Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «По течению ленд - арта в гости к Хозяйке Леса»

9
0
Материал опубликован 11 December 2023
j1702327469.jpg

/data/files/j1702327469.jpg (1920x1920)

d1702327500.jpg

/data/files/d1702327500.jpg (1920x1920)

p1702327554.jpg

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования


Тема: «По течению ленд-арта в гости к Хозяйке леса»


Цель: представить направление ленд-арт как новый источник вдохновения в работе с природными материалами.

Роли: ведущий, Хозяйка Леса.

Задачи:

Формировать представления о методе развития творческого мышления «ленд-арт»;

Выделить особенности направления как арт-технологии и возможность адаптации при использовании в деятельности с детьми дошкольного возраста;

Повышать профессиональные навыки педагогов, способствовать накоплению нестандартного творческого опыта при создании арт - объектов из природного материала.

Форма работы: мастер-класс

Целевая группа: педагоги

Материалы и оборудование: листы, ручки, презентация, «уголок леса» с природными материалами; изображения треугольника, окружности, прямоугольника; шишки, камушки, соль мелкого помола, 3 прозрачные емкости для рефлексии.

Для введения в тему: ёмкость с песком (речным или кинетическим) и ёмкость с искусственным (по возможности настоящим) снегом. В ёмкостях совочки, формочки, ролики для печати.

Организация рабочих зон.

Племя «Волшебная палочка»:

клей-пистолет,

деревянные палочки для основы

джутовая или бумажная верёвка

ножницы

природные материалы по выбору

Племя «Наряд»

прозрачная пластиковая круглая канистра или бутыль, объемом 5 л.

клейкая лента, двусторонняя

ножницы

природные материалы по выбору (вариант – листья в не засушенном виде)

Племя «Пейзаж»:

коробка от конфет с рамкой,

канцелярский нож

клейкая лента широкая, односторонняя

природные материалы по выбору (мох, листья цельные и хлопья из сухой листвы, тонкие веточки и др.)

ножницы



Ход:

В начале мастер-класса по залу разложить в перевернутом виде изображения для деления на племена.

Выделить «лесной» уголок («волшебную мастерскую»), для представления природных материалов.

Видео, отрывок. Звуки природы.

Встречает гостей Хозяйка Леса.

Приглашает в свой укромный уголок природы.

Здравствуйте, гости дорогие!

Самые смелые, самые любопытные и самые творческие путешественники! Я пригласила Вас сегодня не случайно. Мы отправимся с Вами в путешествие. Но прежде чем оно начнётся, создадим особый круг, КРУГ ОБЪЕДИНЕНИЯ. Возьмитесь за руки, посмотрите на соседа слева, справа, посмотрите в круг. Крепко сожмите ладони, расслабьте. Мы с Вами объединили свои умы, творческие силы и энергии. И как настоящие путешественники должны друг другу помогать и вернуться обратно все вместе.


Хозяйка Леса: Итак, начинаем наше путешествие! Приглашаю Вас в свои владения.

В наш северный край зима приходит рано, а хочется вдоволь налюбоваться осенью: яркой, красочной, настоящей художницей и рукодельницей.

Чтобы осень задержать, решила я время чуть приостановить, осенние дары подольше сохранить.

Добро пожаловать в мою волшебную мастерскую! Во время экскурсии смотреть глазами, трогать руками разрешается. Делиться мыслями и впечатлениями не возбраняется.

Участники рассматривают заранее обустроенный «лесной уголок», где представлены разнообразные природные материалы. Хозяйка Леса при необходимости комментирует.

Волшебная минутка

После экскурсии, наши ноги пусть немного отдохнут, а головы (умы) разомнутся. Попробуйте на бумаге записать все природные материалы, которые вспомните за минуту. (Пишут). Теперь еще за одну минуту разделите на 2 группы ваш список: на материалы, которые просто собираем (доступные) и на те, которые добываем с усилиями (добываемые).

Пока что отложим наши путевые заметки. То, о чем мы будем сегодня говорить неразрывно связано с темой природных материалов. Ныряем в ИСТОЧНИК МУДРОСТИ.

На сцену приглашается ведущий.


Работа с презентацией.


Слайд №1 Титул.

Слайд №2 ПОЧЕМУ ЛЕНД АРТ?


Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для всестороннего развития ребенка. В том числе и творческого развития. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять. Развивать творческие способности нужно с раннего детства, но что окружает ребенка с детства сегодня (компьютеры, телефоны, планшеты и др) не способствуют их творческому развитию: нет интереса и необходимости что-то придумывать, развивать воображение, мастерить, украшать и сочинять.

Работа над данной проблемой способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Одним из таких благоприятных методов может стать Ленд-арт.


Слайд №3


Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения.
Климент Тимирязев

Слайд №4 БУДЕМ ЗНАКОМЫ!


Land Art или Earth Art (земляное искусство) — направление искусства, возникшее в США в конце 1960-х годов. Произведения этого направления неразрывно связаны с природным ландшафтом, откуда и происходит название. Ландшафты используются художниками как форма и средство, необходимые для создания произведений. И часто эти произведения возникают там, куда человеку не так-то просто добраться.


Слайд №5

ФОТОПРИМЕРЫ.


Слайд №6.


Дело в том, что художники лэнд-арта хотели вывести произведения искусства из музеев и галерей, вырваться из искусственного пространства в пространство природное, избавиться от взгляда на произведения искусства, как на товар. Поэтому многие из их творений находятся там, куда доберётся только самый искушенный зритель. И то, если успеет. 


Слайд №7 ЛЕНД - АРТ В ДОУ

Ленд-арт, как творческое течение, реализуемое в ДОУ, носит иную цель.

Основная цель метода творческого мышления ленд–арт состоит в развитии творческих способностей с использованием природного материала на природе, но также помогает гармонизировать развитие личности (позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов; снижение эмоциональной тревожности; повышение самооценки; развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру)



Слайд №8

Для нас, педагогов, это станет непредсказуемым экспериментом, для детей — увлекательной игрой, даже для самых маленьких. Это замечательный вид творчества, который идеально подходит для лета и зимы. Развивается интуиция, яркая фантазия, воображение, речи как основу творческого мышления. Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе ленд-арта происходит естественно. Творить из природных материалов можно где угодно – в парке, на даче, в лесу, на пляже.

Это лучший способ познать окружающее пространство: знакомый мир неожиданно откроется сотнями новых граней (округлый валун превратится в панцирь черепахи, лист лопуха станет развевающимся парусом, а из горстки плодов и семян — ваза с цветами).


Слайд №9 ЛЕНД – АРТ или КОНСТРУИРОВАНИЕ


Иногда данное течение можно спутать с конструированием из природного материала. Как отличить их? (Педагоги предполагают) Основная суть данной методики «ленд-арт» заключается в том, чтобы в пространстве природы (земля, трава, вода) создавать скульптуры и образы, используя природные материалы (камни, ракушки, шишки, части растений и т.п.). Для такого творчества не нужно столов, стен, да и привычных художественных инструментов и материалов не нужно. При этом окружающая обстановка является частью произведения. А конструирование, как мы помним, — это моделирование, построение, приведение объекта в определенное положение. Имеется рабочая зона и дополнительный материал (клей или веревка).

На сцену вновь приглашается Хозяйка Леса.

Слайд №10 СЕКРЕТНЫЕ ШАГИ ОТ ХОЗЯЙКИ ЛЕСА


Применение метода ленд-арт строится из следующих шагов:

Хорошо исследовать территорию вокруг себя.

Выбрать место среды, где вы расположите свое произведение искусства.

Выбрать природные материалы, которые вам понравятся по своему цвету и форме.

