План-конспект занятия по теме «Труд по душу — путь к успеху!»
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
План-конспект
занятия по теме «Труд по душе – путь к успеху!»
Воспитатель Духнай В.О.
пос.Совхозный
Славянский район
Тема: «Труд по душе – путь к успеху!»
Цель: формирование у воспитанников ценности труда, роль упорного труда в жизни каждого человека.
Задачи:
образовательная: формировать положительное отношение к труду, высокие социальные мотивы трудовой деятельности;
развивающая: развивать у воспитанников понимание труда как фундамента жизни человека, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
воспитательная: воспитывать трудолюбие и ответственность, уважение к труду и трудящемуся человеку.
Оборудование: наглядный материал, рассказы о труде для воспитанников.
Форма проведения: беседа диалог.
Ход занятия
Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Две составляющие успеха, о которых в последнее время вспоминают реже всего - это постоянные усилия и упорный труд. Люди многого добившиеся утверждают, что любой значительный успех достигается только упорным трудом. Современные же технологии маркетинга и рекламы сконцентрированы на продаже «волшебной пилюли», секретной формулы или чего-либо такого, что позволило бы вам преобразовать свою жизнь в одночасье или в течение нескольких дней.
Основная часть
Упорный труд как важная составляющая успеха наименее всего вспоминается в наши дни. Потому что многие люди всегда ищут «легкий путь», вместо того, чтобы просто выполнить трудную работу. Давайте разберемся, какую роль в становлении успеха занимает упорный труд.
Исследования мировоззрения богатых людей, показывают, что почти каждый из них говорил, что их успех большем, чем каким либо другим фактором, объясняется упорным трудом. В Америке миллионеры, которые сами заработали свои деньги, трудятся в среднем по 59 часов в неделю. Примерам служат такие имена как Билл Гейтс, Стив Джобс, Уоррен Баффет, Дональд Трамп, Джордж Сорос и другие. У многих из них этот показатель достигает 70 или 80 часов, особенно в начале карьеры. Они заняты, в среднем, шесть дней в неделю. Если вы хотите связаться с миллионером, который сам заработал свои деньги, то звоните в его кабинет перед началом нормального рабочего времени или после его окончания.
Миллионер, сам заработавший свои деньги, уже сидит за письменным столом, когда рядовые сотрудники - все те, кто работает с девяти до пяти, только приходят в офис, и продолжает оставаться там, когда они ушли по домам. Зачастую именно постоянный труд, а не опыт, связи, деньги или образование, является тем ключом, который открывает людям дорогу к успеху.
Для достижения высот в любом деле требуется огромная, изнурительная работа. Однако почему многие люди всю свою жизнь упорно трудятся, но все же не достигают того успеха, о котором они мечтают?
По тому что, считать успехом лишь упорный труд было бы однобоко и неправильно. Разве можно назвать неудачным день только потому, что он не заполнен работой? Разве того, кто отошел от дел или вышел на пенсию, можно назвать человеком, у которого уже не может быть успеха? Способность упорно трудиться - это восхитительная черта характера, но сама по себе упорная работа не приносит успеха. Одни люди отдают всю свою энергию бесперспективной работе; другие настолько отдаются работе, что пренебрегают установлением важных взаимоотношений, разрушают здоровье или полностью изматывают себя. Успех не приходит к тем, кто недостаточно усердно трудится, но упорный труд и успех - это не одно и то же.
Если ваш повседневный труд не окупается, значит, вы что-то делаете не так. Может цели, которые вы перед собой ставите - ложные. В погоне за ложной целью вы либо ничего не добьетесь, либо, достигнув цели, убедитесь в том, что это вовсе не нужно. Если вы хотите добиться успеха в жизни, то вам необходимо выбрать цели, которые будут соответствовать вашим ценностям, вашим сильным чертам, вашим пристрастиям и вашему желаемому стилю жизни. И уже после, ощутив суть собственных перспективных целей, работать, работать и еще раз работать на их осуществление.
Упорный труд как способ достижения успеха является одним из основных, но не единственным. Желая стать успешным, используйте различные системы, программы и формулы. Повышайте свою квалификацию. Учитесь. Расширяйте свой профессиональный опыт. Чем больше вы будете знать, и уметь, тем шире будут ваши профессиональные возможности.
Вы должны попытаться работать с умом. Упорный труд - хорошо, а разумный - качественнее. Один из способов умной работы заключается в том, чтобы попытаться избавится от необязательных задач, которые отнимают кучу времени, не принося практически никакого результата. Используйте методы планирования рабочего времени, они помогут и сделают вашу работу более качественной и эффективной. Ведь важность планирования еще не у кого не вызывала сомнения.
Профессионализм
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда.
Наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации - это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь "числиться" профессионалом.
Трудолюбие
Трудолюбие – это черта характера, которая обозначает стремление, желание и склонность человека к труду. Является положительным качеством, необходимым для успешной деятельности; разумное распределение времени, уделяемого работе и отдыху. Становится причиной продуктивности и эффективности трудовой деятельности.
Как воспитать трудолюбие? Первое правило воспитания в себе трудолюбия – это сильное желание! Без него не получится достичь желаемых успехов. Необходимо развивать в себе силу воли и стойкий характер. Для этого потребуется много сил и терпения. Воспитывать в себе трудолюбие можно разными способами. Например, когда чего-то очень важного вам делать совсем не хочется, немедленно беритесь за это дело, начинайте бороться со своим нежеланием. Тогда своими действиями вы сами себе докажете, что вы сильнее обстоятельств. От этого повысится ваше самоуважение, вы останетесь довольны собой.
Будьте готовы к тому, что будет достаточно нелегко. Могут опускаться руки или наступать приступы лени. Но вы не отчаивайтесь, просто поставьте себе определенную цель и уверенно к ней идите. Когда будет особенно трудно, вам понадобится поддержка близких людей. А ваше понимание ситуации: ради чего и ради кого вы это делаете, поможет вам справиться с поставленной задачей. Помните, уже то, что вы задали себе такой вопрос, означает, что вы – очень смелый и сильный человек, вы хотите развиваться и двигаетесь в правильном направлении!
Заключительная часть
Труд – облагораживает. Как всем известно, именно он сделал из обезьяны Человека. Если на данном этапе своего развития у вас что-то не получается – не беда! Главное, что вы все ровно действуете. Трудолюбие человека заключается в его поступках, действии и поведении. Говорят: «Сделай дело хорошо, либо не делай его вообще»! Именно то, насколько качественно и усердно человек выполняет любую свою работу, и характеризует его как трудолюбивого или ленивого. Понятно, что нетрудолюбивые люди вообще ничего не делают.
Рассказы о труде для воспитанников
Эти рассказы воспитывают и развивают любовь к труду, рассказывают о необходимости трудиться, что только труд приведёт к успеху в жизни.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Автор: Борис ШергинУ Вани была бабушка - добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на её лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно задумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
- Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
- Моя бабушка и рисовать умеет, - сказал Ваня.
- Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чём разводить, чтобы прочно было и красиво.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
- Бабушка, о чём ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты ещё сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чём тебе рассказывал Митя?
- Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя - художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.
Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, чёрный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкафчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило так нарядно, что любо-дорого посмотреть. Дорожка чёрная, коричневая, потом дорожка чёрная, потом красная, белая. Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу - верхнюю доску стола - и сказал:
- Это заказ от академии. Сроку дано две недели.
Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришёл в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснётся рано и до полудня валяется в постели. В воображении своём видит работу законченной, любуется ею, всплёскивает руками от радости: одеваясь, танцует и поёт. На минуту присядет к столу, подберёт нужные до щечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей:
- Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.
Митя всплеснул ладонями:
- Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего...
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
- Митя, ты плачешь?
- Мастер, я обманул ваше доверие.
- Иди, покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
- То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
- Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык изящно и тщательно.
- Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Он сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно - комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько ещё пустого места остаётся, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые.
Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением Митиной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и отполировал волчьим зубом.
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю...
