12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Дмитрий Кросс1492
Я учитель математики и информатики. Работаю в сфере образования 2 года.
Россия

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………

3

1

Домовая резьба. Забытое таинство деревянных кружев………………

5

2

Прогулки по улицам Самары……………………………………………

12

3

Математика в узорах…………………………………………………….

23

3.1

Зеркальная симметрия в Самарских узорах……………………………

24

3.2

Преобразование. Параллельный перенос………………………………

24

3.3

Симметрия относительно прямой………………………………………

25

3.4

Четырехугольники в Самарских узорах……………………………….

27

4

Изображения цветов, животных, солнца в Самарских узорах……….

28

 

Заключение………………………………………………………………

32

 

Список литературы…………………………………………………….

33

Введение

Вся современная цивилизация есть продукт развития технологий, немыслимых без точных математических расчетов. Но математика не просто помогает нам познавать мир, она проникает в самую суть этого мира. Математика – удивительная наука. Математически можно описать любой процесс в мире. Математика развивает логическое мышление. Логика содержится и в том, что создано человеком: литература, изобразительное искусство, архитектура, поэзия, музыка – они построены на логических законах с добавлением эмоции. Мир полон прекрасных вещей, которые создал человек. Окружающий нас мир и красота там, где не каждый способен ее разглядеть, отражены в разных деталях. В рамках исследования мы постарались разглядеть математику в узорах деревянного зодчества Самары.

Самарское деревянное зодчество с каждым годом теряет свой великолепный облик. В связи с этим приоритетным направлением становится актуальным такое исследование узора в рамках изучения математики, которое не только раскрывает его смысл, его геометрию, композицию, но и великолепную историю.

Целью нашего исследования является формирование устойчивого интереса учеников к истории самарского деревянного зодчества.

Задачи исследования:

Познакомится с историей домовой резьбы;

Определить улицы города Самары с наиболее ярким и характерным узором;

Определить место математики в узорах Самарского деревянного зодчества;

Собрать необходимый материал для издания журнала «Математика в облике Самары».

Гипотеза исследования:

В ходе исследования и знакомства с архитектурой города, геометрическим узором и его историей становится очевидной и уже не такой абстрактной тема «Симметрия». Мы считаем, что такая наглядность поможет не только разобраться в теме, но и позволит сформировать интерес к истории родного города.

1. Домовая резьба. Забытое таинство деревянных кружев

В русском народном творчестве особое место издавна занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах.

Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, – где они не были оправданы конструкцией дома. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки.

Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища.

Истоки русского народного искусства уходят в далекое прошлое, обнаруживая явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в до письменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Резьба по дереву – одна из наиболее распространенных и доступных форм и видов народного орнамента.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетов и композиционным расположением на доме.

Русская архитектурная резьба условно делится на:

1) скульптурную;

2) плоскую;

3) рельефную;

4) пропильную.

Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя.

Плоская резьба - группа самых распространенных видом резьбы по дереву в XIX веке. У нее много названий и разновидностей: городчатая, долбленая, выемчатая, трехгранно-выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево.

Рельефная резьба в XIX в. особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (баррочная), глухая, долотная – это еще распространенные названия рельефной резьбы Поволжья. Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента.

К началу XX в. широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов вид резьбы по дереву – сквозная (пропильная) резьба, которая выполнялась с помощью пил различной конфигурации по нанесенному на доску рисунку.

Испокон веков резьба по дереву была широко распространена на всей территории Руси. И это совершенно не удивительно, ведь лесов, по крайней мере, раньше, в нашей стране было великое множество. Сосновые боры, вековые дубы и стройные березы можно было встретить повсюду. Ни один другой природный материал не был столь популярен на Руси, как дерево.

Наши предки с помощью топоров, ножей и прочих подручных инструментов изготавливали все необходимое для своих нужд и потребностей. Они возводили прочные и теплые дома и сараи, строили мельницы и мосты, делали телеги, кухонную утварь, детские игрушки, украшения и так далее. И мастер в каждое изделие вкладывал частицу своей души, стараясь сделать его неповторимым в своем роде.

Для резьбы по дереву славяне использовали как специальные, так и обычные инструменты. Основными инструментами резчика по дереву были: ножи, стамески, резаки, уголки, церазики и крюкарзы.

Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, – где они не были оправданы конструкцией дома. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки.

Одной из частей русской культуры является домовая резьба. С старины до настоящего времени стыки конструктивных элементов жилых домов и других деревянных строений прикрывались причелинами, наличниками.

Кроме своей основной функции – предотвратить проникновение внутрь помещения холода, сквозняков, они являются ещё и украшением. А вот о третьей функции наличников, резного узора на них, знают немногие. Большинство наших современников даже не догадываются, что изначально покрывающие дерево узоры предназначались не столько для красоты, сколько они должны были оберегать, охранять жизнь и добро владельцев дома.

Наличник и его конструктивные элементы, не смотря на кажущуюся простоту, наличник – это сложное по конструкции сооружение. Каким бы по внешнему виду наличник не был, у него всегда имеются четыре основных элемента.

Параллельно плоскости стены располагаются две вертикальные доски - боковины, и две горизонтальные доски, фризовая и подоконная. Не путать её с подоконником, который находится не снаружи, а внутри помещения.

Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз. Его функция – защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды.

Красоту, разнообразие, а зачастую и неповторимость наличникам придают такие дополнительные элементы, как навершие, или кокошник (5), «уши» (6) и подзор, или завершение (7). Они могут присутствовать как все вместе, так и по отдельности. Наличие или отсутствие их полностью зависит от фантазии и умения мастера.

Нашим далёким предкам было свойственно заселять окружающий мир всевозможными божествами и духами. По верованиям древних людей одни из них были добрыми – таких надо было приманивать, другие – злые, этих надо отгонять или, если отогнать не получится, то хоть как-то защититься, отгородиться от них. Забор вокруг дома убережёт от хищных зверей. Стены и крыша укроют от непогоды. Очаг, печь дадут такое желанное в долгую зиму тепло, обеспечат горячей пищей и теплом. От духов спасали только заклинания, амулеты и обереги, как призывающие, так и охранные. В результате, чтобы полностью обезопасить внутренние помещения дома, и себя в нём, дом нужно превратить в материализованное магическое заклинание, способное противостоять нечисти и привлекать благости.

Так всё же, что обозначают домовые символы? Что и от кого они охраняют?

Давайте попробуем их расшифровать. При этом следует помнить, что верхняя часть наличника (фризовая доска и кокошник) символизировала небо, нижняя часть, или подоконная доска – землю, а боковые доски (боковины) – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя, соответственно, ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. То же самое можно сказать и обо всей композиции общедомовой резьбы.

Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.

Наши предки делили и солнце, в этом случае, изображали вот так: дневное, на кокошниках или боковинах. Ночное, на подоконной доске.

Это обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти

Водяные знаки

бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.

земля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.

В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.

Христианство трактует их иначе.

мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени.

Три мандалы образуют трилистник.

символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.

символ Святой Троицы.

четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же сим-вол твёрдости веры.

в обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.

Мы познакомились с некоторыми узорами и выяснили, что из выше представленных символов в узорах деревянного зодчества Самары представлены символы, перечисленные выше. Это позволяет говорить об узоре как о смысловом начертании на жилом доме, поскольку люди верили в их силу и знали, что тот или иной узор принесет счастье, удачу и успех.

Мы кратко познакомились с богатой историей узора и отметили, что в исторической части города - Самарском районе можно встретить большое многообразие интересных домов, которые расскажут о себе посредством своего узора.

2. Прогулки по улицам Самары

Самара – город с великолепной историей, которую отчасти впитали в себя и дома. Архитектура деревянных домов прошлого столетия, к сожалению, сохранилась не полностью, а лишь частично, но от этого прекрасные геометрические орнаменты в отделке фасадов и окон домов не утратили своего очарования и смогли донести до нас великое таинство мастеров деревянного зодчества. Любовь к математике, математический склад ума и наблюдательность помогли нам рассмотреть геометрические разделы в архитектуре домов. Особенный интерес для нас представили шесть улиц в Самарском районе: Самарская, Вилоновская, Водников, Галактионовская, Ульяновская, Ярмарочная, которые наиболее ярко и полно отражают геометрический характер строений и их отделки, глубину и творческий замысел забытых или неизвестных мастеров по дереву.

