План-конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада «Дифференциация звуков [д] и [д’]»
План-конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада
Тема занятия: Дифференциация звуков [д] и [д’]
Длительность занятия: 25 минут.
Образовательные задачи:
1. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д’];
2. Формирование умения различать звуки [д] и [д’];
3. Развитие фонематического слуха и восприятия;
4. Выделение звуков [д] и [д’] на слух из звукового ряда, ряда слогов, слов;
5. Определение местонахождения звука в словах.
Развивающие задачи: развитие у детей речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: развитие коммуникабельности, внимательного отношения детей друг к другу.
Оборудование для занятия: интерактивная доска, планшет.
Ход занятия.
1. Организационный момент (приветствие, формирование эмоционально положительного фона занятия).
Логопед. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
Логопед. Сегодня нас ждёт увлекательное знакомство с буквой Д. А вы знаете, что в этой букве прячется сразу два звука [д] и [д’]? А чтобы разобраться в этом получше, я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране звуков (на интерактивной доске появляется буква Д).
Буква «д» - не просто буква,
В ней скрываются два звука.
Нужно, дети, поспешить,
Различить звук [д] и [д’].
Логопед. Чтобы наше знакомство и игры с буквой и звуками прошли весело, нужно хорошенько размяться. Предлагаю повторить за мной движения (логопед читает стихотворения, делает движения, дети повторяют).
Мы сегодня долго спали (к голове прикладываются руки слева и справа, «спим»),
Наши глазки спать устали (трём глаза),
Щёчки тоже разомнём (легко пощипываем щёки)
Весело играть начнём (хлопаем в ладоши).
Ушки наши замерзают (прикладываем ладони к ушам),
Ушки наши растираем (трём мочки ушей);
И наш бойкий язычок (высовываем язык)
Мы положим на бочок (тянем язык влево и вправо).
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед. Отлично, ребята! Мы с вами размялись, и готовы к новым приключениям. Только вот что-то наши губки и язычки до сих пор спят, правда? Давайте сделаем несколько упражнений, чтобы разбудить их.
(Начинаем артикуляционную гимнастику, выводим на интерактивную доску изображения с соответствующими упражнениями).
Логопед. Как мы улыбаемся, когда у нас хорошее настроение? А как расстраиваемся, когда нам стало грустно? Сначала улыбаемся как можно шире, а затем сильно расстраиваемся, опускаем уголки губ вниз. (5 повторений)
Логопед. Все сегодня почистили зубки? Если зубки не чистить, они будут болеть, и настроение будет плохое. Покажете мне, как правильно чистить зубки? (сжимаем зубки и «чистим» воображаемой щёткой)
Логопед. Зубки почистили, теперь пора дать язычку потренироваться, чтобы весь день с ребятами разговаривать и на занятиях отвечать. Давайте покачаем язычком вверх-вниз, вправо-влево (логопед показывает на своём примере, прижимая язык поочерёдно к верхней и нижней губе, к правому и левому уголку губ».
3. Дифференциация звуков [д] и [д’], уточнение артикуляции
Логопед. Ребята, теперь мы готовы отправиться в путешествие и познакомиться со звуками [д] и [д’]. Только вот на пути у нас с вами есть препятствия, и чтобы их преодолеть, нужно постараться.
Когда я буду произносить звук [д], вам нужно будет громко хлопнуть, а когда я буду говорить звук [д’] – громко топнуть. Давайте попробуем. (играем 5-7 раз).
Хорошо, молодцы. Первые препятствия мы с вами перешагнули. Давайте теперь попробуем обойти препятствия сложнее.
Если в слове, которое я вам говорю, есть звук [д], вы должны громко хлопать, а если в слове есть звук [д’] – громко топать. Понятно? Хорошо, начинаем!
(Одновременно с произнесённым словом логопед листает тематические картинки с изображением названного предмета на интерактивной доске, подключаем зрительное внимание и память)
- На пути нам встретился зелёный крокодил - крокодил! (громко топаем)
Отлично, напугали крокодила.
- Посреди дороги стоит дом – большой дом! (громко хлопаем)
Молодцы, обошли дом. Идём дальше.
- Ничего не видно совсем! Это же дым! (хлопаем в ладоши)
Какие вы дружные, ребята! Разогнали дым.
Следующее препятствие – чистоговорки, их нужно четко и правильно произнести, повторяя за мной.
Да - да - да - бежит вода.