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
Красный день. Автор: Валентин РаспутинВспоминаю себя, мне тринадцать лет. Мы живём в леспромхозовском посёлке, я только что вернулся на летние каникулы из школы, которая находится в райцентре, в пятидесяти километрах от дома. Живём без отца, нас у матери трое, я самый старший. С вечера мать начинает тяжело вздыхать: завтра и послезавтра, в пятницу и субботу, общественная баня, мать - банщица. Ей надо натаскать с речки подле Ангары по крутому красному яру сотни вёдер воды, чтобы заполнить два огромных чана. Руки у матери вытянуты, болят, болит и спина, а на коромысле воду по крутизне не поднять, коромысло не годится.
Я уже решил, слушая мать, что утром помогу ей, хоть она и не просит, считая, что после школы надо дать мальчишке отдохнуть. Но что такое «помогу»? Это значит, что я с вёдрами и она с вёдрами, на узкой каменистой тропке не разойтись, и мать то и дело будет заставлять меня отдыхать. Уставая сама, она считает, что я, мальчишка, устаю ещё больше, что детские мои силёнки надрывать нельзя.
Поэтому я решаю поступить по-другому. Светает летом рано, по первому же свету можно подняться и до того, как уберётся по дому мать, перетаскать хоть пол-Ангары. Но для этого надо подняться так, чтобы не разбудить мать. И я выдумываю, что мне в избе душно, я буду спать в сенях.
Утром вскакиваю часа в четыре. Ещё сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю её и заглядываю в чан - в тот, который на топке. Дна не видать, это бездна, туда провалится с потрохами всё, что угодно. Но делать нечего, я берусь за вёдра и скатываюсь к речке. Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. Всё, теперь вперёд.
Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопиться. Подъём занимает минуту-полторы, но взбегать приходится с задержанным дыханием. Чуть расслабишься, чтобы перевести дух, - сдвинуться потом трудно. И я ещё от воды разбегаюсь с поднятыми на руках вёдрами, чтобы не задевать о камни, и всё равно задеваю, всё равно плещу на себя. Остатки приношу в чан, и они булькают где-то так глубоко, что едва слышны. Потом снова вниз. Вверх и вниз, вверх и вниз, десятки и десятки раз. Запарившись, припадаю к речке, жадно пью; от пота и наплесков я мокр с головы до ног, но обсыхать некогда.
И я успеваю. Но, возвращаясь домой, я знаю, что такое усталость. Меня качает. В избе у нас ещё тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы, отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду в угол и залезаю под одеяло. Всё равно матери разогревать топку, всё равно ей идти. Вот удивится-то! Так и подогнутся под нею ноги! Я моментально засыпаю.
Просыпаюсь от плача. Дверь из избы в сенцы приоткрыта, и я слышу, как топчутся вокруг матери сестрёнка с братишкой, как она сквозь слёзы что- то отвечает им. И плачет, и плачет. И чувствую, как у самого у меня проступают слёзы, как сладким страданием забивает горло. Так хорошо!
Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. Подталкивать к помощи нас не приходилось. У матери радостей было в те суровые послевоенные годы ещё меньше, чем у нас, всякая радость от нас и шла, и мы своим услужением старались её доставить. Мы рано становились взрослыми, и, с точки зрения иных теоретиков воспитания, детства у нас не было.
В самом деле: где ему быть? С семи годочков верхом на лошади возишь копны в сенокосную страду, с десяти кормишь ушицей всю семью, с двенадцати боронишь колхозные поля, с четырнадцати пашешь, как взрослый мужик. Костры жгли в лесу да у Ангары больше за делом; за ягодой, за грибами шли с вёдрами, чтобы принести домой, на острова плавали, чтобы нарвать дикий лук и чеснок. С малых лет в работе, в пособи, как говорилось о ребятишках, но почему же тогда с такой радостью, с такой полнотой и теплотой, с таким чувством необъятности выпавшего нам счастья вспоминаются те годы?
Детство есть детство, это верно. Оно, открывая мир, удивляется и радуется любой малости. Но и при этом никогда не соглашусь я, что мы были чем-то обделены (кроме, быть может, книг, которые узнавали позже). Напротив, считаю, что повезло нам с выпавшими на детство трудными годами, ибо тогда не было времени на воспитание, а шли мы вместе со взрослыми ото дня ко дню, и шли, естественно, научаясь любви, состраданию, трудам и правилам, которые вкладываются в нравственность.