Развернутый план-конспект урока «Получение тканей» (5 класс)
«Развернутый план урока
в соответствии с ФГОС»
Данный план урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС в виде технологической карты. Позволяет эффективно спланировать основные этапы урока, проследить насколько результативно и продуктивно в ходе урока решаются поставленные задачи, а главное проанализировать качество усвоения нового материала через систему формируемых УУД обучающихся
Урок проводится согласно календарно-тематическому планированию курса «Технология.Обслуживающий труд» в 5 классе
УМК: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.»Технология .Обслуживающий труд. 5 класс»
Тема урока « Производство тканей» (2 ч)
Тип урока- получение новых знаний
Место урока в курсе: урок №2 в разделе «Элементы материаловедения» модуля « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Цели урока:
Обучающая - Способствовать формированию представления о о производстве тканей и их структуре
Способствовать пониманию закономерности процесса изготовления ткани.
Развивающая - Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ,учить анализировать, выделять главное, сравнивать, Развивать внимание, наблюдательность и память.
Воспитательная. воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы
Задачи обучения.
-Озакомить с историей прядения и ткачества.
- Раскрыть понятия долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка.
- Ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой.
- Ознакамить с видами переплетений нитей в ткани (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное), научить определять на
схеме раппорт ткацкого рисунка.
- Проинформировать о профессиях оператор прядильного производства и ткач.
- Научить определять в ткани направление долевой нити.
- Научить определять лицевую сторону ткани.
Ресурсы:
учебник (6),
ПК (1)
проектор (1)
макеты ткацких переплетений ( 6шт. каждого вида)
коллекция тканей с демонстрацией лицевой и изнаночной сторон. (6)
презентация Microsoft Office PowerPoint «Получение ткани»
карточки настроения ( по 3 на каждого ученика)
рабочая тетрадь
Методы и приемы обучения: объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично –поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы);игровые
УУД, формируемые на уроке:
1) Предметные – учащиеся познакомятся со схемой получения тканей,
историей ткачества, профессией ткачиха, различными видами переплетений тканей, научатся последовательности выполнения ткацких переплетений, опредеоению долевой нити и лицевой стороны ткани
2)Познавательные-умение проводить познавательный анализ, синтез, обобщение , классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.
3) регулятивные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии,
4)коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,
5)Личностные: самоопределение- умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. |
2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные |
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные |
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные |
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Этапы урока и вид деятельности |
Ресурсы этапа Технологическая карта урока по ФГОС «Производство тканей»
|
Деятельность обучающихся на этапе |
Форма организации учебной деятельности |
Содержание материала |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке |
|
контролируют свою готовность к уроку, настраиваются на продуктивную работу
|
фронтальная |
Приветствие Контроль посещаемости урока Проверка готовности об-ся к уроку Учащимя предлагается собрать пословицы ( приложение 1) Беседа о смысловом содержании пословиц |
Личностные:самоорганизация., Регулятивные:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
|
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Игра «Отгадай пословицы». Отрывок из пр-я А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
участвуют в игре «Отгадай пословицы» Делают вывод о важности воспитания в каждом трудолюбия как одного из условий достижения поставленной цели Отвечая на предложенные вопросы , выдвигают предположения о теме урока |
фронтальная |
Обучающимся предлагается собрать пословицы ( приложение 1) Беседа о смысловом содержании пословиц ( о труде и трудолюбии) Обучающимся предлагается вспомнить отрывок из сказки и ответить на вопрос «Какое отношение он имеет к нашему занятию?» Через ответы осущестляется выход на тему урока «Производство ткани» |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
3) Актуализация знаний. воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания., формулировка целей и задач урока |
Наглядное пособие «Корзина идей»
|
Учащиеся делятся уже известной им информацией о тканях Формулируют цель урока , намечают план действий по ее достижению (задачи)
|
фронтальная |
Используя прием «Корзина идей» собирается информация «Что мы знаем о тканях?» А что бы хотели узнать? Что должны знать и уметь, чтобы подготовиться к пошиву швейного изделия (определять долевую и поперечную нить, лицевую и изнаночную стороны ткани) |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
4) Первичное усвоение новых знаний. |
Презентации «История прядения» и «История ткачества»; Презентация «Производство тканей»; Макеты ткацких переплетений; Учебник, образцы тканей с кромкой и без кромки |
