План-конспект организованной образовательной деятельности (ООД) с элементами технологии ТРИЗ «Что такое иммунитет»
План-конспект организованной образовательной деятельности (ООД) с элементами технологии ТРИЗ «Что такое иммунитет».
Программное содержание
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Вид деятельности: непосредственно образовательная
Возрастная группа: старшая группа
Методы: моделирование маленькими человечками, мнемотехника.
Приемы: познавательные вопросы, проблемные вопросы, «примеривание на себя», мозговой штурм, наводящие вопросы, подсказка.
Цель: формирование у детей осознанного бережного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные задачи:
Посредством элементов ТРИЗ формировать представление о понятии «иммунитет» и о факторах укрепляющих и разрушающих его.
Расширить представления об особенностях функционирования человеческого организма.
Закрепить представление детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни:
- двигательной активности;
- закаливания и чистоты тела;
- значимости режима дня;
- правильном питании и пользе витаминов;
- о значении: сна, солнечного света, проветривания, хорошего настроения.
Закрепить алгоритм действий при заболевании человека.
Развивающие задачи:развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире, логическое мышление, фантазию детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье;
- воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила ЗОЖ;
- воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: проектор для показа истории-презентация «Что такое иммунитет» (https://yadi.sk/i/XXqVVH9CvVWC5Q ), карточки-картинки здорового образа жизни (см. по ссылке: https://yadi.sk/i/px9tW3nTdZlRrQ ), элементы Lego-конструктора (человечки), плюшевый медвежонок, таблицы формат А-4 по количеству воспитанников.
Предварительная работа: Рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, чтение литературы, чтение валеологических сказок, загадывание загадок, игры с мячом «Вредно-полезно», беседа «Вирусы», просмотр мультфильмов.
Структура НОД.
Вводная часть. Приветствие.
Стоим в кругу, держимся за руки!
- Давайте улыбнемся друг другу (Улыбаемся.)
- Вы крепко держите друг друга за руки? Дети соглашаются.)
- А как можно сказать какие вы ребята? (Ответы детей, ключевое слово дружные.)
- Предлагаю проверить, какие вы дружные ребята! Умеете ли вы крепко держаться за руки! Если это так, я не смогу попасть в круг. Проверим?
(Пытаюсь пройти сквозь «замочки» рук, у меня ничего не получается.)
Удивляюсь и одобряю сплоченность рук!
- Ребята, мне знакомы и другие дружными человечками, как и вы. Начнем знакомство с ними. Располагайтесь на стульчиках и внимание на экран.
«Знакомство с человечками-защитниками иммунитета». Иллюстративный презентационный материал ( https://yadi.sk/i/XXqVVH9CvVWC5Q ),
Слайд 2:
- Мы все – это живые организмы. И представьте, что в нас, в нашем организме живут «маленькие человечки» Которые защищают его от вредных коварных микроорганизмов – вирусов. Без этих защитников никто из нас не смог бы жить на планете! Именно эти человечки-солдатики, если называть их одним словом, имеют название – «иммунитет».
Слайд 3:
- Посмотрите, как солдатики-человечки крепко держат друг друга за руки, так крепко, чтобы не один вирус не смог проскочить мимо них. Они очень дружные!
Слайд 4:
- А если злодей вирус будет настойчив, …
Слайд 5-6:
- …то дружная, сильная армия иммунных солдатиков его атакует
Слайд 7:
- …и уничтожает!
Слайд 8:
- Но бывает и так, что человечки не держат друг друга за руки, они не дружны! Их численность уменьшилась! Иммунитет Мишки ослаб!
Слайд 9:
- Как вы думаете, что может произойти, если защитники стали слабыми? (Ответ детей: злодеи-вирусы проникнут в организм!)
- Как вы думаете, через какие органывирусы проникают в наш в организм? (Подвожу детей к ответу: через рот и нос.)
Слайд 10:
- И так, болезнетворный вирус поселился в организме Медвежонка! Что может произойти? (Ответ детей: Мишка заболеет!)
Слайд 11:(Заболевший мишка с градусником)
- Друзья, а как вы думаете, почему вирусы так хотят поселиться в организме! (Подвожу к ответу: там комфортная среда обитания, наш организм теплый; предлагаю прикоснуться к локтевому сгибу или под одежду).
- А кроме тепла вирусы любят влажную среду, наша кровь – это как раз то, что им нужно!
- Ребята, поможем Мишке выздороветь?
Основная часть. Игровая ситуация « Повысим Мишке иммунитет».
(Вокруг плюшевого медвежонка стоят Lego-человечки (Солдатики иммунитета), но их мало. Мишка болен! Отдельно, в коробочке, стоят еще человечки-солдатики. Картинки вирусов размещены вокруг на свободном пространстве. Картинки с изображением здорового образа жизни разложены по периметру стола.)
- Что мы видим на столе? (Ответы детей: Медвежонок болен! Вирусы невидимые, злые, коварные! Малочисленную армию иммунных солдатиков! Картинки из серии «Профилактика здорового образа жизни»).
- Каждая картинка несет в себе зашифрованное правило! Правила, которые помогут Мишке выздороветь, мы разместим на мольберте! А правила профилактики, разместим на доске! Одно правильно сформулированное правило, одна картинка, позволит вам добавить одного человечка в круг!
- Как вы думаете, с чего требуется начать? (Правильный ответ: «Вызов доктора!»)
«Только врач назначает правильное лечение» (Картинки: таблетки, уколы и микстура).
Следующие правила: «постельный режим» и «проветривать помещение»!
- Мишка поправляется! (Убираю градусник!)
- Ребята давайте расскажем Мишке правила профилактики! Чтоб Мишка никогда не болел! (Дети берут картинки, озвучивают, добавляют по одному человечку в круг иммунитета)
- Как мы можем назвать все правила одной фразой? (Ответ детей: правила крепкого иммунитета!)
- Мишка поправился, у него крепкий иммунитет можно и поиграть!
Подвижная игра «Человечки-солдатики иммунитета».
Представим, что мы все перевоплотились в дружных человечков-солдатиков.
Правила игры: все дети держатся крепко за руки, движения выполняются одновременно. Водящий придумывает движение, участники выполняют их синхронно. (Используется 5-6 упражнений: приседания, прыжки, махи ногами и др.)
Заключительная часть. «Правила крепкого иммунитета в схемах» с использованием мнемотехники.
- А давайте, правила крепкого иммунитета, зарисуем при помощи символов. И подарим Мишке! (Дети рассаживаются за столы. Перед ними таблицы с пустыми клеточками! Обсуждаем придуманные символы!).
Рефлексия.
- А что вам сегодня особенно запомнилось? (Ответы детей).
- Слова поддержки и одобрения детей! Формулируем совместный вывод. (Вывод: солдатики-иммунитета будут крепко держать за руки, или будут дружны, при условии соблюдений правил крепкого иммунитета).
- Ребята, для вас есть подарок. Это мультфильм, в котором зашифрованы все правила крепкого иммунитета! Смотрите внимательно и запоминайте! (Просмотр детского научно-познавательного мультсериала «Фиксики», 118-я серия «Микробы»: https://youtu.be/-EpH6MzMHsc).