План-конспект урока по математике в 5 классе на тему «Действия с десятичными дробями»

6
0
Материал опубликован 11 June

План-конспект урока

по математике в 5 классе

на тему «Действия с десятичными дробями»


Разработал: Киммель Ольга Сергеевна,

учитель математики


Тема урока: действия с десятичными дробями.

Дата проведения: методическая разработка урока.

Тип урока: повторение изученного материала.

Форма урока: дистанционная.

Технология урока: игровые технологии, информационно-коммуникационная технология.

На уроке реализуются элементы системно-дятельностного подхода, дифференцированного обучения.

Цель урока:

Образовательная: выявить степень усвоения обучающимися изученного материала, спрогнозировать предметные результаты в связи с предстоящей контрольной работой.

Развивающая: продолжить развитие познавательных способностей.

Воспитательная: формировать личностный смысл в понимании необходимости изучать десятичные дроби.

Задачи:

Образовательные: создание условий для повторения основных арифметических действий с десятичными дробями; систематизирования знаний о правилах арифметических действий с десятичными дробями; формирования навыков устного счёта и вычислительных навыков на основе системно-деятельностного подхода.

Развивающие: создание условий для развития внимания и логического мышления, формирования интереса к предмету средствами игры и дифференцированного обучения.

Воспитательные: воспитание культуры общения; создание условий для мотивации через личное определение значимости темы.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающийся научится применять правила действий с десятичными дробями в решении примеров; обучающийся получит возможность научиться применять правила действий с десятичными дробями в различных учебных ситуациях, моделирующих жизненные реалии.

Метапредметные: обучающийся научится обрабатывать информацию; выбирать способы решения в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: обучающийся научится формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; обучающийся получит возможность научиться определять личную значимость изучаемой темы.

Основные термины, понятия: десятичные дроби, сложение десятичных дробей, вычитание десятичных дробей, умножение десятичных дробей, деление десятичных дробей, порядок действий.

Оборудование: презентация, тест для домашней работы, Zoom – платформа для проведения онлайн-занятий.

План урока:


Этап урока


Время

Организационный этап

2 мин

Формулировка темы урока

4 мин

Актуализация знаний

20 мин

Арифметические действия над десятичными дробями

5 мин

Арифметический диктант

5 мин

Подведение итогов

4 мин

Домашнее задание

2 мин

Рефлексия

3 мин


Ход урока:

Этап, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Организационный этап

Организация видеозвонка.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам понадобится ручка, тетрадь и хорошее настроение.



Подготавливают необходимые материалы.



Проверяем, хорошо ли нас слышно и видно.

2. Формулировка темы урока

Хочу вам предложить отгадать несколько загадок. Ответы на них запишите в тетради в столбик.


Слайд 1:

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это – …


Слайд 2:

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.


Слайд 3:

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –

Остался стебелёк.


Слайд 4:

Водяные мастера,
строят дом без топора.


Слайд 5:

Что за плакса навсегда

Поселилась у пруда.

Ветви в нём свои купает,

Это дерево кто знает?


Если вы правильно отгадали все загадки, то из заглавных букв вы получите название чисел, о которых сегодня на уроке пойдёт речь. Посмотрите, что у вас получилось?


Поставьте себе 1 балл, если у вас получилось слово – ДРОБИ.


Слайд 6: на слайде представлены десятичные дроби. Задаём вопросы обучающимся:


«Что изображено на слайде?»


«Что мы умеем делать с десятичными дробями?»


Слайд 7: между десятичными дробями появляются знаки арифметических действий.


«Можем ли мы теперь сформулировать тему урока?»


Записывают отгадки в столбик:



Дождь

Радуга

Одуванчик

Бобры

Ива




















В результате работы получается слово ДРОБИ.


Ставят в тетради балл, если получилось.





Десятичные дроби


Складывать, вычитать, умножать и делить.




Действия с десятичными дробями.


Записывают тему урока.


Демонстрация экрана. Показ слайдов 1-8.

3. Актуализация знаний

Давайте вспомним, как правильно читаются десятичные дроби.


Посмотрите на слайд и попробуйте самостоятельно (про себя) прочитать десятичные дроби.


