План-конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему «Однородные члены предложения»

2
0
Материал опубликован 2 May

​​​​​​​
Раздаточный материалDOCX / 12.64 Кб
ПрезентацияPPTX / 95.92 Кб

Раздел

Простое осложненное предложение

Тема

Понятие об однородных членах предложения

Тип

Урок открытия новых знаний

Цель

Сформировать понятие однородных членов предложения, умение находить в предложении однородные члены.

Задачи

Образовательные: обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах; формировать умения: опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.

Воспитательные: способствовать развитию: любви к родному языку; любви к поэзии.

Развивающие: развивать: логическое мышление школьников; речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения; навыки самостоятельной и коллективной работы.

Формировать УДД:

личностные: умение логически, индуктивно мыслить, интонировать и использовать в своей речи конструкций с однородными членами, формулировать свои мысли, желания правильно; формирование самостоятельного оценивания своих ЗУН.

регулятивные: формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей; сохранение учебной задачи.

коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, желание высказываться самому; формирование взаимоуважения.

познавательные: видеть, находить, использовать в своей речи языковые конструкции, направленные на более полное описание того или иного предмета, действия или признака.

Планируемые результаты

Предметные: знать, что такое однородные члены предложения, уметь находить однородные члены предложения в предложении, выраженные разными частями речи, уметь расставлять знаки препинания при однородных членах, сформировать понимание типов связей и средств связи однородных членов предложения.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности.

Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.

Основные понятия

Однородные члены предложения

Оборудование

Доска, интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник («Русский язык» 8 класс, авторы: Л. А. Тростнецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2018.- 271 с. ), раздаточный материал (2 таблицы).

 

 

План урока

Этапы урока

Методы и приемы

Время

1. Организационный этап

слово учителя

1 мин.

2. Проверка ДЗ

проверка домашнего упражнения

5 мин.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

эвристическая беседа, языковой разбор

4 мин.

4. Первичное усвоение новых знаний.

работа с учебником, беседа, языковой разбор

16 мин.

. Физкультминутка

 

1 мин.

5. Первичное закрепление нового знания

выполнение тренировочных упражнений, комментированное письмо, языковой разбор

7 мин.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное выполнение карточки (упражнения)

7 мин.

7. Домашнее задание. Оценивание

слово учителя

4 мин.

 

 

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный этап

1 мин.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствуют учителя.

2

Актуализация знаний

5 мин.

Откройте тетради с домашней работой (Упр. 222).

Что вы должны были сделать?

 

 

 

И чем же они осложнены? Начинаем с первого предложения.

Выделили вы его запятыми? СЛАЙДЫ!

 

Какую букву вставили в слове торчат?

В слове метели?

В какой части слова находятся орфограммы?

РАБОТА СО СЛАЙДАМИ.

2. Пожалуйста, прокомментируй это предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прокомментируй, пожалуйста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Прокомментируй, пожалуйста, 4 предложение.

 

 

 

 

5. Далее прокомментирует ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Следующее предложение прокомментирует ...

 

 

 

 

 

 

 

7. И последнее предложение прокомментирует ...

 

 

Молодцы! Вы хорошо справились, но мы стремимся с вами к совершенству. И А. П. Чехов на этот счет говорил:

 

 

Найти, чем осложнены предложения, расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы.

 

1. Осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Да, с двух сторон.

О, так как это словарное слово.

Е, проверочное слово мЁтлы.

В корнях

 

Осложнено обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием.

Запятыми выделяем с 2-ух сторон.

Непогоды (Р. п.) пишется слитно, так как можно заменить словом без НЕ- плохая погода морозь…

Потемнели- в корне ТЕМН пишется буква Е, так как пров. Сл. тЁмный.

Свинцом- пишем букву О после Ц в окончании сущ-ого, так как падает ударение.

 

 

3.

-Осложнено определением, выраженным причастным оборотом. Обособляется с 2-ух сторон, так как стоит после определяемого слова САД.

- Осложнено определением, выраженным причастным оборотом. Обособляется, так как стоит после определяемого слова.

Сладко- пишем букву д в корне СЛАД, так пров. сл. СЛАДОК.

Дремлет- пишем букву Е в окончании, так как это глагол 1 спр. (дремать).

Тёмно-зеленый- пишется через дефис, так как обозначает цвета.

Объятый- пишем букву тв. Знак после приставки, так как стоит после приставки перед гласной Я.

