План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе (Система Л.В.Занкова) Тема урока: « Особое зрение поэта»: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С. Я. Маршак «Ландыш»
План-конспект открытого урока по литературному чтению
в 3 классе (Система Л.В.Занкова)
Урок провела: Захарчук Надежда Васильевна - учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения Жигаловской средней общеобразовательной школы №1 им. Г.Г. Малкова
Тема урока: « Особое зрение поэта»: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С. Я. Маршак «Ландыш»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель: Формировать представление о поэзии, как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся получат возможность научиться правильно анализировать поэтические тексты, находить литературные приёмы, с помощью которых автор передает свои впечатления от обычных явлений.
Личностные: проявляют знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке ответов одноклассников, сохраняют интерес к учебному материалу.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Регулятивные: владеть основами смыслового анализа текста, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своей деятельности.
Познавательные: анализировать средства образно-выразительной лексики, уметь находить их в литературном тексте.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация, определение цели урока.
- Эпиграфом нашего урока будут слова:
«Видеть необычное в обычном – вот чудо…»
- Предположите, о чём будет сегодня наш разговор? Какова тема урока? («Способность видеть чудеса, способность удивляться миру»)
3.Постановка проблемного вопроса.
_-Что можно, по- вашему мнению, назвать чудом? (Радуга, цветок, снежинка, добрый поступок, красивое стихотворение……)
- Как поэт создаёт чудо? Что становится волшебной палочкой в его руках? (Слово)
- Почему простое слово в строках стихотворения становится необычным? На этот вопрос постараемся ответить на нашем уроке!
4.Планирование деятельности.
- Как мы будем совершать открытия? Давайте составим маршрут, спланируем урок!
- Перед вами кусочек карты из форзаца нашего учебника. Мы по литературной карте дойдем до Садов Поэзии, где мы приоткроем тайну особого зрения поэта Маршака.
– В какие области мы должны заглянуть по пути? (В область искусств.)
– Что мы оттуда возьмем? (Авторский образ.)
– А что такое «авторский образ»? (Дают свои варианты ответов)
– Но почему он создан художником? (Потому что поэт- художник).
– Далее по карте мы пойдем через Мост сравнения на Дорогу открытий. Остановимся в Области научной литературы. Как вы думаете, почему? (Потому что поэт не только исследователь, но и ученый.)
– Вот мы и доберёмся до Садов Поэзии, где творил один из мастеров художественного слова С.Я. Маршак.
- Отправляемся в путь!
5. Освоение нового содержания.
- Что мы знаем о С.Я.Маршаке?
- Что знаем о ландыше?
- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? Что даст нам его поэзия?
(чтение учителем наизусть)
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
- Прочитайте первые четыре строчки.
-Что за жемчужинки висят на веточках?
-Какой литературный приём использовал автор? (Сравнение)
- «Чернеет лес» можно заменить словом черный?
- Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
- Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?
- Какие запахи чувствуете?
-Прочитайте следующие строчки.
- Почему «колокольчики весны»?
- «Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны»- как вы понимаете эти строчки.
-Какой литературный приём использовал автор? (Олицетворение)
- С чем можно сравнить венчики? (глазки)
Чтение третьего столбика.
- Что представили? (ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш)
- Чей это ребенок? Чье дитя? (леса, природы)
- Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег)
-Как называется это образное определение? (Эпитет)
- Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
- Какие запахи почувствовали? Почему?
Чтение четвертого столбика.
- Почему Маршак пишет «лес томиться»?
- Почему «горький цветок»? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.)
- Как вы понимаете, что такое «счастливая тоска»? (мечта о приходе весны).
-Этот художественный приём называется оксюморон. Оксюморон – сочетание противоположностей, несочетаемого, парадокс.
- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? (Ландыш – это клад, драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес, как тёмная закрытая шкатулка, в глубине которой лежит ниточка жемчуга на зелёной шёлковой подкладке)
6. Вывод. Решение проблемы.
- Удивил ли нас поэт? Чем? (поэт очень красиво описывает цветок)
- Смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
- В чём мастерство поэта? В чём волшебная сила его слова? (Используя художественные приёмы, через образ цветка – ландыша- автор передаёт большую картину весны, позволяет нам созерцать красоту, помогает читателю пережить целую гамму чувств).
7. Выразительное чтение.
- Как же надо прочитать это стихотворение, чтобы передать все чувства, которые вложил в него поэт? (нежно, тихо, не торопясь)
- Какая музыка созвучна этому стихотворению? (Негромкая, нежная, похожая на тихий звон колокольчиков)
( чтение в парах, чтение вслух под музыку)
8. Оценивание.
- По каким критериям оценим чтение ребят? (Чтение без ошибок, выразительно, эмоционально)
- Оцените друг друга. (Дети аргументируют)
9. Домашнее задание по выбору.
- Прочитать выразительно стихотворение.
- Найти дополнительную информацию о ландыше – легенды, песни, использование этого цветка в геральдике, Красная книга и т.д.
- Рассказать о своём любимом цветке в стихах или прозе.
10. Рефлексия.
- Представьте, что мы на пришкольном участке вырастили ландыши и собрали целую корзину.
- Кому вы бы их подарили?
- Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам эти знания?
Спасибо за работу на уроке!