План-конспект урока "Продажа зерномучных товаров и обслуживание покупателей. Консультация о вкусовых особенностях и пищевой ценности. Расчет энергетической ценности зерномучных товаров".
Рабочие листыPPTX / 2.02 Мб
/data/files/w1714456127.pptx (Рабочие листы)
Презентация к занятиюPPTX / 1.2 Мб
/data/files/u1714456217.pptx (Презентация к занятию)План-конспект урока
Группа: гр.26
Курс: 2 курс
Специальность /профессия: по профессии среднего профессионального образования 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Тема урока:
«Продажа зерномучных товаров и обслуживание покупателей. Консультация о вкусовых особенностях и пищевой ценности. Расчет энергетической ценности зерномучных товаров»
Дисциплина: ПМ.02 Продажа продовольственных товаров
Вид урока – практическое занятие.
Время занятия: одна пара (1ч 20 мин)
Тип занятия: Урок изучения трудовых приемов, операций, формирования умений и навыков
Форма занятия: урок усвоения новых знаний, умений
Вид занятия: поиск новых знаний
Общая дидактическая цель: создать условия для изучения и осмысление материала.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Методы обучения:
Словесный – беседа, рассказ, фронтальный опрос, объяснение
Наглядный – презентация, упаковки зерновых культур, показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, использование технических средств обучения
Практический — решение производственных задач
Цели урока:
Обучающая:
Сформировать знания обучающихся о зерномучных товарах; изучить ассортимент круп, муки и макаронных изделий, характеризовать их, классифицировать по видам, сортам, качеству, на уровне применения: предъявлять требования к качеству товара, осуществлять продажу, консультировать о свойствах товара использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Развивающая:
развивать навыки самостоятельной работы, развивать у студентов профессионализм, коммуникативные способности.
Воспитательная:
воспитать чувство ответственности за порученное дело, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
Задачи:
1. Подготовить студентов к работе на уроке.
2. Организовать показ слайдов.
3. Показать приёмы оценки качества зерно -мучных товаров.
4.Организовать самостоятельную работу студентов в малых группах с раздаточным материалом.
5.Организовать практическую работу.
Практические задачи:
- повторить этапы процесса торгового обслуживания покупателей;
- научиться консультировать покупателей по качеству, пищевой ценности и вкусовым особенностям зерномучных товаров;
- проводить продажу товаров с использованием весоизмерительного оборудования;
- рассчитывать энергетическую ценность зерномучных товаров;
- развить навыки использования алгоритма консультации покупателей.
Структурно – логические связи:
Межпредметные связи: МДК 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами; ОП02 Организация торговли; ОП04Санитария и гигиена на предприятиях торговли; физика; химия; биология.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, созданная с помощью средств Microsoft PowerPoint, производственные столы, стеллажи, весы, калькуляторы, натуральные образцы крупы, муки, макаронных изделий, раздаточный материал рабочие листы с заданием для самостоятельной работы, опорные конспекты по теме: зерновые культуры.
Литература:
Учебная:
1.Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова, А.М. Новикова. Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технологии. Учебник. М.: «АКАДЕМИЯ», 2010.
Нормативная:
Дополнительная литература:
2.Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учебник для студентов СПО. Ростов н/Д., Феникс, 2008.
ЦОРы: Интернет ресурсы:
3.Моисеенко Н. С. Основы товароведения КноРус 2021 https://book.ru/book/936104
4.Лифиц И. М. Теоретические основы товароведения КноРус 2018 https://book.ru/book/929770
5. https://journal.tinkoff.ru/short/wheat-export/
6. https://bstudy.net/776006/ekonomika/rynok_zern
7. фото https://celes.club/pictures/57487-risunok-prod
Метод и приёмы: рассказ с элементами беседы, практическая работа.
Форма организации труда учащихся: работа в малых группах.
Ход урока
1. Организационно – мотивационный этап – 3 мин.:
- Приветствие студентов
- Проверка присутствующих
- Визуальная проверка подготовленности аудитории и студентов
- Активизация внимания
- Объяснение предстоящей деятельности на уроке
- Сообщение темы урока и вовлечение студентов в формулировку целей и задач урока (Слайд 1-5).
Сегодня нам предстоит рассмотреть зерномучные товары. Изучить особенности продажи этой группы товаров, научиться консультировать покупателей о вкусовых особенностях и энергетической ценности зерномучных товаров.