Голубой- пишется О в корне голуб, так как пр. сл. ГОЛУБЬ

Яблони- пишется О в корне ЯБЛОН’, так как сл.сл.

Убеленной- пишется НН в суффиксе ЕНН, так как это причастие с приставкой У.

 

4. Осложнено обращением ИВА. Обособляется запятыми..

Дрожащими- пишем букву О в корне ДРОЖ, так как пр.сл ДРОЖЬ.

 

5. Осложнено однородными сказуемыми. Запятые ставим перед повторяющимся союзом И.

Печален- пишем букву Е в корне ПЕЧАЛ’, так как сл.сл.

Дышит- пишем букву И в окончании, так как это слово является исключением из первого спряжения.

Колышет- пишем букву Е в окончании, так как это слово 1 спряжения.

Шевелит- пишем букву Е в корне, так как это сл.сл.

 

6. Осложнено однородными определениями, выраженными прилагательными. Ставим запятую перед союзом НО.

Осени- пишется И в окончании, так как осень- слово 3 скл-ия, в П.п.

Как бы – 2 слова, бы- частица.

Лучезарны- Е- интерфикс.

 

7. Осложнено Вв.сл.

Барышни- И в окончании, так как барышня- сущ-ое 1 скл., в форме Р.п.- И.

 

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

4 мин.

СЛАЙД.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

 

Давайте возьмём эти слова эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

Перепишите это предложение, графически объясните постановку знаков препинания. Если графически, значит, что вы должны сделать?

 

 

Во время выполнения пройти по классу, посмотреть работу в тетрадях.

 

СЛАЙДы

 

Как вы разобрали это предложение.

t1746153473aa.png

Спасибо .

 

Как вы думаете, почему между однородными членами стоят запятые?

 

 

 

Чем осложнено данное предложение?

 

 

 

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

 

Да, в 5 классе вы знакомились с обобщающим словом, но эту тему вы будете разбирать позже.

 

Значит, какова тема сегодняшнего урока?

Да, верно.

СЛАЙД

Записывайте тему «Понятие об однородных членах».

 

Какие задачи вы поставите на этот урок?

 

 

 

Согласитесь, тема не новая, вы уже многое знаете об однородных членах предложения.

 

 

 

Оно о том, что человек должен быть внутренне и внешне перекрасен.

 

 

 

Показать, чем осложнено это предложение- подчеркнуть члены предложения- сделать частичный синтаксический разбор.

 

 

 

 

 

Комментирует. (Я параллельно ответу нажимаю на слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потому что союз И повторяется.

А перед первым И зпт не ставится, так как она ставится только между ОЧП.

 

Оно осложнено однородными подлежащими и обобщающим словом.

 

 

Обобщающие слова/ однородные члены.

 

 

 

 

 

Однородные члены?

 

 

Записывают.

 

Вспомнить, что такое однородные члены, какие виды бывают…

Научиться определять однородные члены в предложении, строить с ними схему.

3

Первичное усвоение новых знаний.

16 мин.

Откройте 125-ую страницу в учебнике. Оранжевым выделен материал по теме. Прочитайте его.

 

Какие члены предложения называются однородными?

 

 

А что значит, ребята, что они относятся к одному члену предложения?

 

 

 

А какими членами предложения могут быть однородные члены предложения?

 

Как могут быть соединены между собой ОЧП?

 

 

Давайте встанем и скажем правило, какие ЧП являются однородными?

(Указываю на слайде)

СЛАЙД

t1746153473ab.png

 

 

А теперь вопрос!

Как вы считаете, ОЧП могут быть разными частями речи? Да или нет?

СЛАЙД (?)

 

t1746153473ac.png

 

Мнения разделились. Сегодня в течение урока мы узнаем ответ на этот вопрос.

 

Первую задачу вы выполнили неплохо (что такое ОЧП), а теперь учимся находить однородные члены в предложении.

СЛАЙДЫ

Записывайте первое предложение, Выделите ГО, найдите ОЧ. Комментированное письмо.

1. Погода была теплая и немного сырая.

 

 

 

Являются ли однородные члены словосочетанием?

 

 

Верно.

Какие средства связи ОЧ в данном предложении?

Какая будет схема? СЛАЙД

t1746153473ad.png

Следующее предложение.

2. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь.

 

 

 

Какие средства связи ОЧ в данном предложении?

Какая схема у этого предложения?

