План-конспект коррекционного занятия «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает» (5–8 класс)
Предмет: | Психология |
Аудитория: | Подростки 12-15 лет |
Название: | «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает. »(русская пословица) |
Вид коррекционно-развивающего занятия | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: агрессия |
Форма работы: | индивидуальная, парная, групповая(5-6 человек). |
Время | 40-60 минут. |
Цель: | Коррекция агрессивного поведения подростков, осознание своей уникальности, своих сильных и слабых сторон, собственной полезности для окружающих и общества. |
Задачи: | -Дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий; -Формировать у несовершеннолетних способность анализировать и адекватно оценивать свое состояние. |
Методы и приёмы: | - проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) - метод самостоятельной работы - наглядный метод (презентация, карточки) - диалог, комментирование -диагностический метод - ИКТ - рефлексивная технология. |
Технические средства обучения: | Компьютер, проектор, ножницы, карточки со смайликами, толковый и психологический словарь, листы бумаги, ручки. |
Структура: | 1 Организационный этап 2 Мотивация 3 Принятие правил 4 Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний 5 Погружение в тему занятия 6 Диагностическая работа 7 Практическая работа 8 Обобщение 9 Рефлексия |
Аннотация | Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Исследования агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес, поскольку в современном мире растет число агрессивных проявлений подростков и это способствует беспокойству родителей, педагогов и психологов. Сейчас нередко в подростковой среде можно наблюдать задиристость, драчливость, озлобленность, сквернословия, необоснованную жестокость при общении друг с другом, в школе, на улице и в общественных местах. Но, если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте. |
Примечание: | Данное коррекционное занятие входит в цикл занятий по программе «Учимся жить позитивно» |
Источники: | https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/3558 Мурадова, В. И. Агрессивное поведение современных подростков / В. И. Мурадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33130/https://moluch.ru/archive/119/33130/ Яндекс- рисунки |
План занятия
Этап время | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | Словесные –приветствие. | Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! Занимайте место за нашим круглым столом и мы начнем! | Дети занимают свои рабочие места; Приветствуют друг друга и педагога. |
Мотивация Сл.2
| Словесные – инструкция; Наглядные- изображения смайлов. | Ребята, начать наше занятие хочу с упражнения «Фото моего настроения». Перед вами лежат рамочки и смайлики с разным настроением. Посмотрите на них внимательно, какой смайл отражает ваше настроение, вырежьте его и вклейте в левую часть рамки. (ПРИЛ 1.) А теперь расскажите, почему вы выбрали именно эту картинку? | Дети выполняют задания, вырезают и приклеивают в рамку. Высказывания детей, аргументация своего ответа. |
Принятие правил групповой работы (2-3 минуты) СЛ.3
| Словесные – инструкция; | Ребята, прежде чем продолжить, мне хотелось бы напомнить вам о некоторых правилах общего разговора: -Искренность в общении. В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – это, то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса - лучше промолчать. - Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все что говорится здесь, должно остаться между нами. Это - одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то, проблемы с людьми, не участвующими, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии. - Слушайте внимательно, не перебивайте! Помните, говорить не заставляем, но и не запрещаем. Но уважать других, вы должны! - Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Постарайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думаю...», «я чувствую...», «мне кажется...». | Дети прослушивают правила работы группы. |
Подготовка к усвоению новых знаний. (1-2 мин) Сл.4
| Наглядные ИКТ Словесные- беседа; Наглядные-работа со словарем. | Ребята, я подготовила для вас мультфильм, внимание на экран. Ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Правильно, о агрессии. Как вы понимаете, что такое «агрессия»? Давайте обратимся к словарям и узнаем, какое определение этому качеству толковый, психологический и этимологический словари. (Зачитывание значений) И так, скажите, какие общие значения есть у этого слова? Давайте выпишем их на доске: -нападение; - враждебность; - противоречие нормам… | Просмотр мультфильма. Формулировка темы. Ответы детей. Поиск слова в словарях, зачитывание. Ответы детей. |
Погружение в тему занятия (5 мин). Сл.5
