12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бондарь Ирина Александровна37
Россия, Саратовская обл., Саратов
3

План-конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада Тема занятия: Дифференциация звуков [д] и [д’]

План-конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада

Тема занятия: Дифференциация звуков [д] и [д’]

Длительность занятия: 25 минут.

Образовательные задачи:

1. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д’];

2. Формирование умения различать звуки [д] и [д’];

3. Развитие фонематического слуха и восприятия;

4. Выделение звуков [д] и [д’] на слух из звукового ряда, ряда слогов, слов;

5. Определение местонахождения звука в словах.

Развивающие задачи: развитие у детей речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: развитие коммуникабельности, внимательного отношения детей друг к другу.

Оборудование для занятия: интерактивная доска, планшет.

Ход занятия.

1. Организационный момент (приветствие, формирование эмоционально положительного фона занятия).

Логопед. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?

Логопед. Сегодня нас ждёт увлекательное знакомство с буквой Д. А вы знаете, что в этой букве прячется сразу два звука [д] и [д’]? А чтобы разобраться в этом получше, я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране звуков (на интерактивной доске появляется буква Д).

Буква «д» - не просто буква,

В ней скрываются два звука.

Нужно, дети, поспешить,

Различить звук [д] и [д’].

Логопед. Чтобы наше знакомство и игры с буквой и звуками прошли весело, нужно хорошенько размяться. Предлагаю повторить за мной движения (логопед читает стихотворения, делает движения, дети повторяют).

Мы сегодня долго спали (к голове прикладываются руки слева и справа, «спим»),

Наши глазки спать устали (трём глаза),

Щёчки тоже разомнём (легко пощипываем щёки)

Весело играть начнём (хлопаем в ладоши).

Ушки наши замерзают (прикладываем ладони к ушам),

Ушки наши растираем (трём мочки ушей);

И наш бойкий язычок (высовываем язык)

Мы положим на бочок (тянем язык влево и вправо).

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед. Отлично, ребята! Мы с вами размялись, и готовы к новым приключениям. Только вот что-то наши губки и язычки до сих пор спят, правда? Давайте сделаем несколько упражнений, чтобы разбудить их.

(Начинаем артикуляционную гимнастику, выводим на интерактивную доску изображения с соответствующими упражнениями).

Логопед. Как мы улыбаемся, когда у нас хорошее настроение? А как расстраиваемся, когда нам стало грустно? Сначала улыбаемся как можно шире, а затем сильно расстраиваемся, опускаем уголки губ вниз. (5 повторений)

Логопед. Все сегодня почистили зубки? Если зубки не чистить, они будут болеть, и настроение будет плохое. Покажете мне, как правильно чистить зубки? (сжимаем зубки и «чистим» воображаемой щёткой)

Логопед. Зубки почистили, теперь пора дать язычку потренироваться, чтобы весь день с ребятами разговаривать и на занятиях отвечать. Давайте покачаем язычком вверх-вниз, вправо-влево (логопед показывает на своём примере, прижимая язык поочерёдно к верхней и нижней губе, к правому и левому уголку губ».

3. Дифференциация звуков [д] и [д’], уточнение артикуляции

Логопед. Ребята, теперь мы готовы отправиться в путешествие и познакомиться со звуками [д] и [д’]. Только вот на пути у нас с вами есть препятствия, и чтобы их преодолеть, нужно постараться.

Когда я буду произносить звук [д], вам нужно будет громко хлопнуть, а когда я буду говорить звук [д’] – громко топнуть. Давайте попробуем. (играем 5-7 раз).

Хорошо, молодцы. Первые препятствия мы с вами перешагнули. Давайте теперь попробуем обойти препятствия сложнее.

Если в слове, которое я вам говорю, есть звук [д], вы должны громко хлопать, а если в слове есть звук [д’] – громко топать. Понятно? Хорошо, начинаем!

(Одновременно с произнесённым словом логопед листает тематические картинки с изображением названного предмета на интерактивной доске, подключаем зрительное внимание и память)

- На пути нам встретился зелёный крокодил - крокодил! (громко топаем)

Отлично, напугали крокодила.

- Посреди дороги стоит дом – большой дом! (громко хлопаем)

Молодцы, обошли дом. Идём дальше.

- Ничего не видно совсем! Это же дым! (хлопаем в ладоши)

Какие вы дружные, ребята! Разогнали дым.

Следующее препятствие – чистоговорки, их нужно четко и правильно произнести, повторяя за мной.

