План-конспект урока истории в 5 классе на тему «Расцвет демократии в Афинах»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: история. |
Класс – 5 В |
Тема и номер урока в теме. Урок по разделу: Древняя Греция. Глава «Могущество и упадок Афин» Тема: Расцвет демократии в Афинах. |
Базовый учебник «История древнего мира», 5 класс, Ф.А.Михайловский, «Русское слово», 2012 г. |
Цель: Предметная: Познакомить учащихся с функциями Народного собрания с деятельностью Перикла; Коммуникативная: воспитывать у обучающихся инициативность и любознательность, интерес к предмету. На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, заботы о людях. |
Задачи: Тип урока – урок приобретения новых знаний с использованием ИКТ |
Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, проектор, экран, презентация. |
Структура и ход урока |
«Расцвет демократии в Афинах»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин. | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. | Организационный момент. | Проверка готовности к уроку, приветствие. Создание эмоционального настроя на усвоение новых знаний. Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок. Проведу его я, зовут меня Олеся Николаевна. На нашем уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас постарается отличиться на уроке своими хорошими ответами и знанием истории, тем самым оставите хорошее впечатление у гостей. Ребята, к нам за помощью обратились ученые-археологи. Они нашли древнегреческий свиток, но прочитать его никак не могут. Помочь мы им сможем, только изучив новую тему. Ну что, поможем? Тогда отправляемся в путь! | Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу на уроке. Беседа с учителем. | 1 | Положительное отношение к предмету, Доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам | | Коммуникативные: -слушать собеседника и понимать речь других; |
2. | Актуализация знаний | Мы продолжаем наше путешествие по Древней Греции. А давайте с вами вспомним, 1.Где находится Древняя Греция? 2. Назовите и покажите на карте, какие моря омывают Древнюю Грецию? Покажите на карте. 3. Назовите крупнейшие города. 4. А давайте вспомним, что такое демос? 5. Какая часть демоса находилась у власти? 7. Кто заложил основы демократии? | Отвечают на вопросы учителя, работают с картой | 6 | | Знание исторически фактов, чтение исторической карты | Познавательные: информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц |
3. | Создание проблемной ситуации. Целеполагание | Тему нашего сегодняшнего урока вы узнаете, когда вставите нужное слово в пробелы задания №1. Проверка выполнения задания. Как же будет звучать тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь. «Расцвет демократии в Афинах».
Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах. Почему же именно во время правления Перикла демократия в Афинах достигла своего расцвета? Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов. | Работают в парах, заполняя пробелы в тексте на рабочих листах № 1.
- Мы вспомним, что такое демократия? - Мы познакомимся с деятельностью Перикла Мы узнаем, что помогло демократии расцвести. | 3 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Знание исторических терминов | Регулятивные: |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий. | Организует самостоятельную работу. Управлением Афин занималось Народное собрание. Создано оно было еще после реформ Солона. А напомните мне, ребята, что такое реформа? Очень хорошо. Да, народное собрание выполняло множество функций. С ними вы познакомитесь самостоятельно, работая с учебником стр.167-168. Контролирует деятельность учащихся, оказывает помощь, выписывает ключевые слова. Организует опрос учащихся: 1.Вызывает одного желающего для ответа. 2. А теперь мы посмотрим, как проходило голосование на Народном собрании. (Просмотр видеоролика «Выборы в Афинах»). О каком процессе рассказывает видеоролик? | Самостоятельная работа на рабочих листах № 2.
Ответ одного учащегося (по желанию)
| 8 | Формирование личностной компетенции | | Познавательные: |
5 | Физминутка | Учитель: Греки вели оживленную торговлю, были жизнерадостными и очень любили музыку. Поэтому я предлагаю вам отправиться на рынок под национальную музыку греков. Руки вверх мы поднимаем, Виноград мы собираем. Все корзины соберем И на рынок повезем. По пути нарвем оливок, Нынче будет славный рынок! Заработаем монеты, Будем сыты и одеты. Хлеба купим целый воз, Поместился бы в обоз. | Выполняют упражнения под музыку. | 1 | Уметь применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. | | Регулятивные: |
| | Продолжаем. На какую должность был назначен Перикл Народным собранием целых 14 раз? Откроем учебники на стр. 169 и прочитаем о деятельности Перикла и его вкладе в развитие афинской демократии. Работаем с учебником. Дополнительный рассказ учителя о Перикле. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений, не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анаксагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Софокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот - это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах. Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстоять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убедились в честности этого человека. Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады. | Отвечают на вопрос.
| 2 | | Работа с новыми историческими терминами | Коммуникативные: внимательно слушать друг друга; |
7 | Закрепление новых знаний. | Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах? Какие функции выполняло Народное собрание? | Отвечают на вопросы. (проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц; введение оплаты должностным лицам; создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам ) Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов. | 3 | | Применять новые исторические термины в ответе. | Познавательные: использовать новую информацию для решения учебных заданий |
8. | Рефлексия: | Вернемся к целям нашего урока: Как вы считаете, достигли ли мы их? Давайте попробуем теперь прочитать послание афинских демократов. Свиток. И действительно, основы демократии, заложенные Периклом, сохранились во многих странах, и в нашей стране тоже. Более подробно с этой темой вы будете знакомиться и на уроках обществознания в дальнейшем. -Ребята, в духе демократии вам предоставляется право тайно проголосовать. Если урок был познавательным и интересным, и вы считаете, что вы поняли тему - опустите белую фасоль в большой горшочек, если тема урока показалась вам сложной и у вас возникли затруднения - красную фасоль. | Ответы учащихся. | 3 | формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, | Повторение и закрепление изученного материала. | Познавательные:-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. |
9. | Информация о домашнем задании. | Выставление оценок: Инструктаж по домашнему заданию. | Параграф 30,записи в тетради | 3 | сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке. | | |