12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Альбина193
Насруллаева Альбина Айдемировна, учитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ№8"г. Избербаш, 1982 года рождения. Пед. стаж-14 лет
Россия, Дагестан респ., Избербаш

Урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Цель урока: 

выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.



Ход урока.

Эпиграф: Оноре де Бальзак

«Нет того, чего бы не выдержала… любовь матери».

Ӏ. Организационный момент.

Запись даты, темы урока в тетрадь.     

Эмоциональный настрой.

«Улыбка ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. 

 Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда

 Она создает счастье в доме, и служит паролем для друзей

Она универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой!

Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких трех частей она состоит? (изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение)

Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему? (Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный. Сложно сохранять определенный тип речи, тему текста, тезис; подбирать необходимые примеры из текста; следить за тем, чтобы текст был логичным, композиционно цельным).

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения 9.3 Для этого вспомним все этапы работы, как строится данный текст, основные понятия, необходимые для работы.

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

Задание: определить лексическое значение слова: самоотверженность, благодарность, бескорыстие, милосердие, сострадание, нежность, доброта, ответственность – любовь к ближнему.

1. Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве, об этом вы расскажете мне, посмотрев видеоролик.

Притча о матери (презентация.)

- Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике? (О любви)

-Что такое любовь? (Чувства любви испытывают только люди, все остальные живые существа на земле, этого чувства не имеют. 
- Какая бывает любовь?

Любовь бывает разная, взаимная или нет, первая любовь или зрелая любовь, любовь к братьям нашим меньшим или к природе и у всех любовь своя, неизменной остается только МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ к своим детям. 

2. Виктор Коротаев

О вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая, трепетная вера в нас,

Подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери - такой народ – вздохнут,

Нас долгим взглядом смеря:

«Пусть перебесятся. Пройдет!» -

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни,

Взыскательно и терпеливо.

И - не крикливые – они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной,


- У.: Образ матери, тема материнства издавна волновала и вдохновляла на творчество, прославлялась в различных видах искусства. Сколько замечательных произведений о матери создано в литературе, живописи, музыке. Мы неоднократно обращались к этой теме. Какие произведения вы запомнили? Какое впечатление они произвели на вас?

- А кем для вас является мама?

Чтение текста

Комментарий учителя. Особенность рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…» заключается в том, что он небольшой по объёму, на одном уроке можно успеть прочитать и проанализировать его.

Вопрос классу: Какое чувство вызвал у вас рассказ? ( Рассказ грустный, но его концовка оптимистична, так как дочь героини рассказа вовремя поняла и исправила свою ошибку. Рассказ Б. Екимова очень близок нам, действие происходит в наше время.)

Учитель: Рассказ Б. Екимова «Говори, мама, говори…» действительно современен, он написан в 2006 году и очень актуален сегодня, так как современное поколение отличается потребительским отношением к родителям и вообще к жизни. Предлагаю учащимся познакомиться с презентацией о жизни и творчестве Б. Екимова.

(Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист. Родился 19 октября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе. Он пишет о реальных жизненных буднях простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому его книги пользуются в России огромной популярностью.

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» сказал о нём: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь, тревожную, разбитую на осколки».

В 2008 году Б. Екимов удостоен премии А. И. Солженицына.

Аналитическая беседа.

- Вокруг какого события построен рассказ?

(Старой женщине Катерине, которая живёт одна вдали от детей, купили сотовый телефон, научили пользоваться, и дочь каждое утро звонит матери и коротко спрашивает, как она себя чувствует.)

Стареют мамы

Как неожиданно стареют наши мамы!
Уносит старость красоту лица.
Спешат года неумолимо и упрямо.
Мы без вины виновны в этом до конца.
Мы позвонить порою даже забываем,
Всё на бегу; дела, дела, дела.
Они не сердятся украдкою вздыхая
И лишь скучая, ждут нас у окна.

- Чем становится телефон для Катерины?

(Телефон – мобильник – это не только средство связи между дочерью и матерью, это ещё и нечто живое.. Телефон на какое-то время заменил Катерине дочь. Во время разговора по телефону старой женщине кажется, что дочь рядом.)

