12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рустамова Саимат Нажмудиновна480
Россия, Дагестан респ., село Куркент
4

План-конспект открытого урока русского языка в 5 классе ." Правописание суффикса -чик//щик- в именах существительных"

План – конспект открытого урока русского языка.

Класс -5 «а». Учитель : Рустамова С.Н.

ТЕМА : Правописание суффикса –чик-щик в именах существительных.

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания

в существительных суффиксов-чик-щик.

Задачи :

Образовательные:

-Отработать умения правильно выбирать способ для верного написания суффиксов-чик//щик-;

-обратить внимание учащихся на функцию этих суффиксов.

-устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость , творческие способности учащихся,

содействовать развитию самостоятельности.

Воспитательные :

 создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Оборудование : электронная доска ,раздаточный материал,презентация.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята, давайте ,начнём наш урок. Но сначала вспомним нашу любимую притчу « Всё в твоих руках» .Кто напомнит нам содержание её.

Слайд1.( на слайде содержание притчи , один из учащихся рассказывает е содержание).

t1674409333aa.jpg



- Какое отношение имеет эта притча к нам , к 5- классникам?

( всего мы можем достичь ,если этого захотим мы, то есть ,всё в наших руках).

- Да ,ребята, чтобы многого достичь ,быть успешными ,каждый день надо трудиться. Так ,давайте ,не терять время. Ну что ,поехали?

1. Актуализация темы

Задание 1. « крестики // нолики».

( Дети чертят таблицу, диктуются вопросы ,правильный ответ обозначается «Х» ,неправильный-«О»).

1.Суффикс – это часть речи.

2. Суффикс изучается в разделе «Морфемика».

3.Суффикс стоит после корня.

4.Суффикс – это морфема.

5.Суффикс –это часть слова.

6.Суффиксы бывают формообразующие и формообразующие.

7. Суффиксы придают словам новое лексическое значение.

8. С помощью суффиксов образуются новые слова.

9. В словах « домик» , «сынок» суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Слайд 2.( На слайде таблица с правильными ответами, дети сверяют свои работы и выставляют оценки в дневники. (0 ошибок-5;1-4 ;-2-3-4 -3 )

О

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х



- Вывод какой следует ,ребята, из этого задания?

( Дети делают вывод: суффикс-это значимая часть слова, которая стоит после корня .и служит для образования новых слов.)

- Как выдумаете ,почему мы вдруг вспомнили эту морфему?

( Дети отвечают ,что тема урока, может быть, связана с темой урока)

Задание 2. На слайде изображения. Попробуйте угадать ,кто на них изображен.

Слайд 3.( изображения носильщика, грузчика, барабанщика ,сварщика)

-( Дети угадывают и произносят вслух).













Слайд 4.

НОСИЛЬЩИК - [ НАС'ИЛ’ ЩИК] ; ГРУЗЧИК – [ ГРУЩИК];

БАРАБАНЩИК -[ БАРАБАН' ЩИК]; СВАРЩИК –[ СВАР'ЩИК ].

-Что объединяет эти слова? Что у них общего?

( дети отвечают ,что их объединяет суффикс)

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

( -чик// щик в именах существительных).

Тема и цель урока.

- Записывайте тему нашего урока.

Слайд 5. Правописание суффикса -ЧИК//ЩИК- в именах существительных.

- Ребята , подумайте и ответьте на вопрос, с чем связано изучение этих суффиксов. Построить логическое суждение вам поможет слайд 4.

( Дети по очереди читают 4 слайд, сверяют написание и произношение и делают вывод : не совпадает произношение и написание).

- Какова наша цель сегодня?

( с помощью учителя грамотно формулируют мысль :научиться грамотно писать слова суффиксом -ЧИК//ЩИК- )

Слайд 6. В суффиксе существительных –чик/щик- после букв д-т-з-с-ж пишется буква Ч.В остальных случаях пишется буффиксом –чик//щик буква Ь пишется только после Л( КровелЬщик).

( Дети вслух читают правило, проговаривают его.)

-А теперь попробуем составить свою схему этого правила или опорный конспект.(Дети работают с правилом дальше самостоятельно).

- Ребята, я тоже принесла вам схему. Посмотрите на эту звёздочку.( Каждому раздаётся учителем опорная схема в виде звёздочки).









Слайд 7

t1674409333ab.jpg



Слайд 9. Задание на закрепление( работаем опираясь на схему).

-перепись

-Мебель

-Переплёт -ЧИК-или ЩИК-?

-Обман

-извоз

-


1. Суффиксы образуют новые слова?

2. Суффиксы придают слову новое лексическое значение.?

3. Каково значение суффиксов- ЧИК-ЩИК?

Вывод?( Вывод делают дети самостоятельно).



Слайд 10. Лексический диктант.

1) Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – 

2) Ученик ,прогуливающий урок – 

3) Работник, который занимается приёмом чего-нибудь –

4) Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – 

5) Участник спортивных гонок – 

6) Человек, работающий на экскаваторе – 

7) Работник, который укладывает паркет –



Слайд 11.

Разведчик

Прогульщик

Приёмщик

Подписчик

Гонщик

экскаваторщик

паркетчик













Слайд 12.

Физкультминутка « Давайте говорить друг другу комплименты»





t1674409333ac.jpg

(Дети говорят друг другу комплименты на разных языках).



- Давайте восклицать ,друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это всё любви счастливые моменты.( Булат Окуджава





)

Слайд 13. Самостоятельная работа ( Работа в паре)

Определить, какие профессии используются в перечисленных отраслях :

1) в строительстве (стекольщик, крановщик, экскаваторщик, арматурщик, сварщик, каменщик, бетонщик, переводчик)

 

2) при работе с  продуктовыми товарами ( сортировщик, буфетчик, разносчик, кладовщик, арматурщик)

 

3) при работе с книгой (переписчик, переводчик, переплётчик, крановщик)

 

4) на войне (пулемётчик, разведчик, автоматчик, лётчик, прессовщик)



Слайд 14. Словарная работа :

Переводчик- специалист ,занимающийся переводом текстов с одного языка на другой.

Арматурщик- рабочий ,работающий с железными конструкциями.

Крановщик – водитель крана( машина грузоподъёмная)

Прессовщик- рабочий ,работающий с прессом( механизм давления).





Слайд15. Графический диктант.

( На слайде слова , дети образуют новые слова с помощью суффиксов –чик//щик- и в клетки записывают только суффиксы).



Вертолёт, табун ,вклад, зачин, кран, переплёт, рассказ, груз, заказ.





чик

щик

чик

щик

щик

чик

чик

чик

чик



( Проверка и оценивание)





Слайд 16. Итак, ребята, давайте подытожим :



1.Кто был главными персонами сегодняшнего урока?

2.Что эти суффиксы нам рассказали?

Слайд 17

.Домашнее задание :

раскрасить нашу звёздочку.











Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.