Ду - ду - ду - тебя найду.
До - до - до - звучит гудок.
Ды - ды - ды - цветут сады.
Дя - да -дя - идет дядя.
Ду - дю - ду - я иду по саду.
Ди - ды - ди - в пруду лебеди.
Ды - ди - ды - знаю все ходы.
(чётко проговариваем с детьми каждую чистоговорку по 2-3 раза).
Логопед. Запомнили? Сможете повторить сами? (дети повторяют те чистоговорки, какие запомнили)
Прошли мы с вами самые сложные препятствия, теперь пора устроить привал. Предлагаю немного поиграть в наших планшетах. В этой игре нужно находить картинки со звуками [д] и [д’]. Картинки со звуком [д] перетаскиваем на синий фон, а со звуком [д’] – на зелёный фон. Вам всё понятно?
Я буду играть вместе с вами на большой доске. Давайте начнём с первой картинки. (дети распределяют 10 картинок).
4. Игровой элемент
Логопед. Как хорошо мы с вами и потрудились, и отдохнули на привале! Мне кажется, вы уже совсем устали сидеть. Предлагаю поиграть!
Логопед. игра называется «Найди их все». Давайте поделимся на две команды. Сейчас мы вместе придумаем названия командам, чтобы в названии одной команды был звук [д], а в названии второй команды – звук [д’] (можно подсказывать детям варианты, например, «лошадки» и «дельфины», «крокодилы», «домики» и так далее, чем забавнее и смешнее названия, тем лучше).
Логопед. У каждого из вас есть коробка. В комнате спрятаны игрушки, название которых содержит звук [д] или [д’]. Вы должны командой, пока звучит песенка, найти как можно больше таких игрушек и предметов. Выиграет та команда, которая найдёт больше всех игрушек и предметов с нужным звуком. Всё понятно? Есть вопросы? Если нет, то начинаем.
Примерный состав игрушек:
Коробка 1 [д]: дом из конструктора, сундук, ягоды (игрушечные), домино, дудка, ведро, подушка, карандаш, игрушечный дракон.
Коробка 2 [д’]: плюшевые игрушки: крокодил, дельфин, динозавр; будильник, кукла-девочка, деньги игрушечные из детской кассы, тетрадь.
Состав предметов в коробках может быть любым, на усмотрение педагога.
5.Упражнение «Где звук?»
Логопед. Отлично, я вижу, что вы все справили с заданием. Знаете, вы так хорошо играли, что мне кажется, что в этот раз победила дружба. Тем более, некоторые предметы совсем далеко спрятались, и мы помогали друг-другу их искать.
Теперь давайте достанем все предметы из коробок и поищем, где же в их названиях спрятались звуки [д] и [д’] (дети по очереди вытаскивают предметы из коробки, по одному отвечают, в начале, в середине или в конце слова находится звук, логопед при этом помогает. На доске у логопеда картинки предметов, которые нашли дети в группе, эти картинки распределяются в таблице по нахождению звука в слове – в начале, середине или конце.
6. Окончание занятия.
Логопед. Итак, ребята! Вы сегодня такие молодцы!
Мы так здорово с вами повеселились, и многому научились!
Вы все хорошо постарались, читали, смотрели, игрались!
Теперь настало время нам завершить наше занятие, но сначала давайте вместе проверим, как хорошо мы познакомились со звуками [д] и [д’]. Как раз я написала для вас стихотворение, но немножко его забыла. Поможете мне вспомнить, как правильно?
Логопед. Спасибо, ребята! Вы самые лучшие друзья!
Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте за мной фразы:
Есть на свете много звуков,
Твёрдых-мягких, всех не счесть.
Но запомнить их не трудно,
Если настроенье есть.
Мы сегодня учим звуки,
Что за звуки? ([д] и [д’])
Их мы встретим там, где ходит,
Бурый и большой (медведь).
Их мы встретим там, где мама
Ждёт нас с чаем, пирогом
Твёрдый звук, мы точно знаем,
Есть, конечно, в слове (дом).
Мягкий звук в «зелёном» слове,
В Африке такой бродил,
Страшный, злой он и огромный.
Кто же это? (Крокодил).
Мы запомнили сегодня
[д] и [д’] – звука два.
И сегодня заслужили
С вами мы оценку (дети могут сказать два).
Логопед. Конечно же, мы с вами сегодня поработали на отлично! Теперь пора отдыхать, играть и набираться сил для новых занятий! Спасибо за работу!