Площадь прямоугольного треугольника

1
0
Материал опубликован 16 June

Технологическая карта урока математики (Учебник Л. Г. Петерсон)

Тема: Площадь прямоугольного треугольника

Тип урока: Урок введения нового знания (ОНЗ)

Класс 4 Б

Учитель: Полякова А.В.

Основные предметные задачи: сформировать навык вычисления площади прямоугольного треугольника, познакомить с новой геометрической терминологией (катет, гипотенуза).

Основные общеучебные задачи: учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Регулятивные: уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом; уметь формировать правило и применять его при нахождении площади прямоугольного треугольника; составлять план решения отдельной учебной задачи; сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание, слушают и понимают речь учителя, одноклассников; учатся работать в парах, группе.

Личностные УУД: способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности; придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.





п/п

Название этапа

Задачи этапа

Методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

I.

Мобилизующий этап – вовлечение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Наглядный, частично-поисковый

методы.

Мотивация учащихся к учебной деятельности через выделение содержательной области («знаю, могу»)


Проявление интереса к изучаемому материалу.

Представление имеющихся знаний и умений.

Включение в учебный процесс.


II.

Этап проблематизации. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.


Актуализировать знания, умения и навыки для построения нового способа действий; тренировать соответствующие мыслительные операции; зафиксировать затруднение.

Продуктивный метод, частично-поисковый метод. Наглядный, практический, проблемный методы.

Организует повторение знаний, закрепление умений.


Демонстрируют знания, умения в процессе применения формул и схем для решения задач, определяют затруднение в деятельности.


Фиксация имеющихся предметных знаний, известных способов деятельности и возникшего затруднения в деятельности.


III.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить-узнать-уметь.

Установить причину затруднения, сформулировать учебную проблему, уточнить тему и цели урока.

Частично-поисковый метод

Создает ситуацию познавательных противоречий. Выделяет соподчиненность целей.

Определяет их объем.


Осознают необходимость решения проблемы урока. Выдвигают варианты формулировок целей, составляют план решения проблемы.

Умение ставить цели, планировать свою работу.


IV.

«Открытие нового знания»

Выбрать метод разрешения проблемной ситуации; фиксировать новые знания вербально и в соответствующих знаках и схемах.

Частично-поисковый метод, практический метод, наглядный метод.

Организует работу в группах, парах. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют варианты и способы, фиксируют новые знания вербально и в соответствующих знаках и схемах.


Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V.

Первичное закрепление во внешней речи

Научить решению типовых задач в форме коммуникативного взаимодействия

Продуктивный, словесный метод

Организует практическое применение нового способа действий при решении типовой задачи с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельно применяют новую формулу, объясняют свои действия.

Формирование самостоятельности, ответственности уверенности в своих силах, положительные отношения к себе.

VI.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельно выполнить работу на применение нового знания

Продуктивный,

частично-поисковый метод

Создает ситуацию, в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия. Организация ситуации выбора.

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают типовые или усложнённые задачи.

Ориентируются в информации.

Выбирают задания соответствующего уровня.

Оценивают результаты своей деятельности.


Предметный

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационный

Умение использовать информацию представленную в различных формах, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Социальный

Уточнение собственных возможностей и ограничений


VII

Рефлексия деятельности- осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Установить степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности

Словесный метод

Создает ситуацию, связанную с чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности.

Анализируют деятельность по достижению цели

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

VIII

Домашнее задание

Предоставить право выбора задания, мотивировать учащихся на применение полученных знаний в нестандартной ситуации

Словесный, наглядный

Организация ситуации выбора в соответствии с возможностями, вариантность.

Ориентируются в информации.

Выбирают задания соответствующего уровня.


Выполнение задания, соответствующего уровню усвоения новых знаний.

















Мотивационный этап

- Предлагаю начать урок с того , что

На каждую букву слова урок придумать глаголы, которые помогут нам на уроке математики

У умножать ,упрощать , узнавать

Р решать , рассуждать

О объяснять ,осваивать , отвечать , оценивать

К контролировать, корректировать



Этап проблематизации

Актуализация знаний

Запишит число , кл работа

Вычислите и запишите только ответы

Площадь игровой площадки 150 м, что составляет 3/10 площади всего двора. Какова площадь всего двора ?

150:3 *10=500


К зиме надо застеклить 800 оконных рам. Застеклили 3/4 всех рам. Сколько рам застеклили?

800: 4*3=600


Автомобиль должен проехать до деревни Сосновка 1200 км. , а проехал треть пути и сломался. Сколько км осталось проехать ?

1200- 1200:3=800

500, 600, 800

Что общего в полученных числах

Натуральные

Трёхзначные Круглые

чётные

В порядке возрастания, кратные 2, 5 ,10

Продолжи ряд на 3 числа ( разность увеличивается на )

500, 600, 800, 1100, 1500, 2000,


Удвоение разности , разность увеличивается в 2 раза 500, 600, 800, 1200, 2000, 3600


На доске:

t1718541523aa.gif5 см 3 см

t1718541523ab.gift1718541523ac.gif

5 см

S = ? 3 см S = ? S = ?

4 см

- Что вы видите на доске?

( Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, прямоугольный треугольник).

- Что общего у этих фигур? (Прямой угол). Тогда как можно назвать треугольник, если у него один прямой угол ?

- Дайте определение каждой фигуре.

( Прямоугольник – четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противолежащие стороны равны.

Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.

Прямоугольный треугольник – треугольник, у которого один прямой угол, два острых).


- Какое задание предстоит вам выполнить? (Найти площадь данных фигур)

- Выполните это задание (Карточка 3).