| Словесные- мини-лекция; | Как вы думаете, а почему мы говорим о этом качестве? Агрессия может быть 2 типов: -мотивирующая; -инструментальная (как средство достижения цели). Казалось бы, различие очевидно, но попробуйте определить тип агрессии в таких простых случаях: человек убил бандита, который на него напал, или малыш срыгнул на новое платье матери. Наиболее очевидная закономерность, которая бросается в глаза уже при первом знакомстве с этим рядом, - это то, что почти все эти реакции относятся к проявлениям скрытой или подавляемой агрессии. В результате влияния социальных установок (таких, как «злиться – нехорошо») агрессия в большинстве случаев подавляется, развивается внутренний конфликт между имеющимся переживанием и внутренним запретом на него. Но так или иначе переживание реализуется, а сам факт «скрытой», опосредованной реализации становится источником всевозможных конфликтных ситуаций – с одной стороны, и усугубляет внутренний конфликт – с другой: уводит человека все дальше от осознания и понимания собственной внутренней жизни. Слова эпиграфа не случайны: агрессия, гнев, злость являются нормальными человеческими эмоциями, и проблема заключается не в том как их преодолеть, а как их социализировать, то есть научиться выражать в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, не нанося ущерба ни себе, ни окружающим людям. Хорошо известна классификация агрессивных реакций А. Басса и А. Дарки, которая помогает правильно понять те или иные поведенческие проявления: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение – готовность к проявлению негативных реакций при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость); негативизм – оппозиционная манера поведения – от пассивного сопротивления до активной борьбы; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности (по отношению к людям) до убежденности в том, что они умышленно причиняют вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через определенную форму (например, крик), так и через словесное содержание (например, оскорбление или сплетни); чувство вины – возможное убеждение человека в том, что он поступает зло, а также оно выражает его угрызения совести. | Ответы детей. Прослушивание мини-лекции, ответы на вопросы. |
Диагностический этап (10-12 мин). Сл.6
| Индивидуальная работа. | Скажите, а вам интересно узнать, какой вид агрессии преобладает у вас? Возьмите бланки, их можно не подписывать, т.к. это информация для вас. (ПРИЛ 2.) Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, прежде всего, надо об этом знать. Возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам в достижении своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Ваша агрессивность – ваше личное дело, если вы по своей или чужой воле изолированы от всех людей. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло – спорт, творчество. И так, приступаем к работе. (Вопросы к анкете можно зачитывать учителем вслух). | Самостоятельная диагностическая работа. Обсуждение результатов. |
Практическая работа (10 мин.) Сл.7
| Индивидуальная работа. Групповая работа | Каждый из вас часто видит последствия своей агрессии, но не всегда понимает её мотивы. Наши истинные мотивы или намерения часто скрыты от нас. Когда вы найдёте причину вашей агрессии, определите цель, которой она служит, вы, наконец, научитесь принимать её природу. Сейчас мы попытаемся разобраться в этой проблеме. Упражнение «Я злюсь, когда…» Цель: снижение эмоционального напряжения. Содержание: Все участники записывают на листочке ситуации, в которых они обычно злятся. Каждый участник по кругу или по желанию резко мнёт лист, одновременно говорит фразу: «Я злюсь, когда…», после чего бросает скомканный лист в середину комнаты. После завершения упражнение обсуждается. Упражнение «Ситуации» Цель: проигрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессивного поведения. Содержание: Участникам даётся задание: «Представьте, что вы заходите в магазин. Вы нечаянно наступили кому-то на ногу, незаметлив этого. Человек, которому наступили, начел на вас громко кричать. Что вы сможете сделать в данной ситуации? Обдумайте и проиграйте это, причём по очереди, с целью того, чтобы другие могли наблюдать за происходящим. В выполнении задания должен принять участие каждый из вас». Помимо заданной ситуации, могут быть и другие. Ситуации подбираются индивидуально. После проигрывания ситуаций идёт обсуждение по кругу: испытывали ли вы трудности думая о том, как вам поступить? Какое желание возникало при проигрывании ситуаций? Что вы сейчас чувствуете? Как вы думаете, проигранное сегодня может, как-то помочь вам в будущем? | Участие в тренинге; Рассуждения и ответы детей; |
Обобщение (5-8 мин.) Сл.8
| | А закончить нашу встречу мне хочется словами Вольтера: «Эмоции-это ветер который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его». Ребята, как вы понимаете это высказывание? | Высказывания и обоснования детей. |
Рефлексия. (2-3мин.) Сл.9 | | Давайте вернемся за стол. Посмотрите внимательно на смайлики, какой отражает ваше настроение сейчас, вырежьте его и вклейте в правую часть рамки. Скажите, изменилось ли ваше настроение? Как вы думаете, почему? - Что было для вас трудным? - Что понравилось больше всего? До свидания, до новых встреч! | Ответы детей на вопросы; Осмысление и закрепление. |
Презентация к кор.занятию
PPTX / 2.09 Мб
Прил.1
DOCX / 8.38 Мб
Прил.2
DOCX / 18.51 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Фролова Елена Николаевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Фролова Елена Николаевна
Колышкина Елена Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Фролова Елена Николаевна