Почему и как именно необходимо развивать фонематический слух, чувство ритма и правильное дыхание
Занятие по психологии.
Тема: Почему и как именно необходимо развивать фонематический слух, чувство ритма и правильное дыхание.
Фонематический слух, это способность человека к синтезу и анализу звуков речи, речевых высказываний. А это значит, что обладая хорошим фонематическим слухом, ребёнок сможет отличить (дифференцировать) фонемы родного языка. Понимать обращенную к нему речь и красиво (правильно) высказываться самому.
Обычно он формируется к пяти годам. Если фонематический слух развит не достаточно, ребёнок воспринимает речь (запоминает и повторяет), но иногда не точно понимает. Чаще, это происходит, если произносятся слова с похожими по звучанию фонемами (бочка – точка, почка – дочка и т.д.). Обычно такое нарушение сопровождается и неправильным звукопроизношением.
При нарушении восприятия, искаженный сигнал передается на артикуляционный аппарат речи, тоже с нарушением и ребёнок не правильно произносит слова, а на много позже и пишет их с ошибками. А.Р. Лурия писал, что в акте письма «принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».
Несколько отделов мозга ответственны за данные процессы. Височная зона - отвечающая за восприятие, анализ и синтез речи, а так же памяти. Теменная зона – отвечающая за артикуляцию, пространственное восприятие и моторику. Теменная зона, связанная со зрительным восприятием.
Развитие фонематического слуха, начинается на ранних этапах развития, с различения звуков в окружающем ребёнка пространстве. Поэтому так полезно и никогда не поздно играть с ребёнком в «тихо – громко», в «шумовые коробочки» с разными наполнителями (песок, крупой, горохом, скрепками, бумажными шариками, пуговицами и т.д.). Слушать и обсуждать схожесть и различие природных звуков (дождь, журчание ручья, морской прибой, капель, звуки леса, пение птиц, голоса разных животных). Слушать звуки города (деревни) и угадывать, что именно слышит ребёнок.
В процессе развития, на первом раннем этапе, ребёнок воспринимает слова как единый комплекс, с ритмико-мелодической структурой. Поэтому важно понимать, что различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться и развитием чувства ритма. Этому будет способствовать и правильное дыхание. Известно, что такое правильное дыхание успокаивает, способствует концентрации внимания и саморегуляции. И, что ещё немаловажно, правильное дыхание улучшает газообмен, кровообращение, вентиляцию легких и поэтому способствует общему оздоровлению. При нарушениях дыхания, дети говорят на вдохе, у них может быть ротовое и прерывистое дыхание. Правильному ритмичному дыханию, будут способствовать дыхательные упражнения. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный сознательной регуляции. В жизни людей много ритмов от простых до сложных. Первый ритм, музыку, создают маленькие дети, играющие в ладушки. Поэтому слушаю музыку с детьми, танцуя в такт мелодии вместе, мы сможем преодолеть трудности развития. Хорошо развивает ребёнка в этом направлении – логоритмика. Это музыкально двигательные речевые игры и упражнения. Речь связана с движением, поэтому логоритмика полезна при любых нарушениях речи. Хорошо известен и её общеоздоровительный эффект, в процессе этих упражнений отрабатывается правильное дыхание, улучшается моторное развитие, координация, ритм, стимулируется память, ориентация в пространстве, увеличивается словарь и общекультурный уровень развития ребёнка.
На следующем этапе онтогенеза, одновременно пополняется словарный запас и ребёнок учится различать фонемы.
Нарушения чаще носит вторичный характер, у таких детей отмечаются трудности при восприятии и воспроизведении простых ритмов, сложные оказываются, вообще не доступны, что приводит к недоразвитию фонематического слуха и скажется на произносительной стороне речи. Поэтому педагоги, музыкальные работники, логопеды, психологи уделяют так много внимания развитию речевого слуха, ритма и дыхания.
Будут полезны игры по типу «загадочный предмет», когда ребёнку предлагается, исследовать, как звучат предметы из разных материалов, меняя темп и громкость звучания. Можно хлопать по предмету, переливать, рвать, а ребёнок должен, угадывать, что была использовано (какие предметы участвовали в игре) и повторить ритм звучания.
Особенно ярко нарушения фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, а без этих навыков невозможно успешное обучение.
Для преодоления подобных трудностей, рекомендуется играть с ребёнком в игры с ритмическим алгоритмом.
Создавая ритм, например отстукиванием ладошкой сначала, потом добавляется топот ног и хлопки руками. Ребёнок смотрит, слушает и повторяет в правильной последовательности, сначала открытыми глазами, а потом с закрытыми. Возможны варианты, можно отстукивать (сочетая руки и ноги) простые мелодии и/или добавлять инструменты от примитивных (ложки, кастрюли и т.д.), до сложных (музыкальных). Затем ребёнок придумывает свои мелодии.
Любой стихотворный текст, можно разбить на слоги, проговаривать его и одновременно отбивать ритм руками и ногами. Один слог – один удар, на каждом слове менять движения (чередуя ноги и руки). Возможны варианты усложнения игры, например, на предлогах добавлять хлопки, а на смене предложений делать поворот телом вокруг оси т.д. Можно предложить ребёнку придумать свои сочетания движений, текста и ритмического рисунка.
Также можно использовать разные предметы при выкладывания слов, создавая разный по сложности рисунок, опираясь на свойства предметов (размер, форму, цвет, запах и т.д.), разбивая слова на слоги. Или применяя мяч, бросая его по-разному или отбивая об пол звуки слова.
Используя творческий потенциал взрослого и ребёнка можно придумывать любимую коллекцию игр для преодоления трудностей.
Нина Ивановна