- Какими средствами изобразительности пользуется автор в описании телефона?

Он использует олицетворения «коробочка оживала», «коробочка смолкала», метафоры «вдруг заиграет, засветит», «запел телефон», «засветил, проснувшись, мобильный телефон». Телефон действительно становится живым существом для Катерины.

- Портрет Катерины скудный, всего две-три детали. Несмотря на это можно создать цельный образ героини. Попробуйте составить её портрет.

(Бабка Катерина-маленькая «иссохшая, горбатенькая от возраста, но ещё проворная старушка». В рассказе упоминаются трое её детей: дочь Мария, сыновья Коля и Володя. Когда-то семья была большая. Хозяйство бабуля держала немалое. Всю свою жизнь она трудилась в колхозе не покладая рук, детей хороших вырастила. Теперь живёт одна. Дети давно разъехались. Дочь живёт в городе в полутораста километрах от матери. Зимовать Катерина уезжает к дочери, но с большой неохотой.

- Почему Катерине не хочется уезжать в город?

(Она родилась и выросла здесь. Всю свою жизнь прожила на этой земле. Это её родина, здесь ей всё дорого, свято, здесь её предки, корни. Это её земля, здесь она хозяйка, а городе она гость, «хоть и родные дети, но стены чужие».)

Придонье – это часть Катерины. Она тонко чувствует и красоту родного края. С грустью провожает перелётных птиц. Наверное, сама себе напоминает перелётную птицу. Любуется «тихим пожаром» осеннего леса. У неё богатый внутренний мир, она знает много народных примет, тесно связана с окружающим миром, живёт с природой в гармонии.)

- С появлением мобильного телефона жизнь бабки Катерины стала легче, проще?

(На первый взгляд, кажется легче. «Кому хочешь, жалься. И чего нам не жить?»- спрашивает сама себя. С другой стороны, дети реже будут приезжать, а чаще звонить. Но телефонный разговор короткий. Настоящего общения и нет.)

- Что больше волнует дочь?

(Жива мать или нет. На долгие разговоры нет денег, связь дорогая. Главное – мать жива. Катерина и сама прекрасно понимает, что значат эти урочные звонки дочери: « Одно лишь знание, что – живая».)

- О чём болит душа Катерины?

(О том, что хутора не стало, одни старики да пьянь остались в деревне.)

Как автор описывает прошлое хуторян?

(Он использует градацию «хутор… разошёлся, разъехался, вымер». Словно по швам разошёлся.)

- Как Катерина проводит день?

(Она никогда не сидит сложа руки, всё время занята каким-нибудь делом: кур надо покормить, вскопать картофельные грядки, воды принести. С детства привыкшая к труду, она ни дня не может без дела. Скорее всего, и в город она не хочет ехать по этой причине. Что она там будет делать всю зиму, чем заниматься с утра до вечера?)

- Чего ожидала в первое время Катерина от телефона?

(Ей казалось, что вместе с голосом появится на экране и лицо дочери.)

- О чём свидетельствует эта деталь?

t1595138058aa.jpg начит, Катерина скучает по дочери, её мало услышать дочь, хочется увидеть, поговорить о том, что наболело на душе.)

- Как бы вы определили эту проблему?

(Проблема одинокой старости.)

- Какая деталь усиливает чувство одиночества старушки?

(Она разговаривает с голосом из репродуктора. Не обращая внимания на рекламу, Катерина жалуется на свои болезни, на трудную жизнь.)

- Этот разговор отличается от звонков дочери?

(Дочери некогда выслушать мать, она вечно торопится. Катерина толком и не успевает отвечать на однообразные, заученные вопросы дочери. На общение похож разговор с голосом из репродуктора, в отличие от разговора с дочерью. Дочь убеждена: раз мать отвечает на звонки, значит всё в порядке.)

- Вы согласны с тем, что с матерью всё в порядке?

(Нет, она очень одинока, но дочь этого не замечает.)

- Как дочь реагирует на рассказ матери?

(Она просит говорить конкретней: «Говори о себе, а не о грушине. Не забывай, что это мобильник, тариф».)

