12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга355
Россия, Свердловская обл., асбест
Материал размещён в группе «Ты – мне, я – тебе»

Городской круглый стол

«Кто должен заботиться о дорожной безопасности наших детей».

Доклад: «Почему дети ничего не боятся. Зона комфорта».

Маленькие дети иногда попадают в такие ситуации, что родители не перестают удивляться «ну неужели он совсем ни о чем не думает?». Неужели у них нет чувства самосохранения? Почему дети ничего не боятся?

Чувство самосохранения у маленьких детей есть, но пока оно у них на уровне инстинктов, заложенных природой и генетически (заплакать, когда голоден, когда холодно и мокро, зажмуриться от ослепительного света). Например: если ребенка купают и ему на лицо плеснуть легонько воду, а потом погрузить его под воду, ребенок плотно сожмет губы, и не будет дышать. Страх опасности перед водой заложен генетически на протяжении многих тысячелетий, поэтому срабатывает инстинкт самосохранения. Таким образом, чувство самосохранения у маленьких детей есть. У них просто нет еще опыта существования в непривычном мире. То есть опасности, реакции на которые в ходе сотен тысяч лет уже закрепились генетически (врожденные инстинкты, рефлексы) известны мозгу новорожденного сразу же, а новые (скорость, электричество, транспорт) только предстоит познать.

К сожалению (а может на пользу), невозможно объяснить маленькому ребенку словами все опасности, которые могут его подстригать. Все живое учиться подражанием, ну или на своем личном опыте – через шишки, ушибы и т.д.

Например: во время игры с машинками, мотоциклами и паровозиками, малыш управляет ими как угодно. По его желанию они двигаются и останавливаются. Не имея понятия о реальной картине, ребенок переносит игровую ситуацию на реальную жизнь. Выходя на улицу, ребенок твердо уверен, что машины здесь останавливаются точно так же мгновенно, как и в его игре, а потому попросту не обращает на них внимания.

Для того, чтобы инстинкт самосохранения развивался для жизни в социуме, в окружении приборов, мониторов, электрических розеток и газовых горелок и прочих достижений цивилизации – ребенку нужен практический опыт и наставник, который рядом и пошагово, не лениво, терпеливо бы объяснял ему каждый раз, что произошло, почему он упал, почему нельзя, почему будет больно и т.д. Ну а кто же может быть таким наставником? Конечно только родители.

Дети всегда смотрят и подражают своим родителям. Родители для детей постоянно на глазах, ребенок учиться всему у родителей, порой не осознано запоминает, и потом повторяет то, что когда либо сделал родитель. Это заложено природой. Самое первое умение любого младенца – это подражание, ведь оно ему необходимо для того, чтобы адаптироваться в совершенно незнакомой для него среде. Еще, будучи в роддоме, младенец учится вступать в отношения с мамой, отвечая на ее взгляд.

Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей. Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей – это только один из многих принципов воспитания детей. Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных – личный пример родителей.

Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику. Разве будет ребенок пристегиваться в машине, если мама (самый авторитетный человек в его жизни) этого не делает? Необходимо полное соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка переходить дорогу только по пешеходному переходу, то и сами не ленитесь дойти до ближайшего «пешеходника», а не сокращайте путь там, где Вам удобно. Если родители увидели перебегающего дорогу ребенка, то они должны конкретно и точно сказать, что это недопустимое поведение. Остановитесь, привлеките внимание ребенка (общение «глаза в глаза»), побеседуйте с ребенком о том, к чему может привести такое поведение. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне.

Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори – все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания? Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или так как они поступают, то они выберут второй вариант. Плохим примером для ребенка являются моменты, когда слова родителей расходятся с их делами. Можно сто раз говорить ребенку: «Переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора», а самим часто при ребенке переходить на красный, «потому, что дорога свободна». Вы своим поведением толкаете ребенка к тому, чтобы он совершал опасные поступки.

Так же я хочу затронуть довольно интересную тему — что есть зона комфорта, и как с ней правильно взаимодействовать.