Фиксирование затруднения


5 х 3 = 15 (см2) – площадь прямоугольника

3 х 3 = 9 (см2) – площадь квадрата

3 х 4 х 5 = 60 (см 3) Проблема!

3 + 4 + 5 = 12 (см)

Почему получились разные ответы?

Не знаем формулу нахождения площади треугольника


Целеполагание


- Как бы вы сформулировали тему урока. (Площадь прямоугольного треугольника)

- Какие цели поставим на урок? Чему будем учиться?

(

Научиться находить площадь прям треу-ка и , вывести формулу площади прямоугольного треугольника)


«Открытие нового знания»

Практическая работа (работа в парах): доказать, что получившиеся прямоугольные треугольники имеют равную площадь и составляют половину прямоугольника.



- Нам предстоит небольшая практическая работа в парах.



-У вас на партах лежат прямоугольники.

Как из одного прямоугольника получить 2 прямог треугольника \

Проведите диагональ , разрежьте их по диагонале Диагональ это отрезок, который соединяет 2 вершины противолежащих углов прямоугольника

Что получилось ?

Два прямоугольных треугольника

- Что можно сказать про эти треугольники?

И одинаковые

Как это проверить

Способом наложения

Если эти треугольники равные , то и площади равные

(Площади этих треугольников равны)

А теперь найдём площадь треугольника , используя площадь целого прямоугольника. Найдем ее

54 см2?

Тогда площадь прям треугольника будет равна половине

( Будет равна 27см2)

- Как это узнали? ( 54:2= 27 кв см

давайте запишем формулу площади прямоугольного треугольника - Ка



( На слайде зелёный прямоугольник)

Вывод:

Что в формуле обозначают буквы а и b? (Длина и ширина)

- А треугольник имеет такие стороны? Нет

- Оказывается, древние ученые дали названия сторонам прямоугольного треугольника: гипотенуза (греч., натянутая — самая длинная сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу) и катеты (от греч., перпендикуляр – стороны, образующие прямой угол).

На доску название сторон.

- Подпишите названия сторон прямоугольного треугольника и сформулируйте способ вычисления площади прямоугольного треугольника, используя название сторон треугольника

Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

Откроем учебники и сверим с выводом в учебнике

- Проверим по учебнику наш вывод. Стр. 95.

Давайте верёмся и проверим кто был прав?



Первичное закрепление.

Теперь попробуем применить наши знания

Скажите , а мы можем это формулу применить для любого треугольника ?

Нет

Только для прямоугольного

Работа со слайдом

Назовите катеты и гипотенузу каждого прямоугольного треугольника и найдите площадь

Записывать будем в тетрадь



Предлагаю решить задачу, найти площадь закрашенной фигуры

См слайд

Какая перед вами фигура ? ( четырёхугольник)

Из каких фигур состоит четырёхугольник ? (из прямоугольника и прямоугольного треугольника)

Составим план решения

Найдём сорону прямоуголика через периметр

Найдем площадь прямоугольника

Найдем площадь прямоугольного треугольника и сложим.

Проверим на слайде

56:2-13=15 см

15* 13=195(см)

14*15:2 =105 (см)

105+195= 300(см)

один у доске

Подведём итог . ответить на вопросы теста и заполнить таблицу

Кто на все вопросы ответил правильно

Кто допустил ошибку

Мы будем продолжать работать



Перейдем к решению задач из прошлых тем

Прочитаем задачу,

Что известно

Что надо узнать ?

700: 100* 25= 175 (кг ) продали до обеда

700: 100*40= 280 (кг) после обеда

700- (175+ 280)= 245(кг) осталось

2 способ

1 ) 40%+25%=65 % помидоров продали

100%- 65%= 35% помидоров осталось

700: 100* 35= 245 (кг) осталось



Резерв стр. 96 № 8(А,б)

A= 67598 b= 3789

А теперь предлагаю закончить работу на уроке, выполнив тест и решить задачу по выбору .

Что нового узнали ?

По какой формуле найдём площадь прямоугольного треугольника ?

Тест

Прямоугольный треугольник – это фигура, у которой…

а) три угла острые

б) два острых и прямой угол

в) два тупых и прямой угол

2. Формула площади прямоугольного треугольника:

а) а · b · c

б) (a + b) · 2

в) (a · b) : 2

3. Как называются стороны прямоугольного треугольника?

а) длина, ширина, высота

б) катет, катет, гипотенуза

в) длина, длина, гипотенуза

4. Чему равна площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 7 см и 12 см?

а) 24 см²

б) 41 см²

в) 42 см²

Выбери букву правильного ответа , внеси в таблицу, поставив плюс .




1

2

3

4

a





б





в









Решите задачи по выбору

1 уровень

Построй треугольник, катеты которого: АВ = 6 см, АК = 3 см, запиши название получившегося треугольника, найди его площадь.

2 уровень

Найди катет прямоугольного треугольника, площадь которого равна12t1718541523ad.png , второй катет равен 6 см.. Запиши решение.

3 уровень

Построй треугольник АМС, у которого один из катетов в 2 раза больше другого, но не превышает 7см. Запиши решение. Сколько вариантов решения этой задачи ты нашёл.

































Ответить на вопросы в конце урока

На уроке я работал (а) активно/ пассивно

Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

Материал урока мне был понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

Для меня оказалось важным ……………………………………………

Я могу объяснить другим ………………………………………………

Урок мне понравился/ не понравился

Моё настроение стало лучше/ стало хуже

Домашнее задание мне кажется лёгким/ трудным

интересным/ неинтересным































Оценочный лист




интересным/ неинтересным

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей