План-конспект урока технологии «Определение основных видов тканей опытным путём» (9 класс)

1
1
Материал опубликован 9 December 2019

БОУ ЧР "Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»





План-конспект урока

на тему:

«Определение основных видов тканей опытным путём»





Предмет: «Швейное дело» (9 класс )

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи:

обобщение и систематизация знаний по теме "Элементы материаловедения";

формирование умения определять различные виды тканей;

развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.

Планируемые результаты:

Предметные

- владение базовыми умениями при выполнении технологических процессов;

- отбор материалов и инструментов, необходимых для работы;

- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности.

Личностные

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.


Наглядные пособия и оборудование: иллюстрации (по материаловедению), образцы ткани.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.


Ход урока


Для того, чтобы удачно выбрать ткань для изделия, необходимо вспомнить все, что вы знаете о тканях. Ткани, как известно, производятся из нитей.

Ткань – материал, получаемый путем переплетения двух нитей.

Нить основы (долевая)- тонкая, прямая, прочная, идёт вдоль кромки, издаёт звонкий звук, при растяжении не меняет длины.

Нить утка(поперечная) - толстая извилистая, идёт поперёк кромки, издаёт глухой звук, при растяжении меняет длину (растягивается).

Нити в свою очередь – ни что иное как скрученные между собой волокна, которых сегодня великое многообразие

Давайте вспомним классификацию текстильных волокон



t1575923189aa.gif

Можно легко заметить, что все виды волокон делятся на натуральные и химические. Натуральные делятся на 3 группы: волокна растительного происхождения, животного происхождения, минеральные.

Химические волокна также делятся на 2 группы: искусственные и синтетические. В чем разница между ними? А разница в сырье.

Для производства искусственных волокон используются остатки после обработки сырья растительного и животного происхождения, а также такое натуральное сырье, которое без воздействия химических препаратов невозможно превратить в волокно ((например еловые и сосновые иглы, опилки).

Другая группа химических волокон – синтетические волокна. Они производятся из каменного угля, нефти и газа. К этой группе волокон относятся: полиэфирные волокна, полиамидные волокна, полиакрилонитрильные волокна, эластановое волокно.

Не трудно догадаться, что у всех перечисленных видов волокон разные свойства.

Происхождение и свойства волокон.

(проводится совместная беседа с обучающимися)

t1575923189ab.pngХлопчатник. Первое место среди прядильных растений принадлежит хлопчатнику. В настоящее время хлопок является одной из основных технических культур. Из хлопка вырабатывают ткани, трикотаж, нитки, вату и др. Из семян хлопчатника получают хлопковое масло.

Плод хлопчатника - коробочка. Она наполнена семенами, которые покрыты волосками (волокнами).

Окутанные волокнами семена называются хлопком-сырцом. Их собирают вручную или специальными хлопкоуборочными комбайнами. Собранный с кустов хлопчатника хлопок-сырец поступает на первичную обработку, включающую в себя следующие операции:

- предварительную очистку хлопка-сырца от частиц листьев, коробочек и веток на машинах-чистителях;

- отделение волокон от семян на волокноотделительных машинах;

- на сетчатых барабанах с вакуумным отсосом.

Далее хлопковое волокно поступает на хлопкопрядильные предприятия..

При сжигании волокон ощущается запах жженой бумаги.

Не менее 80% населения Земли носит одежду из хлопчатобумажной ткани. Хлопчатобумажные ткани - это ситец, сатин, фланель, батист, хлопковый трикотаж. Кроме того, это ковры, веревки, нитки, вата, одеяла, матрацы, бумага, масло, мыло, маргарин, топливо, корм для домашних животных и многое другое.

t1575923189ac.png


Лён - это растение.

Для получения волокон выращивают специальный вид льна - лен-долгунец – с стеблем высотой до 150 см .

Льноуборочные комбайны выдергивают растения из почвы, очесывают головки и вяжут льняную солому в снопы. Льняная солома проходит несколько процессов первичной обработки.

Льняную солому замачивают, запаривают или обрабатывают химическими веществами, затем сушат и мнут на специальных мяльных машинах, чтобы размельчить и частично удалить древесину стебля.

Для очистки от измельченной древесины и лен-сырец подвергают трепанию на трепальных машинах, после чего получают длинные волокна, называемые трепаным льном.

Цвет льняных волокон - от светло-серого до темно-серого. Физико-химические свойства льна близки к свойствам хлопка. Особенностью льна является его высокая теплопроводность, поэтому на ощупь волокна льна всегда прохладные. Такие ценные гигиенические свойства льна, как хорошая гигроскопичность, способность быстро впитывать влагу и быстро ее испарять, высокая теплопроводность, делают лен незаменимым для летней одежды.

Изо льна получают как грубые ткани (мешковина), так и тончайшее бельевое полотно (батист), кружева, а также нитки, брезент, веревки. Из льняной пакли делают веревки, шпагат.

t1575923189ad.jpg

Шерстью называют волосяной покров различных животных: овец, коз, верблюдов и др. Наиболее широкое применение в производстве текстильных материалов имеет шерсть овец.

Шерсть, снятая с овцы, называется руном. Первичная обработка шерсти включает в себя сортировку, разрыхление и трепание, мытье, сушку и преследует цель очистить шерстяные волокна от сорных примесей, пыли, грязи, жира, пота. Полугрубая и грубая шерсть бывает белой, серой, рыжей, коричневой, черной.

Шерсть обладает наибольшей по сравнению со всеми другими волокнами гигроскопичностью и способностью медленно впитывать влагу и медленно ее отдавать.

При горении шерсти в пламени волокна спекаются, при вынесении волокон из пламени их горение прекращается, а на конце шерстяной нитки образуется спекшийся черный шарик. При этом ощущается запах жженого пера.


Шелковое волокно Промышленное значение имеет шелк, получаемый от гусениц тутового шелкопряда, которого разводят в специализированных шелководческих предприятиях.

  t1575923189ae.jpgШелкопряд в своем развитии проходит четыре стадии: яички, гусеница, куколка и бабочка. Во время образования кокона гусеница выделяет через шелкоотделительные протоки две тонкие шелковины, которые при выходе на воздух застывают. Гусеница по мере выделения нити укладывает ее слоями, образуя плотную замкнутую оболочку - кокон. Коконная нить шелка имеет длину от 500 до 1500 м Внутри кокона гусеница превращается в куколку, которая через 15-17 дней превратится в бабочку. Получаемая нить называется шелком-сырцом. Цвет коконных нитей белый, слегка кремовый. Горение натурального шелка аналогично горению шерсти. Ткань хорошо драпируется.

Но натуральные волокна недостаточно прочны и требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать более дешевое сырье, для изготовления ткани. 
Уже в XVII в. англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. В современном мире все больше тканей производят из
химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства.
Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья.

По этому признаку они делятся на две группы: 

Искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные);

Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые).

Производство химических волокон делится на три этапа 
I этап: Получение прядильного раствора.
Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы.
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.
II этап: Формирование волокна.
Пропуск раствора через фильеры.
Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити.
III этап: Отделка волокна.
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.
Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.


Практическое задание

Выберите из предложенных образцов соответствующие виды тканей и наклейте их на карты.

 

Используемые источники


Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» 5, 6, 7, 8, 9 класс

Электронное пособие «Библиотека технология»

Интернетресурсы:

http://www.vprok-market.ru/

http://proodegdy.ru/

http://www.znaytovar.ru/

http://ru.wikipedia.org/




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный материал!!!

11 December 2019