12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия
Аккаунт удалён
Россия

Теоретические и методологические проблемы современного образования

Условно говоря, современные педагогические технологии различных типов образования сгруппировались сегодня, на наш взгляд, вокруг нескольких основных проблем, которые тесно взаимосвязаны между собой и как бы, с одной стороны, предлагают каждая через себя оригинальное педагогические решение какого-то вопроса, а, другой стороны … еще больше запутывают этот клубок. Что же это за проблемы?

1. Проблема формирования критического мышления с использованием различного рода технологий.

2. Проблема значительного повышения роли самостоятельного мышления (и времени) в освоении даже основных образовательных программ.

3. Проблема придания своеобразного статуса панацеи от всех бед – проектному методу.

4. Проблема фрагментарности (клиповости) мышления современного обучающегося.

Почему здесь выделены именно эти проблемы, и какая между ними связь? Проблема формирования критического мышления это, по сути, проблема рефлексивного мышления, без освоения которого сегодня нельзя успешно продвинуться ни в одной из областей науки. И какие бы технологические приемы (РКМЧП, ТРИЗ, ФСА, дивергентные карты, PEST-, SWOT-анализы и др.) не использовались в обучении для будущего исследователя, остается проблема формирования общей способности видения проблемы с новой, не заданной этими схемами, стороны, которое представляет из себя особое чутье «материала», которое еще не до конца понято даже психологами.

Некоторые считают, что это отчасти компенсируется накоплением опыта (мудрости) за счет большого освоения самостоятельно изученного материала (речь не идет, конечно, о большем количестве часов выделяемым студентам для самостоятельной работы, но параллели напрашиваются). Несомненно, этот, по традиции – «знаниевый багаж», – является обязательным (а точнее – желательным), но не гарантирующим успех в решении проблемы.

Еще одним вариантом современной интенсификации учебного процесса рассматривается проектный метод, в котором соединяется «знание многих», новые возможности рефлексивного анализа, большие объемы информации, повышенная скорость обработки информации и др. преимущества метода. Несомненно, все это имеет место, но … решение-то возникает в голове ОДНОГО человека, того самого, который имеет особое чутье на материал, о котором речь шла выше и для которого все эти организационные факторы проектного метода выступают не более, чем «провокаторами» его творчества.

Интересно, что поиски педагогических реформаторов наталкиваются на так называемые «встречные движения» в изменениях психологии обучающихся: нежелание и даже неумение читать длинные тексты (упование педагогики на самостоятельное изучение дисциплин будут касаться только самородков). Фрагментарность мышления (клиповость) – быстро меняющийся ряд впечатлений о каком-либо событии, часто без обдумывания его смысла, причем преимущественно аудиовизуального, что, кстати, принципиально может работать на легкость усвоения опорных сигналов или дивергентных карт, но… без гарантии улавливания их смысла, с одной стороны, а с другой – в этого рода материалах очень часто обучаемому бывает трудно выделить существенную часть, даже если на нее обращено внимание преподавателя. Последнее обстоятельство связано с проблемой ограничения представления информации (сущность информации все равно требует определенного разворота и объема, например, дивергентной карты, частично оставляют вопрос, а все ли существенное выложено) и целостностью схватывания обучающимся всей схемы (без рефлексивного выделения опорной схемы мышления).

Не детализируя далее контуры обозначенного подхода, сосредоточимся на конструктивной части решения психолого-педагогического разматывания обозначенного клубка проблем.

t1617296643aa.png

Рис 1. Структурно-логическая схема содержания

​​​​​​​ На рис. 1 представлен один из вариантов ее решения. Как и любая схема, она достаточно условна, поэтому уточним способы ее прочтения.

Схема читается в нескольких направлениях. Стрелка сверху слева - направо означает ориентированность процесса обучения на когнитивные особенности обучаемых воспринимать информацию (фрагментарность), которая требует специфической наглядной визуализации (дивергентные карты, опорные сигналы, схемы РКМЧП и т.д.).

Такая наглядная визуализация хорошо оформляется в презентационных результатах проектной деятельности (вертикальная стрелка сверху - вниз). Организацию проектной деятельность, как показывает сегодняшняя образовательная практика, лучше строить на групповой основе (это важно, прежде всего, из-за распределения ролей, умения вести дискуссию, развивающую необходимую сегодня коммуникабельность и т.д.).

Своеобразным промежуточным звеном при решении какой-то проблемы возникает эффект, который мы условно обозначили, как «единство многого». Однако, принципиально важно то, что это «единство многого» должно быть логически научно упорядочено и поэтому все стрелки сходятся в овале под названием «структурно-логическая схема содержания». Именно эта часть схемы является ключевой для построения любого научного знания.

Но построить можно любые схемы, важно как обучаемый уже в этом варианте будет усваивать соответствующую информацию. И здесь на первый план выходят процессы понимания-оспособления знания. Тем более, это становится значимым уже не столько с точки зрения «чистой информации», но и с позиций ценностно-смысловой сферы личности, усваивающей ее.

Правильная организация каждого из этих процессов достаточно сложный психолого-педагогический процесс и требует специального обсуждения. Здесь бы нам хотелось обратить внимание на следующие моменты. Допустим, что в групповой дискуссии все «организовано правильно» и это, в конечном итоге, должно вывести ее на команду единомышленников, объединенных чувством «Мы», умеющих работать в команде, толерантных друг к другу и т.д. Опробование идей на практике (вертикаль) закрепляет выстроенные межличностные связи в определенных ролевых взаимораспределениях и соответствующих ожиданиях. Цементирующим звеном всех этих взаимоусилий выступает творческое решение проблемы и повышение творческого потенциала каждого участника таким образом организованного учебного действа. Другими словами, личностный результат для каждого – компетентный специалист как в предметной области, так и в области общественных отношений.

Библиографический список

1. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. – Казан. гос. технол. ун-т. – Казань, 2004. – 212 с.

2. Жаринова Н. Д. Особенности диагностики индивидуальной педагогической технологии в контексте личностно ориентированного обучения: автореф. дисс. канд пед. н. – Тюмень, 2000. – 23 с.

3. Колесникова И. А., Горчакова–Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

4. Морева О. В. Педагогическое проектирование: концептуальные основания и практика реализации. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. – Ч. 1. – 282 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.