План-конспект урока «Скалярное произведение векторов на плоскости»
План-конспект урока по геометрии в 9В классе
в рамках школьного марафона функциональной грамотности
Дата 21.01.2022, 3-4 урок
Тема урока: «Скалярное произведение векторов»
Цель урока: развитие умений обучающихся по выполнению действий с векторами.
Задачи:
(направленные на достижение личностных результатов обучения)
развитие творческих способностей, воспитание чувства ответственности за порученное дело, интереса к предмету и развитие коммуникативных качеств личности, инициативности и настойчивости;
(направленные на достижение метапредметных результатов обучения)
умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), проявлять креативность и критическое мышление;
умение представлять информацию в сжатом виде; умение находить информацию в различной литературе, схемах, словарях, сети Интернет; развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге; развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; умение работать в паре, группе в разных качествах (лидера, исполнителя).
(направленные на достижение предметных результатов обучения)
владение понятиями о векторах и их видах; решение задач с векторами, заданными различными способами: длиной, координатами, решение текстовых задач физического содержания на применение скалярного произведения векторов, формирование умения интеграции знаний, представления информации в новой форме, перенос в исторический контекст.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Место в учебном плане: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с векторами» и получения нового знания по теме «Скалярное произведение векторов». Учащиеся владеют знаниями о сложении, вычитании векторов и умножении вектора на число, умеют решать геометрические задачи на построение нового вектора.
Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, листы А4 для работы в парах, стикеры с клейкой стороной для работы на перемене
Ресурсы: Учебник И.Ф.Шарыгин Геометрия 7-9- изд. Дрофа, 2017г
2600 тестов и проверочных заданий по математике П.И.Алтынов и др., изд. Дрофа, 2018
Интернет ресурсы https://www.slideshare.net/sc375/ss-42205498
https://kopilkaurokov.ru/matematika/meropriyatia/primienieniie_viektorov_v_povsiednievnoi_zhizni
Планируемые результаты:
Личностные | Принятие роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки к работе на результат. |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение находить и интерпретировать информацию в таблицах, схемах, словарях, сети Интернет; умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);проявлять нестандартный подход и креативное мышление; умение представлять информацию в сжатом виде –схема, формулы, вывод. Регулятивные УУД: определение цели, формулировка проблемы; планирование деятельности; умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки; умение оценить степень успешности достижения цели. Коммуникативные УУД: развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге; развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; умение работать в паре, группе в разных качествах (лидера, исполнителя). |
Предметные | Владение понятиями о векторах и их видах; решение задач с векторами, заданными различными способами: длиной, координатами, решение текстовых задач физического содержания на применение скалярного произведения векторов, формирование умения интеграции знаний, представления информации в новой форме, перенос в исторический контекст. |
Ход урока
| Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД |
Перемена | На стикерах записывают затруднения, выявленные в процессе выполнения домашнего задания и приклеивают стикеры к листу, с надписью ДЗ, который находится на доске в углу. | Личностные: формирование установки к работе на результат; самооценка имеющихся затруднений, рефлексия |
Организационный момент и устная работа: 1) Проверка готовности к уроку (порядок на парте, наличие необходимых принадлежностей) 2) Обсуждение проблем при выполнении домашнего задания – желающие показать и объяснить свои решения готовят их у доски. 3) Остальные пока выполняют устное задание с векторами
Анализ выполненной работы – Что нужно знать и уметь, чтобы безошибочно выполнять такие задания с векторами? 4) На слайде появляется диаграмма Quizziz по теме «Действия с векторами», который ученики выполняли предыдущие три дня дома в удобном для них режиме. Вопрос: «Какие выводы позволяет сделать эта диаграмма? Предложите критерии для оценивания результатов, которые показали ученики 9В класса, выполняя этот Quizz и аргументируйте свою точку зрения» 5)Определение целей и задач этого этапа урока. Учитель предлагает включить коллективное мышление и сформулировать предложения | Включаются в ритм урока. Желающие выходят показать и объяснить решения №14.10 и №14.14 из домашнего задания для тех, у кого были затруднения.(готовятся у доски) Учащиеся, у кого были вопросы по ДЗ, работают в домашних тетрадях, внося коррективы в решения или записывая недостающее решение. Задают вопросы отвечающим у доски одноклассникам. Если стикеров мало или нет совсем, то тогда сразу этап устной работы:
Активно включаются в обсуждение устного задания, делают выводы о том, что знают и умеют и что ещё недостаточно хорошо получается.