 

Объясните постановку запятых в этом предложении.

 

 

 

3. В Перово пришла подмосковная осень с грибами, с рябиной, с ремонтами дач.

 

 

 

 

Какие средства связи ОЧ в данном предложении?

Какая будет схема этого предложения?

 

4. Работу каменщики выполнили мастерски, с удивительной ловкостью.

t1746153473ae.png

 

 

 

Какие средства связи ОЧ в данном предложении?

Какая будет схема этого предложения?

 

Давайте вернемся к нашему вопросу СЛАЙД (Гиперссылка на 7 слайд).

Встаньте и ответьте на него.

Поворачиваем туловище с поднятыми на уровне груди руками в сторону с вариантом, который считаете верным.

 

Читают.

 

Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения.

 

Это значит, что они от него зависят, и от него ставится вопрос.

СЛАЙД.

Отвечают на один и тот же вопрос.

СЛАЙД.

Сказ., подл., …

 

СЛАЙД.

ОЧ соединены между собой сочинительной связью, которая представлена сочинительными союзами и перечислительной интонацией.

 

 

Все вместе проговариваем!

Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения.

Это значит, что они от него зависят, и от него ставится вопрос.

Отвечают на один и тот же вопрос.

Могут быть сказ., подл.,

ОЧ соединены между собой сочинительной связью, которая представлена сочинительными союзами и перечислительной интонацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

Да/нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приступают к работе.

 

 

Соня комментирует. Осложнено однородными сказуемыми.

 

Нет, так как между однородными членами сочинительная связь, а в словосочетании подчинительная. СЛАЙД (союз И)

 

Сочинительный союз И.

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД. Осложнено однородными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями.

Союзы ТО.

СЛАЙД.

 

Ставятся две запятые: первая и вторая выделяют деепричастие; вторая разделяет однородные обстоятельства.

 

 

СЛАЙД.

Осложнено однородными, несогласованными определениями, выраженными именами сущ-ыми в форме Тв. п. с предлогами С.

 

Интонация.

СЛАЙД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семён комментирует.

СЛАЙД.

Осложнено однородными обстоятельствами, выраженными разными частями речи.

 

Интонация

СЛАЙД.

 

 

Поворачиваются к «ДА».

4

Физкультминутка

1 мин.

СЛАЙД (Гиперссылка на 10 слайд).

t1746153473af.png

1. Безнравственный

2. Квашеная капуста (одна Н, так как это отглагольное прил., образованное от гл несов. в.).

3. Унесенные ветром (две Н, так как есть ЗС).

4. Некрепко прибил (слитно, так как можно заменить на синоним без НЕ- слабо).

5. Не светло, а темно (раздельно, так как есть противопоставление с союзом А).

 

 

5

Первичное закрепление нового знания

 

СЛАЙД.

Продолжаем находить однородные члены предложения.

Работа в тетрадях и проверка по СЛАЙДу.

Запишите предложение:

 

1. Он говорил медленно, с паузами, покачиваясь..

 

Есть ли здесь ОЧ?

Кто за «НЕТ», того попросить прокомментировать.

t1746153473ag.png

 

Давайте дадим синтаксическую характеристику этому предложению

Какая будет схема у этого предложения?

 

Итак, давайте вернемся к схеме и еще раз проговорим определение ОЧ.

Гиперссылка.

Закрыть слайд.

У вас на столах есть карточки, подпишите их. Выполните предложенное задание. Кто сделает, приносит на проверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Да/нет.

… комментирует (ГО, …)

Да, это предложение осложнено однородными обстоятельствами, выраженными разными частями речи: наречием; именем сущ-ым в форме Тв. п. с предлогом; обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

 

СЛАЙД.

 

СЛАЙД.

 

Проговариваем по слайду с анимацией.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7 мин.

Предложение с однородными членами

(подчеркните их)

Однородные члены (схема)

Средство связи ОЧП

1. Все время звучал в ушах негромкий, мелодичный, пленительный голос.

 

 

2. Тал, осина, горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.

 

 

3. Мне грустно и легко.

 

 

4. Робко, темно и глубоко плакали струны мои.

 

 

ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЙТИ ПО КЛАССУ, ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ.

Проверка по слайду/ собрать на проверку.

t1746153473ah.png

СЛАЙД.

Выполняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Домашнее задание.

Оценивание

4 мин.

ДЗ

Упр. 227-ое, параграф 40-ой.

 

Оценивание.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.