Вам не раз приходилось приобретать товары зерномучные товары. Кто хочет рассказать, какие товары относятся к группе зерномучные товары?
В ходе беседы студенты отмечают, что в целом имеют общее представление, но имеющихся знаний недостаточно. Студенты участвуют в постановке цели и задач урока.
2. Подготовка студентов к восприятию нового материала – 5 мин.:
(Фронтальный опрос, комментарии педагога)
Вопросы для опроса:
Преподаватель задает вопросы, устанавливая внутрипредметные и межпредметные связи и знания, для выполнения практической работы:
1. Из чего получают зерномучные товары?
2. На какие группы и виды подразделяют зерномучные товары?
3. Какие зерномучные товары предлагают розничные торговые сети?
4. Как классифицируются по качеству зерномучные товары?
5. Какую информацию должен предоставить потребителю продавец?
3. Формирование новых знаний – 20 мин.:
План:
1. Зерномучные товары: понятие, назначение, классификация.
2. Состояние, перспективы развития рынка зерномучных товаров.
3. Зерномучные товары, оценка качества, пищевая ценность и вкусовые особенности.
1) К зерномучным товарам относятся зерно и продукты его переработки (мука, крупа, хлеб, бараночные, сухарные и макаронные изделия). Эти продукты занимают примерно одну шестую розничного товарооборота продовольственных товаров и являются важными продуктами питания.
Зерно - основной продукт сельского хозяйства. Оно используется для производства продуктов питания (муки, хлеба, кондитерских изделий, крупы), кормов для животных, является сырьем для промышленности при производстве спирта, крахмала и других продуктов.
По происхождению зерновые культуры принадлежат к различным ботаническим семействам: хлебным злакам, которые подразделяются на типичные (пшеница, рожь, овес, ячмень, тритикале) и просовидные (просо, рис, кукуруза, сорго); гречишным (гречиха) и бобовым (горох, фасоль, чечевица, соя, бобы).
По времени посева зерно подразделяется на яровое и озимое.
По химическому составу:
Богатые крахмалом - культуры, содержащие 50-70% крахмала. К категории богатых крахмалом относят семейство злаковых и гречиху.
Богатые белками - сюда относят культуры, содержащие 25-35% белка в основном это семейство бобовых.
Богатые жирами – культуры, содержащие 25-35% жира в эту группу относят масличные культуры.
По целевому назначению:
Мукомольное зерно (пшеница, рожь).
Крупяное зерно (пшеница, рис, гречиха, ячмень и другие).
Кормовое зерно (ячмень, овес, кукуруза и другие.
Техническое зерно (ячмень, пшеница, кукуруза, подсолнечник и другие
Посевное зерно.
Качество зерна нормируется стандартами. ГОСТах установлены классификация — деление на типы, подтипы по различным признакам: окраске, размерам, форме и т. д., а также базисные (расчетные) и ограничительные нормы.
В зависимости от качества зерно любой культуры делят на классы.
Для характеристики качества зерна применяют общие (относящиеся к зерну всех культур); специальные показатели качества (применяемые для зерна отдельных культур) и показатели безопасности.
К общим показателям качества относят признаки свежести (цвет, запах, вкус), зараженность вредителями, влажность и засоренность. Все эти показатели включены в стандарты в заготовительные кондиции (базисные и ограничительные нормы).
К специальным относятся показатели качества, характеризующие потребительские свойства зерна в зависимости от культуры: стекловидность, натура, число падения, количество и качество сырой клейковины, пленчатость и выход чистого, жизнеспособность и т.д. У пшеницы определяют также содержание мелких, морозобойных зерен и зерен, поврежденных клопом-черепашкой.
2) Зерномучные товары относятся к числу важнейших продуктов питания, которые подразделяются на подгруппы, виды, подвиды, а отдельные виды на типы. Первая группа представлена зерном и подгруппами зерновых культур: хлебных злаков, гречихи и бобовых. Зерно является продовольственным сырьем для продуктов его переработки: муки и крупы. Продукты переработки муки составляют хлебобулочные, сухарные, бараночные, макаронные изделия, мучные кулинарные изделия и полуфабрикаты, соевые продукты.
Рынок зерна или зерновой рынок России в настоящее время является одним из наиболее успешно развивающимся. Это обусловлено тем, что зерно служит сырьем для производства важнейших пищевых продуктов, а также обеспечивает в значительной мере кормовую базу для животноводства (фуражное зерно).