Зона комфорта – это состояние психологической защищенности, возникающее в последовательности привычных действий и получения ожидаемого результата, где привычные действия – это действия, диктуемые привычкой или действия, не несущие неизвестных угроз, а ожидаемый результат – предсказуемый или повторяющийся ответ на наши действия.

Зона комфорта, как мыльный пузырь, в котором мы живем и где мы чувствуем себя в своей тарелке (с ситуациями, событиями, привычками, людьми и т.д.). За пределами зоны комфорта все неизвестно. А нам, людям, неизвестное страшно, потому что мы теряем безопасность, т.е. неизвестное — опасность.

Зона комфорта состоит из привычек, шаблонов мышления и стереотипов поведения. Находиться в состоянии покоя и уюта приятно, но чем дольше пребываешь в нем, тем страшнее сделать шаг наружу. И тогда любое действие, выходящее за рамки привычного, становится пугающим, неприятным. Все, что человек делает по накатанной, «на автопилоте» — это и есть зона его комфорта. Выполнение этих действий происходит автоматически, привычно, наши руки работают, выполняют какие-то действия, а разве мы задумываемся о том, почему они выполняют это действие. Замкнутый круг из привычных действий очень опасен. С этим можно и нужно бороться. Зона комфорта ограничивает приобретение нового опыта и, соответственно, навыков выживания в изменчивой среде. Чем чаще мы находимся в зоне комфорта, тем меньше у нас опыта выживания.

Как всегда, все решает практика. Чем чаще человек делает шаг наружу, тем проще ему это дается. Родители ругают ребенка за сломанную игрушку. Но, как же ребенок поймет, что может случиться беда, если родители всегда и везде его оберегают? Если ребенок в жизни не сталкивается со стрессорами (не выходит из зоны комфорта), то попав в трудную ситуацию, он не сможет правильно отреагировать и, возможно, это будет стоить ему очень дорого.

Что происходит, когда мы выходим из зоны комфорта? Эти неизвестные ситуации становятся известны и обогащают наш опыт и знания, что позволяет действовать по-разному в других ситуациях.

Так что мой совет. Старайтесь не ограждать своего ребенка «от всего опасного», а научите под своим чутким руководством понимать эту опасность, справляться с ней и управлять.

1. У ребенка может возникнуть необходимость попросить о помощи, а он стеснителен (да еще родители с детства твердили ему, что разговаривать с незнакомыми людьми нельзя). Как учимся выходить из зоны комфорта? Просим ребенка на улице у прохожего спросить время или подсказать дорогу, попросить в магазине у продавца разменять денежную купюру или спросить где находится какой-то товар.

2. Нужно развивать в ребенке позитивное мышление. Например, упражнение «все хорошо», овладение навыками быстрого переключения на позитивный лад. Это сравнимо с тем, что для взрослого человека ходить прямо — это естественно, привычно. И споткнувшись, он быстро восстанавливает равновесие. Так и здесь — нужно учиться быстро возвращать себе душевное равновесие.

3. Умение находить плюсы в любой ситуации. Ты сегодня получил двойку, это толчок к тому, что ты что-то сделал не так, теперь ты это знаешь и в следующий раз сделаешь все правильно.

4. Привычка в начале дня делать самое неприятное, но нужное дело (сделать уроки). Если мы весь день откладываем неприятное, то не получаем радости от проживания этого дня. Сделал дело, гуляй смело. Весь день свободен для других начинаний, а так же появляется эмоциональный подъем от сделанного.

5. Ваш ребенок очень эмоционален? Научите его техникам медитации, отвлечения, чтобы в момент эмоциональной вспышки он не попал в беду.

Любое движение вперед всегда является результатом пинка сзади. Главное выбрать правильную траекторию движения, а не упасть носом в землю.

Человек, развивающийся как личность, должен уметь привычно выходить из зоны комфорта, не испытывая при этом особого стресса, потому что это жизненная необходимость.

Опубликовано в группе «Ты – мне, я – тебе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.