Учитель возвращает слайд 6, называет имя обучающегося и просит прочитать дробь, если он не справляется, то называет имя другого ученика.




Поставьте у себя в тетради количество баллов от 0 до 3. (Слайд 9)









Следующее задание. Запишите в тетради дроби, которые я буду вам диктовать:


а) у этой дроби НОЛЬ в разряде единиц, ТРИ в разряде сотых, ДВА в разряде десятков и СЕМЬ в разряде десятых.


б) запишите дробь, у которой в разряде десятков число СЕМЬ, в разряде тысяч число ДВА, в разряде десятых число ШЕСТЬ, а в разряде сотен и единиц число ДЕВЯТЬ.


в) угадайте дробь с ЕДИНИЦЕЙ в разряде десятых, ТРОЙКОЙ в разряде сотен, ВОСЬМЁРКОЙ в разряде тысячных и ЧЕТВЁРКОЙ в разряде десятков, остальные разряды это НУЛИ.


Проверьте себя самостоятельно и поставьте столько баллов, сколько дробей вы правильно записали.


Показывает слайд 10 с правильными ответами.









Давайте вспомним.


Учитель называет имя обучающегося и задаёт вопрос, если ребёнок затрудняется ответить, то называет имя другого и просит помочь с ответом первому.


Что такое десятичная дробь?

Как выполнить сложение десятичных дробей?

Как вычесть из одной десятичной дроби другую десятичную?

Как выполнить умножение десятичных дробей?

Как выполнить деление десятичных дробей?


В жизни мы не всегда замечаем дроби, тем не менее, сталкиваемся с ними очень часто.


Предлагает решить задачу: Шоколадный батончик стоит 14 руб. 90 коп. У вас есть 100 рублей. Сколько батончиков вы сможете купить? Останется ли у вас сдача?


Смогли ли бы вы определить точное количество батончиков, не зная десятичных дробей?

В каких ещё жизненных ситуациях могут пригодиться десятичные дроби?




Выполняют задание.




Читают: Три целых двадцать пять сотых, ноль целых пять сотых, двадцать семь целых восемнадцать сотых, ноль целых три десятых, ноль целых шесть десятых.


​​​​​​​ Ставят себе баллы.









Записывают в тетради дроби, диктуемые учителем.
















Проверяют, выставляют баллы.















Отвечают на вопросы










Решают задачу. Отвечают на вопросы задачи.



Отвечают на вопросы учителя.















0 баллов – не смог прочитать ни одну дробь;

1 балл – смог прочитать 1-2 дроби;

2 балла – 3-4 дроби;

3 балла – все дроби прочитал верно.



















0 баллов – ни одной дроби не записал правильно;

1 балл – одну дробь записал правильно

2 балла – две дроби записал правильно

3 балла – три дроби записал правильно.

4. Арифметические действия над десятичными дробями

Возвращает слайд 7 и предлагает решить пример в тетрадях. Напоминает о важности порядка действий.

Предлагает себя проверить и поставить 1 балл, если пример решён верно (слайд 11).


Слайд 12. Игра «Бусы»

Объясняет правила и предлагает выполнить задание. Примеры решаются устно, в тетради записывается цепочка из номеров «бусин».


Слайд 13. Показана правильно созданная цепочка из «бусин».


Предлагает поставить себе 1 балл, если записана верная последовательность.


Решают пример в тетрадях.


Проверяют, ставят балл, если верно.



Выполняют задание.



Проверяют.



Ставят балл, если верно.








На слайде представлены примеры в одно действие, разбросанные по всему слайду, из них необходимо создать одну цепочку. Результат примера это число, с которого начинается следующий в цепочке пример.

5. Арифметический диктант «Бинарный код»

«В компьютерах все числа хранятся в бинарном коде, в виде записи состоящей из нулей и единиц. Позже на уроках информатики вы узнаете подробно об этих записях, а сейчас давайте попробуем составить число, состоящее из нулей и единиц».

Слайд 14. Если вы согласны с утверждением, то пишем 1, если не согласны, то 0.


Слайд 15. Правильный ответ.


Поставьте себе 1 балл, если код записан верно.







Записывают в тетради код, согласно заданию.