Говоря о математике и геометрии, мы судим о величинах, их характеризующих (длина, площадь, объем), отношениях между ними и многое другое. Но мир настолько теоретически обусловлен, что в нем становится все меньше места для творчества, информационное созидание и активная производственная жизнь совсем не оставляют времени на визуальное восприятие тех важных объектов, которые особенным образом представлены в окружающем нас мире.

Мы говорим о Деревянном зодчестве Самары. Мало кто замечает, но в Самаре, особенно в ее исторической части – в Самарском районе, расположены самые красивые, на взгляд ценителя архитектуры и узора, дома.

Карта исследования геометрического узора

Самарская улица

В прогулках по деревянной Самаре нельзя было пройти мимо улицы Самарской.

Самарская улица — улица в Ленинском районе города Самара. Проходит между Садовой и Галактионовской улицами.

Начинается на берегу реки Самара. Пересекается с улицами Пионерской, Венцека, Ленинградской, Некрасовской, Льва Толстого, Красноармейской, Рабочей, Вилоновской, Ульяновской, Чкаловской и заканчивается на улице Полевой.

На Самарской улице много старых деревянных домов, так как до революции улицу заселяли люди со средним достатком.

Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников…

Самым знаменитым домом на Самарской, конечно, является дом на дворовом месте мещанина Михаила Дементьевича Маштакова, спроектированный А. А. Щербачёвым в 1899 году. Дом Маштакова уже много лет заколочен и огорожен глухим забором. Позади него возвели новые дома. А дом Маштакова – памятник историко-культурного наследия – ждёт решения своей судьбы.

Улица Вилоновская

Улица Вилоновская протянулась на 2,1 километра от улицы Максима Горького на набережной Волги до улицы Спортивной. Ранее она носила названия Оренбургской, а затем Александровской. 8 июля 1926 года улицу переименовали в честь революционера Никифора Вилонова.

Для знакомства с деревянной резьбой интерес представляет отрезок Вилоновской между Садовой и Никитинской. Остальные участки застроены каменными и современными домами.

Ряд зданий на Вилоновской уже практически утрачены – например, руины домов 53 и 70. Дом номер 42 с богатой резьбой и интересным карнизом уже снесён, и его можно увидеть теперь только на фотографиях.

Среди других домов с богатой и интересной резьбой можно обратить внимание на дома 57, 58, 69, 88 (угол Арцыбушевской), 89, 100, 106. Наиболее выдающиеся образцы – дома 58 и 106. Первый отличается резными элементами по всему фасаду, а второй – богатой резьбой оконных наличников и карниза.

Особенно самарцы украшали крышу. Но ни одного "конька" не сохранилось. Но изображение коня встречается часто и в большом многообразии. На фоне резного фриза дома №106 на Вилоновской улице расположен ритмический ряд оригинальных по рисунку фигурных кронштейнов в виде голов коней. В них - стремительность бега, сила, красота, стройность благородных животных.

От резного декора дом №106 по ул. Вилоновской кажется сказочным, воздушным и, в то же время, таким уютным, домашним! Прохожего не покидает чувство восхищения его творцом, он благодарен незнакомому мастеру за радость, которую тот доставляет уже более ста лет самарцам.

Улица Водников

Улица Водников — самая старая улица в Самаре.

Начинается она у моста через реку Самара и тянется чуть менее чем на два километра до Ленинградской. Это вторая параллельная Волге улица от реки. Ранее носила название Большой (до 1860), затем Преображенской. Здесь сохранилась застройка XIX века (начиная с первой половины века). Каменные дома первой половины Водников сменяются преимущественно деревянными между Пионерской и Венцека, чтобы затем вновь перейти в каменную застройку. К счастью, многое ещё сохранилось. К сожалению, многое нуждается в срочном ремонте и спасении. А от каких-то зданий остались уже только фасады, которые стоят красивым укором новостройкам за их спинами. Давайте пройдёмся по улице Водников от моста до Ленинградской.

Типичная особенность деревянных домов состоит в том, что они внутри своей объёмной формы имеют антресольный (пониженной высоты) этаж спальных комнат. Как правило, такой этаж с собственной внутренней лестницей располагался в сторону двора. парадные залы. Фасады таких зданий давали возможность развивать композиционные и художественные формы оконных наличников, венчающих карнизов и их фризов.

Улица Галактионовская

Улица Галактионовская протянулась на 3,5 километра от Пионерской до Полевой. Первоначально улица носила название Татарской, что, вероятно, связано с расположением тут остатков оборонительного вала самарской крепости. После постройки в 1844 году церкви Св. Троицы у Сенного рынка Татарскую переименовали в Троицкую. 13 февраля 1925 года Троицкую переименовали в Галактионовскую.

На Галактионовской довольно много домов сохранили традиционные для Самары навесы над входной дверью. Правда, почти все они уже сильно покосились. А ведь в былые годы они служили украшением дома, парадным крыльцом.

По своим резным элементам деревянные постройки на Галактионовской чрезвычайно разнообразны. Здесь и традиционные мотивы, встречающиеся на многих других улицах, и уникальные образцы деревянного прикладного искусства.

Великолепным и выбивающимся из всего деревянного наследия можно признать и дом 91, который, к сожалению, сильно обветшал, потеряв часть элементов наличников.

Также своеобразны наличники на домах 51 и 151. К числу знаменитых памятников деревянного зодчества, безусловно, относится дом 82 с двумя башенками.

К сожалению, участь деревянных зданий незавидна. Годами они жили без капитального ремонта и в пренебрежении со стороны жильцов. Сегодня многие из них покосились, зияют дырами и трещинами, утратили часть резных элементов.

А ведь этот и другие дома могли бы после коренной реставрации и даже реконструкции стать богатыми особняками, составляющими гордость этой эклектичной улицы и всего города. В других странах такие дома модернизируются и служат ещё очень долго, неизменно привлекая внимание туристов, но не в Самаре, поэтому советуем поскорее пройтись по Галактионовской и успеть увидеть то, что ещё сохранилось.

Улица Ульяновская

Продолжаем гулять по “деревянной” Самаре. Предлагаем пройтись по улице Ульяновской, которая протянулась почти на 1,6 километра от Рабочего городка до улицы Агибалова.

Улицу переименовали в честь семьи Ульяновых, которая несколько лет прожила в Самаре. Можно отметить, что названия Симбирская и Садовая не раз фигурировали на карте города. Симбирской назывались нынешние Степана Разина, Чапаевская и Ульяновская.

На Ульяновской сохранилось несколько домов – как полностью деревянных, так и каменно-деревянных (с деревянным вторым этажом). Большая часть смешанных зданий сохранилась на участке между Ленинской и Галактионовской. Собственно, далее Галактионовской (в сторону Волги) деревянных зданий не осталось вовсе.

На углу с Буянова стоит каменно-деревянный дом с богатейшей резьбой – ажурные наличники и карниз. Резьба покрывает значительную часть поверхности второго этажа.

Наконец, между Буянова и Агибалова есть дом номер 97 полностью покрытый резьбой. Наличники украшают окна обоих этажей. Окна первого этажа закрыты ставнями. Резьба присутствует также на карнизе и фронтоне. К сожалению, дом быстро приходит в негодность, а первый этаж выглядит необитаемым.

Ульяновская – не такая уж длинная улица. Да и деревянных домов на ней не так много. Но эта улица, безусловно, заслуживает того, чтобы на неё обратили внимание.

Улица Ярмарочная

Улица Ярмарочная – одна из самых коротких и красивых улиц старой Самары. Существуют три участка – от Молодогвардейской до Галактионовской (со стороны жилого дома), от Галактионовской до Самарской (также с левой стороны Самарской площади, если стоять лицом к Волге) и от Самарской до Садовой. В сумме всех участков получается 760 метров. Что примечательно, кусок от Садовой до Арцыбушевской – ровно половина этого расстояния. Ещё более интересен тот факт, что до середины прошлого века улица Ярмарочная была ещё длиннее и прямее, так как спускалась к Волге. Но в 1960-е годы на месте Ярмарочного спуска насыпали искусственный холм, на котором в 1971 году открыли площадь Славы.

Пройдя пару новостроек на углу с Ленинской, перейдя на другую её сторону, можно увидеть два двухэтажных дома, построенных по принципу – первый этаж каменный, а второй деревянный.

