План-конспект обобщающего занятия по теме: «Путешествие в систематику: царства Растений и Животных»

0
0
Материал опубликован 7 November в группе

ГАУ «ООЦ «Солнечная страна»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

План-конспект обобщающего занятия
по теме: «Путешествие в систематику: царства Растений и Животных»

Предмет: Биология
Класс: 7

Разработала:
Пахомова Ольга Александровна,
учитель биологии  

с. Ташла
2025 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения обобщающего занятия по теме «Систематика животного и растительного мира» в 7 классе в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Актуальность: тема систематики является фундаментальной для всего курса биологии. Она формирует у учащихся научное представление о многообразии жизни, его упорядоченности и взаимосвязях. Обобщение и систематизация знаний по данной теме способствуют развитию логического мышления, умения сравнивать, анализировать и классифицировать.

Цель занятия: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся об основных систематических категориях царств Растений и Животных, их характерных признаках и отличительных особенностях.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • Формирование познавательной мотивации, интереса к изучению биологического разнообразия.
    • Воспитание научного мировоззрения, понимания единства и ценности всего живого.
    • Развитие навыков сотрудничества в группе.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои результаты.
    • Познавательные: Развитие умения работать с информацией (анализ, синтез, сравнение, классификация), устанавливать причинно-следственные связи.
    • Коммуникативные: Умение ясно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в команде для решения поставленных задач.
  • Предметные:
    • Знать основные систематические категории (вид, род, семейство, отряд/порядок, класс, тип/отдел, царство).
    • Уметь выделять характерные признаки основных таксонов царств Растений (Бактерии, Грибы, Растения) и Животных (Беспозвоночные и Позвоночные).
    • Уметь определять место организма в системе живой природы и приводить примеры представителей основных таксонов.
    • Уметь сравнивать представителей разных систематических групп по заданным критериям.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая (командная), индивидуальная.

Технологии: игровая технология, технология проблемного обучения, ИКТ, технология сотрудничества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Систематика живой природы», раздаточный материал (карточки с заданиями, изображения организмов), маркерные доски или листы формата А3 для групп, фломастеры.

Ход занятия

I. Организационный этап (2 минуты)

  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к занятию.
  • Создание положительного эмоционального настроя. Объявление темы и формата занятия – «познавательное путешествие» с элементами игры.

II. Мотивационно-целевой этап (5 минут)

  • Проблемный вопрос учителя: «Представьте, что вы попали в незнакомый лес или океан. Вокруг тысячи неизвестных вам растений, животных, грибов. С чего бы вы начали их изучение? Как навести порядок в этом многообразии?»
  • Выслушиваются предположения учащихся.
  • Подведение к теме: учитель обобщает ответы и подводит к выводу, что для этого ученые создали науку систематику и особый язык биологии – классификацию.
  • Формулировка цели: учитель совместно с учащимися формулирует цель занятия: «Сегодня мы совершим путешествие в мир систематики, чтобы закрепить наши знания и научиться уверенно ориентироваться в царствах Растений и Животных».

III. Обобщение и систематизация знаний (30 минут)

Занятие проходит в форме соревнования между тремя командами. Каждый этап – это «станция» в нашем путешествии.

Станция 1. «Теоретическая» (10 минут)

  • Задание «Восстанови иерархию»: командам выдаются карточки с перепутанными систематическими категориями (вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство). Задача – выстроить их в правильной последовательности от низшей к высшей за 1 минуту.
  • Задание «Сравнительная таблица»: на экране проецируется незаполненная таблица «Сравнительная характеристика царств». Команды по очереди заполняют ячейки.

Признак

Царство Растения

Царство Животные

Тип питания

Автотрофное (фотосинтез)

Гетеротрофное

Способы питания

---

---

Клеточная стенка

Есть (целлюлоза)

Нет

Запасное вещество

Крахмал

Гликоген

Способность к активному движению

Как правило, нет

Как правило, да

Станция 2. «Практическая» (15 минут)

  • Задание «Определи своего героя»: каждая команда получает конверт с изображениями 5-6 организмов (например: сосна обыкновенная, заяц-русак, подберезовик, инфузория-туфелька, ромашка аптечная, большая синица). Также дается карточка с таксономической лестницей.
    • Задача 1: выбрать одного представителя из своего царства (Растения или Животные).
    • Задача 2: определить для него все систематические категории (например, для большой синицы: Царство - Животные, Тип - Хордовые, Класс - Птицы, Отряд - Воробьинообразные, Семейство - Синицевые, Род - Синица, Вид - Большая синица).
    • Результаты команды представляют на маркерной доске.
  • Задание «Третий лишний»: учитель зачитывает группы организмов, команды должны найти «лишний» организм и аргументировать свой выбор с точки зрения систематики.
    1. Еж, лягушка, крокодил. (Лишний еж – класс Млекопитающие, остальные – Пресмыкающиеся и Земноводные, но если углубиться, лишняя лягушка (земноводное), а еж и крокодил – амниоты).
    2. Сосна, папоротник, роза. (Лишний папоротник – размножается спорами, остальные – семенные).
    3. Дождевой червь, медуза, бабочка. (Лишняя медуза – имеет лучевую симметрию, остальные – двустороннюю).

Станция 3. «Творческая» (5 минут)

  • Задание «Живая цепь»: командам предлагается встать и построить «живую систематическую цепочку» для одного из предложенных учителем организмов (например, «Человек разумный»). Каждый участник становится определенной категорией и громко ее называет (1-й – Вид, 2-й – Род, 3-й – Семейство и т.д.). Задание на скорость и правильность.

IV. Контроль и коррекция знаний (5 минут)

  • Проводится краткий фронтальный опрос по ключевым понятиям:
    • Что такое вид?
    • Чем принципиально отличаются растения от животных?
    • Назовите основные отделы царства Растений.
    • На какие два подцарства делят царство Животных? Приведите примеры.
  • Учитель комментирует ответы, при необходимости корректирует и уточняет.

V. Рефлексия. Подведение итогов (3 минуты)

  • Учащимся предлагается заполнить таблицу «Сегодня на уроке»:
    • Я узнал(а) новое...
    • Я научился(ась)...
    • Что осталось непонятным...
  • Объявляются результаты командной игры, выявляется команда-победитель.
  • Учитель дает качественную оценку работе класса, отмечает активных учащихся.

VI. Домашнее задание (по выбору) (1 минута)

  • Базовый уровень: Составить кроссворд (не менее 15 слов) по ключевым терминам темы «Систематика».
  • Продвинутый уровень: Написать мини-исследование «История одного вида», проследив его систематическое положение от царства до вида и описав характерные признаки для каждой категории.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
  3. Пасечник, В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2022.
  4. Латюшин, В.В., Шапкин, В.А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2023.
  5. Сухорукова, Л.Н., Кучменко, В.С. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2021.
  6. Акимушкин, И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). – М.: Мысль, 2020.
  7. Электронный образовательный ресурс «Российская электронная школа». – Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/9/ (дата обращения: 01.10.2024).

Приложения (примеры раздаточного материала):

Приложение 1. Карточка для станции «Теоретическая».
Задание: восстановите иерархию систематических категорий, расположив их от НИЗШЕЙ к ВЫСШЕЙ.
Семейство, Вид, Тип, Царство, Род, Класс, Отряд.

Приложение 2. Изображения организмов для станции «Практическая».
(Набор картинок: Сосна обыкновенная, Белый медведь, Подосиновик, Дождевой червь, Подсолнечник однолетний, Озерная лягушка).

Комментарии
Комментариев пока нет.