Собрать подходящие к вашему замыслу изображаемого произведения искусства природный материал.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. ИНТЕРАКТИВ.

Теперь вернемся к нашим листам, с которыми мы работали в начале встречи. Как вы думаете, какая группа материалов является ключом к ленд-арту? (Отвечают) Именно доступные. Потому что они не требуют больших усилий при сборе и находятся в шаговой доступности.

Постараться выполнить не только поделку из природного материала, но и отразить связь с тем пейзажем природы, в котором вы ее расположили.

Определиться с тем, что вы хотите совместно изобразить и что конкретно будет выполнять каждый из участников вашего творчества.

Обсудить свои идеи, определиться с выбором, подобрать грамотно цвета и приступить к реализации замысла.

Сделать несколько удачных фото вашего творчества.



Слайд №11 И ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТИКОВ…

Давайте не забывать!

Включать ребенка в творчество — позвольте ему самому определять тему своей композиции.

Использовать игровую форму взаимодействия.

Предоставлять ребенку свободу в выборе места, способа и материала, их возможных комбинаций.

Помощь взрослого предлагать своевременно, но дозированно.

Стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при неудачах, проявлять выдержку и терпение.


На сцену приглашается ведущий.

Слайд №12 МЫ УЖЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ!


Фотопримеры из поездки на водопад «КИВАЧ»


Слайд № 13


Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи



Слайд №14

Будем рады получить от каждого путешественника обратную связь…


t1702327375aa.png


Благодарим за внимание!


Практикум.


Активизация творческого состояния.

Ведущий: Превращаемся в детей!

Кто любит больше тёплую погоду, приглашаются в песочницу. Кому ближе холода, добро пожаловать в снежную яму.




И сегодня мы вам предлагаем создать удивительные предметы из природного материала, которые могут стать частью естественной среды, но при этом будут играть необычную роль.

Лесная красавица - неисправимый эстет, жуткая модница и очень любит то место, где живёт.


Посмотрите вокруг, Хозяйка леса приготовила для Вас небольшой сюрприз – чудесный ковёр из осенних листьев. Она предлагает Вам вступить в разные племена. Каждое племя будет выполнять для Хозяйки Леса особенный подарок.

Кто в какое племя попадёт подскажут фигурки на осенних листьях.

Прямоугольник означает, что вы будете делать волшебную палочку. Круг — вы, как внимательный человек, смотрящий в объектив, будете делать пейзаж. Треугольник подскажет, что вы будете делать наряд.


Практическая часть.

Во время изготовления поделок участники советуются между собой. Племенам разрешается ходить друг к другу в гости.

Ведущие и участники помогают друг другу найти решение. Переносим идеи мысленно на улицу, находим разные варианты создания на прогулке с детьми.

Отталкиваясь от привычного конструирования, двигаемся к нахождению приёмов создания ленд-арт объектов на прогулке с детьми.


Минутка отдыха. Просмотр видеофильма «Ленд-арт для детей или творчество на природе». Фильм создан из работ воспитанников нашего детского сада.

Рефлексия.

Ведущий предлагает два вида.

Какая же главная особенность у ленд-арта?

Скульптуры, инсталляции создаются в естественной среде с помощью доступных природных материалов.

Наше путешествие подошло к концу! Хотелось бы узнать ваше мнение.

Пожалуйста, подойдите к столу обратной связи, и положите в сосуд природный материал, соответственно вашим впечатлениям и ощущениям.

Шишки (1 штука) — легко, интересно, возьму в работу.

Камушки (1 штука) — тяжело, не разобрался, пока отложу.

Соль (1 ложка) — прошла сквозь пальцы, не оставила следа, точно не мое.


Второй вариант – электронный, используя специальный код из презентации, перейдите на сайт и оставьте свой отзыв после небольшого тестирования.


Хозяйка Леса благодарит участников, прощается:

«До новых творческих встреч!»







7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации