Урок геометрии в 8 классе: Площади многоугольников
Технологическая карта урока
Строгиной Татьяны Викторовны, учителя МОУ СОШ села Новая Толковка Пачелмского района
Предмет | Геометрия |
Класс | 8 |
Тип урока | Урок закрепления и укрупнения знаний. |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход |
Тема | Площадь многоугольника |
Цель | Создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Площадь многоугольника». |
Основные термины, понятия | Геометрическая фигура. Площадь треугольника, трапеции, параллелограмма, квадрата, прямоугольника, ромба. |
Планируемый результат | |
Предметные умения Знать основные формулы нахождения площади фигуры. Уметь находить площадь фигуры, составленной из других фигур. | Личностные УУД: - формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - проявлять познавательный интерес к изучению предмета. Регулятивные УУД: - оценивать результаты деятельности (своей – чужой) - определять цель учебной деятельности; - планировать собственную деятельность; - определять средства для ее осуществления; - контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные УУД: - систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, - ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, - работать с разными по уровню заданиями, - уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, - работать индивидуально и в группах. Коммуникативные УУД: - умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; - формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная | Книгопечатная продукция Геометрия 7-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.В. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2018 г. Технические средства обучения - компьютер, - мультимедийный проектор, - презентация к уроку |
Технология изучения
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь находить площадь фигуры? Сегодня мы продолжим работу с площадями фигур | Включаются в деловой ритм урока. Решали задачи на нахождение площадей | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1. Повторение формул на нахождение площадей фигур (соотнесите формулы с фигурами) 2. Решение задач на нахождение площади заштрихованной фигуры (слайд). Каким правилом пользовались? Можно повторить его по учебнику. | 1.Ученики работают индивидуально с карточками, повторяют формулировки теорем (исправляют, помогают) 2. Устно обсуждаем решение задач на слайдах | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью составления алгоритма решения задачи |
3. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. -Ученики самостоятельно выходят на проблему и решают ее; -Самостоятельно определяют тему, цели урока; -подбирают способы решения задач и формулы; | 3. Задача на нахождение площади заштрихованной фигуры, не имеющей конкретной формулы. (слайд) Проблема: как найти площадь фигуры, не имеющей конкретной формулы (решение задачи из ГИА на клетчатой бумаге) (слайд) Цель урока: -Какая цель нашего урока? -Какие задачи мы еще не умеем решать? | Подсчитывают квадратные сантиметры. Делают вывод: Можно комбинировать фигуру из известных фигур и пользоваться известными формулами Цель урока: -Нахождение площадей фигур, не имеющих конкретной формулы. Задачи: -Закрепить знания и умения в вычислении площадей многоугольников; -Применять изученные формулы для нахождения площадей фигур к решению практических задач. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Операционно-исполнительский этап | Работа в парах по нахождению площадей фигур (раздать листы). Давайте обсудим пути решения этих задач. | Учитель раздает листы с чертежами плоских фигур. (Давайте обсудим пути решения этих задач). Инструктирует; направляет; взаимопроверка в парах. | Ученики в парах обсуждают решение, делят (либо дополняют) фигуры, на части, формулы площадей которых известны. -ученики решают самостоятельно задачи | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5. Оценочно-рефлексивный этап | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | - Каждой группе предлагается провести презентацию своих работ. -Ученики оценивают себя и товарищей. | -Представители от группы выполняют презентацию решения своих задач. - Ученики объясняют, а представители другой пары могут задавать вопросы и уточнять те моменты, которые им не ясны. -оценивают себя и друг друга. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, навыки публичного выступления. |
6. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | -Чем занимались сегодня на уроке? -как найти площадь фигуры, не имеющей свою формулу? Где в окружающей жизни может встретиться умение находить площадь фигуры? | -Расширили свои знания по вычислению площадей многоугольников. -Учились применять формулы... -Научились решать некоторые задачи ГИА. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
7. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Оцените: свою работу на уроке с помощью фраз: - Сегодня на уроке я научился … - Я пока еще не умею … - Я стал лучше… | Ученики оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Ход урока:
Цель деятельности учителя | Создать условия для закрепления знаний учащихся по вычислению площадей многоугольников. | |||||
Термины и понятия | Площадь квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба | |||||
Организация пространства | ||||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, парная | |||||
Образовательные ресурсы | Учебник; Задания для теста; карточки с заданиями для работы в парах, линейки, карандаши; | |||||
Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь находить площадь фигуры? Сегодня мы продолжим работу с площадями фигур | |||||
1 этап. Актуализация опорных знаний и способов действий | ||||||
1. Повторение формул на нахождение площадей фигур (соотнесите формулы с фигурами, проверка на слайде). 2. Решение задач на нахождение площади заштрихованной фигуры (слайды). Каким правилом, формулой пользовались? Можно повторить его по учебнику. | 1.Ученики работают самостоятельно с карточками, повторяют формулы, исправляют. 2. Устно обсуждаем решение задач на слайдах | |||||
3. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. | ||||||
Задача на нахождение площади заштрихованной фигуры, не имеющей конкретной формулы. (слайды) Проблема: как найти площадь фигуры, не имеющей конкретной формулы (решение задачи из ГИА на клетчатой бумаге) (слайд) |
(слайд) | -Ученики самостоятельно выходят на проблему и решают ее -Самостоятельно определяют тему, цели урока; -Подбирают способы решения задач и формулы; Цель урока: -Нахождение площадей фигур, не имеющих конкретной формулы. Задачи: -Закрепить знания и умения в вычислении площадей многоугольника; -Применять изученные формулы для нахождения площадей фигур к решению практических задач. | ||||
4. Операционно-исполнительский этап | ||||||
Работа в парах по нахождению площадей фигур (раздать листы). Давайте обсудим пути решения этих задач. Заслушать представителей групп. | Ученики в парах решают задачи на готовых чертежах, делят фигуры либо достраивают до фигур, имеющих конкретные формулы для нахождения площадей. Ученики оценивают работу друг друга,
| |||||
6. Подведение итогов урока. | ||||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. -Чем занимались сегодня на уроке? -Как найти площадь фигуры не имеющей свою формулу? Где в жизни может встретиться умение находить площадь фигуры? | -Расширили свои знания по вычислению площадей многоугольников. -Учились применять формулы... -Научились решать некоторые задачи ГИА. | |||||
7. Рефлексия | ||||||
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Оцените: свою работу на уроке с помощью фраз: - Сегодня на уроке я научился …. - Я пока еще не умею …. - Я стал лучше…. | Ученики оценивают свою работу на уроке | ||||
8. Домашнее задание Решение задач «Площади многоугольников» |