Примерные выводы учеников -Большинство учащихся хорошо разобрались с темой «Сложение и вычитание векторов», допускают немного ошибок -Поскольку вопросов было 12, предложение за 12-11 верных поставить оценку «5», за 10-9 верных оценку «4», за 8-7 верных оценку «3». А, исходя из данных диаграммы, ниже 7 баллов никто и не получил. Учащиеся формулируют задачи этого этапа урока:
-Систематизировать знания о векторах - Обсудить, какие ученые внесли вклад в открытие и развитие векторов -Где применяются вектора -Что (какие действия) над векторами можно ещё осуществлять и как?
Записывают дату в конспект-тетрадь, определяют тему и цель урока.
| Личностные: смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, проблема выбора эффективного способа решения, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
Актуализация опорных знаний: В течение недели вы искали дополнительную информацию о векторах. Сейчас нам предстоит коллективные мысли оформить на доске в виде краткой схемы-таблицы. В случае затруднений или неполной информации учитель готов слайдами дополнить информацию групп.
| 2 человека у доски делят доску на две «зоны» и принимают информацию от одноклассников, кратко формулируют её в виде схемы-конспекта. 5 минут – общая работа – высказывания вслух, «руководителям групп» Итог: первая группа (1-2 желающих) делает информацию об учёных, которые изобрели понятие вектора.(2-3 минуты, самое основное), учащиеся фиксируют мысли в конспекте Вторая группа – делает информацию о применении векторов (3-4 минуты), остальные пополняют свой конспект краткой информацией | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: воле-вая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа записи информации, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. |
Подведение промежуточных итогов. Перемена.
|
Учащиеся делают выводы о том, что векторы нужны в очень многих отраслях науки, да и просто в жизни.
| Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. |
Оргмомент. Актуализация новых знаний. Слайд с ребусами | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
Отгадывают ребус и формулируют ТЕМУ УРОКА «Скалярное произведение» Прогнозируют цель, ожидания Должны узнать: -Определение -Свойства -Формулы для решения задач -Применение
| Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа записи информации, создание способа решения проблемы. выполнение действий по алгоритму. |
Поиск информации по новой теме и её структурирование Учитель предлагает парам листы А4 с заголовками «Основные понятия»; «Свойства и законы»; «Скалярное произведение в декартовой системе координат»; «Нахождение угла между векторами» На работу пар 3-4 минуты, далее презентация полученного материала и применение в решении задач Задача1. Длина вектора а равна 5, длина вектора в равна 6, длина вектора с равна 3. Векторы а и с перпендикулярны, угол между векторами а и в равен 60 градусов. Найти скалярное произведение векторов а и в, а и с, а и а. Задача 2. Две силы приложены к телу под углом 60 градусов. Величины сил 5 и 6. Найти скалярное произведение векторов этих сил. Задача 3. Координаты вектора а(-1;3) вектора в(5;1) Найти скалярные произведения а на в, а на а, в на в. Задача 4. Скалярное произведение векторов а и в равно -6. Длина вектора а равна 2, длина вектора в равна 3. Найти косинус угла между а и в. |
Учащиеся проявляют интерес и распределяются в парах на создание «Информационной карты группового знания» Работают с учебником стр 412-414. Те ученики, которые не попали в пары, работают над всем предложенным материалом, отбирая самое важное и готовятся дополнять «Карты группового знания» Ученики вместе с презентующими записывают основные моменты теории по теме «Скалярное произведение векторов» и сразу подкрепляют теоретический материал решением задачи. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: воле-вая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа записи информации, создание способа решения проблемы, применение полученного знания. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. |
Подведение итогов урока, рефлексия: Учитель предлагает вспомнить цели и предполагаемые результаты урока и задать кому-то вопрос об их достижении. Слад-подсказка в помощь. Начинает учитель – передает ход для ответа ученику и т.д. по цепочке. Процесс останавливает учитель. | Итоговый баттл – учитель-ученик-ученик-….цепочка «Вопрос-ответ»
| Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками |
Обсуждение и запись домашнего задания Стр 412-414 + конспект – ещё раз изучить теорию Выучить формулы Выполнить №1421(аб) №1422 №1424 (а,в,д) Задание для внимательных – при выполнении задач найти несоответствие в материале домашнего задания в учебнике и доказать, что это действительно так.
| Учащиеся разбирают задания домашней работы, задают вопросы учителю. | Познавательные: анализ, синтез, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации |
Спасибо за урок. Если остались вопросы – можно подойти после окончания всех уроков. | |
|