Статья «Почему дети не любят читать?» (1–2 класс)
ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ?
- Я Сереже все детство читала, читала и ему так нравились книжки, а сейчас не заставить! Куда эта любовь подевалась?
- Даня ведь сам захотел буквы учить, купили азбуку и магниты на холодильник - выучил буквы слету! А с каким удовольствием слоги в слова складывал и читал эти крохотные словечки! Да как забавно!
- А моя Сонюшка так любила книжки, чуть не спала с ними, а потом, как-то незаметно разлюбила... Теперь через силу заставляем хотя бы пять страниц в день прочитать. В школе же требуют технику чтения!
Знакомы вам такие родительские восклицания и недоумения?
Мне часто задают подобные вопросы, особенно мамы, которые приводят детей на курс "Учимся любить книжки".
Не будем сейчас обсуждать тему - почему дети не любят читать - вопрос во многом философский, а во многом риторический.
Мы лучше поговорим о том, почему дети, знакомые с книгой и любившие ее, теряют интерес и любовь к книжкам.
Чаще всего это происходит по одной единственной причине –
ИМ СЛИШКОМ РАНО ПЕРЕСТАЛИ ЧИТАТЬ ВСЛУХ!
Уже слышу сердитый шепот:
- Да как же рано?! Все время до школы читала, каждый божий вечер читала! А некоторые книги и перечитывала!
Да, верю, что до школы читали и даже верю, что в первом классе читали!
Но что чаще всего происходит - пока ребенок маленький, ему читают охотно, понимая, что сам не умеет, что это развитие и отношения. Но когда ребенок идет в школу и уже можно сказать "профессионально" учится читать и начинает читать свои первые книжки, то, как правило, родители перестают читать вслух.
Это же логично: умеешь сам - делай сам! И совершенствуйся в этом!
Вот здесь-то драма чтения и происходит!
Именно в этот момент начинается умирание любви к книжкам. И очень часто умирающая любовь не восстает Фениксом, а умирает медленно, но верно. И остается только способность прочитать короткие тексты в Телеграмме, смс послания и задания к домашке. Даже на параграф по истории и биологии у школьника духа и сил уже не хватает.
А закавыка вот в чем.
Если ребенок научился читать слова и даже длинные предложения, он еще не научился читать в том понимании, как мы себе представляем - " я читаю".
Для нас взрослых " я читаю" - это я не просто понимаю текст, лежащий пред глазами, а сопереживаю персонажам, проникаю в душу текста, вижу героев, вижу себя рядом с героями или поодаль. Я полон эмоций и мыслей, о том, что в истории происходит, а сама история вступает в диалог с моим опытом, с моими чувствами.
Для ребенка, только научившегося читать, перед глазами не увлекательная история про Витю и Машу, а скопище червячков, которые так и норовят ускользнуть, перепутаться, подло уползти за край листа.
И они такие маленькие и такие все похожие друг на друга - только буква А и Ф всегда узнаваемые. Одна домиком, вторая руки в боки. Остальные - палочка туда, палочка сюда!
К счастью, этих червячков, если ребенок будет ловчее их и вовремя поймает глазками, можно выстроить в знакомые слова и это уже победа, уже он - герой! Но слова это еще не история, начиненная эмоциями, это только радость узнавания знакомых и понятных созвучий. Впереди еще предложения, за ними абзацы, потом вредные спотыкалки - знаки препинания (вы замечали, что дети часто их игнорируют, им не до этих незаметных, оброненных на лист крошек?).
Но пытка еще не окончена. После героического преодоления извивающихся и путающихся под глазами строчек, вспотевшего, измученного непосильным трудом ребенка, начинают ласково, но въедливо спрашивать:
- Ну расскажи, дружок, что тебе понравилось? О чем история?
- Ну-у-у! О соба-а-ачке... (был бы постарше, да понахальнее - выматерился бы, дружочек)
Так о чем же эта история, дорогие родители?
О чем, о чем - о муках чтения! О злобных черных червяках? О мелькающих в глазах палочках и кружочках! О тяжелой, кропотливой, нудной работе складывания букв в слова, слов в предложения, предложений в абзацы... Ад адовый!
А вы думали о чем? О возвышенных чувствах к лесам, одетым в багрец и золото, о сострадании Серой Шейке, о недоверии коварству кота Базилио?
Да нет же, без иллюзий - о тяжком труде чтения!
А вот когда вы читаете ребенку, беря на себя всю эту работенку с буквами и словами, да еще если читаете с удовольствием - с чувством, с толком, с расстановкой - вот тогда-то ребенок и сострадает, и смеется, и злится, и радуется, и замирает от предвкушения... Вот тогда-то он и влюбляется в книжки ( и в вас), уверяется, что чтение увлекательное дело, что истории в книжках куда круче переписки в ВК и игр на ПК.
Вспомните свой жизненный опыт - чтобы полюбить и хотеть быть вместе, нужно узнать и заинтересоваться, научиться доверять и чувствовать себя рядом легко и радостно!
ИТОГО:
Читаем ребенку пока он готов нас слушать, пока готов впускать нас в детскую для вечернего чтения, пока готов с нами обсуждать хоть что-то и делиться хоть как-то своими переживаниями и мыслями.
Не так долог этот период, между прочим. Подростки уже точно захотят не мамину книжку на ночь. Так что времени у вас влюбить ребенка в чтение, в книгу, в общение с собой не так много.
P.S. Из личного...из прошлого... Мой Василий, 3-й класс, 10 лет.
- Вася, ну ты уже полюбил книжки?
- Пока еще наполовину.
- Это как же наполовину?
- Ну когда ты мне читаешь - люблю, а когда сам – нет.
- )))
Живите интересно и будьте счастливы!