Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «По течению ленд - арта в гости к Хозяйке Леса»
/data/files/j1702327469.jpg (1920x1920)
/data/files/d1702327500.jpg (1920x1920)
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования
Тема: «По течению ленд-арта в гости к Хозяйке леса»
Цель: представить направление ленд-арт как новый источник вдохновения в работе с природными материалами.
Роли: ведущий, Хозяйка Леса.
Задачи:
Формировать представления о методе развития творческого мышления «ленд-арт»;
Выделить особенности направления как арт-технологии и возможность адаптации при использовании в деятельности с детьми дошкольного возраста;
Повышать профессиональные навыки педагогов, способствовать накоплению нестандартного творческого опыта при создании арт - объектов из природного материала.
Форма работы: мастер-класс
Целевая группа: педагоги
Материалы и оборудование: листы, ручки, презентация, «уголок леса» с природными материалами; изображения треугольника, окружности, прямоугольника; шишки, камушки, соль мелкого помола, 3 прозрачные емкости для рефлексии.
Для введения в тему: ёмкость с песком (речным или кинетическим) и ёмкость с искусственным (по возможности настоящим) снегом. В ёмкостях совочки, формочки, ролики для печати.
Организация рабочих зон.
Племя «Волшебная палочка»:
клей-пистолет,
деревянные палочки для основы
джутовая или бумажная верёвка
ножницы
природные материалы по выбору
Племя «Наряд»
прозрачная пластиковая круглая канистра или бутыль, объемом 5 л.
клейкая лента, двусторонняя
ножницы
природные материалы по выбору (вариант – листья в не засушенном виде)
Племя «Пейзаж»:
коробка от конфет с рамкой,
канцелярский нож
клейкая лента широкая, односторонняя
природные материалы по выбору (мох, листья цельные и хлопья из сухой листвы, тонкие веточки и др.)
ножницы
Ход:
В начале мастер-класса по залу разложить в перевернутом виде изображения для деления на племена.
Выделить «лесной» уголок («волшебную мастерскую»), для представления природных материалов.
Видео, отрывок. Звуки природы.
Встречает гостей Хозяйка Леса.
Приглашает в свой укромный уголок природы.
Здравствуйте, гости дорогие!
Самые смелые, самые любопытные и самые творческие путешественники! Я пригласила Вас сегодня не случайно. Мы отправимся с Вами в путешествие. Но прежде чем оно начнётся, создадим особый круг, КРУГ ОБЪЕДИНЕНИЯ. Возьмитесь за руки, посмотрите на соседа слева, справа, посмотрите в круг. Крепко сожмите ладони, расслабьте. Мы с Вами объединили свои умы, творческие силы и энергии. И как настоящие путешественники должны друг другу помогать и вернуться обратно все вместе.
Хозяйка Леса: Итак, начинаем наше путешествие! Приглашаю Вас в свои владения.
В наш северный край зима приходит рано, а хочется вдоволь налюбоваться осенью: яркой, красочной, настоящей художницей и рукодельницей.
Чтобы осень задержать, решила я время чуть приостановить, осенние дары подольше сохранить.
Добро пожаловать в мою волшебную мастерскую! Во время экскурсии смотреть глазами, трогать руками разрешается. Делиться мыслями и впечатлениями не возбраняется.
Участники рассматривают заранее обустроенный «лесной уголок», где представлены разнообразные природные материалы. Хозяйка Леса при необходимости комментирует.
Волшебная минутка
—После экскурсии, наши ноги пусть немного отдохнут, а головы (умы) разомнутся. Попробуйте на бумаге записать все природные материалы, которые вспомните за минуту. (Пишут). Теперь еще за одну минуту разделите на 2 группы ваш список: на материалы, которые просто собираем (доступные) и на те, которые добываем с усилиями (добываемые).
— Пока что отложим наши путевые заметки. То, о чем мы будем сегодня говорить неразрывно связано с темой природных материалов. Ныряем в ИСТОЧНИК МУДРОСТИ.
На сцену приглашается ведущий.
Работа с презентацией.
Слайд №1 Титул.
Слайд №2 ПОЧЕМУ ЛЕНД АРТ?
Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для всестороннего развития ребенка. В том числе и творческого развития. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять. Развивать творческие способности нужно с раннего детства, но что окружает ребенка с детства сегодня (компьютеры, телефоны, планшеты и др) не способствуют их творческому развитию: нет интереса и необходимости что-то придумывать, развивать воображение, мастерить, украшать и сочинять.
Работа над данной проблемой способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Одним из таких благоприятных методов может стать Ленд-арт.
Слайд №3
Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения.
Климент Тимирязев
Слайд №4 БУДЕМ ЗНАКОМЫ!
— Land Art или Earth Art (земляное искусство) — направление искусства, возникшее в США в конце 1960-х годов. Произведения этого направления неразрывно связаны с природным ландшафтом, откуда и происходит название. Ландшафты используются художниками как форма и средство, необходимые для создания произведений. И часто эти произведения возникают там, куда человеку не так-то просто добраться.
Слайд №5
ФОТОПРИМЕРЫ.
Слайд №6.
Дело в том, что художники лэнд-арта хотели вывести произведения искусства из музеев и галерей, вырваться из искусственного пространства в пространство природное, избавиться от взгляда на произведения искусства, как на товар. Поэтому многие из их творений находятся там, куда доберётся только самый искушенный зритель. И то, если успеет.
Слайд №7 ЛЕНД - АРТ В ДОУ
Ленд-арт, как творческое течение, реализуемое в ДОУ, носит иную цель.
Основная цель метода творческого мышления ленд–арт состоит в развитии творческих способностей с использованием природного материала на природе, но также помогает гармонизировать развитие личности (позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов; снижение эмоциональной тревожности; повышение самооценки; развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру)
Слайд №8
Для нас, педагогов, это станет непредсказуемым экспериментом, для детей — увлекательной игрой, даже для самых маленьких. Это замечательный вид творчества, который идеально подходит для лета и зимы. Развивается интуиция, яркая фантазия, воображение, речи как основу творческого мышления. Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе ленд-арта происходит естественно. Творить из природных материалов можно где угодно – в парке, на даче, в лесу, на пляже.
Это лучший способ познать окружающее пространство: знакомый мир неожиданно откроется сотнями новых граней (округлый валун превратится в панцирь черепахи, лист лопуха станет развевающимся парусом, а из горстки плодов и семян — ваза с цветами).
Слайд №9 ЛЕНД – АРТ или КОНСТРУИРОВАНИЕ
Иногда данное течение можно спутать с конструированием из природного материала. Как отличить их? (Педагоги предполагают) Основная суть данной методики «ленд-арт» заключается в том, чтобы в пространстве природы (земля, трава, вода) создавать скульптуры и образы, используя природные материалы (камни, ракушки, шишки, части растений и т.п.). Для такого творчества не нужно столов, стен, да и привычных художественных инструментов и материалов не нужно. При этом окружающая обстановка является частью произведения. А конструирование, как мы помним, — это моделирование, построение, приведение объекта в определенное положение. Имеется рабочая зона и дополнительный материал (клей или веревка).
На сцену вновь приглашается Хозяйка Леса.
Слайд №10 СЕКРЕТНЫЕ ШАГИ ОТ ХОЗЯЙКИ ЛЕСА
Применение метода ленд-арт строится из следующих шагов:
Хорошо исследовать территорию вокруг себя.
Выбрать место среды, где вы расположите свое произведение искусства.
Выбрать природные материалы, которые вам понравятся по своему цвету и форме.
Собрать подходящие к вашему замыслу изображаемого произведения искусства природный материал.
НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. ИНТЕРАКТИВ.
— Теперь вернемся к нашим листам, с которыми мы работали в начале встречи. Как вы думаете, какая группа материалов является ключом к ленд-арту? (Отвечают) Именно доступные. Потому что они не требуют больших усилий при сборе и находятся в шаговой доступности.
Постараться выполнить не только поделку из природного материала, но и отразить связь с тем пейзажем природы, в котором вы ее расположили.
Определиться с тем, что вы хотите совместно изобразить и что конкретно будет выполнять каждый из участников вашего творчества.
Обсудить свои идеи, определиться с выбором, подобрать грамотно цвета и приступить к реализации замысла.
Сделать несколько удачных фото вашего творчества.
Слайд №11 И ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТИКОВ…
Давайте не забывать!
Включать ребенка в творчество — позвольте ему самому определять тему своей композиции.
Использовать игровую форму взаимодействия.
Предоставлять ребенку свободу в выборе места, способа и материала, их возможных комбинаций.
Помощь взрослого предлагать своевременно, но дозированно.
Стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при неудачах, проявлять выдержку и терпение.
На сцену приглашается ведущий.
Слайд №12 МЫ УЖЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ!
Фотопримеры из поездки на водопад «КИВАЧ»
Слайд № 13
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Слайд №14
Будем рады получить от каждого путешественника обратную связь…
Благодарим за внимание!
Практикум.
Активизация творческого состояния.
Ведущий: Превращаемся в детей!
Кто любит больше тёплую погоду, приглашаются в песочницу. Кому ближе холода, добро пожаловать в снежную яму.
— И сегодня мы вам предлагаем создать удивительные предметы из природного материала, которые могут стать частью естественной среды, но при этом будут играть необычную роль.
Лесная красавица - неисправимый эстет, жуткая модница и очень любит то место, где живёт.
Посмотрите вокруг, Хозяйка леса приготовила для Вас небольшой сюрприз – чудесный ковёр из осенних листьев. Она предлагает Вам вступить в разные племена. Каждое племя будет выполнять для Хозяйки Леса особенный подарок.
Кто в какое племя попадёт подскажут фигурки на осенних листьях.
Прямоугольник означает, что вы будете делать волшебную палочку. Круг — вы, как внимательный человек, смотрящий в объектив, будете делать пейзаж. Треугольник подскажет, что вы будете делать наряд.
Практическая часть.
Во время изготовления поделок участники советуются между собой. Племенам разрешается ходить друг к другу в гости.
Ведущие и участники помогают друг другу найти решение. Переносим идеи мысленно на улицу, находим разные варианты создания на прогулке с детьми.
Отталкиваясь от привычного конструирования, двигаемся к нахождению приёмов создания ленд-арт объектов на прогулке с детьми.
Минутка отдыха. Просмотр видеофильма «Ленд-арт для детей или творчество на природе». Фильм создан из работ воспитанников нашего детского сада.
Ведущий предлагает два вида.
— Какая же главная особенность у ленд-арта?
… Скульптуры, инсталляции создаются в естественной среде с помощью доступных природных материалов.
— Наше путешествие подошло к концу! Хотелось бы узнать ваше мнение.
Пожалуйста, подойдите к столу обратной связи, и положите в сосуд природный материал, соответственно вашим впечатлениям и ощущениям.
Шишки (1 штука) — легко, интересно, возьму в работу.
Камушки (1 штука) — тяжело, не разобрался, пока отложу.
Соль (1 ложка) — прошла сквозь пальцы, не оставила следа, точно не мое.
Второй вариант – электронный, используя специальный код из презентации, перейдите на сайт и оставьте свой отзыв после небольшого тестирования.
Хозяйка Леса благодарит участников, прощается:
«До новых творческих встреч!»
7