Обучающиеся фиксируют в тетради схему процесса производства тканей Выступают с сообщениями «История прядения» «История ткачества» По итогам выступлений самостоятельно записывают в тетрадь новые понятия (прядение и ткачество) Используя макеты ткацких переплетений знакомятся с видами, выделяют характерные особенности находят общее и отличие Обозначают название , способы определения и расположение долевой и поперечной нитей на образце ткани |
Фронтальная индивидуальная |
1.Работа со слайдом презентации « Этапы процесса производства тканей» ( Волокно-прядение-ткачество-отделка-готовая ткань) Расстатриваются особенности процесса прядения ткачества по сообщениям обучающизся. Выводятся определения этих понятий Виды ткацких переплетений: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное Нити в ткацких переплетениях. Свойства долевой нити. Способы ее определения на ткани |
Коммуникативные :. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные :. Работа с разными источниками. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ просмотренного с выделением главных понятий. Регулятивные :. Контроль и коррекция |
Физкультминутка |
Обучающиеся стоя выполняют физкультминутку для глаз |
Физкультминутка для глаз -Посмотрите направо, налево, вверх, вниз -3 раза - Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-3 раз. - Описали глазами первую букву своего имени – 3 раза. |
|||
5) Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. |
Макет «Полотняного переплетения» Цветная бумага, клей. |
Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет . Выполняют образец полотняного переплетения, обозначают на нем нити основы и утка, оценивают качество выполнения |
индивидуальная |
Обобщение полученных знаний Практическое упражнение «Выполнение образца полотняного переплетения» из цветной бумаги |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, контролировать и оценивать результат Познавательные: Демонстрировать понимание поставленной задачи и степени усвоения материала |
6) Первичное закрепление Самопроверка умения применять новые знание в и типовых условиях. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
|
Учебник Набор образцов ткани |
Самостоятельная работа учащихся по применению новых знаний Формируют навыки безопасной работы Выполняют практические работы с использованием инструкционных карт Результаты записывают в таблицу |
индивидуальная |
-формирование безопасной работы; -выполнение практической работы с использованием инструкционных карт: 1. «Определение направления долевой и уточной нити» выполнить по инструкционной карте на стр.87. нанести стрелочкой обозначение направления долевой нити на образце. Провести взаимоконтроль выполнения практической работы по определению направления долевой нити. 2. «Определение изнаночной и лицевой стороны ткани.» Опираясь на жизненный опыт расскажите как определить лицевую сторону у набивной ткани, гладкоокрашенной , ткани с ворсом, пестротканой? Заполнить таблицу стр. 89 учебника. |
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях
|
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
Карточки «Мое настроение»( приложение) |
Обучающиеся оценивают степень достижения цели. Дают самооценку своей работы на уроке.Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
Фронтальная индивидуальная |
Подводится итог урока -Что нового узнали? -Где пригодятся новое знания? Используя карточки настроения обучающимся предлагается поделиться мнениями об уроке. Вопросы для подведения итогов: 1. Было интересно…. 2. Я поняла, что….. 3. Я научилась… 4. Теперь я могу…. 5. Было трудно… |
Личностные : - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность
регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли познавательные: - построение логической цепи рассуждений
|
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Карточки с вариантами тем |
Обучающиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках. Задают вопросы в случае затруднения |
фронтальная |
Подготовьте сообщение на одну из следующих тем: - Как изготавливали пряжу в домашних условиях? - Как изготавливали ткани в домашних условиях? - Что такое узорное ткачество? - Что служило сырьём для изготовления приданного (одежды, белья) твоей прабабушки? - Какими натуральными красителями можно окрасить ткань? |
Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Самоанализ урока.
Данные об учителе: Сергина Марина Вячеславовна, учитель технологии 1 квалификационная категория МКОУ «Пиндушская СОШ №1» Медвежьегорского района Республики Карелия
Предмет: технология
Класс: 5
Учебник (УМК): Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.»Технология .Обслуживающий труд. 5 класс»
Тема урока: Производство тканей
Тип урока: получение новых знаний
Ресурсы: образцы тканей, макеты ткацких переплетений, мультимедийная презентация «Получение ткани», учебник
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. |
2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные |
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные |
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей) |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные |
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Дата ____________________________________ Подпись _______________________________