12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарчук Надежда Васильевна19
5

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе (Система Л.В.Занкова) Тема урока: « Особое зрение поэта»: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С. Я. Маршак «Ландыш»

План-конспект открытого урока по литературному чтению

в 3 классе (Система Л.В.Занкова)


Урок провела: Захарчук Надежда Васильевна - учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения Жигаловской средней общеобразовательной школы №1 им. Г.Г. Малкова


Тема урока: « Особое зрение поэта»: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С. Я. Маршак «Ландыш»


Тип урока: урок формирования новых знаний


Цель: Формировать представление о поэзии, как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.


Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся получат возможность научиться правильно анализировать поэтические тексты, находить литературные приёмы, с помощью которых автор передает свои впечатления от обычных явлений.


Личностные: проявляют знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке ответов одноклассников, сохраняют интерес к учебному материалу.


Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Регулятивные: владеть основами смыслового анализа текста, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своей деятельности.


Познавательные: анализировать средства образно-выразительной лексики, уметь находить их в литературном тексте.


Ход урока

1.Организационный момент.


2.Мотивация, определение цели урока.

- Эпиграфом нашего урока будут слова:

«Видеть необычное в обычном – вот чудо…»

- Предположите, о чём будет сегодня наш разговор? Какова тема урока? («Способность видеть чудеса, способность удивляться миру»)


3.Постановка проблемного вопроса.

_-Что можно, по- вашему мнению, назвать чудом? (Радуга, цветок, снежинка, добрый поступок, красивое стихотворение……)

- Как поэт создаёт чудо? Что становится волшебной палочкой в его руках? (Слово)

- Почему простое слово в строках стихотворения становится необычным? На этот вопрос постараемся ответить на нашем уроке!


4.Планирование деятельности.

- Как мы будем совершать открытия? Давайте составим маршрут, спланируем урок!

- Перед вами кусочек карты из форзаца нашего учебника. Мы по литературной карте дойдем до Садов Поэзии, где мы приоткроем тайну особого зрения поэта Маршака.

В какие области мы должны заглянуть по пути? (В область искусств.)

Что мы оттуда возьмем? (Авторский образ.)

А что такое «авторский образ»? (Дают свои варианты ответов)

Но почему он создан художником? (Потому что поэт- художник).

Далее по карте мы пойдем через Мост сравнения на Дорогу открытий. Остановимся в Области научной литературы. Как вы думаете, почему? (Потому что поэт не только исследователь, но и ученый.)

Вот мы и доберёмся до Садов Поэзии, где творил один из мастеров художественного слова С.Я. Маршак.

- Отправляемся в путь!


5. Освоение нового содержания.

- Что мы знаем о С.Я.Маршаке?

- Что знаем о ландыше?

- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? Что даст нам его поэзия?

(чтение учителем наизусть)

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

- Прочитайте первые четыре строчки.

-Что за жемчужинки висят на веточках?

-Какой литературный приём использовал автор? (Сравнение)

- «Чернеет лес» можно заменить словом черный?

- Какой цвет вы выбрали для этих строчек?

- Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?

- Какие запахи чувствуете?


-Прочитайте следующие строчки.

- Почему «колокольчики весны»?

- «Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны»- как вы понимаете эти строчки.

-Какой литературный приём использовал автор? (Олицетворение)

- С чем можно сравнить венчики? (глазки)


Чтение третьего столбика.

- Что представили? (ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш)

- Чей это ребенок? Чье дитя? (леса, природы)

- Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег)

-Как называется это образное определение? (Эпитет)

- Какой цвет вы выбрали для этих строчек?

- Какие запахи почувствовали? Почему?


Чтение четвертого столбика.

- Почему Маршак пишет «лес томиться»?

- Почему «горький цветок»? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.)

- Как вы понимаете, что такое «счастливая тоска»? (мечта о приходе весны).

-Этот художественный приём называется оксюморон. Оксюморон – сочетание противоположностей, несочетаемого, парадокс.


- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? (Ландыш – это клад, драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес, как тёмная закрытая шкатулка, в глубине которой лежит ниточка жемчуга на зелёной шёлковой подкладке)


6. Вывод. Решение проблемы.

- Удивил ли нас поэт? Чем? (поэт очень красиво описывает цветок)

- Смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

- В чём мастерство поэта? В чём волшебная сила его слова? (Используя художественные приёмы, через образ цветка – ландыша- автор передаёт большую картину весны, позволяет нам созерцать красоту, помогает читателю пережить целую гамму чувств).


7. Выразительное чтение.

- Как же надо прочитать это стихотворение, чтобы передать все чувства, которые вложил в него поэт? (нежно, тихо, не торопясь)

- Какая музыка созвучна этому стихотворению? (Негромкая, нежная, похожая на тихий звон колокольчиков)

( чтение в парах, чтение вслух под музыку)


8. Оценивание.

- По каким критериям оценим чтение ребят? (Чтение без ошибок, выразительно, эмоционально)

- Оцените друг друга. (Дети аргументируют)


9. Домашнее задание по выбору.

- Прочитать выразительно стихотворение.

- Найти дополнительную информацию о ландыше – легенды, песни, использование этого цветка в геральдике, Красная книга и т.д.

- Рассказать о своём любимом цветке в стихах или прозе.


10. Рефлексия.

- Представьте, что мы на пришкольном участке вырастили ландыши и собрали целую корзину.

- Кому вы бы их подарили?

- Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам эти знания?


Спасибо за работу на уроке!














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.