Исходя из такого многофункционального использования зерна и продуктов их переработки, их можно отнести и важнейшим стратегическим продовольственным ресурсам. Потому производству зерна уделяют больше внимание на государственном и региональном уровнях. Благодаря мерам государственной поддержки в настоящее время отечественные производители полностью обеспечили внутренние потребности населения и перерабатывающий промышленности страны (98%), что превышает установленные Доктриной продовольственной безопасности нормы обеспечения продовольственной независимости страны (95%)
В структуре объемов производства первое место занимает пшеница. На её долю приходится около 60% всего урожая зерновых. Далее следует ячмень, рожь и кукуруза. Объем производства ячменя (10%) и кукурузы (8%) позволяют не только удовлетворять внутренние потребности рынка, но и поставлять их на экспорт. Доля в мировом экспорте: 19,6%
Экспорт зерновых из России осуществляется более, чем в 20 стран. Объем экспорта составляет 39 млн тонн. Основными получателями российского зерна являются Египет, Турция, Нигерия, Иран. Доля в мировом экспорте: 19,6% [4].
3) Роль и значение зерномучных товаров в питании современного человека чрезвычайно важны, что обусловлено их физико-химическими и биологическими свойствами. Они отличаются высоким содержанием питательных веществ, особенно белков и углеводов. По усвояемости и калорийности зерномучные товары занимают одно из первых мест, содержат витамины, минеральные вещества, макро- и микроэлементы, имеющие первостепенное значение в питании человека.
Характерным признаком товаров этой группы служит химический и тканевый состав, отличающий их от товаров других групп. Преобладающими компонентами сухого вещества в зерномучных товарах являются углеводы, в основном крахмал. По содержанию белков зерномучные товары в некоторых случаях не уступают продуктам животного происхождения, однако усвояемость и полноценность таких белков ниже. Особенность зерномучных товаров заключается еще и в том, что большинство их подгрупп отличаются низким содержанием воды (12-13%), что обеспечивает хорошую сохраняемость этих товаров.
Лишь для хлебных и мучных кулинарных изделий характерно среднее содержание воды (40-50%).
Потребительские свойства зерномучных товаров в значительной мере обусловлены тканевым составом зерна, из которого произведена продукция.
Степень удаления покровных тканей (оболочек) определяет разновидность многих круп и сорт муки. Целостность или измельченность зерна отличает крупы от муки.
Пищевая ценность зерномучных товаров обусловлена химическими и физическими свойствами веществ, входящих в их состав, а также тканевым составом зерна разных видов зерновых культур. От содержания разных частей зерна в продуктах его переработки зависит энергетическая, биологическая, витаминная, минеральная ценность, а также усвояемость, цвет.
Зерномучные товары играют важную роль в питании человека как поставщики энергетических веществ, в основном углеводов, а также белков, хотя по полноценности аминокислотного состава белки некоторых зерновых культур уступают животным белкам. Кроме того, зерномучные товары служат для организма человека дополнительным источником витаминов группы В и минеральных веществ (калия, кальция, фосфора, натрия и др.).
Энергетическая ценность товаров этой группы обусловлена углеводами, и прежде всего крахмалом, содержание которого в разных подгруппах и видах колеблется в пределах 2,5-70 %. Наибольшим количеством крахмала (40-70%) отличаются пшеница, пшеничная мука и изделия из нее (сухарные, бараночные и макаронные), за ними по убывающей идут кукуруза, рис, рожь, гречиха, просо и изделия из них. Наименьшим количеством крахмала характеризуются бобовые культуры (2,5-45%), а из них соя (2,5%) и соевая мука (16-21%) [1].
4. Закрепление и применение новых знаний – 45 мин.:
Задание 1. Работа на весоизмерительном оборудовании (Слайд 7-8).
Преподаватель проводит текущий инструктаж работы на весоизмерительном оборудовании (Приложение 1).
Приложение 1
Инструктаж по охране труда. Требования безопасности при эксплуатации весоизмерительного оборудования
1. Весы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТа, обеспечивающими безопасность и здоровье человека, и не оказывать отрицательного влияния на окружающую среду.
2. Весы должны быть установлены на прочное и устойчивое основание, чтобы исключить самопроизвольное перемещение или падение.
3. Доступ к весам при эксплуатации должен быть свободным.
4. Все измерительные приборы необходимо содержать в чистоте.
5. К эксплуатации электронного весоизмерительного оборудования допускаются лица, прошедшие обучение и инструктаж по технике безопасности для работы с электрооборудованием.