- Что значит «говорить конкретней» для матери и для дочери?

(Они понимают это по-разному: Катерина рассказывает как раз конкретно, со всеми подробностями. Мы и причину узнаём, почему она до сих пор не «ликвидировала» эту грушину: дочь очень любит компот из неё. А для дочери же «конкретней»- значит коротко и ясно: мать жива-здорова, ничего себе не сломала. Она, к сожалению, не сразу понимает, что для матери главное - просто поговорить по душам, отвести душу.)

- Почему автор называет утренние звонки урочными? Как вы понимаете смысл этого эпитета? Почему Катерина так испугалась дневного неурочного звонка?

(Телефон всегда звонил в одно и то же время. Эти утренние звонки напоминали поверку, перекличку: жива ещё мать, с ней в порядке. Старушка привыкла к ним, поэтому так испугалась, когда раздался неожиданный звонок: не случилось ли чего с дочерью, «не заболел ли кто». Старая женщина по-прежнему переживает за давно уже взрослых детей. Про свою боль она уже забыла. Она просит прощения у дочери, боится её обидеть. Но разве должна старая мать просить прощения за старость, за слабость?)

- Давайте понаблюдаем за поведение дочери. Как меняется тон разговора? Почему, по- вашему, она позвонила второй раз, в обед?

(Дочь поняла, что обидела мать резким тоном, что общение с матерью нельзя купить ни на какие деньги. Звонок можно оплатить, а живой голос матери - нет. Дочь теперь уже сама просит мать рассказать обо всём.)

- Как вы понимаете смысл названия рассказа? Какую смысловую нагрузку несёт в себе лексический повтор глагола «говори»?

(Дочь осознала, сердцем поняла, «как всё это зыбко и ненадёжно: телефонная связь, тарифы, неотложные дела и беготня». Она вдруг испугалась, что может оборваться не телефонная связь, а голос матери-старушки. Оборвётся навсегда. Поэтому, пока мать жива, надо уметь слушать её тихий голос.)

- Чем отличаются телефонные разговоры в начале рассказа и в его финале?

(Вначале мы вообще не слышим Катерину, а только читаем её мысли или же она разговаривает сама с собой. А в финале дочь просит мать говорить, не обрывает её, внимательно слушает, что она говорит. Дочь поняла, что дороже и ближе матери на земле человека нет, что старушка одинока, ей хочется поговорить о своих проблемах, пусть они не так важны и значительны для дочери. Но это повседневная жизнь старой женщины, и она вдруг стала так дорога для дочери, а всё остальное оказалось суетой сует.)​​​​​​​

Составление синквейна. Видеоролик Поговори со мною, мама

Учитель: Как бы вы сейчас составили синквейн “Мама”, характеризующий нашу героиню? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили? Выразите через синквейн свое отношение к ней.
1.Старая Катерина

2.Пожилая и одинокая

3. Ждет, скучает, любит

4.Мать всегда прощает и любит

5. Всепрощающая любовь

Учитель: А как вы считаете, этот рассказ актуален?

Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда? (подвести к эпиграфу).

Не случайно высказывание Оноре де Бальзак стало эпиграфом к нашему уроку. Но оно не закончено, продолжите его, пожалуйста. (слайд № 13)

Собрать у доски сердце(составляющие)

Заключительное слово учителя.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Какие выводы вы сделали для себя?

Подводя итог нашего мероприятия, я ещё раз хочу напомнить ребятам о том, что каждый человек в неоплатном долгу перед человеком, подарившем ему жизнь и воспитавшем его. А, как известно, ребята, «долг платежом красен». И каждый из нас обязан заботиться о своей маме, оберегать ее так, как она оберегает нас. На этом наша встреча подходит к завершению



Домашнее задание (на выбор)







Опубликовано в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР»


Комментарии (3)

Приходько Наталья Владимировна, 13.08.20 в 14:55 0Ответить Пожаловаться
Актуальная тема, хороший урок. Спасибо, Альбина!
Ирина, 15.03.21 в 17:31 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за хорошую разработку.
Альбина, 10.05.22 в 21:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллеги
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.