Далее по обе стороны улицы будут попадаться деревянные дома (одно - и двух-этажные) с самыми разными образчиками деревянной резьбы – наличниками, резными карнизами, мутулами, сандриками и элементами, украшающими стены.

Здесь можно найти и абстрактные мотивы, и фигурки лебедей, и даже сложные виды резьбы (например, мутулы – выступы, поддерживающие карниз – на домах №36 и 43).

Дом №36 на углу с улицей Пушкина вообще примечателен своей резной отделкой. Дом одноэтажный и полностью украшен резьбой.

Это один из самых “богатых” в этом отношении домов в городе. Более того, у него сохранились интересные ворота в два щита с калиткой и столбами. Столбы украшены накладными резными декоративными элементами и главами, обитыми железом.

Улица Ярмарочная имеет такие прекрасные станинные дома с необычными узорами. И очень бы хотелось, чтобы они простояли еще очень долгое время!

3. Математика в узорах

Выделим темы в содержании математического материала темы, которые наиболее ярко проявились в архитектуре деревянного зодчества Самары:

центральная симметрия в Самарских узорах;

зеркальная симметрия в Самарских узорах;

параллельный перенос в Самарских узорах;

симметрия относительно прямой в Самарских узорах;

геометрия четырехугольника в Самарских узорах.

Особо следует выделить геометрическую составляющую в изображении цветов, животных, солнца в Самарских узорах.

Наша тема - "Самарские узоры" не может остаться без внимания математики, геометрии, так как симметрия узора - есть интересная область исследования в 5-7 классах рамках темы "Симметрия". 

«Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту совершенство»

Г. Вейль

Симметрия — свойство геометрических фигур и объектов на плоскости и в пространстве.

Вы, наверное, неоднократно встречали невооруженным глазом некоторые очертания, символы, узоры, хоть как-то напоминающие симметрию фигуры и ее свойства.

Согласитесь, что математика - удивительный предмет, все ее закономерности не явно представлены в нашей жизни, однако есть вещи, на которые стоит обратить внимание.

Поговорим об узоре и его симметрии.

3.1 Зеркальная симметрия в Самарских узорах

Зеркальной называют симметрию, имеющую плоскость, линию, или временной раздел двух совершенно одинаковых относительно, друг друга частей одного целого (например, цветной узор крыльев бабочки).

Изучив некоторые узоры, мы определили, что узор, располагающийся на улице Вилоновская определяет тип симметрии - зеркальная.

3.2 Преобразование. Параллельный перенос

Переносы - это перемещения вдоль прямой АВ на расстояние а. Такая операция приемлема лишь для объектов, вытянутых в одном особенном направлении АВ.

Параллельный перенос в Самарских узорах

3.3 Симметрия относительно прямой

Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему. Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе.

Примеры таких фигур и их оси симметрии изображены ниже

Познакомившись с особенностями симметрии относительно прямой, мы выяснили, чт онаиболее характерно выделяются и сответствуют данному типу следующие узоры:

3.4 Четырехугольники в Самарских узорах

Четырехугольником называется фигура, которая состоит из четырех точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков. При этом никакие три из данных точек не лежат на одной прямой, а соединяющие их отрезки не пересекаются.

Изучив некоторые четырехугольники: квадрат, ромб, параллелограмм, прямоугольник мы определили некоторые узоры, указывающие на свойства фигур, определяющих четырехугольник:

4. Изображения цветов, животных, солнца в Самарских узорах

«Небесные» верования восточных славян, среди которых выделяется аграрный культ солнца, воплотились в символических знаках, своеобразных идеограммах, которые занимают видное место среди других мотивов древнерусских орнаментов. Зародившись в глубокой древности, они постепенно с изменением религиозных представлений претерпевали изменения, как со стороны формы, так и содержания. Тем не менее, основные формы этих знаков и смысл, в них заключавшийся, были одинаковы везде, где важную роль в религии играли астральные верования. Так, уже в бронзовом веке колеса, круги, звезды, свастики употреблялись в качестве символа солнца (12) Степана Разина, 10; 13) Водников, 21; 14) Водников, 77; 15) Арцыбушевская, 160).