Проверяют. Ставят балл, если верно.


6. Подведение итогов


Посчитайте количество баллов, которые заработали на уроке.


Поставьте себе оценку за урок в соответствии со шкалой (слайд 16).



Подсчитывают баллы.



Ставят себе оценку за урок.



Максимальное количество баллов – 10.


«3» – 5-6 баллов

«4» – 7-8 баллов

«5» – 9-10 баллов

7. Домашнее задание


Выполнить тест в прикреплённом файле / по ссылке (тест можно составить в гугл-форме).





Выполняют домашнее задание и присылают на проверку учителю.



Приложение 1.


Вариант теста определяют самостоятельно с учётом того что первый более лёгкий, а второй сложнее.

8. Рефлексия


Откройте, пожалуйста, файл самооценки.

Закрасьте часть первого круга (по 10-ти бальной шкале), которая соответствовала уровню знаний по теме в начале урока.

В прямоугольнике сверху запишите, какая часть круга закрашена десятичной записью.

А теперь закрасьте часть второго круга (по 10-ти бальной шкале), которая соответствует уровню знаний по теме в конце урока.

В прямоугольнике сверху запишите, какая часть круга закрашена десятичной записью.


Спасибо за урок!



Выполняют задание.



Слайд 17 – лист самооценки высылается обучающимся до начала урока.

Формы контроля и оценки результатов урока: фронтальная, самоконтроль.

Информация о домашнем задании: Приложение 1.

Список использованной литературы:

1) Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002

2) Математика. 5 класс : учебник : в 2 частях / Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков [и др.]. – Москва : Просвещение, 2021

3) Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002

4) Петрусинский В.В Игры – обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994


Приложение 1


Вариант 1


1. Выберите дробь, у которой в разряде единиц цифра семь, в разряде сотых девять, в разряде десятых два.

7,92

927

27,09

7,29


2. Решите пример (5,2 · 0,4 + 7,22) : 0,03

Ответ: _________________________ .


3. Выберите верный вариант расставления скобок, чтобы в итоге получилось число 113,4.

12,7 · (0,4 + 17,6 : 0,2)

12,7 · (0,4 + 17,6) : 0,2

(12,7 · 0,4 + 17,6) : 0,2

12,7 · 0,4 + 17,6 : 0,2


4. Выберите верно выполненное округление до десятых.

12,569 ≈ 12,5

53,109 ≈ 53,1

20,087 ≈ 20,09

103,44 ≈ 103,5


5. Решите задачу. Металл массой в 11,4 т распределили по трём грузовикам. В первый грузовик поместили в 1,3 раза больше, а во второй – в 1,5 раза больше, чем в третий. Сколько тонн товара погрузили в третий грузовик?


Вариант 2


1. Выберите дробь, у которой в разряде сотых цифра восемь, в разряде десятков семь, в разряде десятых два, в разряде тясяч пять. В неназванных разрядах единицы.

8725,11

5171,28

5821,17

5181,27


2. Решите пример 12,75 : (1,02 – 0,87) · 0,22

Ответ: _________________________ .


3. Выберите верный вариант расстановки скобок, чтобы в итоге получилась десятичная дробь 7,1.

0,2 · 125,5 – 212,4 : (23,6 * 2)

0,2 · 125,5 – (212,4 : 23,6 * 2)

0,2 · (125,5 – 212,4 : 23,6) * 2

0,2 · (125,5 – 212,4 : 23,6 * 2)


4. Выберите выполненное с ошибкой округление до сотых.

7,5361478 ≈ 7,54

91,10568 ≈ 91,11

17,152 ≈ 17,16

204,1805 ≈ 204,18


5. Решите задачу. Два туриста находились на расстоянии 19,008 км друг от друга. После того, как они пошли навстречу друг другу, до момента их встречи прошло 1,8 ч. Найдите скорость каждого из них, если скорость одного в 1,2 больше скорости другого.


Ключ к тесту

Задание

1

2

3

4

5

Вариант 1

d

310

с

b

3 т

Вариант 2

b

18,7

b

с

4,8 км/ч и 5,76 км/ч



Презентация к урокуPPTX / 538.65 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей