Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Материнская любовь»
Урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Цель урока:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
Ход урока.
Эпиграф: Оноре де Бальзак
«Нет того, чего бы не выдержала… любовь матери».
Ӏ. Организационный момент.
Запись даты, темы урока в тетрадь.
Эмоциональный настрой.
«Улыбка ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда
Она создает счастье в доме, и служит паролем для друзей
Она универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой!
Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких трех частей она состоит? (изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение)
Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему? (Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный. Сложно сохранять определенный тип речи, тему текста, тезис; подбирать необходимые примеры из текста; следить за тем, чтобы текст был логичным, композиционно цельным).
Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения 9.3 Для этого вспомним все этапы работы, как строится данный текст, основные понятия, необходимые для работы.
II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слова: самоотверженность, благодарность, бескорыстие, милосердие, сострадание, нежность, доброта, ответственность – любовь к ближнему.
1. Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве, об этом вы расскажете мне, посмотрев видеоролик.
Притча о матери (презентация.)
- Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике? (О любви)
-Что такое любовь? (Чувства любви испытывают только люди, все остальные живые существа на земле, этого чувства не имеют.
- Какая бывает любовь?
Любовь бывает разная, взаимная или нет, первая любовь или зрелая любовь, любовь к братьям нашим меньшим или к природе и у всех любовь своя, неизменной остается только МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ к своим детям.
2. Виктор Коротаев
О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая, трепетная вера в нас,
Подрастающих детей.
Ее, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери - такой народ – вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
«Пусть перебесятся. Пройдет!» -
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни,
Взыскательно и терпеливо.
И - не крикливые – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной,
- У.: Образ матери, тема материнства издавна волновала и вдохновляла на творчество, прославлялась в различных видах искусства. Сколько замечательных произведений о матери создано в литературе, живописи, музыке. Мы неоднократно обращались к этой теме. Какие произведения вы запомнили? Какое впечатление они произвели на вас?
- А кем для вас является мама?
Чтение текста
Комментарий учителя. Особенность рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…» заключается в том, что он небольшой по объёму, на одном уроке можно успеть прочитать и проанализировать его.
Вопрос классу: Какое чувство вызвал у вас рассказ? ( Рассказ грустный, но его концовка оптимистична, так как дочь героини рассказа вовремя поняла и исправила свою ошибку. Рассказ Б. Екимова очень близок нам, действие происходит в наше время.)
Учитель: Рассказ Б. Екимова «Говори, мама, говори…» действительно современен, он написан в 2006 году и очень актуален сегодня, так как современное поколение отличается потребительским отношением к родителям и вообще к жизни. Предлагаю учащимся познакомиться с презентацией о жизни и творчестве Б. Екимова.
(Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист. Родился 19 октября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе. Он пишет о реальных жизненных буднях простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому его книги пользуются в России огромной популярностью.
Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» сказал о нём: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь, тревожную, разбитую на осколки».
В 2008 году Б. Екимов удостоен премии А. И. Солженицына.
Аналитическая беседа.
- Вокруг какого события построен рассказ?
(Старой женщине Катерине, которая живёт одна вдали от детей, купили сотовый телефон, научили пользоваться, и дочь каждое утро звонит матери и коротко спрашивает, как она себя чувствует.)
Стареют мамы
Как неожиданно стареют наши мамы!
Уносит старость красоту лица.
Спешат года неумолимо и упрямо.
Мы без вины виновны в этом до конца.
Мы позвонить порою даже забываем,
Всё на бегу; дела, дела, дела.
Они не сердятся украдкою вздыхая
И лишь скучая, ждут нас у окна.
- Чем становится телефон для Катерины?
(Телефон – мобильник – это не только средство связи между дочерью и матерью, это ещё и нечто живое.. Телефон на какое-то время заменил Катерине дочь. Во время разговора по телефону старой женщине кажется, что дочь рядом.)
