План-конспект обобщающего занятия по теме: «Путешествие в систематику: царства Растений и Животных»
ГАУ «ООЦ «Солнечная страна»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
План-конспект обобщающего занятия
по теме: «Путешествие в систематику: царства Растений и Животных»
Предмет: Биология
Класс: 7
Разработала:
Пахомова Ольга Александровна,
учитель биологии
с. Ташла
2025 г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения обобщающего занятия по теме «Систематика животного и растительного мира» в 7 классе в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Актуальность: тема систематики является фундаментальной для всего курса биологии. Она формирует у учащихся научное представление о многообразии жизни, его упорядоченности и взаимосвязях. Обобщение и систематизация знаний по данной теме способствуют развитию логического мышления, умения сравнивать, анализировать и классифицировать.
Цель занятия: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся об основных систематических категориях царств Растений и Животных, их характерных признаках и отличительных особенностях.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- Формирование познавательной мотивации, интереса к изучению биологического разнообразия.
- Воспитание научного мировоззрения, понимания единства и ценности всего живого.
- Развитие навыков сотрудничества в группе.
- Метапредметные:
- Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои результаты.
- Познавательные: Развитие умения работать с информацией (анализ, синтез, сравнение, классификация), устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: Умение ясно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в команде для решения поставленных задач.
- Предметные:
- Знать основные систематические категории (вид, род, семейство, отряд/порядок, класс, тип/отдел, царство).
- Уметь выделять характерные признаки основных таксонов царств Растений (Бактерии, Грибы, Растения) и Животных (Беспозвоночные и Позвоночные).
- Уметь определять место организма в системе живой природы и приводить примеры представителей основных таксонов.
- Уметь сравнивать представителей разных систематических групп по заданным критериям.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая (командная), индивидуальная.
Технологии: игровая технология, технология проблемного обучения, ИКТ, технология сотрудничества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Систематика живой природы», раздаточный материал (карточки с заданиями, изображения организмов), маркерные доски или листы формата А3 для групп, фломастеры.
Ход занятия
I. Организационный этап (2 минуты)
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к занятию.
- Создание положительного эмоционального настроя. Объявление темы и формата занятия – «познавательное путешествие» с элементами игры.
II. Мотивационно-целевой этап (5 минут)
- Проблемный вопрос учителя: «Представьте, что вы попали в незнакомый лес или океан. Вокруг тысячи неизвестных вам растений, животных, грибов. С чего бы вы начали их изучение? Как навести порядок в этом многообразии?»
- Выслушиваются предположения учащихся.
- Подведение к теме: учитель обобщает ответы и подводит к выводу, что для этого ученые создали науку систематику и особый язык биологии – классификацию.
- Формулировка цели: учитель совместно с учащимися формулирует цель занятия: «Сегодня мы совершим путешествие в мир систематики, чтобы закрепить наши знания и научиться уверенно ориентироваться в царствах Растений и Животных».
III. Обобщение и систематизация знаний (30 минут)
Занятие проходит в форме соревнования между тремя командами. Каждый этап – это «станция» в нашем путешествии.
Станция 1. «Теоретическая» (10 минут)
- Задание «Восстанови иерархию»: командам выдаются карточки с перепутанными систематическими категориями (вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство). Задача – выстроить их в правильной последовательности от низшей к высшей за 1 минуту.
- Задание «Сравнительная таблица»: на экране проецируется незаполненная таблица «Сравнительная характеристика царств». Команды по очереди заполняют ячейки.
Признак | Царство Растения | Царство Животные |
Тип питания | Автотрофное (фотосинтез) | Гетеротрофное |
Способы питания | --- | --- |
Клеточная стенка | Есть (целлюлоза) | Нет |
Запасное вещество | Крахмал | Гликоген |
Способность к активному движению | Как правило, нет | Как правило, да |
Станция 2. «Практическая» (15 минут)
- Задание «Определи своего героя»: каждая команда получает конверт с изображениями 5-6 организмов (например: сосна обыкновенная, заяц-русак, подберезовик, инфузория-туфелька, ромашка аптечная, большая синица). Также дается карточка с таксономической лестницей.
- Задача 1: выбрать одного представителя из своего царства (Растения или Животные).
- Задача 2: определить для него все систематические категории (например, для большой синицы: Царство - Животные, Тип - Хордовые, Класс - Птицы, Отряд - Воробьинообразные, Семейство - Синицевые, Род - Синица, Вид - Большая синица).
- Результаты команды представляют на маркерной доске.
- Задание «Третий лишний»: учитель зачитывает группы организмов, команды должны найти «лишний» организм и аргументировать свой выбор с точки зрения систематики.
- Еж, лягушка, крокодил. (Лишний еж – класс Млекопитающие, остальные – Пресмыкающиеся и Земноводные, но если углубиться, лишняя лягушка (земноводное), а еж и крокодил – амниоты).
- Сосна, папоротник, роза. (Лишний папоротник – размножается спорами, остальные – семенные).
- Дождевой червь, медуза, бабочка. (Лишняя медуза – имеет лучевую симметрию, остальные – двустороннюю).
Станция 3. «Творческая» (5 минут)
- Задание «Живая цепь»: командам предлагается встать и построить «живую систематическую цепочку» для одного из предложенных учителем организмов (например, «Человек разумный»). Каждый участник становится определенной категорией и громко ее называет (1-й – Вид, 2-й – Род, 3-й – Семейство и т.д.). Задание на скорость и правильность.
IV. Контроль и коррекция знаний (5 минут)
- Проводится краткий фронтальный опрос по ключевым понятиям:
- Что такое вид?
- Чем принципиально отличаются растения от животных?
- Назовите основные отделы царства Растений.
- На какие два подцарства делят царство Животных? Приведите примеры.
- Учитель комментирует ответы, при необходимости корректирует и уточняет.
V. Рефлексия. Подведение итогов (3 минуты)
- Учащимся предлагается заполнить таблицу «Сегодня на уроке»:
- Я узнал(а) новое...
- Я научился(ась)...
- Что осталось непонятным...
- Объявляются результаты командной игры, выявляется команда-победитель.
- Учитель дает качественную оценку работе класса, отмечает активных учащихся.
VI. Домашнее задание (по выбору) (1 минута)
- Базовый уровень: Составить кроссворд (не менее 15 слов) по ключевым терминам темы «Систематика».
- Продвинутый уровень: Написать мини-исследование «История одного вида», проследив его систематическое положение от царства до вида и описав характерные признаки для каждой категории.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
- Пасечник, В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2022.
- Латюшин, В.В., Шапкин, В.А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2023.
- Сухорукова, Л.Н., Кучменко, В.С. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2021.
- Акимушкин, И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). – М.: Мысль, 2020.
- Электронный образовательный ресурс «Российская электронная школа». – Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/9/ (дата обращения: 01.10.2024).
Приложения (примеры раздаточного материала):
Приложение 1. Карточка для станции «Теоретическая».
Задание: восстановите иерархию систематических категорий, расположив их от НИЗШЕЙ к ВЫСШЕЙ.
Семейство, Вид, Тип, Царство, Род, Класс, Отряд.
Приложение 2. Изображения организмов для станции «Практическая».
(Набор картинок: Сосна обыкновенная, Белый медведь, Подосиновик, Дождевой червь, Подсолнечник однолетний, Озерная лягушка).