Да - да - да - бежит вода.

Ду - ду - ду - тебя найду.

До - до - до - звучит гудок.

Ды - ды - ды - цветут сады.

Дя - да -дя - идет дядя.

Ду - дю - ду - я иду по саду.

Ди - ды - ди - в пруду лебеди.

Ды - ди - ды - знаю все ходы.

(чётко проговариваем с детьми каждую чистоговорку по 2-3 раза).

Логопед. Запомнили? Сможете повторить сами? (дети повторяют те чистоговорки, какие запомнили)

Прошли мы с вами самые сложные препятствия, теперь пора устроить привал. Предлагаю немного поиграть в наших планшетах. В этой игре нужно находить картинки со звуками [д] и [д’]. Картинки со звуком [д] перетаскиваем на синий фон, а со звуком [д’] – на зелёный фон. Вам всё понятно?

Я буду играть вместе с вами на большой доске. Давайте начнём с первой картинки. (дети распределяют 10 картинок).

4. Игровой элемент

Логопед. Как хорошо мы с вами и потрудились, и отдохнули на привале! Мне кажется, вы уже совсем устали сидеть. Предлагаю поиграть!

Логопед. игра называется «Найди их все». Давайте поделимся на две команды. Сейчас мы вместе придумаем названия командам, чтобы в названии одной команды был звук [д], а в названии второй команды – звук [д’] (можно подсказывать детям варианты, например, «лошадки» и «дельфины», «крокодилы», «домики» и так далее, чем забавнее и смешнее названия, тем лучше).

Логопед. У каждого из вас есть коробка. В комнате спрятаны игрушки, название которых содержит звук [д] или [д’]. Вы должны командой, пока звучит песенка, найти как можно больше таких игрушек и предметов. Выиграет та команда, которая найдёт больше всех игрушек и предметов с нужным звуком. Всё понятно? Есть вопросы? Если нет, то начинаем.

Примерный состав игрушек:

Коробка 1 [д]: дом из конструктора, сундук, ягоды (игрушечные), домино, дудка, ведро, подушка, карандаш, игрушечный дракон.

Коробка 2 [д’]: плюшевые игрушки: крокодил, дельфин, динозавр; будильник, кукла-девочка, деньги игрушечные из детской кассы, тетрадь.

Состав предметов в коробках может быть любым, на усмотрение педагога.

5.Упражнение «Где звук?»

Логопед. Отлично, я вижу, что вы все справили с заданием. Знаете, вы так хорошо играли, что мне кажется, что в этот раз победила дружба. Тем более, некоторые предметы совсем далеко спрятались, и мы помогали друг-другу их искать.

Теперь давайте достанем все предметы из коробок и поищем, где же в их названиях спрятались звуки [д] и [д’] (дети по очереди вытаскивают предметы из коробки, по одному отвечают, в начале, в середине или в конце слова находится звук, логопед при этом помогает. На доске у логопеда картинки предметов, которые нашли дети в группе, эти картинки распределяются в таблице по нахождению звука в слове – в начале, середине или конце.

6. Окончание занятия.

Логопед. Итак, ребята! Вы сегодня такие молодцы!

Мы так здорово с вами повеселились, и многому научились!

Вы все хорошо постарались, читали, смотрели, игрались!

Теперь настало время нам завершить наше занятие, но сначала давайте вместе проверим, как хорошо мы познакомились со звуками [д] и [д’]. Как раз я написала для вас стихотворение, но немножко его забыла. Поможете мне вспомнить, как правильно?

Логопед. Спасибо, ребята! Вы самые лучшие друзья!

Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте за мной фразы:

Есть на свете много звуков,

Твёрдых-мягких, всех не счесть.

Но запомнить их не трудно,

Если настроенье есть.

Мы сегодня учим звуки,

Что за звуки? ([д] и [д’])

Их мы встретим там, где ходит,

Бурый и большой (медведь).

Их мы встретим там, где мама

Ждёт нас с чаем, пирогом

Твёрдый звук, мы точно знаем,

Есть, конечно, в слове (дом).

Мягкий звук в «зелёном» слове,

В Африке такой бродил,

Страшный, злой он и огромный.

Кто же это? (Крокодил).

Мы запомнили сегодня

[д] и [д’] – звука два.

И сегодня заслужили

С вами мы оценку (дети могут сказать два).

Логопед. Конечно же, мы с вами сегодня поработали на отлично! Теперь пора отдыхать, играть и набираться сил для новых занятий! Спасибо за работу!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.