12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана Никифоренко (Щукина)218
Россия, Себеж

План-проект

психологического занятия

«Мои возможности и ресурсы»

Подготовила: педагог-психолог Себежского СУВУ Никифоренко О.Г.

Цель занятия: активизация внутренних ре­сурсов обучающихся, профилактика тревожности, не­уверенности в себе и своих силах.

Задачи занятия:

Образовательные – актуализировать знания обучающихся о ресурсах и возможностях человека, посредством метафорических карт создать условия для отреагирования эмоций и выявления собственных ресурсных возможностей.

Развивающие – содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность, создать условия для развития таких способностей обучающихся, как умение анализировать свои собственные сильные стороны и умения формулировать и высказывать свое мнение.

Воспитательные - создать условия для развития навыков взаимодействия в группе, способствовать самораскрытию обучающегося через творческие элементы работы, содействовать приобретению навыков позитивного мышления.

Используемые методы: диалогическая беседа, метод «незаконченных предложений», арт-терапия, метод визуализации.

Форма занятия: групповая.

Количество участников: 5 человек

Материалы и оборудование: МАК «Огонь, мерцающий в сосуде», ручки, бланки с незаконченными предложениями, стулья, подносы и стаканы с манной крупой по числу участников.

Ход занятия

I. Организационный этап

(Введение в тему занятия, разогрев группы)

Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята. Нашу сегодняшнюю встречу мне хочется начать со слов американской писательницы Луизы Хей. Она сказала: «Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни».  

Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая  есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Как спокойно воспринимать удары судьбы и изменения, которые неизбежны? Справиться со всем этим поможет опора на себя, внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.   В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть ресурсами. Это  личностный потенциал человека, то, что помогает достичь ему поставленной цели.

Какие ресурсы вы можете назвать, исходя из своего личного опыта?

(Подростки высказываются)

Сегодня мы с вами займемся таким видом творчества, который позволит нам глубже заглянуть в самих себя и лучше узнать свои сильные стороны. Но для того, чтобы нам работалось лучше, давайте перед серьезным делом немного разомнемся!».

Упражнение «Австралийский ливень»

Цель: расслабление участников, снятие мышечного напряжения, активизация внимания и наблюдательности.

Ход упражнения. Участники встают в круг. Педагог-психолог: «Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно! Итак…

- В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

- Начинает капать дождь. (Щелчки пальцами).

- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

- Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

- А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

- Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

- Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

- Редкие капли падают на землю. (Щелчки пальцами).

- Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

- Солнце! (Руки вверх).


II. Основная часть

(поиск внутренних ресурсов, творческая самореализация обучающихся, работа с метафорическими картами)


Арт-терапевтическое упражнение «Река жизни»

Цель: поиск ресурсов для изменений, саморазвития, личностного роста, анализ жизненных ценностей и достижений, гармонизация состояния.

Ход упражнения. Педагог-психолог просит подростков подойти к столу, на котором заранее расставлены подносы по числу участников занятия и стаканы с манной крупой. Психолог просит обучающихся занять место, какое им нравится и обращается к ним со словами: «Посмотрите внимательно на свои руки: какие они сильные, трудолюбивые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, если кому-то требуется поддержка и дружески похлопать по плечу, они умеют поднимать тяжести и дарить цветы… Скажите, за что вы любите свои руки? (Подростки высказываются).

Сейчас я предлагаю вашим рукам стать творцами. Высыпьте манку на противень. Положите на крупу свои руки, почувствуйте ее на ощупь… Потрогайте манку, пересыпьте ее ладонями… пропустите сквозь пальцы… Какая она? Мягкая или шершавая? Теплая или прохладная? Какие ощущения сейчас у вас появились? (Подростки высказываются).

А теперь закройте глаза. И попробуйте пальцами нарисовать на манке реку. Не задумывайтесь над качеством рисунка. Мысленно представляйте реку и переносите ее на противень. Река может быть любой, какой Вы захотите. Это только Ваша река, Ваши ощущения. Представьте, как вы плывете по вашей реке, какие вы сильные и мужественные, вы способны плыть по своей реке очень долго…

Когда река будет готова, откройте глаза. Рассмотрите свою реку. Какая она получилась у вас? Нравится ли она вам? Подумайте.

Река – это поток Вашей жизни. Он такой в данный момент времени, и это не хорошо и не плохо. Это так, как есть. Но манка - сыпучий материал, легко поддающийся изменениям. Если вы хотите что-то изменить в своей реке, то сделайте это. Когда почувствуете, что не хотите вносить больше никаких изменений и вас все устраивает, остановитесь.

