План-конспект урока истории в 5 классе на тему «Расцвет демократии в Афинах»

5
0
Материал опубликован 1 June 2021

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: история.

Класс – 5 В

Тема и номер урока в теме. Урок по разделу: Древняя Греция. Глава «Могущество и упадок Афин»

Тема: Расцвет демократии в Афинах.

Базовый учебник «История древнего мира», 5 класс, Ф.А.Михайловский, «Русское слово», 2012 г.

Цель:

Предметная: Познакомить учащихся с функциями Народного собрания с деятельностью Перикла;
Регулятивная: Способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями; развивать умение сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Коммуникативная: воспитывать у обучающихся инициативность и любознательность, интерес к предмету. На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, заботы о людях.
Личностно-ориентированный компонент: Способствовать развитию умения сопоставлять факты, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Задачи:
Предметные: Обеспечить усвоение понятий: «демократия», «реформа», «остракизм», «стратег», повторить причины и значение проведения реформ Солона
Регулятивные: Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа, давать характеристику событиям и их участникам, способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, быстроты и гибкости мышления, умения анализировать и обобщать, формулировать несложные выводы;
воспитательные: обеспечить условия для воспитания познавательной активности, интереса к предмету.

Тип урока – урок приобретения новых знаний с использованием ИКТ

Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, проектор, экран, презентация.

Структура и ход урока



«Расцвет демократии в Афинах»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

Создание эмоционального настроя на усвоение новых знаний.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок. Проведу его я, зовут меня Олеся Николаевна. На нашем уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас постарается отличиться на уроке своими хорошими ответами и знанием истории, тем самым оставите хорошее впечатление у гостей.

Ребята, к нам за помощью обратились ученые-археологи. Они нашли древнегреческий свиток, но прочитать его никак не могут. Помочь мы им сможем, только изучив новую тему. Ну что, поможем? Тогда отправляемся в путь!

Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу на уроке.















Беседа с учителем.

1

Положительное отношение к предмету,

Доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам


Коммуникативные: -слушать собеседника и понимать речь других;
строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;-настраивать себя на продуктивную работу;-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний

Мы продолжаем наше путешествие по Древней Греции. А давайте с вами вспомним,

1.Где находится Древняя Греция?

2. Назовите и покажите на карте, какие моря омывают Древнюю Грецию? Покажите на карте.

3. Назовите крупнейшие города.

4. А давайте вспомним, что такое демос?

5. Какая часть демоса находилась у власти?

7. Кто заложил основы демократии?

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой
















6


Знание исторически фактов, чтение исторической карты

Познавательные:
-выделять существенную информацию из текста;
-извлекать

информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц

3.

Создание проблемной ситуации. Целеполагание

Тему нашего сегодняшнего урока вы узнаете, когда вставите нужное слово в пробелы задания №1.



Проверка выполнения задания.



Как же будет звучать тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь. «Расцвет демократии в Афинах».


В Афинах государством управлял демос. Давайте с вами вспомним, что такое демократия?

Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах. Почему же именно во время правления Перикла демократия в Афинах достигла своего расцвета?

А сейчас, ребята, предлагаю сформулировать цели изучения темы.

Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов.


Работают в парах, заполняя пробелы в тексте на рабочих листах № 1.







Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь


Отвечают на вопросы учителя.











Формулируют вопросы:

- Мы вспомним, что такое демократия?

- Мы познакомимся с деятельностью Перикла

Мы узнаем, что помогло демократии расцвести.

3

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Знание исторических терминов

Регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-организовать выполнение заданий учителя;
-планировать и прогнозировать свои действия,
Познавательные:
-выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;-формулировать проблему;
-структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
-определять цель учебной деятельности
Коммуникативные:-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
-слушать и понимать речь других;
-формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-высказывать свое предположение;
-сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Организует самостоятельную работу.

