План-конспект занятия по теме «Мой труд дома»
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План-конспект
занятия по теме «Мой труд дома»
Воспитатель Бучатская Р.В.
пос. Совхозный
Славянский район
Тема: «Мой труд дома».
Цель: формирование трудового развития воспитанников, социальных мотивов трудовой деятельности.
Задачи:
Образовательная: формировать культуру проживания в помещении, умения и навыки гигиены жилища, формировать навыки самообслуживания; учить выполнять свои обязанности по дому;
развивающая: развивать умение самостоятельно заниматься уборкой, наводить порядок в своем доме развивать желание содержать жилище в чистоте и в порядке;
воспитательная: побуждать детей к развитию трудовых навыков, воспитание творческого отношения к труду, ответственности и самоорганизации.
Оборудование: тематическая презентация, карточки для игры «Фанты»,
раздаточный материал «Собери слово», карточки « Оцени действия и поступки », фонотека музыкальных произведений различной тематики.
Форма проведения: беседа – диалог.
Ход занятия.
Вступительная часть.
Отгадайте, о чём сегодня пойдёт речь, собрав слово из карточек, поставив цифры по порядку. Правильно, это слово труд.
Чтение стихотворения воспитателем.
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Тема сегодняшнего занятия «Твой труд дома».
Основная часть.
Дом – лицо хозяина.
- Скажите, как вы понимаете выражение «дом есть лицо хозяина»?
По дому всегда судят о людях, которые в нём живут, порядок в доме свидетельствует об аккуратности, чистоплотности, добросовестности его хозяев, об их бережливости, старательности, умении каждой вещи найти своё место. Обстановка в доме рассказывает о культуре живущих там людей, об их вкусах и привычках. У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом хочется прийти, потому что в нём царит доброжелательная атмосфера.
Наверное, каждый стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас, в школьном возрасте.
Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится.
Домашний труд и основные виды работ.
Жилище – это место проживания человека. Люди строят жилища, чтобы защитить себя от холода, жары, снега, дождя, ветра, а также с целью создания нормальных условий для труда и отдыха, воспитания детей, восстановления сил после работы и соблюдения правил личной гигиены. Люди проводят в жилище значительную часть жизни, поэтому жилищные условия, наряду с условиями труда и питания, определяют состояние здоровья населения.
- Каким должен быть ваш дом? (чистым, красивым, большим, уютным)
Правильно, современное жилище должно быть просторным, иметь благоприятный микроклимат, быть сухим, исключающим сырость и повышенную влажность, хорошо освещаться, содержать чистый воздух, обеспечивать тишину, покой и отдых людей, удовлетворять быт семьи и иметь красивое оформление.
Для поддержания чистоты, необходимо, прежде всего, как можно меньше заносить грязи в жилище. Не следует входить в дом, не очистив тщательно от грязи и пыли одежду и обувь. У входа в дом надо устроить скребки и другие приспособления для чистки обуви. Верхнюю одежду и обувь обязательно оставлять в прихожей. В комнатах надо хранить только самые необходимые вещи. Чем больше вещей в доме, тем больше накапливается пыли на них, тем труднее проводить уборку.
Народная мудрость гласит: «Чистота залог здоровья»
Как вы понимаете эту пословицу?
Почему необходимо поддерживать чистоту в доме?
Даже животные убираются в своем жилище, заботятся о нем, не допускают ненужных предметов в норах, дуплах. Рыбы выносят нечаянно попавшие камушки из своих уголочков.
- Зачем это надо делать? – для здоровья человека, для того, чтобы в доме было красиво и уютно. Ведь в такой дом хочется возвратиться и хорошо отдохнуть.
- Что же надо делать? Что такое уборка?
- мытье полов
- вытирание пыли
- чистка мягкой мебели и паласов
- складывание вещей и игрушек.
- Ребята какие виды уборки вы знаете?
- Чем делают влажную уборку? (вода, ветошь, тряпка, швабра).
Как правильно делать уборку? Перечень и порядок действий:
-сложить все вещи, игрушки, книги по местам;
- обмахнуть паутину с потолка;
- пропылесосить мебель и ковры;
- протереть окно, мебель, батареи, двери, стены, проветрить помещения;
- помыть пол.
Влажная уборка проводится ежедневно.
Кухня убирается после каждого приема пищи: помыть посуду, замести пол.
А вот ненужные предметы и вещи нужно выбросить, не дожидаясь время уборки.
Генеральная уборка – 1 раз в неделю.
Выносить мусор – ежедневно.
Обязанности по дому, ответственное к ним отношение.
Объясните пословицу « Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не ссорят».
У каждой вещи должно быть своё место, и знать его должны все члены семьи. А, какие у тебя обязанности по дому?
Формулировка в виде правил обязанностей по дому: что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым?
Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.
После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.
Если насорил – собери мусор, вытри пыль.
Следи за своими вещами, и в первую очередь за чистотой обуви.
Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.
Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.
Выполни свои обязанности качественно, аккуратно, добросовестно. И тебе не надо будет переделывать работу снова.
- Что каждый день можно и нужно делать самим? (ежедневно необходимо умываться, чистить зубы. Мыть после себя посуду. Мыть руки перед едой и после улицы, грязной работы. Испачкал одежду- приведи ее в порядок. Ухаживать за своей обувью: ее нужно почистить после улицы и перед уходом из дома, соблюдать опрятность в одежде, прическе, следить за чистотой рук, ногтей ,лица, следить за тем, чтобы всегда был носовой платок, не забывать пользоваться им.)
Игра «Фанты».
Что сделать этому фанту?
Веник (подмести пол);
Совок (собрать мусор);
Лейка (полить цветы);
Стиральный порошок (выстирать одежду);
Ведро (принести воды);
Средство для мытья посуды (вымыть посуду);
Выбивалка (выбить ковёр) и т.д.
3) Игра «Послушай загадки, найди отгадки».
Найдите картинку-отгадку, на которой нарисованы ваши «домашние помощники».
И зимой и летом
Холод в нем и лед.
Рыбу, суп, котлеты
Он нам сбережет. (Холодильник)
Соберу рубашки, майки
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Белье чистым возврати!» (Стиральная машина)
Он сосет и пыль и сор,
Чистит кресло и ковер.
В доме мусор соберет
И ни разу не чихнет. (Пылесос)
Если смялись складки брюк,
То поможет нам ... (утюг).
Она помощница моя,
На ней обед готовлю я.
Я конфорки зажигаю,
Борщ варю, котлеты жарю. (Газовая плита)
Красота, чистота и уют как результат домашнего труда.
Каждому хочется жить в красивом, чистом и уютном доме. И каждый может своим трудом выполнить свое желание. Как? Немножко подумать, представить и много – много вложить своего труда.
Помни, что:
- трудовые умения, привычка трудиться, пригодятся и во взрослой самостоятельной жизни;
- нужно заставить себя доводить начатое дело до конца;
-не падать духом, если результат не радует;
- при старании и понимании своих ошибок результат с каждым разом будет лучше.
Перед вами карточки, прочитаем их и постараемся ответить на все вопросы.
Работа по карточкам.
История 1
Оля разбросала свои игрушки по всей комнате. Старшая сестра Нина подошла к ней и сказала: «Убери игрушки, наведи, пожалуйста, порядок в комнате!»
Воспитатель: Правильно ли поступила Оля? Можно разбрасывать игрушки? Что нужно сделать, когда игра закончена? (Дети высказывают свои предположения, а на столе появляется табличка «Содержи в порядке свою комнату».)
Кто уже сам наводит порядок в своей комнате?
История 2
А такую картину под вечер я вижу очень часто.
Усталая с работы
Пришла под вечер мать.
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он.
Воспитатель: А как вы, встречаете свою маму?
Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Дети высказываются.)
(На столе появляется надпись: «Помогай по дому».)
А у кого дома есть свое постоянное поручение? Что вы выполняете?
История 3
Миша пришел из школы. Снял пальто и шапку, бросил их на стул и вбежал в кухню со словами: «Бабушка, давай скорее есть!» Но бабушки дома не оказалось. Миша открыл холодильник, достал колбасу, выпил стакан молока и побежал гулять. Когда бабушка вернулась, в кухне на столе лежала колбаса, стоял грязный стакан, повсюду - крошки. Бабушка тяжело вздохнула.
Воспитатель: Почему бабушка тяжело вздохнула? Как надо было поступить Мише?
(На столе надпись: «Убирай за собой все вещи на место».) Что вы можете убрать за собой?
История 4
А вот какой разговор произошел между бабушкой и внучкой.
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.
- А что, бабушка, - спросила она, - все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
- Вот уж не знаю, Танюша. Отрывать пуговицы умеют и мальчики, и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
- Вот как! - обиженно сказала Таня.
- А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!
Воспитатель: Почему бабушка заставила Таню пришивать пуговицу? (На столе надпись: «Учись приводить в порядок свою одежду».) Кто из вас уже умеет пришивать пуговицы. А как еще вы можете приводить в порядок свою одежду? (Стирать носовой платок, носки, чистить ботинки и т. д.)
Дом моей мечты.
Давайте рассмотрим иллюстрации (показ иллюстраций).
Расскажите, что вы видите?
Каким вы видите дом своей мечты? Нарисуйте.
Заключительная часть.
Давайте поиграем в веселую игру - “Распределение обязанностей в семье”.
1 гр.- мамы
2 гр. - папы
3 гр. - дети
Вопросы для игры:
1) Готовить обед.
2) Отремонтировать утюг.
3) Собирать портфель.
4) Мыть посуду.
5) Ухаживать за цветами.
6) Застилать постель.
7) Убирать квартиру.
Запомните: работа, о которой взрослым приходится напоминать (и не один раз), это не помощь им, а дополнительная для них забота. Маме такие напоминания тяжелы, так как её огорчит не только невыполненная работа, но и склонность ребёнка к лени, безответственности.
Памятка.
Доводи начатое дело до конца;
Убери каждое средство труда на своё место;
Помой руки (если они испачкались);
Сними и положи на место рабочую одежду;
Береги каждую минуту в труде, оставляй время для отдыха;
Помни: дисциплинированный человек приятен в общении, обязателен в делах, умеет создавать и ценить красоту.
На мои сейчас слова, отвечайте громко «Да»:
- Скажите, сегодня каждый будет трудолюбивым?
- И, конечно, не ленивым?
- За любую работу будет браться?
- И очень-очень будет стараться?