6. Перед включением в работу необходимо осмотреть весы: убедиться в надежности заземления, исправном состоянии вилки весов, шнура электропитания и розетки электросети.
7. Запрещается работа на весах при отсутствии или ненадежности заземления.
8. При возникновении неисправности весоизмерительное оборудование необходимо отключить от электросети и сообщить о неисправности мастеру п/о.
9. Приступать к работе на электронных весах можно только после устранения неисправности.
10. Соблюдать требования безопасности, изложенные в инструкции по эксплуатации весов.
Преподаватель организовывает работу в малых группах по 2 человека. Для контроля выполнения работы на весоизмерительном оборудовании студенты получают раздаточный материал рабочие листы с заданием для самостоятельной работы (Приложение 2).
Оснащение: электронные весы, натуральные образцы зерномучных товаров для взвешивания, тара, совок для сыпучих продуктов, фасовочный материал, рабочие листы.
Приложение 2
Далее преподаватель оценивает работу студентов. Студенты обсуждают и анализируют свою работу. Преподаватель выявляет и исправляет ошибки, допущенные при взвешивании товара.
Задание 2. Расчет энергетической ценности зерномучных товаров.
Преподаватель проводит текущий инструктаж работы по вычислению энергетической ценности зерномучных товаров. На столах студентов калькуляторы для вычислений и раздаточный материал рабочие листы с заданием для самостоятельной работы (Приложение 3). Студенты получают индивидуальные задания.
Оснащение: калькуляторы, рабочие листы, тематическая электронная презентация (Слайд 9-10).
Приложение 3
Преподаватель подводит итоги по результатам выполнения Задания 2.
Задание 3. Консультирование покупателей о потребительских свойствах зерномучных товаров.
Преподаватель проводит текущий инструктаж предстоящей работы.
Студентам предлагается письменно подготовить текст консультации покупателей о потребительских свойствах товаров. Для выполнения задания рекомендовано использовать шаблон консультации покупателя (Приложение 4). Работа осуществляется в малых группах по 4 человека.
Оснащение: натуральные образцы зерновых товаров, шаблон консультации покупателя, рабочие листы (Приложение 5), тематическая электронная презентация (Слайд 11-13).
Шаблон консультации покупателя Приложение 4
1.Встреча покупателя
Приветливо встретить покупателя и выразить готовность к общению.
2. Выявление спроса
Выявить реальные потребности покупателя, используя речевые клише;
Внимательно выслушать покупателя.
3. Показ товаров
Ознакомить покупателя с имеющимся ассортиментом товаров, сопровождая показом.
В случае отсутствия нужного товара необходимо предложить равноценный заменяющий товар.
4. Консультирование о потребительских свойствах товара
В присутствии покупателя проверить качество выбранного товара (его внешний вид, дату изготовления, срок реализации, целостность упаковки, чистоту и др.);
Консультировать покупателя, используя алгоритм консультации: Ключевая фразаТовароведная характеристикаВыгода.
5. Вручение покупки
Вручая покупку выразить слова благодарности (использовать речевые клише).
«Благодарю за покупку», «Заходите еще мы вам рады всегда»,
«Мне было очень приятно оказать Вам услугу».
Приложение 5
Преподаватель контролирует совместную групповую работу, помогает в решении поставленной задачи. Выявляет готовность студентов. По результатам выполнения Задания 3 проводит оценку выполненной работы.
5. Подведение итогов урока – 5 мин. (Слайд 14):
Контроль сформированных умений и ОК. Заключительный инструктаж. Преподаватель контролирует решение поставленных в начале урока задач, достижение каждым студентом поставленных задач, (воспитательных и развивающих), выставляет оценки за практическую работу, комментирует.
Оценивает динамику формирования общих компетенций (работу в команде)
Подводит итоги учебного занятия.
РЕФЛЕКСИЯ: Преподаватель предлагает оценить тему занятия. Выявляет мнения студентов об используемых формах и методах урока.
Проверяет индивидуальные практические работы, выставляет оценки. Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, степень усвоения ими нового материала, голосуют по актуальности темы занятия по собственному восприятию (Слайд 15).
6. Домашнее задание – 2 мин.:
Задание для выполнения всеми студентами: Подготовить текст консультации для покупателя продажи конфетных изделий. Студенты записывают задание внеаудиторной самостоятельной работы (Слайд 16).