Одним из наиболее ярких и выразительных видов резьбы является зооморфный орнамент, представляющий собой стилизованное изображение зверей, птиц, рыб, змей, ящериц и драконов.

Корни этого орнамента идут от языческих времен, когда многих животных обожествляли и поклонялись им. Разглядывая оконные наличники самарских домов, всплывают в памяти мифические образы старинного русского фольклора – предания о домовых, леших, русалках, сказочных жар-птицах. Настроение старой доброй сказки навевает сочетание зооморфного и растительного орнамента. На некоторых домах в верхней части фронтона, под самой крышей, в какой-то угрожающей позе притаились мифические птицы и змеи - это древний оберег, предохраняющий жилище от пожара, а обитателей дома – от болезней и «дурного глаза».

По-видимому, именно, эта древняя вера в «оберег» и заставляет на фасадах некоторых новостроек видеть загадочные символы в виде стрел, крестов, ромбов, треугольников. Терема, хоромы, избушки «на курьих ножках» из сказок и былин переселились на улицы нашей Самары (16) Братьев Коростелевых, 24; 17) Арцыбушевская, 55; 18) Арцыбушевская, 135; 19) Чапаевская, 105).

В фасадных узорах самарских домов типично русские элементы (ромбы, круги, спирали, кресты, зигзаги, лесенки, елочки) соседствуют с роговидными элементами художественного творчества кочевников-скотоводов. При этом в растительный орнамент, характерный для славянских народностей, гармонично вплетены ажурные восточные узоры. Традиция украшать жилище растительным орнаментом исходит корнями к далекому прошлому, когда люди жили в единстве с природой, одухотворяли многие природные явления, травы, деревья, наделяли их магической силой, видя в живой природе источник красоты (20) Арцыбушевская, 55; 21) Буянова, 86; 22) Буянова, 119; 23) Никитинская, 29; 24) Самарская, 106).

Заключение

Путешествуя по улицам города, нам удалось найти несколько улиц и домов, благодаря которым мы показали не только страницы из истории города, но и убедились в том, что математика возникла из практики, и находит свое отражение в практике. На наш взгляд такая экскурсия не только по страницам учебника, но и по историческим сведениям о родном городе способствует лучшему усвоению математического материала, делает его творческим, интересным. Такой экскурс позволяет говорить о математике уже как о науке практической, поскольку ее элементы отражены в окружающей действительности. Считаем, что гипотеза исследования оправдана и задачи и цель достигнута.

Список литературы

Алабин, П. В. Двадцатипятилетие Самары, как губернского города (историко-статистический очерк) / П. В. Алабин. Самара, 1887. - 521 с.

Алексушина, Т. Ф. Самара, улица Дворянская: Иллюстрированная энциклопедия / Т. Ф. Алексушина, Г. В: Алексушин, А. А. Буданова. 2-е изд., доп. и перераб. - Самара: ООО «Офорт»,2009. - 747 с.

Архитектура города Куйбышева и области. Краткий очерк. Куйбышев: ОГИЗ: Куйбышевское обл. изд-во, 1947. - 59 с.

Ащепков, Е. А. Русское деревянное зодчество/ Е. А. Ащепков.- М.: гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950. 103 с.

Гурьянов, Е. Ф. Домовая резьба, уходящая архитектура / Е. Ф. Гурьянов // Сам Арх : №5 Самара: 1998. - с. 12.

Демидова, И. Мелодии старой Самары / И. Демидова, А. Демидов. -Самара: Издательский дом Фёдоров, 1992. 108 с.

Каркарьян, В. Г. Деревянное зодчество Самары, или осень патриархов / B. Г. Каркарьян. Самара: Издательский дом «Агни», 2002. - 152 с.

Малахов, С. Одиссея деревянного дома // Сам Арх: № 6. Самара: 2000.-С. 9-11.

Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников / Сост. А. Н. Завальный, Ю. Е. Рыбалко. Самара: Кн. изд-во, 1992. -288 с.

Рассохина, Г. Старая Самара исторический город или новая стройплощадка // Волжская заря: № 28. - Самара: 2002. - С. 4.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (1)

Завадская Елена Владимировна, 16.08.17 в 22:31 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо. Интересная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.