План-конспект дефектологического занятия в 4 классе «Птицы»
План – конспект урока по дефектологии в 4 классе.
Подготовила:
Цели: Повторить и закрепить знания о перелетных птицах.
Задачи:
I. Коррекционно - образовательные:
Уточнить и закрепить знания детей о перелетных птицах;
Развивать умения отвечать на вопросы полными ответами.
II. Коррекционно - развивающие:
Развивать внимание и восприятие (слуховое, зрительное).
-прослушивание голосов птиц;
-проговаривание изученного материала с опорой на наглядный материал;
-работа с трафаретами ;
-отгадывание загадок.
Развивать общую и мелкую моторику; графо-моторные навыки;
-работа с трафаретами с последующей штриховкой;
-работа с пальчиками;
-игровая деятельность;
Развивать зрительно-моторную координацию;
- работа с трафаретами с последующей штриховкой;
Развивать фразовую речь;
Развивать логическое мышление; совершенствовать мыслительные процессы.
-обобщение темы птиц и разделение их на группы: зимующие, перелетные;
-разгадывание загадок;
-игра "нелепицы".
III. Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать навыки самоконтроля;
Воспитывать коммуникативные навыки;
Формировать учебную мотивацию.
Оборудование: Карточки большие с изображением птиц, карточки индивидуальные с изображением птиц, разрезные картинки, картинки –раскраски с изображением скворечника, цветные карандаши, презентация с голосами птиц.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Беседа.
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает-
Это все когда бывает?
(Осенью)
Педагог: Правильно ребята. Назовите признаки весны?
Дети: Солнце греет, тает снег, на улице много луж, появляется травка и цветы..
Педагог: А как называются птицы, которые зимой улетели от нас в теплые края, а весной возвращаются?
Дети: Перелетные птицы улетают.
Педагог: Правильно ребята. Почему птицы улетают в теплые края? Почему они возвращаются к нам?
Дети: Потому что им нечего есть зимой. Возвращаются они домой, строить гнезда и откладывать яйца. Летом здесь им достаточно мошек и комаров.
Педагог: А сейчас давайте посмотрим как выглядят птицы которые к нам возвращаются и послушаем их голоса. (Презентация)
III. Д/игра «Нелепицы».
Педагог: А сейчас мы с вами немножко поиграем.
Ребята, послушайте предложения и скажите, как не бывает? А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца___________
Из яиц вылупляются крокодильчики___________
Тело птиц покрыто шерстью__________
Скворец живет в скворечнике_________
Птенцы строят гнездо________
Ласточка живет в будке_______
Педагог: Молодцы ребята и тут вы все знаете. Справились с заданием.
IV. Математические представления.
Педагог: А сейчас мы с вами посчитаем птиц которые к нам прилетели с юга. Задание у магнитной доски (по небу летели 5 маленьких ласточек и 5 больших – сколько всего ласточек?; 8 маленьких ласточек и 2 больших и. т. д) Счет в пределах 10.
Молодцы детки и с этим заданием вы справились! У меня для вас есть задание посложнее. Нужно собрать разрезанную картинку по цифрам и отгадать какая же птичка там спряталась.
V. Пальчиковая гимнастика.
Загибаются пальцы обеих рук.
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. /руки за спину/
Птицы прилетели
Крыльями махали
На деревья сели
Тихо отдыхать.
VI. Д/игра с мячом «Кто у кого?»
- Кто у грача? (Грачата)
- Кто у скворца? (Скворчата)
- Кто у аиста? (Аистята)
- Кто у кукушки? (Кукушата)
- Кто у журавля? (Журавлята)
- Кто у утки? (Утята)
- Кто у гуся? (Гусята)
VII. Развитие графо-моторных навыков.
Педагог: Ребята, а кто из вас знает как называется домик на дереве для птичек.
Дети: скворечник!
Педагог: Молодцы, все то вы знаете. Давайте посмотрим на картинку и узнаем из каких геометрических фигур сделан скворечник?
Дети: Квадрат, треугольник, круг.
Педагог: Умницы. А теперь возьмите листики, на них нарисован скворечник, сделайте штриховку в указанном направлении.
VIII. Рефлексия
Педагог: Ребята, что нового вы узнали сегодня?
Вам было интересным сегодня?
Вам было трудно сегодня на уроке?
Покажите мне пожалуйста ваше настроение, поднимите смайлик который выбрали. Спасибо большое, до свидание!
Приложение