Посмотрите на свой рисунок и ответьте на вопросы:

Нравится ли вам ваше творение?

Какие эмоции возникают при рассмотрении картины? 

(Подростки высказываются)

Педагог-психолог: «Запомните эти ощущения, это понадобится вам для следующего задания».


Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: развитие умения находить в себе внешние и внутренние ресурсы, свои сильные стороны и опираться на них при достижении поставленных целей, при разрешении трудных ситуаций.

Ход упражнения. Обучающиеся сидят в традиционном кругу. Каждому из них даются бланки с незаконченными предложениями (смотри Приложение 1) и ручка. Психолог обращается к подросткам со словами: «Сейчас вы своими руками сотворили реку, символический поток своей жизни. Вспомните, наверняка, на вашем пути возникали препятствия, но вы все равно преодолевали их, не смотря ни на что. Подумайте, какие ваши внутренние качества помогают вам справляться с трудностями. Какие ваши свойства и черты характера помогают вам двигаться по жизни. Запишите их, используя незаконченные предложения.

(Подростки работают и по окончании – высказываются по желанию)

Педагог-психолог: «Все то, что вы сейчас назвали, и есть ваши внутренние ресурсы. Это то, что наполняет ваш сосуд. Ведь вы, наверняка, слышали, что человека часто сравнивают с сосудом? Сейчас я вам предлагаю провести один эксперимент и на собственном опыте убедиться, что каждого из нас можно сравнить с сосудом, наполненным всевозможными интересными вещами».

Упражнение «Какой я?»

Цель: личностное самоопреде­ление подростков, актуализацию внутренних противоречий и ре­сурсов.

Ход упражнения. На столе заранее разложены ассоциативные карты из колоды «Огонь, мерцающий в сосуде» - в правой части стола разложены карты-трафареты, в левой части – карты-фоны.

Психолог обращает внимание подростков на разложенные в правой части стола карты-трафареты и просит каждого выбрать одну карту – сосуд, который чем-то похож на самого подростка.

(Подростки делают свой выбор)

Психолог: «Расскажи об этом сосуде»

(Участники по очереди высказываются)

Психолог: «Но этот сосуд не пустой, он чем-то наполнен. Посмотрите внимательно на фоновые карты (психолог обращает внимание подростков на левую часть стола) и выберите наполнение для своего сосуда. Возможно, для кого-то это будет не одна карта, а несколько, ведь в вашем сосуде может много чего умещаться.

После того, как участники определились со своим выбором, они садятся в круг и работают со своими картами. Психолог направляет и помогает подросткам:

- Разложи фоновые карты внутри своего сосуда так, как ты считаешь нужным. (Подростки работают).

- Посмотри внимательно на то, что у тебя получилось. Расскажи о «начинке» своего сосуда. Какие эмоции у тебя вызывает то, что ты видишь? Как ты себя чувствуешь с таким наполнением? (Подростки рассказывают про свой сосуд)

- Все ли тебе нравится или есть карты, которые тебе хочется заменить? (Подростки высказываются).

Примечание. Если выясняется, что есть «некомфортные» для подростка карты, то психолог предлагает заменить их и рассказать о получившемся новом сосуде.

- Что каждая из этих карт несет хорошего для сосуда? (Подростки высказываются).


III. Заключительная часть

(Завершение занятия, рефлексия участников тренинга)

Упражнение «Я желаю тебе...»

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование навыка легко отдавать, позитивный эмоциональный заряд на следующую часть дня.

Ход упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди желают друг другу что-то доброе, также говорят о своих впечатлениях о занятии.

В конце психолог подводит итог занятия, высказы­вает свои пожелания ребятам и обращается к ним с завершающим словом: «Желаю вам наполняться идеями и впечатлениями, не расплескивать себя и быть открытыми новому!»





Ресурсы:

https://trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=5633

Г.И.Макартычева. Коррекция девиантного поведения. СПБ.: Речь, 2007.

Метафорические ассоциативные карты «Огонь, мерцающий в сосуде».


















































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



- Я горжусь тем, что я …_________________________________________

______________________________________________________________



-У меня хорошо получается….._____________________________________

_______________________________________________________________



- Особенно хорошо мне удаётся…__________________________________

______________________________________________________________



- Своим успехом я считаю…._______________________________________

_______________________________________________________________



- В трудную минуту мне помогают такие мои качества, как..._____________

______________________________________________________________









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.