Управлением Афин занималось Народное собрание. Создано оно было еще после реформ Солона. А напомните мне, ребята, что такое реформа? Очень хорошо. Да, народное собрание выполняло множество функций. С ними вы познакомитесь самостоятельно, работая с учебником стр.167-168.

t1622573428aa.jpg



Контролирует деятельность учащихся, оказывает помощь, выписывает ключевые слова.

Организует опрос учащихся:

1.Вызывает одного желающего для ответа.

2. А теперь мы посмотрим, как проходило голосование на Народном собрании. (Просмотр видеоролика «Выборы в Афинах»). О каком процессе рассказывает видеоролик?

Самостоятельная работа на рабочих листах № 2.




















Ответ одного учащегося (по желанию)



Просмотр видеоролика, ответ на вопрос учителя.

8

Формирование личностной компетенции
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Познавательные:
-планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;
-извлекать информацию из текста.
выделять главное;
-переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему).

Регулятивные:

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-оценивать свои учебные достижения, поведение;
-работать по плану;
- -отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные:
-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
-слушать и понимать речь других;
-выражать свои мысли;
умение находить общее решение;
-договариваться и приходить к общему решению в ситуации столкновения интересов;
выполнять различные роли в группе;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5

Физминутка

Учитель: Греки вели оживленную торговлю, были жизнерадостными и очень любили музыку. Поэтому я предлагаю вам отправиться на рынок под национальную музыку греков.

Руки вверх мы поднимаем,

Виноград мы собираем.

Все корзины соберем

И на рынок повезем.

По пути нарвем оливок,

Нынче будет славный рынок!

Заработаем монеты,

Будем сыты и одеты.

Хлеба купим целый воз,

Поместился бы в обоз.

Выполняют упражнения под музыку.

1

Уметь применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.



Регулятивные:
уметь соотносить свои действия с действиями учителя;
-уметь одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
Коммуникативные:
социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение участвовать в коллективном решении проблем;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.



Продолжаем. На какую должность был назначен Перикл Народным собранием целых 14 раз?

Откроем учебники на стр. 169 и прочитаем о деятельности Перикла и его вкладе в развитие афинской демократии.

Работаем с учебником.



Дополнительный рассказ учителя о Перикле.

Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений, не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анаксагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Софокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот - это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстоять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убедились в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.

Отвечают на вопрос.








Читают по цепочке.






2


Работа с новыми историческими терминами

Коммуникативные: внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации работа в группе, согласованность действий.
Познавательные:
-
ориентироваться в содержании предмета;-использовать информацию для решения учебной задачи;-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;-структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Регулятивные:-организовать выполнение заданий учителя

7

Закрепление новых знаний.

Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах?





















Какие функции выполняло Народное собрание?

Отвечают на вопросы.

(проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

введение оплаты должностным лицам;

создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам )

Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.

3


Применять новые исторические термины в ответе.

Познавательные: использовать новую информацию для решения учебных заданий
;-самостоятельно отбирать информацию
-формировать умения смыслового чтения
осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на термины;
-систематизировать, обобщать изученное.
Коммуникативные:-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль.

8.

Рефлексия:


Вернемся к целям нашего урока:

Как вы считаете, достигли ли мы их?

Давайте попробуем теперь прочитать послание афинских демократов. Свиток. И действительно, основы демократии, заложенные Периклом, сохранились во многих странах, и в нашей стране тоже. Более подробно с этой темой вы будете знакомиться и на уроках обществознания в дальнейшем.

-Ребята, в духе демократии вам предоставляется право тайно проголосовать. Если урок был познавательным и интересным, и вы считаете, что вы поняли тему - опустите белую фасоль в большой горшочек, если тема урока показалась вам сложной и у вас возникли затруднения - красную фасоль.

Ответы учащихся.

3

формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Повторение и закрепление изученного материала.

Познавательные:-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
Коммуникативные:
-строить монологическое высказывание;-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
-оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
Регулятивные:
-соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;
-соотносить цели и результаты собственной деятельности;
-анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;
-осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

9.

Информация о домашнем задании.

Выставление оценок:

Инструктаж по домашнему заданию.




Параграф 30,записи в тетради

3

сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.