- Какими средствами изобразительности пользуется автор в описании телефона?
Он использует олицетворения «коробочка оживала», «коробочка смолкала», метафоры «вдруг заиграет, засветит», «запел телефон», «засветил, проснувшись, мобильный телефон». Телефон действительно становится живым существом для Катерины.
- Портрет Катерины скудный, всего две-три детали. Несмотря на это можно создать цельный образ героини. Попробуйте составить её портрет.
(Бабка Катерина-маленькая «иссохшая, горбатенькая от возраста, но ещё проворная старушка». В рассказе упоминаются трое её детей: дочь Мария, сыновья Коля и Володя. Когда-то семья была большая. Хозяйство бабуля держала немалое. Всю свою жизнь она трудилась в колхозе не покладая рук, детей хороших вырастила. Теперь живёт одна. Дети давно разъехались. Дочь живёт в городе в полутораста километрах от матери. Зимовать Катерина уезжает к дочери, но с большой неохотой.
- Почему Катерине не хочется уезжать в город?
(Она родилась и выросла здесь. Всю свою жизнь прожила на этой земле. Это её родина, здесь ей всё дорого, свято, здесь её предки, корни. Это её земля, здесь она хозяйка, а городе она гость, «хоть и родные дети, но стены чужие».)
Придонье – это часть Катерины. Она тонко чувствует и красоту родного края. С грустью провожает перелётных птиц. Наверное, сама себе напоминает перелётную птицу. Любуется «тихим пожаром» осеннего леса. У неё богатый внутренний мир, она знает много народных примет, тесно связана с окружающим миром, живёт с природой в гармонии.)
- С появлением мобильного телефона жизнь бабки Катерины стала легче, проще?
(На первый взгляд, кажется легче. «Кому хочешь, жалься. И чего нам не жить?»- спрашивает сама себя. С другой стороны, дети реже будут приезжать, а чаще звонить. Но телефонный разговор короткий. Настоящего общения и нет.)
- Что больше волнует дочь?
(Жива мать или нет. На долгие разговоры нет денег, связь дорогая. Главное – мать жива. Катерина и сама прекрасно понимает, что значат эти урочные звонки дочери: « Одно лишь знание, что – живая».)
- О чём болит душа Катерины?
(О том, что хутора не стало, одни старики да пьянь остались в деревне.)
Как автор описывает прошлое хуторян?
(Он использует градацию «хутор… разошёлся, разъехался, вымер». Словно по швам разошёлся.)
- Как Катерина проводит день?
(Она никогда не сидит сложа руки, всё время занята каким-нибудь делом: кур надо покормить, вскопать картофельные грядки, воды принести. С детства привыкшая к труду, она ни дня не может без дела. Скорее всего, и в город она не хочет ехать по этой причине. Что она там будет делать всю зиму, чем заниматься с утра до вечера?)
- Чего ожидала в первое время Катерина от телефона?
(Ей казалось, что вместе с голосом появится на экране и лицо дочери.)
- О чём свидетельствует эта деталь?
(З начит, Катерина скучает по дочери, её мало услышать дочь, хочется увидеть, поговорить о том, что наболело на душе.)
- Как бы вы определили эту проблему?
(Проблема одинокой старости.)
- Какая деталь усиливает чувство одиночества старушки?
(Она разговаривает с голосом из репродуктора. Не обращая внимания на рекламу, Катерина жалуется на свои болезни, на трудную жизнь.)
- Этот разговор отличается от звонков дочери?
(Дочери некогда выслушать мать, она вечно торопится. Катерина толком и не успевает отвечать на однообразные, заученные вопросы дочери. На общение похож разговор с голосом из репродуктора, в отличие от разговора с дочерью. Дочь убеждена: раз мать отвечает на звонки, значит всё в порядке.)
- Вы согласны с тем, что с матерью всё в порядке?
(Нет, она очень одинока, но дочь этого не замечает.)
- Как дочь реагирует на рассказ матери?
