема современного образования заключается в разнообразии учебно-методический комплексов по предметам. В разных учебниках одна и та же тема может быть раскрыта по-разному. Поэтому остро встает вопрос о создании единой образовательной среды, чтобы все темы предусмотренные программой и стандартами были раскрыты с одинаковой степенью.
Естественно, самостоятельно учитель не сможет решить все перечисленные проблемы. Но у него есть возможность в совместной работе с учащимися создать благоприятную среду для работы. В этой обстановке учащимся будет проще воспринимать материал. Но в этой ситуации выходит еще одна проблема: как замотивировать учащихся. Учащиеся не видят смысла в образовании, всегда задают вопросы «Зачем?» и «Где это пригодится?». На уроках в совместной деятельности создаем мотивацию при изучении темы. Предлагаю проблему задачу, решить которую можно с помощью анализа и рассуждений. На основе чего мы формулируем вывод, который приводит к верном решению проблемной ситуации.
Система образования всегда будет изменяться, соответственно будут новые проблемы. В связи с этим мы можем только стараться решить их по возможности.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. Акд. Наук, Рос. Акад. Образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.