(Она просит говорить конкретней: «Говори о себе, а не о грушине. Не забывай, что это мобильник, тариф».)
- Что значит «говорить конкретней» для матери и для дочери?
(Они понимают это по-разному: Катерина рассказывает как раз конкретно, со всеми подробностями. Мы и причину узнаём, почему она до сих пор не «ликвидировала» эту грушину: дочь очень любит компот из неё. А для дочери же «конкретней»- значит коротко и ясно: мать жива-здорова, ничего себе не сломала. Она, к сожалению, не сразу понимает, что для матери главное - просто поговорить по душам, отвести душу.)
- Почему автор называет утренние звонки урочными? Как вы понимаете смысл этого эпитета? Почему Катерина так испугалась дневного неурочного звонка?
(Телефон всегда звонил в одно и то же время. Эти утренние звонки напоминали поверку, перекличку: жива ещё мать, с ней в порядке. Старушка привыкла к ним, поэтому так испугалась, когда раздался неожиданный звонок: не случилось ли чего с дочерью, «не заболел ли кто». Старая женщина по-прежнему переживает за давно уже взрослых детей. Про свою боль она уже забыла. Она просит прощения у дочери, боится её обидеть. Но разве должна старая мать просить прощения за старость, за слабость?)
- Давайте понаблюдаем за поведение дочери. Как меняется тон разговора? Почему, по- вашему, она позвонила второй раз, в обед?
(Дочь поняла, что обидела мать резким тоном, что общение с матерью нельзя купить ни на какие деньги. Звонок можно оплатить, а живой голос матери - нет. Дочь теперь уже сама просит мать рассказать обо всём.)
- Как вы понимаете смысл названия рассказа? Какую смысловую нагрузку несёт в себе лексический повтор глагола «говори»?
(Дочь осознала, сердцем поняла, «как всё это зыбко и ненадёжно: телефонная связь, тарифы, неотложные дела и беготня». Она вдруг испугалась, что может оборваться не телефонная связь, а голос матери-старушки. Оборвётся навсегда. Поэтому, пока мать жива, надо уметь слушать её тихий голос.)
- Чем отличаются телефонные разговоры в начале рассказа и в его финале?
(Вначале мы вообще не слышим Катерину, а только читаем её мысли или же она разговаривает сама с собой. А в финале дочь просит мать говорить, не обрывает её, внимательно слушает, что она говорит. Дочь поняла, что дороже и ближе матери на земле человека нет, что старушка одинока, ей хочется поговорить о своих проблемах, пусть они не так важны и значительны для дочери. Но это повседневная жизнь старой женщины, и она вдруг стала так дорога для дочери, а всё остальное оказалось суетой сует.)
Составление синквейна. Видеоролик Поговори со мною, мама
Учитель: Как бы вы сейчас составили синквейн “Мама”, характеризующий нашу героиню? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили? Выразите через синквейн свое отношение к ней.
1.Старая Катерина
2.Пожилая и одинокая
3. Ждет, скучает, любит
4.Мать всегда прощает и любит
5. Всепрощающая любовь
Учитель: А как вы считаете, этот рассказ актуален?
Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда? (подвести к эпиграфу).
Не случайно высказывание Оноре де Бальзак стало эпиграфом к нашему уроку. Но оно не закончено, продолжите его, пожалуйста. (слайд № 13)
Собрать у доски сердце(составляющие)
Заключительное слово учителя.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Какие выводы вы сделали для себя?
Подводя итог нашего мероприятия, я ещё раз хочу напомнить ребятам о том, что каждый человек в неоплатном долгу перед человеком, подарившем ему жизнь и воспитавшем его. А, как известно, ребята, «долг платежом красен». И каждый из нас обязан заботиться о своей маме, оберегать ее так, как она оберегает нас. На этом наша встреча подходит к завершению
Домашнее задание (на выбор)
Приходько Наталья Владимировна
Ирина
Альбина